Европейское Возрождение

Исламский мир

Древняя и средневековая Индия

Основные статьи: Индийская астрономия, Индуистская космология

В 499 году индийский астроном Ариабхата предложил планетарную модель, предполагающую, что планеты движутся по эллиптическим орбитам, а не круглым. Модель Ариабхаты также включала в себя вращение Земли вокруг своей оси, чем он объяснил кажущееся движение звёзд на запад[89][90]. Эта модель была широко принята среди индийских астрономов, которые жили и трудились позже. Последователи Ариабхаты особо были сильны в Южной Индии, где его принципы суточного вращения Земли, среди прочих, легли в массу работ, основывавшихся на его теории[91].

В 1500 году Нилаканта Сомайали из Керальской школы, в своей Тантрасанграхе, пересмотрел модель Ариабхаты[92][93]. В своей Ариабхатавахьязе, комментариях к Ариабхатье, он предложил планетарную модель, где Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн вращались вокруг Солнца, а оно, в свою очередь, вокруг Земли, что напоминает систему Тихо позднее предложенную Тихо Браге в конце XVI века. Большинство астрономов Керальской школы приняли его модель и последовали за ним[92][93][94].

Основные статьи: Астрономия исламского Средневековья, Исламская космология

В XI веке Авиценной наблюдался транзит Венеры, который установил, что Венера, по крайней мере иногда, ниже Солнца[95]. В XII веке, Ибн Баджа наблюдал «две планеты как чёрные пятна на лике Солнца», что позже было идентифицировано как транзиты Меркурия и Венеры Марагинским астрономом Кутб ад Дином Ширази в XIII веке[96].

Планеты эпохи Ренессанса
Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн

См. также: Гелиоцентрическая система мира

Пять видимых невооружённым глазом планет были известны с древнейших времён и оказали значимое влияние на мифологию, религиозную космологию и древнюю астрономию.

Метод научного познания совершенствовался, и понимание термина «планета» менялось, поскольку они двигались относительно других небесных тел (относительно неподвижных звёзд); к пониманию их как тел вращающихся вокруг Земли (во всяком случае, так казалось людям); к XVI веку планеты стали определять как объекты обращающиеся вокруг Солнца вместе с Землёй, когда гелиоцентрическая модель Коперника, Галилея и Кеплера завоевала влияние в научном сообществе. Таким образом, Земля тоже вошла в список планет в то время как Солнце и Луна были из него исключены[97].

Одновременно с этим нарушилась традиция называть планеты именем греческих или римских богов. В итоге, в каждом языке Земля зовётся по своему.

Множество романских языков сохраняют в обращении древнеримское Терра (или его вариации) которое используется для обозначения «суши» (противоположности «моря»)[98]. Однако, нероманские языки используют свои сообственные родные названия. Например греки до сих пор сохраняют оригинальное древнегреческое Γή (Ги или И); германские языки, включая английский, используют вариации древнегерманского ertho[99], что можно видеть на примере английского Earth, немецкого Erde, голландского Aarde, и скандинавского Jorde.

Неевропейские культуры используют другие схемы для именования планет. В Индии используется система наименования основанная на Наваграхе, которая включает в себя семь «традиционных» планет (Сурья для Солнца, Чандра для Луны, и Будха, Шукра, Мангала, Брихаспати и Шани для планет Меркурий, Венера, Марс,Юпитер и Сатурн) и восходящие и нисходящие Узлы Луны Раху и Кету. Китай и другие страны Восточной Азии, исторически подвергшиеся влиянию Китая (Япония, Корея и Вьетнам), используют систему наименования, основанную на Пяти элементах (стихиях): Воде (Меркурий), Металле (Венера), Огне (Марс), Дереве (Юпитер) и Земле (Сатурн)[85].

Когда в XVII веке были открыты первые спутники Юпитера и Сатурна, поначалу термины «планета» и «спутник» использовались для них попеременно — впрочем, уже в следующем столетии слово «спутник» использовалось более часто[100]. До середины XIX века число «планет» быстро повышалось, и любому обращающемуся строго по орбите вокруг Солнца объекту, научное сообщество давало статус планеты.