ОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ И БИБЛЕЙСКИЕ ПАТРИАРХИ
Глава восьмая. АДАМ: РАБ, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ПОВИНОВЕНИЯ
Глава седьмая. СЕМЯ ЖИЗНИ
Из всех загадок, стоящих на пути человечества к знаниям, величайшей является загадка под названием «жизнь».
Теория эволюции объясняет, как эволюционировала жизнь на Земле – от самых первых одноклеточных существ к homo sapiens, но она не объясняет, как эта жизнь возникла. За вопросом, одиноки ли мы во Вселенной, скрывается более фундаментальный вопрос: является ли жизнь на Земле уникальным явлением, которое больше не встречается в Солнечной системе, в нашей Галактике или во всей Вселенной?
По мнению шумеров в Солнечную систему жизнь была занесена Нибиру. Именно Нибиру занес «семя жизни» на Землю во время небесной битвы с Тиамат. Современная наука проделала долгий путь, чтобы прийти к такому же заключению.
Чтобы выяснить, как могла возникнуть жизнь на древней Земле, ученые должны понять, какие условия существовали на новорожденной планете. Была ли на ней вода? Имела ли Земля атмосферу? А как насчет основных компонентов живых организмов – молекулярных соединений водорода, углерода, кислорода, азота, серы и фосфора? Имелись ли они на юной Земле, чтобы дать начало предшественникам живых организмов? В настоящее время сухой воздух земной атмосферы состоит из 79 процентов азота (N2), 20 процентов кислорода (02), 1 процента аргона, а также незначительного количества других элементов (помимо сухого воздуха атмосфера содержит водяной пар). Такой состав не отражает соотношения элементов во Вселенной, где основная масса приходится на водород (87 процентов) и гелий (12 процентов). Таким образом, это одна из причин полагать, что теперешняя атмосфера Земли не похожа на первоначальную. И водород, и гелий относятся к необыкновенно летучим веществам, и их незначительное присутствие в атмосфере Земли, а также небольшое количество «благородных» газов, таких как неон, аргон, криптон и ксенон (относительно их присутствия во Вселенной) дает ученым основание предположить, что более 3,8 миллиарда лет назад Земля пережила «нагрев» – читатели уже имеют представление, что это было…
В настоящее время большинство ученых убеждены, что первоначально земная атмосфера состояла из газов, выделяемых в результате вулканических конвульсий «раненой» Земли. По мере того, как облака, выбрасываемые в процессе извержений, окутывали планету, она начала охлаждаться; водяной пар конденсировался, что вызывало проливные дожди. Окисление горных пород и минералов дало первые запасы кислорода на Земле, а растительная жизнь в конечном итоге привела к увеличению содержания как кислорода, так и двуокиси углерода (С02) в атмосфере, запустив азотный цикл (при помощи бактерий).
Примечательно, что даже в этом отношении древние тексты выдерживают придирчивый анализ современной науки. Пятая таблица «Энума элиш» – серьезно поврежденная – описывает поток лавы как «слюну» Тиамат и ставит вулканическую деятельность раньше возникновения атмосферы, океанов и континентов. Как сказано в тексте «истеченье слюны» Тиамат «распределялось»: описывается фаза охлаждения и собирания ее в «тучи» и «облака кучевые». После этого вода была собрана в океаны – в полном соответствии с тем, что изложено в Книге Бытия. И только потом на Земле появилась жизнь: зеленая растительность на континентах и «споры» в воде.
Однако живые клетки, даже самые простые, состоят из сложных молекул разнообразных органических соединений, а не просто из чистых химических элементов. Как образовались эти молекулы? Многие их этих соединений были найдены не только на Земле, но и в других частях Солнечной системы, и поэтому ученые предположили, что при достаточном количестве времени они возникают естественным путем. В 1953 году двое ученых из Чикагского университета, Гарольд Ури и Стенли Миллер, провели эксперимент, который впоследствии был назван «выдающимся». В камере давления они смешали простые органические молекулы метана, аммиака, водорода с парами воды, растворили полученную смесь в воде, чтобы смоделировать первичный водяной «бульон», а затем воздействовали на него эклектическими искрами, имитирующими вспышки древних молний. В результате эксперимента образовалось несколько аминокислот и оксикислот – строительный материал для белков, которые составляют основу живой материи. Впоследствии другие ученые подвергали подобные смеси воздействию ультрафиолета, ионизирующей радиации и тепла, чтобы сымитировать воздействие солнечных лучей и других типов излучения на древнюю атмосферу Земли и ее густые воды. Результаты были такими же.
Однако одно дело показать, что при определенных условиях сама природа способна производить строительный материал для живых существ, то есть не только простейшие, но и сложные органические соединения, а совсем другое – вдохнуть жизнь в эти соединения, которые в камерах давления оставались инертными и безжизненными. «Жизнь» – это способность поглощать питательные вещества (любого рода) и воспроизводить себя, а не только существовать. Даже библейская история сотворения мира признает, что, когда самое сложное земное создание, человек, был вылеплен из «глины», потребовалось божественное вмешательство, чтобы «вдохнуть» в него жизнь. Без этого самое совершенное творение остается неодушевленным, неживым.
Не отставая от астрономии 70-х и 80-х годов двадцатого века, биохимия раскрыла многие секреты земной жизни. Ученые проникли в самые глубинные структуры живых клеток, расшифровали генетический код, отвечающий за воспроизведение организма, синтезировали многие тончайшие структуры, содержащиеся как в одноклеточных организмах, так и в клетках самых сложных живых существ. Стенли Миллер, продолжавший исследования в Калифорнийском университете в Сан-Диего, отмечал, что «теперь мы научились получать органические соединения из неорганических элементов; следующий шаг – узнать, как они организуются в воспроизводящую себя клетку».
Гипотеза «первичного бульона» предполагает, что множество этих первых органических молекул, растворенных в океане, сталкивались друг с другом в результате воздействия волн, течений и изменения температуры и в конечном итоге соединялись, образуя ячеистые структуры, из которых затем образовались полимеры – длинные цепные молекулы, составляющие основу живых организмов. Но откуда у этих структур генетическая память, которая позволяет им не только объединяться, но и воспроизводить себя, а также обеспечивать рост целого организма? Необходимость генетического кода в процессе преобразования неживой органической материи в живую привела к появлению гипотезы «глины».
Первое упоминание об этой теории связывают со сделанным в апреле 1985 года заявлением ученых из исследовательского центра в Эймсе, который являлся одним из подразделений NASA в Калифорнии, однако идея о том, что глина с берегов древних морей Земли играла важную роль в происхождении жизни, впервые была озвучена в октябре 1977 года на Тихоокеанской химической конференции. Там Джеймс А. Лоулес, возглавлявший коллектив исследователей отделения NASA в Эймсе, сообщил об экспериментах, в которых простые аминокислоты (кирпичики, из которых состоит белок) и нуклеотиды (химический строительный материал для генов) – предполагалось, что они уже образовались в густом «первичном бульоне» моря – начали соединяться в цепочки, когда осаждались на глине, в состав которой входили такие металлы, как никель или цинк, а затем высыхали.
Исследователи считали важным тот факт, что присутствие никеля приводило к образованию лишь двадцати типов аминокислот, общих для всех живых организмов Земли, тогда как содержащийся в глине цинк помогает образованию цепочек нуклеотидов, в результате чего формировался аналог очень важного энзима (он называется ДНК-полимеразой), который связывает части генетического материала во всех живых клетках.
В 1985 году ученые из исследовательского центра в Эймсе сообщили о существенном прогрессе в понимании роли глины в процессах, которые привели к возникновению жизни на Земле. Как выяснилось, глина обладает двумя важными для жизни свойствами: способностью накапливать и передавать энергию. В древности среди прочих источников важную роль могла играть энергия радиоактивного распада. Используя накопленную энергию, глина могла действовать как химическая лаборатория, где неорганическое сырье превращалось в более сложные молекулы. Более того, Армии Вейсс из Мюнхенского университета сообщил об экспериментах, в которых кристаллы глины как бы «воспроизводились» из «родительского» кристалла – пример примитивной репликации. Грэм Кейрнс-Смит из Университета Глазго утверждал, что неорганические «протоорганизмы» в глине играли роль «образцов», из которых в конечном итоге развились живые организмы.
Объясняя эти удивительные свойства глины – даже обычной глины – Лелия Койн, возглавлявшая группу исследователей, утверждала, что способность глины накапливать и передавать энергию обусловлена «ошибками» в строении ее кристаллов. Эти дефекты микроструктуры глины действовали как области накопления энергии, откуда затем поступали химические «указания» для формирования протоорганизмов.
«Если эта теория подтвердится, – говорилось в комментарии „The New York Times“ – то жизнь на Земле своим возникновением обязана накоплению химических ошибок». Таким образом, теория происхождения жизни из глины, несмотря на все ее преимущества, точно так же, как и теория «первичного бульона», опиралась на случайности – ошибки микроструктуры в одном случае, удары молний и столкновения молекул в другом – в попытках объяснить процесс превращения химических элементов сначала в простые органические молекулы, затем в сложные органические молекулы, а в конечном итоге и живую материю.
«По всей видимости, обычная глина обладает двумя свойствами, очень важными с точки зрения жизни. Она способна накапливать энергию и передавать ее. Таким образом, утверждают ученые, глина может играть роль „химического завода“, превращая неорганическое сырье в более сложные молекулы. Из этих сложных молекул развилась жизнь – и в конечном итоге мы с вами.
Совершенно очевидно, что „прах земной“, о котором говорится в Книге Бытия и из которого был сотворен человек, представлял собой глину. Странно то, что мы так часто повторяли эти слова, но не понимали их».
Немногие осознали, что объединение теорий «первичного бульона» и «глины» еще больше подтверждало представления древних. Чтобы служить катализатором в процессе образования коротких цепочек аминокислот, глина должна пройти несколько циклов увлажнения и высыхания. Этот процесс требует окружающей среды, где влажные периоды чередуются с сухими – либо на суше, где периодически идут дожди, либо в приливных зонах, где море то подступает к берегу, то отступает. В результате был сделан вывод – похоже, в его пользу говорят и результаты экспериментов, выполненных в Институте молекулярной и клеточной эволюции Университета Майами и направленных на поиск протоклеток – о том, что первым одноклеточным организмом на Земле была примитивная водоросль. Эта водоросль, которую и сегодня можно обнаружить в прудах и влажной почве, за прошедшие несколько миллиардов лет практически не изменилась.
Еще совсем недавно у нас не было доказательств того, что на суше живые организмы существовали более 500 миллионов лет назад, и поэтому предполагалось, что развившаяся из одноклеточных водорослей жизнь ограничивалась океанами. «В океанах были водоросли, но суша оставалась безжизненной», – так писали в учебниках. Однако в 1977 году группа ученых из Гарварда под руководством Элсо С. Баргхорна обнаружила в осадочных породах в Южной Африке остатки микроскопических одноклеточных организмов, возраст которых оценивается в 3,1 миллиарда лет (возможно, даже 3,4 миллиарда). Эти организмы похожи на современные сине-зеленые водоросли и почти на миллиард лет отодвигают назад период, когда на Земле появились эти предшественники более сложных форм жизни.
До этого открытия считалось, что процесс эволюции протекал преимущественно в океанах, а сухопутные живые организмы развились из морских – с амфибийными формами в качестве промежуточной стадии. Однако присутствие зеленых водорослей в таких древних осадочных породах требовало пересмотра теории. Среди ученых нет единого мнения, чем считать сине-зеленую водоросль – растением или животным. Дело в том, что этот организм имеет сходство с бактериями и самой первой фауной и в то же время, вне всякого сомнения, является предшественником хлорофилловых растений – растений, которые используют солнечный свет для превращения питательных веществ в органические соединения, выделяя при этом кислород. Зеленая водоросль, не имевшая ни корней, ни стебля, ни листьев, стала родоначальником всех растений, покрывающих сегодня нашу Землю.
Очень важно проследить за развитием научных теорий эволюции жизни на Земле, чтобы понять точность содержащихся в Библии ведений. Для возникновения более сложных форм жизни нужен кислород. Он стал доступен только после того, как водоросли или протоводоросли стали распространяться на суше. Для того чтобы эти зеленые «растительные» организмы могли использовать и вырабатывать кислород, им была нужна среда из пород, содержащих железо, которое способно «связать» кислород (в противном случае они были бы уничтожены процессом окисления; свободный кислород для этих форм жизни все еще был ядом). Ученые считают, что по мере того, как эти «связанные с железом образования» опускались на океанское дно в виде отложений, оказавшиеся в воде одноклеточные организмы эволюционировали в многоклеточные. Другими словами, появление зеленой водоросли на суше предшествовало развитию морских форм жизни.
В Библии говорится то же самое: зелень была создана в день Третий, а жизнь в морях появилась только в день Пятый. Именно на третий «день», или в третьей фазе Творения Бог сказал:
«да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле».
Появление фруктов и семян по мере того, как «зелень» развивается от трав к деревьям, также иллюстрирует эволюцию от бесполого размножения к половому. В данном случае Библия тоже содержит описание эволюционного шага, который, по мнению ученых, сделали водоросли около двух миллиардов лет назад. Именно тогда благодаря «зелени» содержание кислорода в воздухе начало повышаться.
Согласно Книге Бытия в этот момент на нашей планете еще не было «тварей» – ни в воде, ни в воздухе, ни на суше. Для того, чтобы стало возможным появление позвоночных (обладающих внутренним скелетом) животных, на Земле должен был установиться определенный биологический ритм, лежащий в основе жизненного цикла всех форм жизни на нашей планете. Земля должна была обрести постоянную орбиту и скорость вращения вокруг собственной оси, а также подвергаться периодическому воздействию Солнца и Луны, что, в первую очередь, проявлялось в смене света и тьмы. В Книге Бытия четвертый «день» отведен на организацию именно этих циклических периодов, в результате чего появились год, месяц, день и ночь. И только после этого, когда все небесные циклы, их взаимоотношения и их влияние были прочно установлены, в воде, в воздухе и на суше появились живые существа.
Современная наука не только соглашается с библейским сценарием, но и дает ключ к пониманию того, почему древние авторы научного труда под названием Книга Бытия вставили главу о небесных телах («день четвертый») между свидетельствами эволюции – «днем третьим», когда возникли самые первые формы жизни, и «днем пятым», когда появились «твари». Современная наука тоже столкнулась с «пробелом» длительностью около 1,5 миллиарда лет – с 2 миллиардов до 570 миллионов лет назад – о котором почти ничего не известно из-за нехватки геологических данных и ископаемых остатков. Ученые называют эту эру «докембрием». Не имея достаточной информации, древние ученые мужи использовали этот пробел для описания процесса установления небесных соотношений и биологических циклов.
Несмотря на то, что современная наука считает следующий кембрийский период (названный в честь той части Уэльса, где были найдены первые геологические свидетельства) первой фазой палеозойской (то есть древней) эры, время позвоночных – форм жизни с внутренним скелетом, которых Библия называет «тварями», – еще не пришло. Первые морские позвоночные появились около 500 миллионов лет назад, а сухопутные позвоночные на 100 миллионов лет позже, в эпоху, которую ученые считают переходной от раннего палеозоя к позднему. К концу этой эры, около 225 миллионов лет назад, моря были населены рыбами и морскими растениями, амфибии вышли из воды на сушу, а привлекавшие амфибий растения суши способствовали их превращению в рептилий (рис. 45). Современные крокодилы являются живыми свидетельствами этой фазы эволюции.
Следующая эра, названная мезозойской, охватывает период от 225 до 65 миллионов лет назад и известна как «эпоха динозавров». Помимо разнообразных амфибий и морских ящеров, вдали от изобилующих всевозможными формами жизни океанов появились два основных типа яйцекладущих рептилий: те, которые начали летать и впоследствии превратились в птиц, а также распространившиеся по всей земле и занявшие на ней доминирующее положение динозавры («ужасные ящеры») (рис. 46).
Невозможно непредвзято читать строчки Библии и не понимать, что события «пятого дня» Творения описывают именно такую последовательность развития жизни:
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякуо птицу пернатую по роду ее.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Невозможно не обратить внимания на упоминание в Библии больших пресмыкающихся – вне всякого сомнения, имеются в виду динозавры. Древнееврейское слово, которое используется в оригинальном тексте, «таниним» (множественное число от «танин») переводилось по-разному – как «морские змеи», «морские чудовища» и «крокодилы». Британская энциклопедия сообщает, что «крокодилы являются последним сохранившимся связующим звеном с динозавроподобными рептилиями древности; в то же время это ближайшие родственники птиц». Вывод о том, что большие «таниним» в Библии обозначают не просто больших рептилий, а динозавров, выглядит вполне правдоподобным – не потому что шумеры видели динозавров, а потому что ученые аннунаков, вне всякого сомнения, изучили процесс эволюции на Земле не хуже, чем ученые двадцатого века.
Не менее интересен и порядок, в котором древние тексты описывают три ветви позвоночных. Долгое время ученые считали, что птицы произошли от динозавров, когда у этих рептилий начали развиваться приспособления для планирующего полета, чтобы облегчить прыжки с ветки на ветку в поисках пищи, или, как утверждает другая теория, когда тяжелые наземные динозавры научились быстро бегать, для чего понадобилось уменьшение веса и появление пустотелых костей. Подтверждением последней гипотезы – для достижения большей скорости, необходимой для парения, ящеры стали передвигаться на двух ногах – могут служить ископаемые остатки Deinonychus (рептилия с «ужасными когтями»), быстрого бегуна с хвостом перьевидной формы (рис. 47). Обнаружение ископаемых останков животного, получившего название Archaeopteryx («древние перья» – рис. 48а), дало «недостающее звено» между динозаврами и птицами и положило начало теории, что у них – динозавров и птиц – был общий сухопутный предок, живший в начале триасового периода. Правда, эта теория происхождения птиц была поставлена под сомнение после находки окаменелых останков Archaeopteryx в Германии, которые указывали на то, что это существо представляло собой практически полноценную птицу (рис. 48б), которая произошла не от динозавров, а непосредственно от более древнего предка, обитавшего в воде.
Похоже, составителям Библии все это было уже известно. Библия не только не ставит динозавров на эволюционной лестнице ниже птиц (как до недавнего времени делали ученые), а наоборот, первыми упоминает именно птиц. Учитывая скудость ископаемых останков, у палеонтологов еще есть возможность найти доказательства того, что у птиц больше общего с морскими животными, чем с наземными.
Около 65 миллионов лет назад эре динозавров внезапно пришел конец. Теории, пытающиеся объяснить причины этого феномена, чрезвычайно разнообразны: от климатических изменений и вирусных инфекций до «Звезды Смерти». Но независимо от причины это был конец одного эволюционного периода и начало другого. По словам Книги Бытия это случилось на заре шестого «дня». Современная наука называет этот период кайнозойской (то есть современной) эрой, когда по всей Земле распространились млекопитающие. Вот как об этом рассказывает Библия:
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стадо так И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.
В данном случае мы наблюдаем полное согласие между Библией и наукой. Конфликт между сторонниками креационизма и приверженцами теории эволюции достигает своей кульминации в интерпретации последующего события – появления на Земле человека. Именно этому вопросу посвящена следующая глава. Здесь же важно отметить следующее. Вполне логично предположить, что примитивное и невежественное общество, видя превосходство человека над другими животными, станет считать именно человека самым старым созданием на Земле, самым совершенным и самым мудрым. Однако в Книге Бытия мы сталкиваемся с противоположной точкой зрения. Библия утверждает, что человек появился на Земле последним. Мы представляем собой лишь несколько последних страничек эволюции. Современная наука согласна с этим положением.
И именно этому учили шумеры в своих школах. В Библии мы читаем, что только после окончания всех «дней» Творения Бог «сотворил человека», чтобы он владычествовал «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
На шестой «день» работа Бога на Земле была закончена.
«Так, – утверждает Книга Бытия, – совершенны небо и земля и все воинство их».
До момента появления человека современная наука и древнее знание не противоречат друг другу. Однако, прослеживая ход эволюции, современная наука выносит за скобки вопрос происхождения жизни, отделяя его от эволюции и развития.
Теории «первичного бульона» и происхождения жизни из глины предполагают, что при наличии подходящих материалов и условий жизнь может возникнуть сама собой. Утверждение, что элементарные кирпичики жизни, такие как аммиак и метан (простейшие стабильные соединения соответственно азота с водородом и углерода с водородом), могут образоваться в результате естественных процессов, казалось бы получило подтверждение в результате открытий последних нескольких десятилетий, когда обнаружилось, что эти вещества присутствуют – иногда в изобилии – на других планетах. Но каким образом химические соединения превратились в живых существ?
Возможность такого превращения не вызывает сомнений – доказательством тому служит действительно появившаяся на Земле жизнь. Гипотеза о том, что та или иная форма жизни может существовать в нашей Солнечной системе или в других звездных системах, предполагает возможность превращения неживой материи в живую. Таким образом, вопрос заключается не в том, могло ли это произойти, а в том, как это произошло на Земле.
Для той формы жизни, которая существует на Земле, необходимы два основных вида молекул: белки, которые выполняют все сложные метаболические функции в живых клетках, и нуклеиновые кислоты, несущие генетический код и управляющие процессом воспроизводства клеток. Эти два вида молекул функционируют внутри образования, которое называется клеткой – необыкновенно сложного организма, способного запускать процесс воспроизводства не только самого себя, но и целого животного, состоящего из огромного числа клеток. Для того чтобы образовался белок, аминокислоты должны соединиться в длинные и сложные цепочки. Внутри клетки они выполняют работу в соответствии с инструкциями, хранящимися в одной из нуклеиновых кислот (ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота) и передаваемыми при помощи другой нуклеиновой кислоты (РНК – рибонуклеиновая кислота). Могли ли аминокислоты естественным образом объединиться в цепочки в условиях древней Земли? Несмотря на разнообразные теории и эксперименты (известные опыты были выполнены Клиффордом Мэтьюзом из Университета Иллинойса), все предполагаемые учеными сценарии требовали гораздо большего количества «сконцентрированной энергии», чем имелось в наличии.
Может быть, ДНК и РНК были предшественниками аминокислот на Земле? Успехи генетики и раскрытие тайн живой клетки не только не сняли проблему, но даже обострили ее. В 1953 году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис X. Крик выяснили, что молекула ДНК имеет форму «двойной спирали», что подтвердило необыкновенно сложную структуру этих двух важных химических соединений. Относительно большие молекулы ДНК имеют форму двух длинных скрученных цепочек, связанных «перемычками», состоящими из четырех очень сложных органических соединений (на генетических схемах они обозначаются начальными буквами своих названий, A-G-C-T). Эти четыре нуклеотида могут парами объединяться в бесконечное число разных последовательностей (рис. 49) и скрепляются между собой сахарами, перемежающимися с фосфатами. Нуклеиновая кислота РНК имеет менее сложную структуру и состоит из нуклеотидов A-G-C-U, образующих несколько сотен комбинаций.
Сколько времени потребовалось, чтобы на Земле в процессе эволюции образовались эти сложные соединения, без которых невозможна жизнь?
Окаменелые останки водорослей, найденные в 1977 году в Южной Африке, имеют возраст от 3,1 до 3,4 миллиарда лет. Это были микроскопические одноклеточные организмы, но открытия, сделанные в 1980 году на западе Австралии, вызвали удивление ученых. Группа исследователей под руководством Уильяма Шопфа из Калифорнийского университета обнаружила ископаемые останки организмов, которые оказались не только значительно старше – 3,5 миллиарда лет, – но также принадлежали многоклеточным животным и под микроскопом выглядели как волокна в форме цепочек (рис. 50). Три с половиной миллиарда лет назад эти организмы уже обладали и аминокислотами, и сложными нуклеиновыми кислотами, обеспечивающими генетическое воспроизводство, и поэтому представляли собой не начало цепочки жизни на Земле, а уже ее развитую стадию.
Эти находки стимулировали поиски того, что можно было бы назвать «первым геном». Все большее число ученых приходили к выводу, что предшественником водорослей были бактерии. «Мы смотрим на клетки, которые являются непосредственными морфологическими остатками самих бактерий», – заявлял австралийский ученый Малколм Р. Уолтер, входивший в состав группы исследователей. «Они выглядят как современные бактерии», – добавлял он. И действительно, они выглядели как пять различных типов бактерий, строение которых удивительным образом «оказалось почти идентичным строению некоторых современных бактерий».
Утверждение, что самовоспроизводство на Земле началось с бактерий, предшествовавших водорослям, выглядело разумным, поскольку успехи генетики показали, что все формы жизни на Земле, от простейших до самых сложных, имеют одни и те же генетические «ингредиенты», состоящие из примерно двадцати одних и тех же аминокислот. И действительно, большая часть первых генетических экспериментов и отработка техники генной инженерии выполнялись на простейшей бактерии Escherichia coli (или для краткости Е. colt), которая вызывает диарею у человека и домашнего скота. Но даже у этой крошечной одноклеточной бактерии, которая размножается не половым путем, а простым делением, обнаружилось почти 4000 генов!
То, что бактерии играли важную роль в процессе эволюции, очевидно не только из известного факта, что жизнь многих высокоразвитых растительных и животных организмов, как морских, так и сухопутных, во многом зависит от бактерий, но и из открытий, сделанных сначала в Тихом океане, а затем и в других водных бассейнах. Выяснилось, что бактерии могут представлять собой формы жизни, которые не зависят от фотосинтеза, а используют в качестве источника энергии соединения серы из океанских глубин. Группа ученых под руководством Карла Р. Вуза из Университета Иллинойса назвала их «археобактериями » и определила, что их возраст составляет от 3,5 до 4 миллиардов лет.
С другой стороны, осадочные породы из Гренландии содержали следы, указывающие на существование фотосинтеза еще 3,8 миллиарда лет назад. Таким образом, все эти находки подтверждают, что в пределах нескольких сот миллионов лет – после непроницаемого барьера в 4 миллиарда лет – на Земле обитали разнообразные бактерии и археобактерии. В новейших работах («Nature» от 9 ноября 1989 года) внушительная команда ученых во главе с Норманом X. Слипом из Стэндфордского университета пришла к выводу, что «временное окно», когда зародилась жизнь на Земле, имеет продолжительность 200 миллионов лет – от 3,8 до 4 миллиардов лет назад. «Все живое на нашей планете, – утверждали ученые, – развилось из организмов, которые возникли в этом „Окне Времени“». Однако они не делали попыток выяснить, как возникла жизнь.
На основании разнообразных данных, включая очень точный радиоуглеродный анализ, ученые пришли к заключению, что жизнь на Земле возникла – неважно, как – около 4 миллиардов лет назад. Но почему не раньше, если возраст планеты составляет 4,6 миллиарда лет? Все научные исследования, выполненные как на Земле, так и на Луне, наталкиваются на некую границу, проходящую примерно 4 миллиарда лет назад, и единственное объяснение, которое может предложить современное наука, это «катастрофическое событие». Чтобы узнать об этом больше, следует обратиться к шумерским текстам…
Поскольку ископаемые останки и другие данные указывают на то, что клеточные и способные к самовоспроизведению организмы (бактерии или археобак-терии) существовали на Земле, по крайней мере, через 200 миллионов лет после того, как впервые открылось «временное окно», ученые стали искать «основу» жизни, а не возникшие с ее помощью организмы, то есть следы самих ДНК и РНК. Вирусы, которые представляют собой части ДНК, ищут себе клетки для воспроизводства, широко распространены не только на суше, но и в воде, и это дало основание предполагать, что вирусы являются предшественниками бактерий. Но откуда у них взялись нуклеиновые кислоты?
Широкий простор для исследований был открыт несколько лет назад Лесли Орджелом из Института Салк в Ла-Джолле, штат Калифорния, который предположил, что более простая РНК могла быть предшественницей сложной ДНК. Несмотря на то, что РНК только передает генетическую информацию, содержащуюся в структуре ДНК, другие исследователи пришли к выводу, что некоторые типы РНК при определенных условиях способны катализировать самих себя. Результатом этих открытий стали компьютерные исследования одной из разновидностей РНК, получившей название транспортной РНК, проведенные нобелевским лауреатом Манфредом Эйгеном. В статье, опубликованной в журнале «Science» (от 12 мая 1989 года), Эйген и его коллеги из института Макса Планка сообщали, что проследили в обратном порядке развитие транспортной РНК по «древу жизни» и обнаружили, что генетический код на Земле не может быть старше 3,8 миллиарда лет, с погрешностью на 600 миллионов лет. Именно в то время мог появиться «первичный ген», «послание» которого можно выразить библейскими словами: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Если ошибка в расчетах имеет положительный знак – то есть возраст первичного гена более 3,8 миллиарда лет, – то «такое возможно только в случае его внеземного происхождения», добавляют авторы статьи.
Суммируя результаты четвертой конференции по проблеме происхождения жизни на Земле, ученые приходят к удивительному выводу: «Теперь мы признаем, что если наша самовоспроизводящаяся система возникла на молодой Земле, это должно было произойти очень быстро – в течение миллионов, а не миллиардов лет». Далее она говорит:
«Центральная проблема, вдохновляющая созыв этих конференций – возможно, чуть лучше сформулированная – по-прежнему не решена. Зародилась ли наша органическая материя в межзвездном пространстве? Находящаяся в детском возрасте радиоастрономия предоставила доказательства существования там некоторых небольших органических молекул».
Сванте Аррениус в 1908 году («Worlds in the Making») предположил, что споры жизни были занесены на Землю давлением световых волн от далекой звезды или другой планетарной системы, где жизнь зародилась задолго до ее появления на Земле. Эта гипотеза получила название «теории панспермии», но осталась на обочине научной мысли, поскольку в то время находки окаменелых останков, казалось бы, неопровержимо доказывали, что теория эволюции объясняет происхождение жизни на Земле.
Однако эти окаменелости вызвали новые вопросы и сомнения – до такой степени, что в 1973 году нобелевский лауреат сэр Фрэнсис Крик и Лесли Орджел в своей статье «Направленная панспермия» («Icarus», том 19) вновь обратились к идее заселения Земли первыми организмами, или спорами, из внеземного источника – правда, не случайно, а «в результате целенаправленных действий внеземной цивилизации». Наша Солнечная система сформировалась около 4,6 миллиарда лет назад, но другие Солнечные системы могли образоваться в нашей Вселенной еще 10 миллиардов лет назад. Интервал между формированием Земли и появлением на ней жизни слишком короток, но в других планетарных системах этот процесс имел возможность растянуться на 6 миллиардов лет. «Таким образом, этот промежуток времени делает вполне вероятным существование в нашей Галактике технологических цивилизаций еще до формирования Земли », – делали вывод Крик и Орджел. Они предлагали научному сообществу «принять к рассмотрению новую „инфекционную“ теорию, то есть что примитивная форма жизни была намеренно занесена на Землю высокоразвитой цивилизацией с другой планеты». Предвидя возражение – которое действительно последовало, – что никакие споры жизни не выдержат суровых условий межзвездного пространства, они выдвинули гипотезу: эти микроорганизмы были не просто выпущены в космическое пространство, а помещены в специально спроектированный космический аппарат, способный обеспечить защиту и среду для их существования.
Несмотря на непререкаемый научный авторитет Крика и Орджела, их теория направленной панспермии была встречена с недоверием и даже подвергалась насмешкам. Однако новейшие достижения науки изменили отношение к ней, причем не только из-за сужения «временного окна» до всего лишь двухсот миллионов лет, что практически исключало возможность развития основного генетического материала на Земле. Перемене взглядов способствовало открытие следующих фактов: во-первых, из несчетного количества существующих аминокислот только около двадцати входят в состав всех живых организмов, независимо от того, что они собой представляют и когда появились, а во-вторых, у всего живого на Земле имеется одна и та же ДНК, состоящая из одних и тех же четырех нуклеотидов – именно их, и никаких других.
Таким образом, участники знаменитой восьмой конференции, посвященной происхождению жизни на Земле и проходившей в Беркли, штат Калифорния, в 1986 году, больше не могли принять гипотезу о случайном происхождении жизни на Земле, присутствовавшую в теориях «первичного бульона» и происхождения жизни из глины, поскольку согласно этим теориям должно было возникнуть огромное разнообразие жизненных форм и генетических кодов.
Однако ученые пришли к единому мнению, что «вся жизнь на Земле, от бактерии до секвойи и человека, развилась из одной родоначальной клетки».
Но откуда взялась эта одна родоначальная клетка? 285 ученых из 22 стран не решились сделать осторожное предположение, что полностью сформированные клетки были занесены на Землю из космоса. Многие, тем не менее, были готовы принять к рассмотрению гипотезу, что «источником органических предшественников жизни мог быть и космос». После всего, что было сказано и сделано, перед собравшимися оставался один путь, который, как они надеялись, позволит получить ответ на загадку происхождения жизни на Земле: исследование космоса. Было предложено перенести исследования с Земли на Марс, Луну и спутник Сатурна Титан, поскольку их в меньшей степени коснулись перемены и на них могли лучше сохраниться следы начальных этапов зарождения жизни.
Совершенно очевидно, что такое направление исследований предполагает, что жизнь не является уникальным земным явлением. Первым основанием такой посылки являются многочисленные свидетельства того, что органические соединения достаточно широко распространены в Солнечной системе и за ее пределами. Информация, полученная при помощи межпланетных зондов, подробно рассматривалась в предыдущих главах, и данных, указывающих на присутствие необходимых для существования жизни элементов и соединений, имеется такое количество, что здесь достаточно привести лишь несколько примеров. Так, в 1977 году интернациональный коллектив астрономов, работавший в Институте Макса Планка, обнаружил молекулы воды за пределами нашей Галактики. Плотность водяного пара там оказалась такой же, как и в Галактике, к которой принадлежит Земля, и Отто Хашенберг из Института радиоастрономии в Бонне посчитал это открытие доводом в пользу того, «что и в других местах могут существовать пригодные для жизни условия, подобные тем, что сущеетвуют на Земле». В 1984 году ученые из Космического центра Годдарда обнаружили «удивительный набор молекул, включая зачатки органики» в межзвездном пространстве. Они нашли «сложные молекулы, состоящие из тех же атомов, что и живая материя», и, по словам Патрика Таддеуса из Института космических исследований, было бы «логичным предположить, что эти компоненты попали на Землю на стадии ее формирования и что жизнь в конечном итоге развилась именно из них». Можно привести еще один пример. В 1987 году приборы NASA зарегистрировали, что при взрыве звезд (сверхновых) образуется большинство элементов химической таблицы, включая углерод, входящий в состав всех земных организмов.
Каким же образом эти необходимые для существования жизни соединения – в формах, обеспечивших расцвет жизни на Земле – попали на нашу планету из космоса, ближнего или дальнего? Естественно, предметом рассмотрения стали такие небесные посланники, как кометы, метеоры, метеориты и сталкивающиеся с Землей астероиды. Особый интерес ученых вызвали метеориты, в состав которых входили углеродистые хондриты, считающиеся самым древним минералом Солнечной системы. В одном из таких метеоритов, упавшем в 1969 году в окрестностях австралийского городка Мерчисон, штат Виктория, обнаружился целый набор органических соединений, включая аминокислоты и азотистые основания, соединяющие между собой все элементы ДНК. По свидетельству Рона Брауна из Университета Мельбурна исследователи нашли в веществе метеорита даже «образования, напоминающие очень примитивную форму клеточной структуры».
До этого времени метеориты с углеродистыми хондритами, впервые найденные во Франции в 1806 году, не считались надежными источниками данных, поскольку содержание в них органических соединений объяснялось простым загрязнением. Однако в 1977 году два метеорита этого типа были найдены в толще ледяных полей Антарктиды, где всякое загрязнение исключалось. Эти метеориты, а также другие фрагменты, найденные в Антарктике японскими учеными, оказались богаты аминокислотами и содержали как минимум три нуклеотида (A, G и U из генетического алфавита), входящие в состав ДНК и (или) РНК. В своей статье в журнале «Scientific America» (август 1983 года) Рой С. Льюис и Эдвард Андерс пришли к заключению, что «углеродистые хондриты – самые примитивные из метеоритов – содержат вещество, образовавшееся за пределами Солнечной системы, включая материю, которая выбрасывается сверхновыми и другими звездами». Радиоуглеродный анализ показал, что возраст этих метеоритов составляет от 4,5 до 4,7 миллиарда лет; это означает, что они могут быть старше Земли, и доказывает их внеземное происхождение.
Возродив старые предрассудки о том, что кометы вызывают чуму на Земле, два известных британских астронома, сэр Фред Хойл и Чандра Викрамасингх, в своей статье в журнале «Scientist» (17 ноября 1977 года) предположили, что «жизнь на Земле зародилась тогда, когда кометы, несшие на себе строительные кирпичики жизни, врезались в древнюю Землю». Несмотря на критическое отношение других ученых, астрономы настойчиво пропагандировали свою гипотезу на конференциях, в книгах («Lifecloud» и другие) и научных публикациях, каждый раз предлагая все более убедительные доказательства своего тезиса, что «около четырех миллиардов лет назад жизнь прилетела на комете».
Недавние тщательные исследования комет, например кометы Галлея, показали, что кометы, подобно другим пришельцам из дальнего космоса, содержат воду и другие необходимые для возникновения жизни соединения. Эти открытия заставили астрономов и биофизиков допустить вероятность, что столкновения с кометами играли определенную роль в возникновении жизни на Земле. По словам Арманда Дельсемма из Университета Толедо, «большое количество комет, сталкивавшихся с Землей, принесли с собой ряд химических соединений, необходимых для образования аминокислот; молекулы в нашем организме похожи на те, которые когда-то были в кометах».
По мере того, как достижения науки делали возможными более глубокое исследование метеоритов, комет и других небесных объектов, результаты этих исследований значительно расширяли список найденных на них химических соединений, необходимых для существования жизни. Представители нового направления науки, получившего название «экзобиологии», обнаружили на небесных телах изотопы и другие элементы, свидетельствующие о возрасте, превышающем возраст Солнечной системы. Таким образом, предположение о том, что жизнь зародилась вне Солнечной системы, становилось все более вероятным. Теперь спор между сторонниками Хойла и Викрамасингха и остальными учеными переместился в другую плоскость: правы ли британские астрономы, предположив, что кометы и метеориты принесли на Землю «споры» – то есть сформировавшиеся микроорганизмы – или это были необходимые для зарождения жизни химические соединения.
Могли ли «споры» выжить в условиях сильной радиации и низких температур открытого космоса? Скептицизм относительно вероятности такого выживания существенно ослабел после экспериментов, проведенных в 1985 году в Лейденском университете в Голландии. В отчете, опубликованном в журнале «Nature» (том 316), астрофизик Дж- Майо Гринберг и его коллега Питер Вебер сообщали, что «споры» могут выжить в условиях космоса, если будут путешествовать в оболочке из молекул воды, метана, аммиака и окиси углерода, которые в изобилии присутствуют на различных небесных телах. Панспермия, делали вывод ученые, вполне возможна.
Направленная панспермия, то есть намеренное заселение Земли другой цивилизацией, как ранее предположили Крик и Орджел? По их мнению, «оболочка», защищающая «споры», не просто состоит из указанных компонентов, а представляет собой космический корабль, в котором микроорганизмы помещены в питательную среду. Несмотря на то что это предположение отдает научной фантастикой, двое ученых упорно держались за свою «теорему». «Хотя это звучит немного странно, – писал сэр Френсис Крик в „The New York Times“ (26 октября 1981 года), – все этапы аргументации с научной точки зрения вполне вероятны». Допуская, что когда-нибудь человечество само может послать «семена жизни» в другие миры, почему бы не допустить, что какая-то высокоразвитая цивилизация проделала то же самое с Землей в далеком прошлом?
Линн Маргулис, пионер конференций «Происхождение жизни на Земле» и член Американской академии наук, в своих работах и интервью настаивает, что многие организмы, столкнувшись с неблагоприятными условиями, «выделяют компактные маленькие образования» – она назвала их «пропагулами», – которые способны перенести генетический материал в более благоприятную среду («Newsweek», 2 октября 1989 года). Это естественная «стратегия выживания», имевшая большое значение для «космических спор».
В подобном обзоре достижений этой области науки, озаглавленном «NASA to Probe Heavens for Clues to Life's Origins on Earth», опубликованном в «The New York Times» 6 сентября 1988 года, Сандра Блексли суммировала новейшие научные теории:
«Новым толчком к поискам основ жизни послужили недавние открытия, в результате которых выяснилось, что кометы, метеоры и межзвездная пыль содержат огромное количество сложных органических соединений, а также элементов, играющих ключевую роль в живых клетках.
Ученые убеждены, что Земля и другие планеты были засеяны этими потенциальными кирпичиками жизни из космоса».
«Засеяны из космоса » – эти же слова были записаны шумерами несколько тысяч лет назад!
Примечательно, что в своих рассуждениях Чандра Викрамасингх часто обращался к трудам древнегреческого философа Анаксагора, который примерно в 500 году до нашей эры говорил о том, что Вселенная кишит «семенами жизни», готовыми прорасти и создать жизнь везде, где найдутся подходящие для этого условия. Анаксагор был родом из Малой Азии, и его взгляды – как и большая часть знаний древних греков – были основаны на документах и преданиях Месопотамии.
После странствий продолжительностью 6000 лет современная наука вернулась к сценарию шумеров, согласно которому пришелец из далекого космоса принес семена жизни в Солнечную систему и во время небесной битвы засеял ими Гею.
Аннунаки, способные совершать космические путешествия еще полмиллиона лет назад, открыли это явление задолго до нас; в этом отношении современная наука всего лишь догоняет древнюю мудрость.
Не подлежит сомнению, что основным пунктом споров – иногда ожесточенных – между сторонниками креационизма и приверженцами теории эволюции является библейская история о сотворении человека. Столкновения эти происходят не только в школьных комитетах, но и в судах. Как уже отмечалось выше, обеим сторонам стоит внимательно перечитать Библию (лучше в оригинале). Конфликт исчезнет сам собой, когда эволюционисты признают научную основу Книги Бытия, а креационисты поймут истинный смысл священного текста.
Если отвлечься от наивного предположения, что «дни» Творения в Книге Бытия представляют собой периоды в 24 часа, а не эры или фазы, то последовательность изложенных в Библии событий, как показано в предыдущих главах, точно описывает процесс эволюции, признаваемый современной наукой. Неразрешимая проблема возникает тогда, когда сторонники креационизма настаивают, что мы, то есть человечество, или homo sapiens, были созданы Богом – мгновенно, без какой-либо эволюции. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Именно так сказано во второй главе Книги Бытия (канонический перевод), и именно в это твердо верят фанатичные приверженцы креационизма.
Но если они обратятся к древнееврейскому тексту – как бы то ни было, а он является оригиналом – то в первую очередь обнаружат, что акт творения совершил Элогим, то есть в буквальном переводе не «Бог», а «боги». Во-вторых, они поймут причину сотворения человека – чтобы «возделывать» землю. Вот два самых важных – и необычных – указания на то, кем был создан человек и зачем.
Затем, естественно, возникает еще одна проблема – противоречие с другой версией появления человека, изложенной в первой главе Книги Бытия (стихи 26–27). Согласно каноническому переводу, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему. По подобию Нашему», – после чего эти слова были воплощены в жизнь: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». История запутывается, поскольку во второй главе говорится, что первый человек был один, пока бог не сотворил ему пару из его же ребра.
Сторонникам креационизма, возможно, нелегко решить, какая из версий должна стать догмой, однако существует еще и проблема множественного числа. Можно предположить, что человек создан группой существ, обращающихся к многочисленной аудитории со словами: «…сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». В чем же тут дело, может задасться вопросом человек, почитающий Библию.
В настоящее время и востоковеды, и богословы признают, что составители Книги Бытия использовали гораздо более подробные и древние тексты, впервые записанные шумерами. Это произошло, как сообщается в поэме «Атрахасис», когда рядовые астронавты, прибывшие на Землю за золотом, подняли мятеж. Изнурительная работа на золотых рудниках Южной Африки стала невыносимой. Их командир Энлиль потребовал от своего отца Ану, правителя Нибиру, чтобы тот собрал Великий Совет аннунаков и потребовал жестокого наказания для мятежников. Однако Ану проявил больше понимания. «За что мы к ним питаем злобу? – спросил он, выслушав жалобы мятежников. – Их труд тяжел, велики невзгоды». Разве нет другого способа добыть золото, поделился он своими сомнениями.
Есть, ответил другой его сын Энки (единокровный брат и соперник Энлиля), выдающийся ученый аннунаков. Можно освободить аннунаков от тяжелой и монотонной работы, если создать того, кто будет эту работу выполнять – примитивного рабочего.
Идея понравилась собравшимся на совет аннунакам. Чем больше они обсуждали ее, тем громче раздавались требования создать такое существо, Adamu, которое взяло бы на себя тяжелую работу. Однако, вопрошали они, как создать достаточно умное существо, способное пользоваться орудиями труда и исполнять приказания? Как решить эту задачу? И выполнима ли она вообще?
Шумерский текст обессмертил ответ, который дал Энки собранию аннунаков. Он заявил, что:
…творенье, что ты назвала, УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Нужно лишь придать ему божественный образ.
В этих словах содержится ключ к разгадке тайны сотворения человека, волшебная палочка, уничтожающая конфликт между эволюционной теорией и креационизмом. Аннунаки, или Элогим в библейской версии, не создавали человека из ничего. Он уже был на Земле как продукт эволюции. Необходимо было лишь усовершенствовать его до нужного уровня возможностей и разума, придав ему образ богов, то есть образ Элогим.
Для упрощения назовем существо, уже обитавшее на Земле, обезьяночеловеком. Процесс, предлагаемый Энки, заключался в том, чтобы придать этому существу образ – то есть генетическую структуру – аннунаков. Другими словами, при помощи генной инженерии нужно было ускорить эволюцию, произведя на свет «человека» – homo sapiens.
Термин Adamu, от которого, вне всякого сомнения, происходит библейское имя Адам, и использование слова «образ» в шумерских текстах, которое постоянно повторяется в тексте Библии, – это не единственные признаки того, что история сотворения человека, изложенная в Книге Бытия, основана на месопотамских источниках. Использование множественного числа в тексте Библии и намек на группу Элогим, достигающих согласия, за которым следуют действия, также теряют свою загадочность после обращения к более древним мифам Месопотамии.
Из них мы узнаем, что собрание аннунаков приняло проект Энки и по его предложению возложило выполнение задачи на Нинту начальника медицинской службы:
Кликнули богиню, позвали
Повитуху богов, мудрейшую Мами.
«О, праматерь, творец человека!
Сотвори человека, да несет он бремя!
Да примет труды, что Энлиль назначил!
Корзины богов – носить человеку!»
Точно неизвестно, что служило источником для составителей Книги Бытия, поэма «Атрахасис», из которой взята эта цитата, или более древние шумерские тексты. Однако в этой поэме изложены основные события, которые привели к необходимости создания «примитивного рабочего», рассказано о собрании богов, о предложении создать человека, о принятии решения и претворении его в жизнь. Только изучив источники Библии, можно понять слова Элогим: «…сотворим человека по образу Нашему», стремившихся разрешить ситуацию, когда «не было человека для возделания земли».
О генеалогии и истории Адама как отдельной личности в Книге Бытия говорится как о генетическом термине. Это не человек по имени Адам, а буквально «обитатель Земли» – именно таково значение слова Adam, имеющего тот же корень, что и Adamah, «земля». Однако это имя также можно рассматривать как игру слов, главным из которых является слово dam, которое переводится как «кровь» и которое отражает – как мы скоро увидим – способ создания человека.
Шумеры обозначали человека термином ЛУ. Однако это слово обозначает, скорее, не «человеческое существо», а «работник, слуга», и в составе названий домашних животных имеет значение «прирученный». В аккадском языке, на котором была написана поэма «Атрахасис» (и от которого произошли все семитские языки), для обозначения вновь созданного существа используется слово «лулу», которое, так же как и в шумерском языке, обозначает человека, но одновременно указывает на смешение. Таким образом, более глубокий смысл слова «лулу» можно определить как «полученный в результате смешения». Это тоже указывает на способ, которым был создан Адам – «обитатель Земли», а также «сделанный из крови».
На глиняных табличках, найденных в Месопотамии, сохранилось множество текстов и отдельных фрагментов. В некоторых случаях божественный элемент описывается как «субстанция», полученная из крови Бога, а земной элемент называется «глиной» или «грязью». Нет никакого сомнения, что во всех этих мифах рассказывается одна и та же история – первое соитие. Нет никакого сомнения в шумерском происхождении этих мифов, поскольку именно в шумерских текстах мы находим самое подробное описание этого удивительного деяния: смешения «божественных» генов аннунаков с «земными» генами обезьяночеловека посредством оплодотворения яйцеклетки его самки.
Это было именно искусственное оплодотворение – в стеклянном сосуде, изображенном на древней цилиндрической печати (рис. 51). Как я уже отмечал раньше, Адам стал первым человеком из пробирки – задолго до того, как современная наука овладела этим искусством.
Есть все основания полагать, что, когда Энки выдвинул свое неожиданное предложение создать «примитивного рабочего» посредством генной инженерии, он уже знал, что эта задача выполнима. Его предложение призвать Нинту совсем не выглядит спонтанным.
Описав предшествующие события, поэма «Атрахасис» начинает рассказ о появлении человека с распределения обязанностей между аннунаками. Соперничество между единокровными братьями Энлилем и Энки достигло опасной черты, и Ану заставил их тянуть жребий. В результате Энлилю досталось руководство над старыми поселениями и работами в Э.ДИНе (в библейском варианте – Эдеме), а Энки был послан в Африку, чтобы надзирать за АБ.ЗУ, то есть землей шахт. Энки был великим ученым и, вероятно, часть своего времени посвятил изучению флоры и фауны этих земель, а также ископаемых останков, которые 300 тысяч лет спустя Лики и другие палеонтологи нашли на юго-востоке Африки. Подобно современным ученым, Энки должен был задуматься о процессе эволюции на Земле. Как сообщают шумерские тексты, он пришел к выводу, что одно и то же «семя жизни», которое принес Нибиру из своих предыдущих небесных чертогов, породило жизнь на обоих планетах. Сначала это произошло на Нибиру – гораздо раньше – а затем и на Земле, куда «семя» попало в результате столкновения планет.
Наибольший интерес вызвал у Энки обезьяночеловек, стоявший на ступень выше остальных приматов. Это был почти прямоходящий гоминид, использовавший в качестве орудий заостренные камни – еще не человек, но его предшественник. Вероятно, Энки задумывался над увлекательной задачей «сыграть роль Бога» и провести генетические эксперименты.
Он попросил Нинту прибыть в Африку и помочь ему. Официальная причина выглядела вполне правдоподобно. Она была начальником медицинской службы, и ее имя означало «Госпожа Жизни» (впоследствии она получила прозвище Мами, от которого произошло слово мама/мать). Учитывая тяжелые условия труда шахтеров, медицинская помощь была им крайне необходима. Однако существовала и другая причина: Энлиль и Энки соперничали за ее расположение, и им обоим был нужен наследник, рожденный единокровной сестрой, которой приходилась им Нинту. Все трое были детьми Ану, верховного правителя Нибиру, но от разных матерей. Согласно законам аннунаков (впоследствии перенятых шумерами и нашедших отражение в библейских историях о патриархах) законным наследником становился не просто первенец, а сын единокровной сестры из той же царской династии. Шумерские тексты описывают страстную любовь Энки и Нинту (правда, с неудачным результатом: рождались всегда девочки). Таким образом, в основе предложения Энки призвать Нинту и возложить на нее выполнение задачи лежал не только научный интерес.
Зная об этом, мы не удивимся, Прочитав в тексте поэмы заявление Нинту о том, что она не может сделать это одна и что ей необходимы совет и помощь Энки, а также ее слова, что она должна попробовать выполнить возложенную на нее задачу в Абзу, где есть необходимые условия и материалы. И действительно, эти двое, по всей вероятности, уже давно проводили свои опыты, прежде чем предложить совету аннунаков создать человека «по образу своему». На некоторых древних рисунках можно увидеть «человека-быка» рядом с обнаженным обезьяно-человеком (рис. 52), а также «человека-птицу» (рис. 53). Сфинксы (львы или быки с человеческими головами), украшавшие многие древние храмы, возможно, являются не просто порождениями фантазии. Когда вавилонский жрец и историк Берос записывал для греков космогонию и мифы творения шумеров, он сообщал, что в доисторические времена существовали «люди с двумя крыльями», люди «об одном теле и двух головах», люди, у которых были одновременно мужские и женские органы, «существа с рогами и козлиными ногами», а также другие помеси человека и животных.
То, что эти существа представляют собой не капризы природы, а результат сознательных экспериментов Энки и Нинту, становится очевидным из шумерских текстов. Там описывается, как они создали существо, не имеющее ни мужских, ни женских половых органов, мужчину, который не мог удерживать мочу, женщину, не способную рожать детей, а также многочисленные создания с другими дефектами. В конце концов Нинту не без озорства заявила, что может сотворить любое человеческое тело.
Человеческое созданье – хорошо ли оно, дурно ли оно –
Как мне сердце подскажет, такую судьбу ему присужу – или добрую, или злую.
Достигнув той стадии, когда манипуляции с генами обеспечивали любую требуемую характеристику, Энки и Нинту решили, что могут приступить к решению главной задачи – соединить гены гоминида, или обезьяночеловека, не только с генами других земных существ, но и с генами самих аннунаков. Используя все накопленные знания, два божества принялись за управление процессом эволюции, ускоряя его. Вне всякого сомнения, современный человек и так появился бы на Земле, как это произошло на Нибиру, поскольку они происходили от одного и того же «семени жизни». Однако от той стадии, на которой гоминиды находились 300 тысяч лет назад, до уровня развития аннунаков обезьяночеловеку нужно было пройти долгий путь. Если за прошедшие 4 миллиарда лет процесс эволюции на Нибиру начался всего лишь на 1 процент раньше, это значит, что Нибиру опережала Землю на сорок миллионов лет. Может быть, аннунаки ускорили процесс эволюции на нашей планете на один или два миллиона лет? Точно неизвестно, какое время занял бы процесс превращения древнего гоминида в homo sapiens, но можно с определенностью утверждать, что сорока миллионов лет для этого было бы достаточно.
Энки, на которого возложили задачу «создать богам слуг» – как говорится в древнем тексте, выполнить «работу мудрую», – дал Нинту указание «намешать глины».
Требовалось получить два «экстракта» из аннунака, и для этой цели был тщательно отобран молодой «бог». Энки дал указание Нинту взять у него кровь и «ширу», а затем при помощи «очищающих ванн» получить их «эссенции». То, что получилось из крови, было названо ТЕ.Е.МА, что наиболее точно переводится как «личность» – то, что делает человека отличным от других. Однако слово «личность» не передает научной точности термина, который в буквальном переводе звучит как «содержащий то, что скрепляет память». Сегодня мы называем это геном.
Другой элемент, полученный из молодого аннунака, «ширу», обычно переводится как «плоть». Со временем среди множества коннотаций за этим словом действительно закрепилось значение «плоть», но древние шумеры связывали его с полом или репродуктивными органами; его корень имеет основное значение «связывать» или «то, что связывает». Экстракт из «ширу» в текстах, рассказывающих о потомках богов, называется «кисру». Это «семя», или мужская сперма.
Два этих «божественных» экстракта были тщательно перемешаны Нинту в очищающей ванне, и именно отсюда пошло название «лулу» («тот, кого смешали»), которое получил созданный в результате этого процесса «примитивный рабочий». На современном языке мы назвали бы его гибридом.
Все эти процедуры проводились в стерильных условиях. В одном из текстов даже указывается, что Нинту вымыла руки, прежде чем коснуться «глины». Место, где проходил этот процесс, имело особое устройство и на аккадском языке называлось «Бит Шимти» – от шумерского ШИ.ИМ.ТИ, которое буквально означает «дом, где вдыхается ветер жизни». Вне всякого сомнения, это название послужило источником библейских строк о том, что после создания человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни». В оригинале Библии используется древнееврейское слово нефеги, которое чаще переводится как «душа», а не как «дыхание жизни». Аналогичный термин – напишту – появляется и в аккадском варианте описания событий, происходивших в «доме, где вдыхается ветер жизни».
Рисунок на цилиндрической печати (рис. 54), возможно, является иллюстрацией древнего текста. На нем изображен сидящий Энки, который «подбадривает» Нинту (ее можно определить по символу в виде пуповины), а позади нее располагаются сосуды, то есть «пробирки».
Смешивание «глины» со всеми «эссенциями» не было конечной стадией процесса. Яйцеклетка самки обезьяночеловека, оплодотворенная спермой и генами молодого «бога» аннунака в «очищающей ванне», затем была помещена в «форму», где и завершилось «соединение». Поскольку эта часть процесса описывается вновь в связи с определением пола получившегося существа, можно предположить, какова была цель фазы «соединения».
Продолжительность времени, которое оплодотворенная яйцеклетка провела в «форме», не указывается, но дальнейшие действия с ней описаны вполне определенно. Оплодотворенная и «отформованная» яйцеклетка должна была быть реимплантирована в матку женщины – но не самки обезьяночеловека. Скорее всего, она была пересажена в матку «богини», то есть женщины аннунаков. Совершенно очевидно, что только таким образом можно было достичь конечного результата.