Древнегреческая вазопись

Истоки

История развития жанра

Бытовой жанр

Акцент на связи категория текста и жанра.

Жанр детерминирует:

- объективными свойствами анализируемого или описываемого факта;

- конкретными задачами, решаемые изданием или автором;

- мировоззренческими или индивидуально психологическими особенностями личности журналиста.

 

Категориальные признаки жанра публицистического текста выделяет Кройчик:
- ЖАНР - категория типологическая (ряд устоявшихся типологических признаков).
- ЖАНР - категория гносеологическая (познавательная).
- ЖАНР - категория морфологическая (особая структура, место факта, образный строй).
- ЖАНР - категория аксиологическая (содержит оценку действительности).
- ЖАНР - категория творческо-созидательная (модель мира конкретного автора).

 

Система жанров по Кройчику: (5 групп)
*Целевая установка. В соответствии с тремя типами целевой установки, Кройчик выделяет 5 групп жанров.

1. Сообщение о новости - ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ЖАНРЫ (заметка)
*или о возникшей проблеме - ОПЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙИЙ (интервью, репортаж, отчеты).

2. Фрагментарные - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-НОВОСТНЫЕ (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия)
* или обстоятельственное осмысление ситуации - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЖАНРЫ (статья, обозрение, письмо, системный анализ).

3. Эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно образном уровне) - (очерк, эссе, памфлет, фельетон).

Г. В. Лазутина:

Категорию жанра заменяет на «жанровую модель». Конкретное воплощение жанра.

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового временисвязан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Стенопись с бытовыми сценами, погребальная кладовая Накта, Древний Египет

Бытовой жанр возник еще в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.

·

 

·

Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения

 

·

Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.

 

·

Варение пива, мелкая пластика из захоронения

Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевленного пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).

·

Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»

 

·

Жертвоприношение вином, 480 г. до н.э. Лувр

 

·

Муза читает свиток, лекиф, Лувр

 

·

Акробатка, гидрия,Британский музей, Лондон