Религия и астрономия.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ.

"Научный коммунизм в своем понимании
всех явлений природы опирается на данные естественных
наук, которые находятся в самой непримиримой вражде со
всякими религиозными выдумками".

Н. Бухарин и Е. Преображенский.
Азбука коммунизма. Стр. 195.

Религия и астрономия. В те далекие времена, когда земледелие сделалось главным средством существования человека, оно заставило человека стать в прямую зависимость от сил природы, т.-е. от Солнца - этого великого источника жизненной силы на Земле.

С этих времен первоначальной борьбы человека с окружающей природой появились в человеческом обществе и первые эксплоататоры. Страх темного человека перед природой использовали более сознательные элементы для эксплоатации масс. Эти первые эксплоататоры составили особый класс, каким явилась каста жрецов.

Жрецы стали возводить свои наблюдения над окружающей природой в религиозный культ и объявили себя посредниками в отношениях людей с богом.

Свои знания жрецы облекли "божественной тайной", "божественным откровением" и считали достоянием только своей касты. Непосвященные не смели дерзать изведать этой науки и узнать "основу мудрости" жрецов: всех, кто проникал в касту жрецов, чтобы выведать эти знания, карали смертью.

Народ был в полной зависимости от церкви и жрецов.

Эти эксплоататоры ясно видели свое преимущество над темным народом, боящимся сурового и мстительного бога, бога вездесущего и всезнающего.

Земледелие связано с временами года, а времена года с положением Солнца и звезд. Жрецы, наблюдая движение Солнца и появление звезд, объявляли в храмах о наступлении времен года и того или другого месяца в году, т.-е. возвещали тот календарь, которым мы теперь так просто пользуемся и без всякого объявления.

При настоящем состоянии науки и культуры трудно себе представить, что несколько тысячелетий тому назад нужны были постоянные наблюдения небесных светил, чтобы установить порядок летоисчисления, чтобы объявлять календарь и этим указывать на необходимость тех или других земледельческих работ.

Отсюда видим связь астрономии с религией в первоначальную свою эпоху, и что астрономия, как и всякая другая наука, выросла из практических потребностей и имела непосредственное отношение к ежедневной жизни человека.

Во всех почти древних религиях, Солнце, - этот великий источник жизненной силы на Земле, - почиталось за бога, и важное значение придавалось главным моментам видимого годового движения Солнца: зимнему и летнему солнцестояниям, весеннему и осеннему равноденствиям.

Христианство, как и всякая религия, не самостоятельна: оно возникло на почве других религий, вызванное экономическими условиями времени. Христианство использовало старые легенды и переняло многие, наиболее привычные, сросшиеся с жизнью обряды других религий.

В год введения Юлием Цезарем своего календаря, т.-е. в 45 г. до Р. Хр., зимнее солнцестояние приходилось на 24 - 25 декабря.

В это время в Риме существовал праздник дня рождения "непобедимого Солнца", заимствованный из персидского религиозного культа Митры.

Митра был бог солнечного света, и все религиозные празднества в честь его соответствовали солнечному году и его четырем главным моментам: зимнему и летнему солнцестояниям, весеннему и осеннему равноденствиям.

В зимнее солнцестояние, когда Солнце после своего наибольшего удаления в южное полушарие снова начинает возвращаться к нам, оно прибавляет с каждым днем свету и этим как бы рождается для новой жизни. В это время наблюдается, что как бы долги ни были зимние ночи. они не могут совершенно побороть света и в конце концов свет получает господство над мраком. Поэтому Солнце и стали называть "непобедимым", а день зимнего солнцестояния 25 декабря считать особенно важным праздником: днем рождения "непобедимого Солнца", бога-Митры.

Персидская мифология учила, что бог Митра родился 25 декабря в подземелье, выйдя из камня. Его первыми почитателями были пастухи и божественными символами Митры являлись петух и ключи.

Со времени возникновения христианства все, что относилось к Митре, богу-Солнцу, было присвоено Христу.

Христос по евангелию также родился в пещере, в каменных яслях, ему первые поклонялись пастухи, стерегшие скот в поле. Один из его апостолов, имя которого отожествляется с камнем (Петр-скала, камень, ср. Матфея XVI, 18-19) в христианской иконографии изображается с ключами, а история его с пением петуха всем хорошо известна.

Фиг. 22. Изображение Митры, поразительно похожее на изобра- жение Иисуса Христа (Святский. Под сводом хрустального неба, стр. 59)

Само празднование рождения Христа так же, как и рождение Митры, было отнесено к 25 декабря. Христа называли "солнцем правды", "светом мира", "востоком свыше" (Лука I, 78) и окружили его изображение солнечным ореолом с лучами так же, как и изображение Митры (см. фиг. 22).

Христиане первых веков ничем не отличались от последователей "непобедимого Солнца", бога-Митры, и по словам Тертуллиана христиан называли "солнцепоклонниками" - "они, как бы восхищаясь небом, шепчут молитвы на восток к Солнцу".

Действительно, почти вся организация последователей Митры перешла к христианам.

Например, последователи Митры делились на семь степеней помазания: три низших ступени были для послушников, дальше шли "братья", затем - "отцы", и наконец, - "отец отцов ".

Всякий вступающий в общину Митры должен был совершить известные обряды, называющиеся таинствами. Одним из таких обрядов было крещение погружением в воду, что было символом духовного возрождения. Затем на лбу ставили священный знак - знак креста.

Существовало также причастие. Это была, считавшаяся таинством, еда, во время которой жрец благословлял хлеб и чашу, произнося священные молитвы. Причастие совершалось в память последней вечери Митры перед его вознесением на небо. Причастию предшествовали разного рода умерщвления плоти и посты. Праздновали воскресение - день бога Солнца. Разве из перечисленного не видно уже достаточно ясно, что почти вся обрядовая часть христианства есть не что иное, как точная копия культа бога Митры?

Также очень много различных сказаний о жизни Христа есть повторение легенд об индийском боге Будде.

Будда решил спуститься на Землю, и с этой целью избрал "солнечный" род Сакиа, из которого он должен появиться. Это совершенно соотстветствует выбору рода Давидова для Иисуса. Будущая мать Будды, Майя, видит пророческий сон о его пришествии в мир. Этот сон истолковывается ей браминами почти в тех же словах, с какими обратился к Марии архангел Гавриил во время благовествования. Рождение Будды и Иисуса возвещено звездою. Старый Симеон приходит, по словам Луки, поклониться младенцу Иисусу, - в индийской же легенде Асита сходит с Гималаев для того, чтобы поклониться Будде. Царь Бимбисара до такой же степени обеспокоен рождением индийского мессии, как и царь Ирод обеспокоен рождением еврейского мессии. Он отправляет послов для расследования, действительно ли существует кто-нибудь, могущий угрожать ему. Так же Ирод посылает волхвов.

Здесь заметно только небольшое видоизменение: в то время как в евангелии Матфея Ирод злоумышляет против жизни младенца Иисуса, а волхвы переходят на сторону последнего, - в индийской же легенде, наоборот, послы просят царя Бимбисара выступить войском на Будду, но Бимбисара не слушает их советов и решает сделаться учеником Будды.

Будда и Иисус в двенадцатилетнем возрасте затевают диспуты с учеными.

Иисус разыскивает Иоанна, как учителя, а Будда - Рудрака. Ученики Иоанна становятся учениками Иисуса, ученики Рудрака - учениками Будды.

Когда Иисус погрузился в Иордан, совершилось необычайное явление; такое же явление происходит, когда Будда погружается в реку Найранджан. Иисус удаляется в пустыню и там постится; то же делает и Будда.

Иисуса трижды искушает дьявол, а демон Мара искушает Будду через посредство своих трех дочерей. И здесь, и там дьявол требует поклонения, обещая взамен власть над миром. И здесь, и там, после удаления искусителя, ангелы служат победившему мессии.

Далее мы встречаем и сходство в нагорной проповеди. При этом в евангелии она происходит на горе девяти блаженств, до сих пор показываемой в Палестине, в то время как в индийской легенде имеется гора только семи блаженств. Но здесь и там есть заповедь Параплеты (святого духа).

И там, и тут в момент смерти происходят чудеса, землетрясение, разделение риз или реликвий. Оба совершают чудесные исцеления, оба возвещают какое-то "Царство Божие". Даже существуют такие аналогии, как девушки из презренных самаритян и презренных чандалов.

Иисус и Будда ходят по воде, и у каждого из них есть ученик, который делает то же, но, вследствие неверия, тонет. Оба мессии имеют малодушных учеников, которым они вынуждены делать выговоры. Оба торжественно въезжают в свои города. Оба возносятся на небо.

Таким образом, вся религия Христа есть повторение с некоторыми несущественными добавлениями, согласно требований эпохи, религиозных культов Митры и Будды.

А религиозные культы Митры и Будды суть повторения еще более древних культов.

Иными словами, не подлежит сомнению, что бог Иисус Христос является лишь видоизменением, согласно требованиям эпохи, - Озириса 1), Таммуза 2), Митры, Будды и других богов солнечного света. И подобно тому, как древние религии вочеловечили Озириса и Таммуза, так и новая религия считала Иисуса богом - человеком, действительно жившим на Земле, чего, наверно, на самом деле и не было.

В заключение нужно сказать, что в настоящее время в науке по вопросу возникновения религии Христа намечается два течения.

Первое, наиболее выдающимися представителями которого являются профессор древней философии Артур Древе в Германии и Андрей Немоевский в Польше, - утверждает. что никакого человека по имени Иисус и по прозвищу Христос, распятого за свою заповедь любви к ближнему в Иерусалиме или в каком-нибудь другом городе на земном шаре, никогда не было.

Евангелие же есть просто сборник сказок, мифов, анекдотов, изречений, описаний звездного неба, собранных в разные времена и только приписанных одной воображаемой личности, названной Иисусом. Никакого Иисуса Христа не было, как никогда не было Озириса, Таммуза, Митры и всех олимпийских богов и богинь. Они, как и Иисус Христос, вочеловечены только человеческим воображением.

Одним словом, по этому толкованию Иисус Христос есть только миф, воплощение религиозного идеала.

Второе толкование, представителями которого являются Ренан, Штраусе и др., утверждает, что Иисус Христос, учитель новой морали, действительно жил в Иудее; но только он вовсе не был таким, каким его изображают в евангелиях. Согласно исследований этих ученых, Иисус Христос, описанный в евангелиях, есть только идеализация действительно жившего Иисуса, раввина из Галилеи, мало оригинального религиозного вождя, не чуждого нетерпимости, предрассудков своего времени и человеческих слабостей.

Однако, все эти толкования, выводящие христианскую религию всю целиком или из поклонения Солнцу, звездам, грому, молнии, или как "моральное" учение,-для нас, марксистов, имеет значение только постольку, поскольку из них можно брать факты, оставляя совершенно в стороне выводы. Мы не должны забывать при этом, что "мы боремся с религией не потому, что она - красивый астральный миф, а потому, что она есть ненаучное и социально-вредное учение. Астрального элемента в религиях мы не отрицаем, но мы требуем выведения их из условий хозяйственной жизни. Прежде чем превратиться в астрологию, религия должна была пройти низшие ступени хозяйственного развития"3).

271. Установите звездный глобус для северной широты 40њ и для момента около полуночи 25 декабря определите вид звездного неба в эту ночь. В каком положении на небе будут: созвездие Девы, Волопаса (Пастуха), звездная куча Ясли (созвездие Рака) и "Три Волхва" (Пояс Ориона)? Будет ли эта картина неба соответствовать описанию рождения Иисуса?

272. "Вифлеемская звезда" трактуется в истории астрономии, как планета Венера, как яркая комета, как "новая" звезда и, наконец, как соединение двух или более планет. Разобрать все эти случаи и сделать доклад на эту тему, пользуясь следующими пособиями: Святский. Под сводом хрустального неба. Вифлеемская загадка. Стр. 112-122. Игнатьев. Астрономические досуги. Вифлеемская звезда. Стр. 100-115.

273. Объяснить описание рождения Иисуса, пользуясь звездной картой, отпечатанной на стр.212 книги: А. Немоевский, Бог Иисус, и толкованием Андрея Немоевского. См. А. Немоевский, Бог Иисус. Гл. XXIII. Иисус - Солнце, стр. 206-218.

Для решения этой задачи можно пользоваться также звездной картой, приведенной на стр. 101 книги: Ем. Ярославский, Как родятся, живут и умирают боги и богини. Москва, 1923 г., или звездной картой, приведенной на стр. 99 книги: Календарь Коммуниста на 1923 г. Москва.

Указание: "Если посмотреть на небо 24 - 25 декабря, то на нем видна следующая звездная картина: на восточной стороне, над самым горизонтом, восходит созвездие Дева с младенцем на руках. В зените сверкают в созвездии Рака звездные Ясли, а с западной стороны - Три Царя или Волхвы из созвездия Ориона. На востоке - под ногами Девы извивается звездный Змей. Созвездие Девы по древне-еврейски иногда называлось Вифлеем ("дом хлеба"). Возле созвездия Девы находится созвездие Волопаса, пасущего семь звезд Большой Медведицы. Между Яслями находятся созвездия Тельца и Осла. Таким образом, звездное небо в эти ночи давало полный материал фантазии сочинителей для рассказов о рождении девой, преследуемой злыми силами, младенца, лежащего в яслях, приветствуемого волхвами, со склоненными над яслями ослом и тельцом" 4).

Вопрос: Сравните эти звездные карты: книги Немоевского, Ем. Ярославского и Календаря Коммуниста с нашей звездной картой, приведенной в конце этой книги, и сделайте отсюда выводы.

274. Сопоставить рассказы о всемирном потопе и сделать доклад на эту тему. Пособие: Рубакин. Среди тайн и чудес. Гл. III. Стр. 42-65.

275. Сравнить сказания о "чудотворцах": Заратустра, Будда, Конфуций, Магомет, Аполлоний Тианский и др., их "чудеса" и "пророчества". Пособие: Рубакин. Среди тайн и чудес. Гл. IV. Стр. 66-80.

276. Пользуясь звездной картой, приложенной к книге: Н. Морозов, Откровение в грозе и буре, стр. 35 и 325 - 326, и объяснениями Н. Морозова, разыскать созвездия, которые встречаются в Апокалипсисе.

277. Из романа Мельникова-Печерского: "В лесах и на горах" 5) составить реферат: "Сказания русского народа об астрономических явлениях" (Бог Ярила, Олень златорогий и др. Праздники: Именины Матери - сырой Земли, Иван Купала и др.).

278. Пользуясь книгой Святского: "Под сводом хрустального неба" и приведенными в этой книге источниками (стр. 132 - 184), составить реферат: "Звездная мифология народов Российской Республики".

279. На основании книг: Мельников-Печерский. Т. VII. "Солнечные затмения, виденные в России до XVI столетия", стр. 574, и Святский. "Астрономические явления в Русских летописях". Пгр., 1915, составить реферат: "Солнечные и лунные затмения в русских летописях". Разобрать подробно, например, затмение, о котором упоминается в "Слове о полку Игореве" 6):

"У Донца был Игорь, только видит -
Словно тьмой полки его покрыты,
И воззрел на светлое он солнце-
Видит: солнце - что двурогий месяц,
А в рогах был словно угль горящий;
В темном небе звезды просияли;
У людей в глазах позеленело.
"Не добра ждать", - говорят в дружине".

Описание этого затмения дало возможность установить время похода Игоря, а именно 1185 г. Ср. Святский. "Астрономические явления в русских летописях". Пгр. 1915 г. Стр. 17, 22-27. См. также задачу № 405.

280. Пользуясь книгой Клейна "Астрономические вечера" или другими книгами по астрономии и истории этой науки, составить реферат -"Астрономия, как освободительница человеческой мысли от религиозных предрассудков" (Коперник, Дж. Бруно, Галилей и др.).

Указание. Пособиями могут служить книги:
Клейн. Астрономические Вечера.
Берри. Краткая история астрономии.
Дж. Бруно. Биография, изд. Павленкова.
Коперник. Биография, изд. Павленкова.
Галилей. Биография, изд. Павленкова.
Игнатьев. Наука о небе и земле.
Фламмарион. История неба и др.

1) Озирис - древне-египетский бог, одна из форм бога Солнца - Ра, олицетворение света и тепла, брат и супруг богини Изиды, отец Гора.
2) Таммуз - вавилонский бог весеннего Солнца, и юной, оживающей весною, природы.
3) Ем. Ярославский. "Как родятся, живут и умирают боги и богини:". Москва, 1928, стр. 276.
4) Ем. Ярославский. "Как родятся, живут и умирают боги и богини". Москва. 1923, стр. 102. Вообще о "Церковных праздниках". См. Календарь Коммуниста на 1923 г. Москва. Коопер. Изд. Московский Рабочий. Стр. 93 - 162.
5) Мельников-Печерский. "В лесах и на горах". Стр. 8, 227, 426, 503, 554; Ч. III. Гл. I, стр. 1, 245; Ч. IV. Стр. 256-235, 342- 350; Ч. IV. Стр. 75, 192, 276.
6) А. Майков. "Слово о Полку Игореве". Т. IV. Стр. 94.