Вопрос 40.Культура и образование Чечни в годы ВОВ.

Билет 11:

Вопрос 11.Движение Шейха Мансура (1785-1791 гг.) на Северном Кавказе.

Движение горцев 1785-1791 гг. было первым опытом организации кавказских народов для общей борьбы против местной феодальной верхушки и царизма. Мансуру удалось привлечь под свои знамена различные народы Северного Кавказа, хотя на практике объединить горцев было очень трудно без соответствующей длительной подготовки.

В силу объективных причин, в борьбе горцев определенную роль сыграла религия. Отмечая роль ислама в консолидации сил горцев, необходимо отметить, что религиозная идеология затемняла политические цели восставших, была определенным тормозом для расширения лагеря восставших.

Как и всякое крупное выступление, движение горцев конца ХVIII в., которое, безусловно, имело прогрессивное значение, неизбежно должно было оставить глубокий след в жизни народов Кавказа. Движение Мансура было отчасти направлено против непрекращающихся феодальных и княжеских междоусобиц, тормозивших развитие Чечни и соседних с ней районов.

Значение движения Мансура следует рассматривать не только по его результатам, но и в связи с несомненным обострением классовой борьбы крестьянских масс в крае.

Совместная борьба горцев способствовала их сближению, сплочению и росту самосознания. Это восстание в интересах антифеодальных мотивов неизбежно было направлено и против таких явлений, как родовые пережитки - адаты, племенная замкнутость, остатки феодального сепаратизма. Борьба горцев во главе с Мансуром содействовала формированию в Чечне и Ингушетии своей народности. Заслуга движения горцев и в том, что оно явилось толчком к ускорению процесса объединения различных горских обществ на пути к формированию вайнахского этноса.

Движение Мансура напоминало вспышку пламени, быстро погашенного мощными усилиями царских войск. И все же оно в течение нескольких лет возбуждало горцев против царизма.

А предводитель восставших - имам Мансур - надолго остался в памяти кавказских народов как национальный герой. В истории вайнахского народа XVIII века нет другой такой яркой личности, которая пользовалась бы большей популярностью, чем имам Мансур.