Визирование относительно констант
Мышление в пропорции и перспективе
Оставим научные объяснения в стороне
Визирование осуществляется, конечно, всегда приблизительно и может содержать ошибки. Но этот метод, иногда именуемый «синтетической перспективой», с вполне удовлетворительными результатами использовался художниками на протяжении веков. Другие системы перспективы, разумеется, очень полезно знать, и они усиливают вашу власть над пространством.
Рис. 17.27. Пример визирования в рисунке студента Марка Рула
Рис. 17.28. План и разрез комнаты Винсента Ван Гога, которую он изобразил в своей картине «Комната Винсента», показывающие художника, визирующего сцену, держа кисть в вытянутой руке. Схемы взяты из книги Фреда Дюбери и Джона Уиллатса «Перспектива и другие системы рисования», 1972
Но для новичка в рисовании визирование, комбинируемое с другими компонентными навыками, — исключительно полезный навык. Винсент Ван Гог, например, который был практически самоучкой, наверняка пользовался этой техникой, работая над картиной «Комната Винсента» (рис. 17.28 и 17.29).
Я, конечно, понимаю, что все эти объяснения и упражнения представляются техническими, арифметическими и скучными. Но имейте в виду, что одновременно с освоением навыка визирования вы также учитесь сплетать воедино три первых навыка, составляющих умение рисовать, — восприятие краев, негативных пространств и пропорциональных соотношений. И хотя сложность рисования невозможно отрицать, этот навык, однажды изученный, становится легким и почти автоматическим — как и любой другой сложный, комплексный навык.
Вернемся к нашей основной заботе — как навыки визирования связаны с решением проблем и процессом творческого мышления? Важность умения видеть окружающий мир «в пропорции и перспективе» совершенно очевидна. И пропорции, и перспектива предполагают, что мы выстраиваем свое восприятие в надлежащих соотношениях, выстраиваем части проблемы в порядке их относительной важности. Американцы часто говорят: «Он раздувает это дело, не соблюдая никаких пропорций» или «Она совершенно потеряла перспективу».
Рис. 17.29. Винсент Ван Гог(1853-1890). «Комната Винсента», 1888. Холст, масло. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства
В каждом случае создается впечатление, что человек, которого подвергают такой критике, в каком-то смысле исказил проблему — может быть, переоценил или недооценил важность некоторой ее части. Или, может быть, человек занял нереалистическую позицию в отношении проблемы — например, слишком отдалился от нее, чтобы четче «видеть» детали, или, наоборот, слишком приблизился, чтобы увидеть «картину целиком». Я считаю, что визуальные навыки визирования помогают тренировать мозг, чтобы он мог «измерять» пропорциональные различия и воспринимать проблему такой, какая она есть на самом деле.
Конечно, наблюдения человека бесконечно многообразны. Но при решении проблем не менее важны и постоянные факторы. Вспомните, что постоянные факторы — это, по определению, те, что нелегко изменить, с которыми можно сравнивать, которым можно противопоставлять другие факторы. Игнорирование констант в любой ситуации, неуемное фантазирование приводят к ошибкам восприятия и неэффективным решениям. И визуальные навыки визирования обучают мозг избирательно использовать константы, по отношению к которым проблему можно увидеть в пропорции и перспективе.
Давайте применим этот новый навык визирования в деле творческого мышления.
Обратитесь в мыслях к интересующей вас проблеме, вытащив на свет свои «проблемные аналогии». Прочтите нижеследующие инструкции, прежде чем начнете.
1. Глядя на проблемный рисунок, спросите себя: «Каковы константы этой ситуации — что нам дано, какие жизненные факты, которые нельзя изменить или которыми невозможно управлять и на фоне которых, тем самым, становятся лучше видны элементы переменные или непостоянные?» Одной из таких констант является время. Нам даны двадцать четыре часа в сутки, не больше, не меньше.
2. Вообразите константы в качестве сетки. Нарисуйте сетку на листе бумаги и обозначьте (словами) вертикальные и горизонтальные линии. Каждая линия может иметь собственное название, а можно работать с двумя общими понятиями, соответствующими «вертикали» и «горизонтали».
3. Сделайте мысленный снимок сетки. Превратите ее в своем воображении в прозрачную пластиковую сетку. Теперь мысленно рассмотрите проблему через эту сетку констант. (Можете даже положить поверх аналогового рисунка настоящую пластиковую сетку, которую вы использовали при рисовании, держа в уме ярлыки для каждой линии.) Если угодно, можете использовать сетку, состоящую лишь из одной вертикальной и одной горизонтальной линий, аналогичную той, что использовалась рекламной компанией, о которой шла речь на с. 119 и 120.
4. Изучите все части проблемы в их соотношении с сеткой. Что вам открывается с точки зрения пропорциональности размеров, расположения выше или ниже «уровня глаз», слева или справа? (Вспомните важность расположения в формате «аналоговых рисунков эмоционального состояния».) Какие постоянные факторы влияют на ваше восприятие проблемы как целого? Является ли время постоянным фактором? А деньги? Семейные отношения? Работа? Что происходит с проблемой, если линии сетки — постоянные факторы — удалить? Остается ли проблема проблемой? Если нет, то не являются ли постоянные факторы источником проблемы? Как можно исследовать такую возможность? Можно ли на постоянные факторы как-то повлиять? Можно ли их перемещать относительно проблемы? Что произойдет, например, если время рассматривать горизонтальным (то есть движущимся и «спокойным»), а не вертикальным (блокирующим продвижение подобно барьеру)?
5. Заложите эту новую информацию в зрительную память — постоянные факторы, помеченные словами, и ваше новое восприятие проблемы в соотношении с постоянными факторами.