Астрономические наблюдения с древних времён до нового времени
Заправочные ёмкости и ГСМ
Электрооборудование
Ходовая часть
Трансмиссия
Двигатель
§ Тип двигателя двухтактный, с трёхканальной продувкой
§ Число цилиндров 1
§ Диаметр цилиндра 76 мм
§ Ход поршня 75 мм
§ Рабочий объём 340 куб.см
§ Степень сжатия 9,5-10,5 (8,7-9,2)
§ Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин 32 (28) л.с.
§ Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин 34.3 Nm
§ раздельная(совместно с топливом 1:25)
§ Система охлаждения потоком встречного воздуха
§ Система питания
§ Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
§ Карбюратор «Микуни» (К-62М)
§ Диаметр диффузора 32 мм
§ Производительность главного жиклёра 320 куб.см/мин
§ Маркировка на главном жиклёре Микуни «190»
§ Первичная передача косозубыми шестернями
§ Сцепление многодисковое в масляной ванне
§ Коробка передач четырёхступенчатая
§ Переключение передач ножное
§ Задняя передача открытая, втулочно-роликовой цепью
§ Передаточное число первичной передачи 2,18
§ Передаточное число задней передачи 2,47
§ Передаточные числа коробки передач:
§ I передачи 3,17
§ II передачи 1,81
§ III передачи 1,26
§ IV передачи 1,0
§ Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!)
§ Передняя подвеска бесштоковая телескопическая вилка
§ Ход подвески 155 мм
§ Задняя подвеска маятниковая
§ Ход подвески 90 мм
§ Размеры шин:
§ переднего колеса 3,00-19″
§ заднего колеса 3,50-18″
§ Тормоза колодочные
§ Диаметр тормозного барабана:
§ переднего колеса 190 мм
§ заднего колеса 170 мм
§ Напряжение бортовой сети 12 В
§ Генератор ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
§ Напряжение генератора 14 В
§ Мощность генератора 100 Вт
§ Аккумуляторная батарея 6МТС-9 На первых ПС аккумулятор 12N9-4B
§ Регулятор напряжения ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
§ Свеча зажигания А-23
§ Топливный бак 14 л, бензин АИ-93
§ Масляный бак 1,5 л, масло МС-20
[править]«ИЖ Планета Спорт» в народе
Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.
По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-ого «чезета». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).
В настоящее время хорошо сохранившийся «ИЖ Планета Спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000. Немало также сейчас стоят запчасти на ПС, а оригинальных найти почти невозможно.
[править]Спортивные модификации
На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», правда спортсменами ценился только двигатель, а ходовую брали от ЧЗ, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.
Это специально изготовленный для нашего урока дубликат одной из таких табличек. Переводы клинописей с них открыли миру удивительно точные наблюдения за планетами, фазами Луны, затмениями и другими космическими явлениями. Такие подробные записи помогали вавилонянам предсказывать очередную фазу Луны, чтобы узнать о наступлении праздничных дней, а также севе зерновых.
А через сотни лет греческий астроном Гиппарх, используя вавилонские записи на глиняных табличках, вычислил прецессию Земли – то есть, величину колебаний её оси. Гиппарх, живший во втором веке до нашей эры, считался величайшим греческим астрономом. Тщательно изучая ночное небо, он довел число поименованных звёзд до 850. На этом плакате - *Виктория указала палочкой на висевший сбоку от доски плакат* - он устремил свой пытливый взор на звёзды через простую трубу, которая служила телескопом. Настоящий телескоп же был изобретен гораздо позднее.
В какую бы часть света мы не отправились, везде можно отметить свидетельства трепетного отношения проживавших там народов к астрономическим явлениям.
Колесо Солнца.
Колесо Бигхорн – это огромный каменный календарь, построенный коренными американцами, жившими в горах Бигхорн, штат Вайоминг. Груды камней, выложенные «пирамидками», были выложены линиями в соответствии с ежегодными перемещениями Солнца и трёх других звёзд – Альдебарана, Сириуса и Ригеля. Солнце поднимается над определенными пирамидками во время летнего и зимнего солнцестояний – времен года, когда оно занимает самое высокое и самое низкое положения в небе, знаменуя, соответственно, наступление лета и зимы.
Пирамида и змея.
В центре древнего индейского города Чичен-Ица, что находится на полуострове Юкатан в Мексике стоит Кастильо - знаменитый храм-пирамида, построенный племенами майя. Примечательно, что сумма числа ступенек на всех из четырёх сторон пирамиды – 365, то есть число дней в году. Но особенно впечатляющ змей, возникающий в результате наложения теней на лестнице. В основании ступенек находится голова змея. Дважды в год появляется его «тело». Строители пирамиды расположили змея так, что при заходе Солнца во время равноденствий, то есть дважды в год, сочетание света и тени создают волнообразное тело мифического чудовища.
Как вы уже поняли, первые астрономические наблюдения совершались невооруженным глазом при помощи каменных сооружений. И речь сейчас пойдёт о древних обсерваториях.
Самая древняя обсерватория, сохранившаяся до наших дней – это обсерватория Чомсунг даэ в южнокорейском городе Чонд-жу. Построенная в 632 году, она представляет собой каменную башню с открытым верхом.
Каракол, построенный в Чичен-Ице около 1000, считается обсерваторией индейцев майя. Внутренняя винтовая лестница ведет к ряду окон, тщательно совмещенных с восходами и заходами Солнца, а также с положениями других звезд в различные времена года
А эта, не такая уж древняя обсерватория в индийском городе Джайпуре была построена в 1726 году. На плакате вы можете увидеть массивные «часы» с лестницей, по тени которой определялось время. Ночью астрономы использовали их для наблюдения за движениями звёзд.
Урок 2.