Резерв – 1 ч
Класс
Астрономия
(1 час в неделю, всего – 35 часов)
Номер урока | Дата | Тема | Основное содержание | Демонстрации | Материал учебного пособия, домашние задания | |
Раздел I. Введение в предмет астрономии | ||||||
Предмет астрономии | Возникновение астрономии. Общее представление о масштабах и структуре Вселенной. Разделы астрономии. Астрономические наблюдения. Значение астрономии и ее роль для формирования научного мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии | Карта неба или небесный глобус. Фотографии телескопов и обсерваторий. Школьный телескоп | [10, урок 1] Д/з [1, § 1] [2, задания 1—1] [3, урок 1] | |||
Раздел II. Основы практической астрономии | ||||||
Звездное небо. Небесная сфера | Картина звездного неба. Созвездия и яркие звезды. Мифологические основы названий созвездий. Видимая яркость и цвет звезд. Понятие о звездной величине. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы | Схемы некоторых созвездий с наиболее яркими звездами, изображение их на старинных картах и в атласах. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы на моделях и звездных картах. Модель небесной сферы, звездный глобус | [10, урок 2] Д/з [1, § 2] [3, урок 2] [5,Гиппарх] | |||
Небесные координаты. Звездные карты и атласы | Понятие о системах координат. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Звездные карты и атласы. Подвижная карта звездного неба. Высота полюса мира над горизонтом | Изображение звездного неба на картах и атласах. Схемы небесных систем координат | [10, урок 3] Д/з [1, § 3] [3, урок 3] | |||
Кульминация светил. Определение географической широты | Верхние и нижние кульминации светил. Картина суточного движения светил на различных широтах. Высота светила в кульминации. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям | Простейшие астрономические методы определения географической широты. Угломер и теодолит | [10, урок 4] Д/з [1, § 4] [3, урок 4] | |||
Измерение времени. Определение географической долготы | Способы и единицы измерения времени. Истинные и средние солнечные сутки. Определение географической долготы. Летоисчисление и календарь | Простейшие астрономические методы определения географической долготы | [10, урок 5] [13] Д/з [1, § 5] [2, задания 2—10] [3, урок 5] | |||
Раздел III. Движение небесных тел | ||||||
Гелиоцентрическая система Коперника | Видимое движение планет. Становление научного мировоззрения о системе мира. Сущность гелиоцентрической системы Коперника. Конфигурации и условия видимости планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. Формула связи между синодическим и сидерическим периодами | Схемы строения мира по Птолемею и Копернику. Несовпадение продолжительности синодического и сидерического периодов обращения планет | [10, урок 6] [18] [21] Д/з [1, § 6] [3, урок 6] [5, Птолемей, Браге, Коперник, Галилей] | |||
Видимое движение Солнца и Луны | Суточное и годовое движение Солнца. Эклиптика. Особенности суточного движения Солнца на различных широтах. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения | Годичное движение Солнца на моделях и звездных картах. Движение Луны и ее фазы. Схемы и фотографии солнечных и лунных затмений | [10, урок 7] Д/з [1, § 7] [3, урок 7] | |||
Законы Кеплера | Предмет и задачи небесной механики. Первый закон Кеплера. Второй закон Кеплера. Третий закон Кеплера | Видимые и истинные движения планет на динамических моделях, звездных картах | [10, урок 8] [12] Д/з [1, § 8] [3, урок 8] [5,Кеплер] | |||
Закон всемирного тяготения Ньютона | Закон всемирного тяготения Ньютона. Уточнение законов Кеплера Ньютоном. Определение масс небесных тел | Схема, объясняющая возмущения в движении небесных тел | [10, урок 9] Д/з [1, § 9] [3, урок 9] [5,Ньютон] | |||
Определение расстояний до небесных тел в Солнечной системе и их размеров | Определение размера и формы Земли. Определение расстояний методом горизонтального параллакса и радиолокационным методом. Определение размеров тел Солнечной системы | Схема горизонтального параллакса светила | [10, урок 10] [17] Д/з [1, § 10] [3, урок 10] | |||
Движение космических аппаратов | Космические скорости. Орбиты космических аппаратов. Движение искусственных спутников Земли. Проблемы и перспективы космических исследований | Схемы и внешний вид космических аппаратов различного назначения. Схемы орбит космических аппаратов различного назначения | [10, урок 11] Д/з [1, § 11] [2, задания 3—13] [3, урок 11] [5,исследователи космоса] | |||
Раздел IV. Сравнительная планетология | ||||||
Общие характеристики планет. Происхождение Солнечной системы | Строение и состав Солнечной системы. Сравнительные размеры планет. Особенности строения Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы (гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта) | Схема происхождения Солнечной системы | [10, урок 12] Д/з [1, § 12] [3, урок 12] [5,Джинс,Шмидт] | |||
Планеты земной группы | Общие характеристики планет земной группы. Внутреннее строение планет земной группы. Поверхности и атмосферы планет земной группы | Космические снимки поверхности Земли и планет земной группы | [10, урок 13] Д/з [1, § 13] [3, урок 13] [5,Ломоносов,Тихов] | |||
Планеты-гиганты | Атмосферы планет-гигантов. Внутреннее строение планет-гигантов. Кольца | Фотографии планет-гигантов с борта космических станций. Сравнительные размеры планет | [10, урок 14] [26] Д/з [1, § 14] [3, урок 14] | |||
Луна. Спутники планет. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы | Физические условия на Луне. Спутники планет. Карликовые планеты. Астероиды. Метеориты. Кометы. Метеорные потоки. Значение изучения малых тел Солнечной системы | Фотографии рельефа лунной поверхности. Спутники планет с борта космических станций. Фотографии карликовых планет, астероидов, комет. Основные виды метеоритов | [10, уроки 15–16] [16] [22] [25] Д/з [1, § 15–16] [2, задания 4—6] [3, уроки 15–16] [5,Бредихин, Липский] | |||
Контрольная работа № 1 | Разделы I–IV | [27] д/з [2] | ||||
Раздел V. Методы исследований небесных тел | ||||||
Исследование электромагнитного излучения небесных тел | Электромагнитное излучение. Телескопы и их характеристики. Радиотелескопы и радиоинтерферометры. Внеатмосферная астрономия | Фотографии и схемы современных крупнейших телескопов и радиотелескопов | [10, урок 17] [15] [24] Д/з [1, § 17)] [3, урок 17] [5,Максутов, Жонголович] | |||
Спектральный анализ в астрономии | Виды спектров. Химический состав небесных тел. Температура небесных тел. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Эффект Доплера | Спектры различных небесных тел | [10, урок 18] Д/з [1, § 18] [2, задания 5—7] [3, урок 18] [5,Фраунгофер] | |||
Раздел VI. Солнце – дневная звезда | ||||||
Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы | Общие сведения о Солнце. Спектр и химический состав. Температура фотосферы. Внутреннее строение и источники энергии Солнца. Фотосфера. Внешние слои атмосферы: хромосфера и корона. Магнитные поля и активные образования | Спектр, спектрограмма Солнца. Солнце: фотосфера, пятна, грануляция, протуберанцы, вспышки, корона | [10, уроки 19–20] Д/з [1, § 19–20] [3, уроки 19–20] | |||
Влияние Солнца на жизнь Земли | Интенсивность солнечного излучения вне оптического диапазона. Солнечный ветер. Солнечно-земные связи | Схема магнитосферы Земли. Фотографии полярных сияний | [10, урок 21] Д/з [1, § 21] [2, задание 6—4] [3, урок 21] [5,Чижевский] | |||
Раздел VII. Звезды | ||||||
Основные характеристики звезд | Видимая и абсолютная звездные величины. Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. Светимость звезд | Схема годичного параллакса | [10, урок 22] Д/з [1, § 22] [3, урок 22] [5,Цераский] | |||
Температура и размеры звезд | Температура звезд. Спектральная классификация звезд. Размеры звезд | Спектры, спектрограммы звезд | [10, урок 23] Д/з [1, § 23] [3, урок 23] | |||
Двойные звезды. Масса звезд | Типы двойных звезд. Затменно-переменные звезды. Спектрально-двойные звезды. Масса звезд | График изменения блеска затменно-переменной звезды. Схема смещения линий в спектре двойной звезды | [8] [10, урок 24] Д/з [1, § 24] [3, урок 24] | |||
Эволюция звезд | Диаграмма «спектр-светимость». Рождение звезд. Эволюционные перемещения. Конечные стадии звезд | Диаграмма «спектр-светимость». Физические характеристики звезд и их взаимосвязь | [10, урок 25] Д/з [1, § 25] [3, урок 25] | |||
Нестационарные звезды | Пульсирующие звезды. Новые звезды. Сверхновые звезды. Нейтронные звезды. Черные дыры | Графики изменения видимой яркости переменных звезд различных типов | [10, урок 26] Д/з [1, § 26] [2, задания 7—12] [3, урок 26] | |||
Раздел VIII. Строение и эволюция Вселенной | ||||||
Наша Галактика | Структура Галактики. Звездные скопления. Движение звезд. Лучевая, тангенциальная и пространственная скорости. Движение Солнца в Галактике. Вращение Галактики. Масса Галактики | Фотографии звездных скоплений. Схема строения Галактики | [9] [10, урок 27] Д/з [1, § 27] [3, урок 27] [4] [5,Струве] | |||
Межзвездные газ и пыль | Межзвездный газ. Межзвездная пыль. Космические лучи и межзвездное магнитное поле | Фотографии туманностей | [10, урок 28] Д/з [1, § 28] [3, урок 28] [5,Воронцов—Вельяминов] | |||
Звездные системы — галактики | Типы галактик. Расстояние до галактик. Массы галактик. Галактики с активными ядрами. Квазары | Фотографии галактик различных типов | [10, урок 29] Д/з [1, § 29] [3, урок 29] [4] [5,Хаббл, Амбарцумян] | |||
Расширяющаяся Вселенная | Красное смещение. Закон Хаббла. Пространственное распределение галактик. Расширение Вселенной. Реликтовое излучение. Модели Вселенной | Схема «разбегания» галактик | [10, урок 30] Д/з [1, § 30] [3, урок 30] [5,Фридман, Зельдович] | |||
Жизнь и разум во Вселенной | Антропный принцип. Проблемы возникновения и существования внеземных цивилизаций | Иллюстрации посланий землян другим цивилизациям | [10, урок 31] Д/з [1, § 31] [2, задания 8—10] | |||
Контрольная работа № 2 | Разделы VI–VIII | [27] Д/з [2] | ||||
Астрономические наблюдения (3 ч во внеурочное врумя) | ||||||
Вечерние наблюдения (осенние) | Нахождение ярких звезд и основных созвездий. Изучение различий в видимой яркости и цвете звезд. Изучение суточного вращения звездного неба. Определение географической широты места по Полярной звезде. Наблюдение планет | Угломер (теодолит). Бинокль. Телескоп | [20] Д/з [3, пр. занятие 1] [4] | |||
Дневные наблюдения Солнца | Определение географической широты по высоте Солнца в полдень. Наблюдение солнечных пятен и определение активности Солнца. Определение полуденной линии | Гномон. Солнечные часы. Телескоп с экраном | [14] Д/з [3, пр. занятие 2] | |||
Вечерние наблюдения (весенние) | Наблюдение фазы Луны невооруженным глазом. Наблюдение Луны и планет в телескоп. Наблюдение двойных звезд, туманностей, звездных скоплений и галактик | Бинокль. Телескоп | [23] Д/з [3, пр. занятие 3] [4] | |||