Взглянем на то, как проходит развитие человека.
Состояние игры и состояние не игры
Чтобы действительно понять, что же такое игра, нужно ясно себе представлять: что такое состояние игры и что такое состояние не игры?
Подразумевает ли игра, к примеру, участие в ней только друзей и полное отсутствие врагов? Что будет, если в игре станет известно абсолютно все? Что случится, если я всегда буду выигрывать или всегда только проигрывать?
Опыт показывает, что любой “абсолют” является условием, ведущим к прекращению игры. Любая игра останавливается, когда достигнуто некое абсолютное состояние.
Ниже приведены примеры характеристик, присущих состоянию игры и состоянию не игры[80].
Индивидуальность | Общность |
Проблемы | Решения |
Живой | Ни живой ни мертвый |
Противник | Только друзья |
Движение | Отсутствие движения |
Эмоции | Безмятежность |
Постоянное действие | Бездействие |
Жара, холод | Отсутствие температуры |
Думать | Знать |
Постоянное сомнение в результате | Выигрыш, проигрыш |
Беспокойство | Спокойствие |
Контроль | Отсутствие контроля |
Ответственность | Отсутствие ответственности |
Состояние игры | Состояние не игры |
Незнание | Знание |
Забыть | Помнить |
Внимание | Отсутствие внимания |
Самоопределение | Всеопределение |
Личность | Безличие |
Шкала тонов
Не надо быть философом, чтобы увидеть, что жизнь движется между крайностями — причиной и следствием. Следствиями являются смерть, лишения, драматические моменты в жизни[81]. Причина, как правило, соответствует нашим представлениям о нормальном, благоприятном развитии событий.
Вся жизнь представляет собой круговорот “рождение — рост — смерть”, который Хаббард отождествлял с циклом действия (начало, изменение, остановка).
Этот цикл действия начинается в статике (небытие), проходит через сотворение бытия (принятие точки наблюдения и создание предпосылок для игры) к действию (деятельность, познание) и заканчивается завершением (подведением итогов) действий (см. также раздел “Двенадцатая динамика”).
В детские и школьные годы создаются предпосылки или основы для будущей игры (профессиональной деятельности). Далее человек вступает в стадию профессионального роста. В определенный момент наступает высшая точка в карьере, которая у большинства людей приходится на середину их жизни. В пенсионном возрасте игру покидают. Конечно, у разных людей по-разному. Некоторые после окончания своей профессиональной жизни находят новую игру. Таким образом, они вступают вновь в цикл “начало, изменение, остановка”.
Нетрудно заметить, что переходу к окончанию игры или к смерти предшествует ослабление усилий по непрерывному сотворению нового.
Для моментальной, или хронометрической классификации позиции игрока в игре от состояния причины до положения следствия Хаббард разработал так называемую Шкалу тонов[82].
В каком тоне между “О” (следствие) и “40” (причина) находится человек? Сколько “усилий” противостоят “контрусилиям”? Что преобладает? Очевидно, что в правой половине (см. рис. “Шкала тонов”) игрок влияет на игру, а в левой части игрок все больше и больше становится следствием игры.
В фазе роста, т.е. создания преобладают усилия или, другими словами, энергия, сила игрока. Придавая контрусилиям, присутствующим в игре, большее значение, чем своим собственным усилиям или намерениям, он начинает проигрывать. Здесь проявляется эффект так называемой обратной спирали, когда игрок начинает соглашаться с тем, что кажущиеся контрусилия жизни сильнее, чем он сам.
Шкала тонов представляет собой очень интересное исследование[83]. С ее помощью можно примерно оценить размер “пространства”, занимаемого игроком, а также степень отождествления игрока с материей. Она показывает переход пространства через энергию к материи. Рассмотрим, прежде всего, оба конечных пункта этой шкалы.
И статика (40) и смерть (0) расположены вне игры. Это логично, поскольку статика существует как потенциал. Статика пока не имеет в игре точки наблюдения. Смерть приводит к тому, что человек перестает “существовать” — по крайней мере, в том виде, в каком он был известен своим партнерам по игре.
А как обстоят дела с “пространством”?