РАДИОРЕЦЕНЗИЯ

Радиорепортаж – тот жанр, в котором с особой силой проявляются все качества журналиста. И в первую очередь – способность к импровизации, к творчеству здесь, сейчас, на месте события, – а это те преимущества, которыми обладает живая радиоречь.

Наряду с этим в описании репортера могут присутствовать и элементы прямой оценки. Бывают события, которые требуют более глубокого осмысления или становятся «плацдармом» для размышления над происходящим.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

Задача интервью – сообщить актуальные сведения по важному, интересующему аудиторию вопросу, полученные от компетентного человека, – определяет информационную основу этого жанра.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАДИОИНТЕРВЬЮ

 

 

Элементы своего отношения, а значит, и оценки происходящих событий, складывающихся ситуаций всегда присутствуют в интервью. Но бывает, журналист ставит перед собой более сложную задачу: не только получить информацию по актуальному вопросу, но и услышать мнение интервьюируемого о предмете разговора. Интервью в таком случае насыщается комментированной информацией. Для убеждения слушателей человек, приглашенный к микрофону, вынужден отвечать на вопросы, требующие оценки, прибегать к аргументации, подкрепляющей его точку зрения. Меняется и характер содержания и вопросов журналиста, и ответов. Если в центр разговора ставится обсуждение важных социальных вопросов, интервью становится проблемным.

 

Репортаж – один из самых подвижных, гибких жанров. В основе своей он принадлежит к информационной группе. Но уже в таких информационных репортажах присутствуют элементы оценки. Журналист, находящийся на месте события, осмысливающий происходящее, рассказывает о событии, используя все средства радиожурналистики: звучащее слово, шумы, музыку. Слушатель представляет звуковую картину события, которую ему «нарисовал» репортер. Значит, репортер всю отобранную информацию, фрагменты интервью с участниками события, свои описания окрашивает личным отношением. Оценка проявляется и в том, как рассказывает журналист об увиденном, чему отдает предпочтение, что выделяет. Такой же оценочный отбор идет и в текстах людей, приглашенных к микрофону.

 

 

Меняются вопросы, которые задает репортер своим собеседникам. Они могут звучать так: «Как вы думаете, почему...?», «Как вы считаете, в чем причина...?», «Как вы полагаете, чем это можно объяснить...?». Сдвигается сам подход к материалу, угол зрения на него. Но в таком репортаже аналитические фрагменты все-таки не должны быть пространными: журналист должен кратко, емко давать оценки, объяснять, растолковывать. Так жанр приобретает качества аналитического радиорепортажа.

 

 

 

Радиорецензия – сравнительно редкий жанр. Это объясняется прежде всего тем, что форма литературно-критической работы рецензента отвечает в большей степени специфике газеты, журнала. Небольшая текстовая рецензия с краткой оценкой звучит обычно в специальных радиожурналах, посвященных литературной, театральной и музыкальной жизни. Цитирование текста произведения в эфире не очень эффективно для этого радиожанра. Поэтому рецензия с привлечением звукового материала из сферы театра, кино, музыкального искусства отвечает органичному соединению литературного текста рецензии и отобранных для иллюстраций фрагментов звучащих произведений, показательных «кусочков» из театральных постановок.

 

«Рецензия» в переводе с латинского означает – просмотр, сообщение, обследование, рассмотрение, отзыв о чем-либо. Здесь заключены основные целевые признаки жанра. Задача рецензента рассказать о значительном, ярком или, наоборот, неудачном произведении литературы, кино, театра, музыкального искусства, телевидения, циркового выступления актеров, представляющих общественный интерес с целью показа их достоинств или недостатков, их места в художественной и общественной жизни, значения для людей, интересующихся тем или иным видом творчества. Эта задача предопределяет выбор предмета для изучения, анализа.