Вопрос 55.Чечня в послевоенный период (экономика, культура, социальная сфера)
90-е годы 20-го столетия оказались роковыми для чеченской культуры. Процесс ее разрушения, уничтожения начался еще до войны, в результате развала советской системы, когда система образования и культуры практически перестала финансироваться, а Чеченская Республика оказалась в политической и экономической блокаде.
Совершенно изолированной оказалась и сфера культуры, образования и науки в Чечне, что сказалось самым отрицательным на ее развитии и общем уровне.
Отсутствие финансирования привело к текучести кадров, к распаду творческих коллективов, работающих в области искусства (театра, народного творчества, эстрады), республику покинули высококвалифицированные специалисты: ученые, преподаватели, технические работники.
Из-за отсутствия ремонта обветшали корпуса зданий, в которых находились объекты образования и культуры, в то же время началось расхищение материально-технической базы, что было обусловлено общим распадом судебно-правовой системы в республике и совершенной безнаказанностью при совершении преступлений, связанных с хищением государственной собственности. Именно в это время было совершено ограбление краеведческого музея: были похищены уникальные экспонаты, (в том числе золотое и серебряное оружие), представлявшие собой большую историческую и материальную ценность.
Но две войны нанесли невосполнимый ущерб чеченской культуре и образованию. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов федеральными силами городов и селений Чеченской Республики была уничтожена полностью вся материально-техническая база системы образования и культуры: разрушены учебные корпуса и лаборатории, здания театров и филармонии, уничтожены вместе с книжным фондом библиотеки, музеи , дома культуры, парки культуры и отдыха, детские сады и парки. В результате бомбардировок и пожара был уничтожен Национальный архив Чеченской Республики; фото- , аудио-, видеоматериалы, связанные с историей чеченского искусства: театра, музыки, танцевального и вокального искусства; личные архивы и рукописные материалы ученых, писателей, картины художников.
Уничтожена полностью издательская база, прекратили существование несколько газет и журналов, несколько телевизионных каналов и радиостанций.
Полностью уничтожен один из красивейших городов Кавказа - Грозный, с его парками, садами, памятными и историческими местами, разрушены все здания в городе, которые представляли историческую и культурную ценность.
Подверглись обстрелам и разрушениям средневековые архитектурные памятники в горной Чечне, которые представляют большую ценность для мировой культуры.
Невосполнимый ущерб нанесен живой природе Чечни.
Но самый страшный ущерб нанесен войной чеченской духовной культуре и нравственности. Очередной раз было прервано эволюционное развитие чеченского общества, преемственность духовных и культурных связей поколений, что не может не отражаться на духовном здоровье нации.
Образование:
1. Чеченский государственный университет
2. Чеченский государственный педагогический институт
3. Чеченский государственный нефтяной институт
4. Научно-исследовательский институт социологии и филологии
Музеи:
1. Чеченский государственный краеведческий музей
2. Чеченский государственный музей изобразительного искусства
Библиотеки:
1. Национальная библиотека Чеченской Республики им. А.П.Чехова
2. Библиотека Чеченского государственного университета
3. Республиканская детская библиотека им. А. Гайдара
4. Центральная научно-техническая библиотека
5.библиотеки Республиканского научно-исследовательского института истории, языка и литературы
Театры:
1. Чеченский государственный театр им. Х. Нурадилова
2. Русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова
3. Чеченский кукольный театр
Билет26: