Семинар 4. Международные отношения во времена

Джерела та література

План

Джерела та література

План

Джерела та література

План

Джерела та література

Джерела та література

План

Джерела та література

План

План

Джерела та література

План

Список литературы.

Заключение.

Глава 3. Этно-конфессиональный фактор.

Глава 2. Природно-климатический фактор.

Глава 1: Геополитический фактор. Суть и его роль в развитии России.

Декан исторического факультета Г.Г.Павлуцких

Декан исторического факультета Г.Г.Павлуцких

Декан исторического факультета Г.Г.Павлуцких

Декан исторического факультета Г.Г.Павлуцких

Вариант III

Литература

Р.

Лингвистический университет

Нижегородский государственный

Учреждения высшего профессионального образования

Федерального государственного бюджетного образовательного

Набережночелнинский филиал

Тема 5. Державний лад США в 20ст.

Эталон ответа.

Мая 2013 год

№ п.п. Мероприятия Класс Дата, место Ответственные
  1. Презентация недели истории и обществознания « В гостях у Клио»
  2. Интеллектуальная игра « Древний Рим»
3-11     5- 6 13 кабинет № 25 11.45 – 12.05   6 урок   Прокопович Н. С.
Конкурс рисунков «Юбилейные даты моего Отечества» 3-6 13- 18 вестибюль 2 этажа МО учителей истории и обществознания
Заочная семейная олимпиада по истории 7-11 14-16 МО учителей истории и обществознания
Конкурс на лучшее эссе по обществознанию. 10-11 13-18 МО учителей истории и обществознания
Конкурс презентаций «Неизвестные страницы истории» 7-11 13-17 Гелич И.А.
Конкурс « Читай. Решай. Отгадывай» ( по материалам исторической газеты) 5-11 13-17 Прокопович Н.С.
Интеллектуальная игра «Своя игра» на тему : « Отечественная война 1812 года». 10 и 11 14 кабинет № 25 6 урок Гелич И.А.
Игра «Три царства» на тему: « Эпоха дворцовых переворотов» 7 «а» и 7 «б» 15 кабинет № 35 6 урок Прокопович Н.С.
Единый информационный день по вопросам безопасности детей и подростков 1-11 Кл.часы, просмотр кинофильма Гелич И. А., Коршунова О.В.
« Исторический поединок» 3 «а» и 4 «а» 17 кабинет № 35 6 урок Прокопович Н.С., участники районной олимпиады по истории
Подведение итогов недели истории и обществознания. «Круглый стол». Посещение музеев Санкт- Петербурга в рамках Международного дня музеев   Участники конкурсов 18 кабинет № 25 МО учителей истории и обществознания

Основы философии:

1-а. 2-а. 3-б. 4-б. 5-в. 6-а. 7-б. 8-в. 9-б. 10-в. 11-а. 12-а. 13-б. 14-в. 15-б. 16-б. 17-в. 18-б. 19-г. 20-в. 21-а. 22-б. 23-а. 24-в. 25-а. 26-а. 27-а. 28-б. 29-а. 30-а. 31-а. 32-в. 33-в. 34-а. 35-б. 36-б. 37-а. 38-а. 39-б. 40-б. 41-а. 42-а. 43-а. 44-а. 45-г. 46-а. 47-б. 48-а. 49-а. 50-в. 51-а. 52-а. 53-а. 54-б. 55-г. 56-б. 57-а. 58-а. 59-а. 60-а. 61-а. 62-а. 63-а. 64-в. 65-а. 66-а. 67-а. 68-б. 69-а. 70-а. 71-в. 72-б. 73-в. 74-а. 75-а. 76-б. 77-б. 78-б. 79-б. 80-б. 81-б. 82-а. 83-а. 84-в. 85-а. 86-а. 87-б. 88-а. 89-а. 90-в. 91-а. 92-в. 93-в. 94-а. 95-б. 96-а. 97-а. 98-а. 99-в. 100-а.

 

 

1. Політичні партії США в 20 ст.

2. Зміни в державному ладі США в 20 ст.

3. Законодавство «Нового курсу» президента Рузвельта.

4. Посилання президентської влади США в 20 ст.

им. Н.А. Добролюбова»

(Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «НГЛУ»)

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

Протокол № ___от ___________20____г.

Зав. кафедрой ______________ Потаниной А.В.

 

Дисциплина: История языка и ВСФ   Специальность: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
    Очная/заочная форма обучения, 3 курс

Опись экзаменационных билетов

 

I. Tell the theoretical material

1. The subject matter of the English Language history (linguistic changes, their driving force, aims and objectives)

2. Periodisation of the E.L. history

3. Germanic languages and their peculiarities.

4. The 1st consonant shift (Grimm’s law)

5. Verner ’s Law.

6. Historic events in Early Britain. The Celts in Britain.

7. Historic events in Early Britain. Romans in Britain.

8. The 1st layer of the Latin borrowings.

9. Historic events in Early Britain. Anglo-Saxon invasion.

10. The writing and the written documents of OE.

11. The OE verb. The system of the OE verb. Grammatical categories.

12. The OE verb. Morphological classification of the OE verb.

13. The OE noun. Grammatical categories, the three morphemic structure.

14. The sound system of the OE language.

15. Phonetic system in OE. I-mutation.

16. OE Fracture. Lengthening of vowels in OE.

17. Delibilisation of [y]. Voicing of fricatives.

18. Palatalisation of [k, sk, kg]. Simplification of the initial clusters.

19. Loss of consonants before fricatives.

20. Conversion of Britain to Christianity. Linguistic evidence of the Anglo-Saxon paganism.

21. England under Scandinavians. Historic events.

22. England under Scandinavians. Linguistic situation.

23. Norman invasion.

24. The French Influence upon the vocabulary in ME.

25. The Formation of the National Language.

26. The development of the sounds in ME and MnE. Leveling of unstressed endings

27. Lengthening and shortening of vowels.

28. Narrowing of vowels. Loss of [ae] and its reappearance in MnE.

29. Borrowings from the Classical Languages in MnE.

30. Borrowings from the Contemporary Languages (Russian, German, Dutch).

31. Borrowings from the Contemporary Languages (Russian, German, Dutch)

32. History of word formation. Affixation. Conversion.

33. The development of word composition in ME and MnE.

34. The Great Vowel Shift in MnE.

35. Vocalization of [r]. Simplification of consonant clusters.

II. Do the practical assignments.

 

 

Составила: доцент кафедры Иностранных языков Синичкина А.А.

 

Питання до іспиту з курсу «Історія України»

1. Стародавнє населення і перші держави на території України (ІХ ст. до н.е. – VІІІ ст.)

2. Утворення Київської Русі (ІХ-Х ст.). Теорії походження Київської держави.

3. Піднесення Київської Русі. Володимир Великий. Ярослав Мудрий.

4. Галицьке князівство. Я.Осмомисл.

5. Феодальна роздробленість Київської Русі: причини і наслідки.

6. Проблема формування давньоруської народності.

7. Утворення і піднесення Галицько-Волинської держави.

8. Занепад Галицько-Волинської держави: причини і наслідки.

9. Українські землі у складі Великого князівства Литовського.

10. Причини та джерела виникнення українського козацтва.

11. Запорозька Січ, її устрій та військово-політична організація.

12. Перехід України під владу Польщі. Кревська унія.

13. Люблінська унія та її наслідки для України.

14. Проблема формування українського народу.

15. Гетьман П. Конашевич-Сагайдачний та утвердження козацької автономії.

16. Причини, характер, рушійні сили Визвольної війни українського народу 1648-1657 рр.

17. Утворення української козацької держави Б. Хмельницького.

18. Переяславська Рада та «Березневі статті».

19. Початок доби «Руїни». Поділ України на Лівобережну та Правобережну (1657-1663 рр.).

20. Політика гетьманів Лівобережної України у 1663-1686 рр.

21. Політика гетьманів Правобережної України у 60 –80-і рр. ХVІІ ст.

22. Запорозька Січ в роки Руїни. І. Сірко.

23. Правління гетьмана І. Мазепи, політичні причини та наслідки його поразки.

24. Гетьман П. Орлик та його Конституція.

25. Ліквідація українського самоврядування у ХVІІІ ст. Останні українські гетьмани.

26. Розгром Запорозької Січі. Подальша доля запорозького козацтва.

27. Утворення та заселення Новоросії. Заснування міста Катеринослава.

28. Антифеодальна боротьба українського народу у ХVІІІ ст.

29. Політичне становище українських земель у складі Російської та Австрійської імперій у першій половині ХІХ ст.

30. Декабристський рух в Україні.

31. Національний рух на західноукраїнських землях у першій половині ХІХ ст.’’Руська трійця’’

32. Кирило-Мефодіївське товариство.

33. Скасування кріпосного права в Наддніпрянщині. Реформи 1860 – 1870-х рр.

34.Революційне народництво в Україні (друга половина ХІХ ст.).

35. Національно-демократичний рух в Україні у другій половині ХІХ ст. Громади.

36. Соціально-економічний розвиток України у ІІ половини ХІХ ст.

37. Проблема формування української нації у ХІХ ст.

38. Створення та діяльність українських політичних партій наприкінці ХІХ– на початку ХХ ст.

39. Російська революція 1905-1907 рр. та її вплив на Україну.

40. Лютнева революція 1917 р. в Росії та її вплив на Україну.

41.Утворення і політична діяльність Української Центральної Ради.

42. Українська держава П. Скоропадського.

43. Політика Директорії та її наслідки.

44. Встановлення радянської влади в Україні (1919-1920 рр.)

45. Україна та утворення СРСР.

46. Політична система УСРР в 1920-ті рр. Становлення тоталітарного режиму.

47. Політика індустріалізації в Україні та її наслідки.

48.Аграрна політика та її наслідки. Голодомор 1932-1933 рр.

49. Возз’єднання Західної України з УРСР на початку Другої світової війни. Пакт Молотова-Ріббентропа.

50.Напад Німеччини на СРСР. Героїчна боротьба Червоної Армії в боях на території України в 1941-1942 рр.

51. Окупаційний режим в Україні. Радянське підпілля і партизанський рух. Створення УПА.

52. Визволення України від фашистських загарбників.

53. Значення Перемоги СРСР у Великій Вітчизняній війні для України.

54. Посилення сталінського диктату в повоєнні роки.

55. Політична ситуація в Україні за лібералізації тоталітарного режиму. М. Хрущов.

56. Україна в 1965-1985 рр.

57. Перебудова в СРСР та її наслідки для України.

58. Проголошення державної незалежності України.

59. Державотворення і політичний розвиток України в 1991-1995 рр.

60. Конституція України, її прийняття, основні положення.

61. Політичний розвиток України у 1996 –2009 рр.

62. Обрання Президентом України В.Ф. Януковича. Внутрішня і зовнішня політика України на сучасному етапі.

 

Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах : Учебное пособие по курсу «История зарубежной журналистики. Введение в мировую журналистику». – Том второй. – М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003. – С. 199-284.

1. Объясните причины, сущность и результаты внутрипар­тийной борьбы в 20-е гг.

2. Дайте определение: «Унитарное государство — это...». Когда это явление имело место в истории страны?

3. Укажите, какие из названных явлений были связаны с нэпом, а какие — нет (знаками «+» и «-»):

а) свободная торговля;

б) продразверстка;

в) применение наемного труда в сельском хозяйстве;

г) развитие всех форм кооперации;

д) уравнительный принцип распределения.

4. Объясните, что означают, к какому времени относятся слова «философский пароход».

5. Назовите не менее трех крупных партийных деятелей —сторонников форсированной индустриализации.

 

Проверочная работа № 4 СССР В 1920-е гг. Вариант II 1. Изложите условия и принципы образования СССР. Можно ли говорить о создании в 1922 г. федеративного государства? 2. Дайте определение: «Национализация — это ...». Когда это явление имело место в истории страны? 3. Выберите правильный ответ. Развитие каких предприятий поощрялось советской вла­стью в первые годы нэпа? а) Кустарное производство и мелкая промышленность; 6) тяжелая промышленность; в) перерабатывающая промышленность. 4. Укажите даты следующих событий: а) образование СССР; б) подписание соглашения в Рапалло; в) начало полосы дипломатического признания СССР за­падными странами. 5. Кто был автором статьи в газете «Правда» под названием «Если враг не сдается, его уничтожают»?     Проверочная работа № 4 СССР В 1920-е гг. Вариант IV 1. Сравните условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны и в годы нэпа. Сделайте выводы. 2. Дайте определение: «Нэп— это...». Когда это явление имело место в истории страны? 3. Выберите правильный ответ. Какой советский фильм был отмечен золотой медалью на Парижской выставке искусств в 1926 г.? а) «Броненосец "Потемкин"» С.Эйзенштейна; б) «Мать» В.Пудовкина; в) «Чапаев» братьев Васильевых. 4. Объясните, что означает и к какому времени относится т.н. «шахтинское дело». 5. Назовите даты следующих событий: а) принятие первого пятилетнего плана; б) начало политики массовой коллективизации; в) выступление т.н. «объединенной оппозиции» (Троц­кий — Зиновьев — Каменев) с критикой политики Сталина.   Проверочная работа № 4 СССР В 1920-е гг. Вариант VI 1. Составьте тезисы на тему: «Положение человека в СССР в конце 20-х гг. в условиях террора и беззакония». 2. Дайте определение: «Репрессии— это...». Когда это яв­ление имело место в истории страны? 3. Выберите правильный ответ. Какая отрасль народного хозяйства получила наибольшее развитие в период нэпа? а) Торговля; б) сельское хозяйство; в) тяжелая промышленность. 4. Укажите даты крупных политических событий в жизни страны в 20-е гг.: 1. X съезд РКП (б). Переход к нэпу; 2. образование СССР; 3. смерть В.И.Ленина; 4.принятие первого пятилетнего плана; 5. т.н. «великий перелом», начало политики массовой кол­лективизации. 5. С именем какого выдающегося русского ученого связан политический процесс т.н. «Трудовой крестьянской партии»?     Проверочная работа № 4 СССР В 1920-е гг. Вариант V 1. Объясните, почему к концу 20-х гг. потерпел поражение нэп? 2. Дайте определение: «Автономизация — это...». Когда это явление имело место в истории страны? 3. Выберите правильный ответ. Представители какого социального слоя в основном под­вергались насильственному выдворению из Советской Рос­сии? а) Интеллигенции; б) крестьянства; в) рабочего класса. 4. Объясните, что означает слово «пролеткульт»? К какому времени оно относится? 5. Кто из выдающихся советских военачальников, героев Гражданской войны, возглавлял в 20-е гг. военную реформу в СССР?    

 

Начальник учебного отдела П.К. Ковалев

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Левченко Е.Ю.

«__» ____________ 2013 г.

 

Расписание занятий на весенний семестр 2012-2013 учебного года

2 курса направления «История» исторического факультета

День недели Часы И-2011 «История»  
Понедельник 9.40 - 11.10    
   
13.20 – 14.50 История Русской православной церкви (проф. Федченко М.Н.)
15.00 – 16.30 Английский язык: доц. Шихардина Л.Н. Немецкий язык: ст.преп. Сапожникова Г.И.
16.40 – 18.10 Физическая культура (доц. Сидоров Р.В.) - лекции
     
Вторник   11.20 – 12.50 Физическая культура в спорткомплексе КГУ  
13.20 – 14.50 Французский язык: доц. Шихардина Л.Н.
15.00 – 16.30 История средних веков (ст.преп. Алексеев В.А.)
16.40 – 18.10 История средних веков (ст.преп. Алексеев В.А.)
Среда   11.20 – 12.50 Политология (доц. Чертова Л.Н.) - лекция
13.20 – 14.50 Ч.н. Политология (доц. Чертова Л.Н.) - семинар
15.00 – 16.30 История Востока в средние века (ст.преп. Колесников Н.А.)
16.40 – 18.10 История Востока в средние века (ст.преп. Колесников Н.А.)
Четверг   С 9.00 Физическая культура в бассейне  
13.20 – 14.50 Культурология (проф. Кузнецов О.В.) - лекция
15.00 – 16.30 Семинары: Ч.н. Педагогика (доц. Весна М.А.) / Н.н. Культурология (проф. Кузнецов О.В.)
16.40 – 18.10 Педагогика (доц. Весна М.А.) – лекция
   
Пятница   11.20 – 12.50    
13.20 – 14.50 Правоведение (доц. Фельдшеров Д.А.)
15.00 – 16.30 Правоведение (доц. Фельдшеров Д.А.)
16.40 – 18.10 Н.н. Экономика (доц.Чубаров И.А.) - семинар
   
Суббота   8.00-9.30 Экономика (доц.Чубаров И.А.) - лекция
9.40 - 11.10 История России (доц.Г.Г.Павлуцких)
11.20 – 12.50 История России (доц.Г.Г.Павлуцких)

Начальник учебного отдела П.К. Ковалев

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Левченко Е.Ю.

«__» ____________ 2013 г.

 

Расписание занятий на весенний семестр 2012-2013 учебного года

3 курса специальности «История» исторического факультета

 

День недели Часы И-3010 «История»  
Понедельник С 9.40Физическая культура в спорткомплексе КГУ  
С 11.20 Французский язык: доц.Шихардина Л.Н.
13.20 – 14.50 Английский язык:доц. Шихардина Л.Н. Немецкий язык: ст.преп. Сапожникова Г.И.
15.00 – 16.30 Новая история Европы и Америки (доц. Федоров С.Г.)
16.40 – 18.10 Спецкурс по политологии «История политико-правовых учений» (доц.Чертова Л.Н.)
     
Вторник   11.20 – 12.50    
13.20 – 14.50 Источниковедение (доц. Козельчук Т.В.)
15.00 – 16.30 Источниковедение (доц. Козельчук Т.В.)
16.40 – 18.10  
     
Среда      
13.20 – 14.50 Спецкурс «Этническая история русских XIX-начала XX в.» (доц. Менщиков И.С.)
15.00 – 16.30 Новая история Европы и Америки (доц. Федоров С.Г.)
16.40 – 18.10 Новая история Европы и Америки (доц. Федоров С.Г.)
Четверг        
13.20 – 14.50 История России (доц. Коурова И.Г.)
15.00 – 16.30 История России (доц. Коурова И.Г.)
16.40 – 18.10 История России (доц. Коурова И.Г.)
Пятница      
13.20 – 14.50 Историческая психология (проф.Пундани В.В.)
15.00 – 16.30 Ч.н. Историческая психология (проф.Пундани В.В.) / Н.н. Безопасность жизнедеятельности (доц. Смирнова Н.К.) – семинар
16.40 – 18.10 Ч.н.Безопасность жизнедеятельности (доц. Смирнова Н.К.) - лекция
Суббота   8.00-9.30    
9.40 - 11.10 День самостоятельной подготовки  

 

Начальник учебного отдела П.К. Ковалев

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________ Левченко Е.Ю.

«__» ____________ 2013 г.

 

Расписание занятий на весенний семестр 2012-2013 учебного года

4 курса специальности «История» исторического факультета

 

День недели Часы И-4019 «История»  
Понедельник   8.00-9.30 Физическая культура в спорткомплексе КГУ  
9.40 - 11.10    
11.20 – 12.50 Теория исторического процесса (доц. Менщиков И.С.)
13.20 – 14.50 Теория исторического процесса (доц. Менщиков И.С.)
15.00 – 16.30 Историография отечественной истории(доц. Козельчук Т.В.) - семинар
Вторник   8.00 - 9.30    
9.40 - 11.10 День самостоятельной подготовки  
11.20 – 12.50    
13.20 – 14.50    
Среда   8.00-9.30 Новейшая история Европы и Америки (ст.преп. Колесников Н.А.)– семинар
9.40 - 11.10 Новейшая история Европы и Америки (доц.Фомичев К.А.)
11.20 – 12.50 Новейшая история Европы и Америки (доц.Фомичев К.А.)
13.20 -14.50    
Четверг   8.00-9.30 Спецкурс «Общественно-политические движения в России в XIX-XX вв.»(проф. Кислицын В.А.)
9.40 - 11.10 Спецкурс «Кочевые государства Евразии» (доц. Маслюженко Д.Н.)
11.20 – 12.50 Методика преподавания обществознания (ст.преп. Архипов Б.В.)
   
     
Пятница   8.00-9.30 Методика преподавания истории (доц. Прохорова Г.А.)
9.40 - 11.10 Методика преподавания истории (доц. Прохорова Г.А.)
11.20 – 12.50 Спецкурс «Исламо-христианский диалог: история, проблемы, подходы» (ст.преп. Алексеев В.А.)
13.20 – 14.50    
     
Суббота   8.00-9.30  
9.40 - 11.10 Историография отечественной истории (проф. Усанов В.И.)
11.20 – 12.50 Историография отечественной истории (проф. Усанов В.И.)

Начальник учебного отдела П.К. Ковалев

 

Прежде всего, хотелось бы сказать, что же такое геополитика и геополитические факторы в целом. Геополитика – это наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Геополитические факторы – это географическое положение страны, наличие природных ресурсов, климат, и т.п.

Далее, хотелось бы поговорить о геополитическом факторе касательно России. Чаще всего отмечаются следующие геополитические условия: большая, слабозаселенная территория, граница, не имеющая естественной защиты, оторванность от морей, обилие рек.

Наиболее сильно геополитический фактор повлиял на характер сельского хозяйства. Почвы и климат России издавна были неблагоприятны для земледелия, однако Россия всегда считалась богатой страной. Богатство России можно объяснить наличием огромных запасов древесины, пушнины и других природных ресурсов. И данное обстоятельство очень негативно повлияло на дальнейшую судьбу России.

Поскольку в России была очень большая территория, люди использовали экстенсивный путь ведения хозяйства, т.е. введение новых территорий, взамен старых. На мой взгляд – это неправильно, поскольку экстенсивный путь ведения хозяйства не эффективный и растрачивает природные богатства страны. Для доказательства данного утверждение можно привести в пример западную Европу, здесь все регламентировано т.к. ограниченно пространство. Чтобы выжить, чтобы получать прибыль, человеку необходимо вести интенсивное хозяйство, чтобы с небольшого участка земли получить все необходимое. И, благодаря интенсивному пути хозяйства, Европа сейчас очень развита.

По мнению многих историков до 18 века Россию нельзя было назвать государством, поскольку она не имела конкретных границ. На востоке Россия очертила границы только в 1861 году по Пекинскому миру. Если для ведения хозяйства требовались новые земли, можно было просто продвигаться на восток, все дальше и дальше. Весь 20 век Россия двигалась на восток. Проводились различные реформы - переселения, реформы Витте, Столыпина, стройки-пятилетки и прочее.

До второй полвины 20 века Россия безбедно существовала за счет экстенсивного типа хозяйства. Однако очень долго это не могло продолжаться и к концу 50-х годов 20 века резервы экстенсивного пути закончились. Для дальнейшего развития страны был необходим выход и в конце 50-х годов зреет реформа Хрущева о переходе на интенсивный путь. В 1965 году эта реформа начала осуществляться: начался перевод страны на интенсификацию, развитие техники. Однако в 1966 году была открыта Тюменская нефть – и у страны появились финансы, и, соответственно, появились экстенсивные ресурсы. Реформу об интенсивном пути хозяйства свернули. В 70-х годах 20 века цены на нефть упали, и Россия качала нефть практически за бесплатно. Это очень истощило экономику страны, поэтому в середине 80-х годов началась перестройка.

Также геополитический фактор оказал влияние на военную судьбу России.

Россия не и мела естественных преград (как Япония - море, или Индия - горы). Россия - богатая ресурсами страна, была открыта для завоевателей. Поэтому было много желающих захватить Россию.

 

 

Знаменитый русский историк подсчитал, что на русские земли, начиная с 9 года, нападали каждые 4 года. Потом 240 лет русские были под игом татаро-монголов. А затем с 1480 года и до 1880 года Россия воевала две трети всего времени, причем, иногда войны были постоянными.

Постоянно происходили разрушение производительных сил, что способствовало замедлению развития, именно поэтому Россия стала воинственной страной. Другая причина для агрессивности России - экстенсивный характер развития. Было необходимо постоянно расширять источники сырья, были нужны новые земли, требовались новые рабочие. Из-за этого Россия вела агрессивную политику. Но агрессивность не была национальной. Россияне не убивали всех людей, живущих на захваченной территории, как это делали немцы. Захваченные земли лишь вливались в общий фонд.

Далее, геополитический фактор отразился на государственности, поскольку у России была военная судьба, было необходимо иметь сильную армию. А она возможна только у сильного государства. Однако большая армия – это большие растраты. Поскольку в России была экстенсивная политика, возникают служивые сословия - дворянство и казачество, которые за службу получают землю, а не жалование. Сама по себе земля смысла не имела, поэтому земля поставлялась вместе с рабочими руками. Что было уникально для России - крепостное право.

 

 

Также, геополитический фактор отразился и на культуре. Интернациональность россиян отразилась в культурных традициях. Когда родственники собираются за праздничным столом, на столе стоят пельмени, плов, голубцы. Песни поются в русских семьях - все. Иными словами, традиции - интернациональны. Кроме того россияне вообще в смысле психологии, не замкнутые. Потому что у россиян сочувствие чужому горю не имеет национальной окраски. Еще одна черта характерная для россиян - мобильность. Россияне легко меняют место жительства. История ни одной страны не знает таких массовых миграций (на восток). Только за 20 век мигрировало на восток свыше 10 млн. человек.

Однако, кроме неблагоприятных факторов существовали еще и благоприятные для развития России.

Во-первых, это специфика речной сети Восточно-Европейской равнины. Так как самые большие реки текут на восток и юго-восток, российская государственная область распространялась именно в эту сторону. Реки содействовали государственному и народному единству, поскольку особые речные системы определяли особые системы областей и княжеств. Таким образом, можно сделать вывод, что речная сеть сплачивала страну как хозяйственно, так и политически.

Во-вторых, это факт того, что через территорию России проходила большая часть «великого шелкового пути» из Китая в Европу. Многие страны были заинтересованы в поддержании политической стабильности на территории России, для того чтобы торговля шла своим чередом и не было лишних проблем. Другими словами торгующие страны были заинтересованы в существовании Евразийской империи: вначале этой империей было государство Чингиз-хана, а затем – Россия.

 

 

Природно-климатический фактор в развитии России сыграл довольно значимую роль, поскольку развитие страны непосредственно зависит от сельского хозяйства, которое в свою очередь тесно связано с климатом и природой.

По мнению многих историков, в центральной части России, которая составляла основу русского государства, цикл сельскохозяйственных работ был очень коротким, он был равен 125-130 дням, что очень существенно сказалось на развитии России. Центральная часть России расположена на Восточно-европейской равнине, где резко-континентальный, суровый климат. Неблагоприятная почва - 3% чернозема, а остальное глинистые и другие малоплодородные почвы. Соответственно, можно сделать вывод, что в России очень плохое качество почв. Однако качество почв не главное. Количество и качество урожая в большей степени зависит от качества обработки, нежели от качества почв. Благодаря очень короткому циклу сельскохозяйственных работ у русского человека было мало времени на обработку почвы, соответственно качество обработки было низким.

В феодальную эпоху цикл сельскохозяйственных работ был около 140 дней в году. Поэтому русскому человеку необходимо было выращивать только самое необходимое. Благодаря этому основным продуктом сельского хозяйства становятся злаки. Огородничество не практиковалось. Сажали только те растения, которые вырастают без надлежащего контроля: репа, брюква, горох. Вокруг городов всегда были сады (дачи), поскольку горожане летом сами заботились о пропитании, т.е. были огородниками. Это повлияло на характер ремесла в России: летом - огородник, зимой - ремесленник.

 

 

В течение четырех столетий русский крестьянин находился в затруднительном положении: малоплодородные почвы требовали качественной обработки, однако времени на обработку почвы не хватало, как и на заготовку кормов для скота. В распоряжении крестьянина были лишь примитивные орудия труда, поэтому он мог лишь с минимальным успехом обрабатывать почву. Благодаря этому жизнь крестьянина чаще всего зависела от плодородия почвы и изменению погоды. При таком бюджете рабочего времени крестьянин не всегда мог вернуть в урожай даже семена. Соответственно, крестьянин должен был работать без сна и отдыха, весь день, с использования всех резервов семьи. В Европе такого не было, поскольку продолжительность сезона для работ была намного дольше. Разумеется, это обеспечивало более благоприятный темп работ. Именно в этом заключается принципиальное различие между Россией и Европой, продолжавшееся на протяжении веков.

Тяжелые условия труда в России обусловили большую устойчивость общинных институтов, которые являлись гарантом выживаемости большей части населения. Земельные переделы и поравнение, а также различные крестьянские «помочи» сохранились в России до 20 века.

Поскольку в России многие люди летом были крестьянами, а в остальное время ремесленниками, ремесло и торговля приобрели уникальный характер и качество. Лавки возникли лишь в конце 18 века. До этого времени купцы ходили, меняли и разносили товар. Отсюда следует вывод, что каждое ремесленное изделие изготавливалось для абстрактного потребителя. В Европе же было все наоборот: если сделаешь плохой или некачественный товар, то у цеха или марки, под которыми работает ремесленник, ухудшится репутация, и в дальнейшем покупателей будет меньше.

 

Также следует сказать о влиянии природно-климатического фактора на убыточность животноводства. В начале весны качество земли очень низкое и сеять не на чем, следовательно, нет пищи для скота. Поэтому крестьянин сам впрягается и пашет землю.

Сельское хозяйство давало очень низкий прибавочный продукт, другими словами был очень низкий прожиточный минимум. Это породило особенность государственной структуры. Страна жила за счет налогов. Если отсутствует прибавочный продукт, то взять налоги с населения трудно, соответственно государство должно быть сильным, поэтому на Руси существовало деспотическое государство.

С течением времени меняется социальная структура. Из-за отсутствия прибавочного продукта, общество не может содержать интеллигенцию, которая дает стране здравоохранение, искусство, науку. Однако народ нуждается и в здравоохранении, и в искусстве, и в науке. Поскольку в стране нет интеллигенции, эти функции выполняет религия.

Поэтому в России, до роста прибавочного продукта, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура имела религиозный характер.

Природно-климатический фактор оказал влияние на социальную структуру. В ведущих странах Европы община исчезла, и пришло индивидуальное хозяйство. Однако в России общинное устройство сохранилось до 20 века. Даже знаменитые реформы Столыпина ничего не изменили. Другими словами, в России существовала общинная организация. Многие реформаторы пытались создать фермерские хозяйства, однако эти попытки не привели ни к чему.

 

Также природно-климатический фактор повлиял на психологию общества. В России складывается общинная психология. Отсюда прослеживается следствие – уравнение людей. Это можно объяснить на примере: если в общине один из людей разбогател, то вся община ломается. Соответственно, уравнение людей – это путь к самосохранению общин.

Поскольку русский человек был очень зависим от природы и погоды, люди верили в чудо. Что очень сказалось на фольклоре. Все русские персонажи сказок получали жизненные радости лишь чудом.

Природно-климатический фактор во много повлиял на особенности национального характера русских. Русский человек может долго и упорно что-либо делать до крайнего напряжения сил, уделять делу все свои физические и духовные силы на сравнительно протяженный период времени. Однако постоянный дефицит времени, отсутствие корреляции между качеством работ и урожайностью выработали в русском человеке явное отсутствие тщательности, аккуратности в работе и т.п.

 

 

Прежде всего, стоит сказать об этническом факторе в истории России.

Россия – это одна из самых многонациональных стран. Многонациональность издавна была особенностью России, поэтому этнический фактор сыграл немаловажную роль в развитии России.

Ниже приведены основные этнические группы русских.

Северная зона. У этой группы русских есть особенность: существует меньшее число культурных групп и местных говоров. Данная особенность может быть объяснена тем, что освоение Русского севера имело стихийный характер. Северная зона характеризуется наличием специфического говора, так называемого севернорусского наречия, а также различными особенностями в культуре, такими как малодворные сельские поселения и монументальные жилища. Наиболее крупная этнографическая группа северорусского населения – это поморы.

Южная и центральная зоны. Основные особенности развития эти зоны получили благодаря характеру заселения лесостепной и степной полосы России. В 13-15 веках лесостепная и степная зоны были опустошены из-за татаро-монгольских нашествий. Однако позднее они были вновь заселены выходцами из различных мест, поскольку Русское государство продвигало свои границы на юг. Благодаря этому были сформированы многие особенности этой зоны.

Сибирь и Дальний Восток. Основными группами людей, проживающих здесь, являлись каменщики и «поляки». Каменщики – это потомки кержаков из Нижегородской губернии. «Поляки» - потомки русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской и Орловской губернии.

 

 

Этнический Состав России изменялся на протяжении времен. Так, например, в 18 веке произошли серьезные изменения в этническом составе страны. Этому способствовали следующие факторы: расширение границ страны, включение в пределы Литвы, Белоруссии, Прибалтики, Украины, Крыма. Однако в рубежах 1720-х годов численность и удельный вес проживающих там народов не изменились, поскольку существовали внутренние миграции, а также естественный прирост.

Представленная ниже таблица наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе народов империи в 18 веке.

 

 

Основным этносом России были русские. Однако их удельный вес в течении 18 века понизился на 30%. Данный факт связан с тем, что в то время существовал довольно низкий естественный прирост в центральных регионах России. Доля русских в 18 веке понижается в основных регионах коренного обитания, поскольку в эти регионы очень активно эмигрировали другие народ, либо русских выселяли из обжитых земель ( Северный Урал).

Однако во многих других регионах страны удельный вес русских повышался довольно значительно, например, в Нижнем Поволжье.

Особым этапом в жизни России можно считать время, когда страна была под игом татаро-монголов. В данный период времени удельный весь русских, а также их численность в целом заметно уменьшилась, что непосредственно сказалось на дальнейшем развитии страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении веков Россия была многонациональной страной. Наличие высокого количества этносов напрямую влияло на развитие России.

 

 

Конфессиальный фактор.

Из того, что в России было много наций, вытекает разумеющийся вывод – обилие религий. Ведь у различных наций принята различная религия. По мнению историков, в 18 веке Россия была полностью сформировано в плане наций, поэтому, для того, чтобы показать картину распространения различных религий в России, можно представить следующую таблицу.

 

 

 

 

Поскольку религия является основным инструментом управления людьми, различие в религиозном составе страны создавало большие проблемы для власти.

Религия на развитие страны оказало сильнейшее влияние. Прежде всего, это культура. В России с древности существует множество произведений искусства, связанных с религией: храмы, церкви, иконы и т.п.

Однако, по мнению выдающегося историка А. Тимошенко, основная роль религии в развитии и истории страны отрицательная. На протяжении веков основными массами людей управляли при помощи религии. Многие кровопролитные войны прикрывали именно религией.

Также следует сказать, что большое количество религий в стране нередко порождало конфликты внутри страны, что отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии страны.

 

Россия – великое государство, существующее уже целое тысячелетие. Все вышеперечисленные факторы приносили в судьбу России как положительное, так и отрицательное вмешательство. Положительные, разумеется, помогали развитию России и делали страну сильнее. Отрицательные, конечно же, отрицательно сказывались на развитии, однако все проблемы лишь укрепляли характер русского человека и делали его сильнее. Таким образом, можно сделать вывод, что Россия – это великое государство, а русские люди, пережившие столько бед и проблем, одни из самых стойких и выносливых.

 

 

1) http://www.atheism.ru/library/tim_1.phtml

2) История России. 1900-1945 гг. 11 класс. Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В

3) История в схемах и таблицах. Северинов К.М.

4) http://statehistory.ru/

 

1. Джерела вивчення та історіографія української історії.

2. Наукова періодизація історії України.

3. Первісна епоха на території України:

а) характеристика палеоліту, мезоліту. неоліту, енеоліту;

б) археологічні культури.

4. Історична доля півдня України:

а) характеристика кочових народів, які мешкали в степовій зоні;

б) антична колонізація в Північному Причорномор’ї.

5. Історія походження та розвитку східних слов’ян.

6. Перші державні об’єднання східних слов’ян.

Історія України: Документи. Матеріали /Уклад., комент. В.Ю.Короля. – К., 2001.

Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Г.В. Походження слов’ян. – К., 1991.

Брайчевський М.Ю. Походження Русі. – К., 1968.

Василенко Г. Велика Скіфія. – К., 1991.

Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. Навч. пос. – К., 1994.

Даниленко В.Н. Энеолит Украины. – К., 1974.

Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. – К., 1994.

Лапин В.В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. – К., 1966.

Мозолевський Б.М. Скіфський степ. – К., 1983.

Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К., 1990.

Павленко Ю.В. Передісторія давніх русів у світовому контексті. – К., 1988.

Петров В.П. Походження українського народу. – К., 1992.

Півторак Г. Українці: Звідки ми і наша мова? – К., 1993.

Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – М., 1979.

Тереножкин А.И. Киммерийцы. – К., 1976.

Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – К., 1999.

Чмихов М.О., Кравченко Н.М., Черняков І.Т. Археологія та стародавня історія України. – К., 1992.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 5-22.

Історія України: Нове бачення: У 2-х т. – К., 1996. – Т. 1. – С. 5-40.

Історія України. Курс лекцій: У 2-х т. – К., 1991. – Т. 1. – С. 5-35.

Рибалка І.К. Історія України: У 2-х т. – К., 1996. – Т. 1. – С. 3-46.

 

Тема 2. Київська Русь та її місце в історії людства

1. Передумови утворення держави на Русі:

а) теорії походження Київської Русі;

б) становлення держави з центром у Києві; Дір і Аскольд;

в) держава за часів Олега та Ігоря.

2. Зміцнення держави в середині Х ст.:

а) зовнішня політика княгині Ольги;

б) князювання Святослава.

3. Правління Володимира Великого:

а) реформи, внутрішня і зовніншя політика;

б) запровадження християнства.

4. Ярослав Мудрий.

а) соціально-економічний і політичний лад;

б) культурно-просвітницька та міжнародна діяльність;

в) церковне життя. Митрополит Іларіон.

5. Історичне значення Київської Русі. "Руська правда" та проблеми спадщини.

Повість врем’яних літ. – К., 1990.

Галицько-Волинський літопис // Жовтень. – 1982. - № 7.

Історія України: Документи. Матеріали. // Уклад., комент. В.Ю.Короля. – К., 2001.

Грушевський М.С. Нариси історії Київської землі. – К., 1991.

Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. – К., 1994.

Канигін Ю. Від Аскольда до Олександра Невського // Дніпро. – 2001. - № 3-4.

Котляр М.Ф. Історія України в особах. Давньоруська держава. – К., 1996.

Котляр М.Ф. Галицько-Волинське князівство (до 800-ліття утворення) // УІЖ. – 2000. - № 1.

Котляр М. З історії виникнення Галицько-Волинської Русі ХІІ-ХІІІ ст. // Київська старовина. – 1996. - № 6.

Крип’якевич І. Велика історія України. Т. 1. – К., 1993. – С. 206-240.

Моця О., Ричка В. Київська Русь: від язичництва до християнства. – К., 1996.

Пріцак О. Походження Русі. Т. 1. – К., 1997.

Ричка В.М. Київська Русь: проблеми, пошуки, інтерпретації // УІЖ – 2001. - № 2.

Скоблик В.П. Історія Русі-України (ХІ-ХІІ ст.) у контексті міжцивілізаційних відносин // УІЖ – 1998. - № 5.

Терещенко Ю.І. Україна і європейський світ. – К., 1996.

Толочко П.П. Дворцовые интриги на Руси. – К., 2001.

Толочко П.П. Киев и Киевская Русь в эпоху феодальной раздробленности (ХІІ-ХІІІ вв.). – К., 1980.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 22-57.

Історія України. Курс лекцій. – К., 1991. – Т. 1. – С. 23-69.

Рибалка І.К. Історія України. – Харків, 1995. – Т. 1. – С. 51-76.

 

Тема 3. Українські землі у ХІV – першій половині ХVІІ ст.

1. Українські землі у складі Великого князівства Литовського (друга половина ХІV – перша половина ХVІІ ст.):

а) перехід українських земель під владу литовських князів;

б) польська експансія на українські землі наприкінці ХІV ст.;

в) політичне становище в українських землях;

г) устрій та господарське життя в Україні.

2. Українські землі у складі Речі Посполитої (друга половина ХVІ – перша половина ХVІІ ст.):

а) соціально-економічне становище;

б) зростання феодального кріпосницького гноблення;

в) Люблінська унія (1569 р.);

г) Берестейська церковна унія (1596 р.).

3. Культура України в ХVІ – першій половині ХVІІ ст.:

а) освіта і наука;

б) література, музика;

в) мистецтво, архітектура.

 

Грамоти ХІV ст. – К., 1974.

Історія України в документах і матеріалах. – К., 1991.

Україна перед Визвольною війною 1648-1654 рр. – К., 1966.

Антонович В. Що принесла Україні унія. – К., 1992.

Дорошенко Д. Огляд української історіографії. – К., 1996.

Ісаєвич Я. Україна давня і нова. Народ. Релігія. Культура. – Львів, 1996.

Історія України в особах. Литовсько-польська доба. – К., 1997.

Костомаров М. Історія України в життєописах визначних діячів. – К., 1991.

Крикун Н. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в ХV – ХVІІІ вв. – К., 1992.

Липинський В. Релігія і церква в історії України. – К., 1995.

Шабульдо Ф. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. – К., 1987.

Яковенко Н. Українська шляхта з кінця ХІV до середини ХVІІ ст. – К., 1994.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 57-77.

Крип’якевич І. Велика історія України. – К., 1993. – Т. 1. – С. 207-330.

Історія України. Курс лекцій. – К., 1991. – Т. 1. – С. 86-113.

Рибалка І.К. Історія України. – К., 1995. – Т. 1. – С. 95-191.

 

Тема 4. Українська національна революція. Створення козацької держави (1648 – 1657)

1. Причини, характер та рушійні сили революції:

а) "Ординація" 1638 р.;

б) посилення політичного та національно-релігійного гноблення

українського народу;

в) становище в соціально-економічній сфері.

2. Перші перемоги:

а) початок повстання. Богдан Хмельницький;

б) від Жовтих Вод до Замостя;

в) становлення державної ідеї.

3. Воєнні дії між Україною і Польщею в 1649-1653 рр.:

а) Збаразько-зборівська кампанія;

б) державне будівництво;

в) Білоцерківський договір;

г) воєнні дії 1652-1653 рр.

4. Українсько-Московський договір та його реалізація в 1654-1657 рр.

а) Переяславська Рада;

б) "Березневі статті";

в) відновлення війни з Польщею;

г) загострення відносин з Москвою.

Літопис Самовидця. – К., 1971.

Літопис Самійла Величка. – К., 1991.

Літопис Гадяцького полковника Григорія Грабянки. – К., 1992.

Документы Богдана Хмельницкого. (1648-1657). – К., 1961.

Горобець В.М. Українська зовнішня політика після Переяслава: стратегічні цілі та тактичні відступи другої половини 1665 р. // УІЖ. – 2000. - № 1, 2.

Гетьмани України: історичні портрети. – К., 1991.

Мельник Л.Г. До історії Берестейської битви (огляд джерел) // УІЖ. – 1995. - № 5.

Мицик Ю.А., Смолій В.А., Степанков В.С. Богдан Хмельницький // УІЖ. – 1995. - № 4.

Смолій В.А., Степанков В.С. Українська національна революція 1648-1676 рр. крізь призму століть // УІЖ. – 1998. – № 1, 2, 3.

Степанков В.С. Українська революція 1648 – 1676 рр. у контексті європейського революційного руху ХVІ – ХVІІ ст.: спроба порівняльного аналізу // УІЖ. – 1997. - № 1.

Стороженко І.С. Битва на Жовтих Водах // УІЖ. – 1995. - № 4, 5.

Чухліб В.Т. Б.Хмельницький очима сучасників // УІЖ. – 1995. - № 4.

Яворницький Д.І. Історія Запорозьких козаків. У 3-х т. – К., 1990-1991. – Т. 2.

Яковлева Т.Г. Богдан Хмельницький і рядове козацтво // УІЖ. – 1995. - № 4.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 77-94.

Борисенко В.Й. Курс української історії. – К., 1996. – С. 179-210.

Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до ХХІ століття. – Харків, 2001. – С. 184-205.

Лановик Б.Д., Лазарович М.В. Історія України. – К., 2001. – С. 160-182.

 

Тема 5. Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій.

Епоха національного відродження (кінець XVIII-XIXст.)

План

1. Суспільно-політичне та економічне становище в кінці XVIII- першій половині XIX ст.:

а) адміністративний поділ;

б) національна політика;

в) кріпосницький гніт;

г) промисловий розвиток і сільськогосподарське виробництво;

д) соціальна боротьба.

2. Початок національного відродження:

а) передумови відродження;

б) таємні організації;

в) Кирило-Мефодіївське товариство.

3. Революція 1848-1849 рр. та її вплив на розвиток Галичини та Буковини:

а) скасування панщини;

б) Головна Руська Рада;

в) революційна боротьба.

4. Україна в умовах російських реформ другої половини ХГХ ст.:

а) скасування кріпацтва;

б) адміністративно-політичні реформи.

5. Український національний рух у 1860-1890 рр.:

а) громади;

б) Валуєвський циркуляр 1863 р. і Ємський указ 1876 р.

в) діяльність «старогромадівців»;

г) радикалізація українського руху.

д) посилення польських впливів у Галичині;

ж) Москвофіли;

з) народовці;

Гайдамацький рух на Україні в ХVІІІ ст. Зб. документів. – К., 1970.

Опис Лівобережної України кінця ХVІІІ – початку ХІХ ст. – К., 1997.

Селянський рух на Україні. Зб. документів. – К., 1978.

Джерела історії України. ХVІІІ ст. – Харків, 1970.

Гуржій І.О. Розвиток товарного виробництва і торгівлі на Україні (з кінця ХVІІІ ст. до 1861 р.). – К., 1962.

Дядиченко В.А. Нариси суспільно-політичного устрою Лівобережної України кінця ХVІІ – поч. ХVІІІ ст. – К., 1969.

Кормич Л.І. Національна ідея в політичній думці України ХІХ ст. – К., 1993.

Путро А.И. Левобережная Украина в системе Российского государства во второй половине ХVІІІ ст. (некоторые вопросы экономического развития). – К., 1983.

Сергієнко Г. Т.Г.Шевченко і Кирило-Мефодіївське товариство. – К., 1983.

Теплицький В.П. Реформа 1861 року і аграрні відносини на Україні. – К., 1969.

Класова боротьба селянства Східної Галичини (1772-1849): Документи і матеріали. – К., 1974.

"Русалка Дністрова": Документи і матеріали. – К., 1988.

Селянський рух на Буковині в 40-х роках ХІХ ст.: Зб. документів. – К., 1949.

Гошко Ю.Г. Промисли й торгівля в Українських Карпатах. - К., 1991.

Задорожний В.Є. Товарне виробництво і торгівля на західноукраїнських землях. – Львів, 1989.

Стеблій Ф.І. Боротьба селян Східної Галичини проти феодального гніту в першій половині ХІХ ст. – К., 1981.

Стеблій Ф.І. Революція 1848-1849 рр. у Європі і Україні. – К., 1973.

Шульга І.Г. Соціально-економічні відносини і класова боротьба на Закарпатті в кінці ХVІІІ – першій половині ХІХ ст. – Львів, 1965.

Яцевич Є.І. Становище робітничого класу Галичини в період капіталізму (1841-1900). – К., 1989.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 158-177.

Борисенко В.Й. Курс української історії. – К., 1996. – С. 503-514.

Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до

ХХІ століття. – Харків, 2001. – С. 308-323.

Лановик Б.Д., Лазарович М.В. Історія України. – К., 2001. – С. 285-314.

Рибалка І.К. Історія України. – Т. 2. – С. 115-154.

 

Тема 6. Українська революція (1917 – 1921 рр.)

1. Центральна Рада. Становлення національної державності:

а) формування нових осередків влади;

б) боротьба за автономію України;

в) Універсали Центральної Ради;

г) розпуск Центральної Ради.

2. Українська Держава гетьмана П.Скоропадського:

а) внутрішня політика;

б) зовнішньополітична діяльність;

в) ліквідація Гетьманату.

3. Національно-визвольна боротьба в західноукраїнських землях:

а) передумови повстання;

б) державне будівництво;

в) Акт злуки УНР і ЗУНР.

4. Директорія:

а) програма революційних перетворень;

б) внутрішня і зовнішня політика.

5. Радянсько-польська війна.

6. Втрата української державності: причини і наслідки.

 

Українська Центральна Рада. Документи і матеріали. – К., 1997.

Конституція Української Народної Республіки // Республіканець. – 1992. - № 3.

Винниченко В.К. Відродження нації: У 3-х т. – К., 1990.

Петлюра Симон. Статті, листи, документи. – К., 1997.

Скоропадський П. Спомини. – К., 1992.

Чотири універсали. – К., 1990.

Горелов В. Павло Скоропадський – гетьман Української Держави. – К., 1995.

Гунчак Т. Україна: Перша половина ХХ ст. Нариси політичної історії. – К., 1993.

Конституційні акти України 1917-1920. – К., 1992.

Лазарович М.В. Українські січові стрільці в революційних подіях у листопаді 1918 р. в Східній Галичині // УІЖ – 1998. - № 5.

Литвин М., Науменко К. Історія ЗУНР. – Львів, 1995.

Лозовий В. Пошук Директорією ідейно-політичних засад відновлення діяльності УНР // УІЖ. – 2000. - № 5.

Нагаєвський І. Історія української держави ХХ ст. – К., 1994.

Павленко Ю., Храмов Ю. Українська державність у 1917-1919 рр. – К., 1995.

Павлюк О.В. Українсько-польський союз і політика США щодо УНР у 1920 р. // УІЖ. – 2000. - № 6.

Реєнт О. Українська революція. – К., 1996.

Солдатенко В.Ф. Українська революція: концепція та історіографія (1918-1920 рр.). – К., 1999.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 184-262.

Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до

ХХІ століття. – Харків, 2001. – С. 358-378.

Лановик Б.Д., Лазарович М.В. Історія України. – К., 2001. – С. 385-436.

 

Тема 7. Радянська модернізація України (1928 – 1939 рр.)

1. Сталінська індустріалізація України:

а) відмова від економічних методів господарського життя;

б) "Штурмівщина" і результати перших п’ятирічок.

2. Колективізація і розселянювання України:

а) прискорена колективізація і доля приватних селянських господарств;

б) ставлення до заможного селянства і "ліквідація куркульства як класу".

3. Голодомор 1932-1933 рр. в Україні:

а) комісія Молотова в Україні. Посилення "хлібозаготівель" та їх суть;

б) завершення колективізації і наслідки голодомору.

4. Суспільно-політичне життя:

а) режим особистої влади Сталіна;

б) Конституція України 1937 р.;

в) судові процеси і масові репресії.

5. Культура в Україні в 30-х рр.:

а) згубний вплив на розвиток освіти;

б) діяльність Академії наук УРСР;

в) література і мистецтво. "Розстріляне відродження".

Історія колективізації сільського господарства Української РСР. Зб. документів і матеріалів: У 3-х т. – К., 1963-1971.

Промышленность и рабочий класс Украины в период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932 гг.). Сб. документов и материалов. – К., 1966.

Голод 1932-1933 років на Україні: очима істориків, мовою документів. – К., 1990.

Білас І. Репресивно-каральна система в Україні. 1917-1953. Кн. 1-2. – К., 1994.

Бойко М.К. Радянська індустріалізація. – Чернігів, 1999.

Даниленко В.М., Касьянов Г.В., Кульчицький С.В. Сталінізм на Україні: 20-30-ті роки. – К., 1991.

Касьянов Г. Українська інтелігенція. Соціально-політичний портрет. – К., 1993.

Конквест Р. Жнива скорботи. Радянська колективізація і голодомор. – К., 1993.

Кульчицький С.В. Ціна "великого перелому". – К., 1994.

Курносов Ю. Духовне життя на Україні в 20-30 рр. // УІЖ. – 1990. - № 1.

Рубльов О.С., Черченко Ю.А. Сталінщина й доля західноукраїнської інтелігенції 20-50-ті рр. ХХ ст. – К., 1994.

Шаповал Ю. Україна 20-50-х років: сторінки ненаписаної історії. – К., 1993.

Пристойко В., Шаповал Ю. Справа "Спілки визволення України". – К., 1995.

Історія України (під ред. Смолія В.А.). – К., 1997. – С. 278-307.

Історія України. Нове бачення. – К., 1996. – Т. 2. – С. 236-280.

Історія України. Курс лекцій. – Т. 2. – С. 232-301.

 

 

Тема 8. Україна в другій половині 60-х – першій половині 80-х рр.

1. Запровадження господарських реформ у другій половині 60-х – 80-х рр.:

а) "Косигінська реформа";

б) уповільнення економічного розвитку;

в) становище в аграрному секторі;

г) "нафтодолари".

2. Зміна політичного курсу:

а) посилення репресій;

б) зміцнення неосталінізму;

в) курс на прискорення злиття націй;

г) Конституція СРСР 1977 р.

3. Дисидентський рух:

а) основні напрямки руху. Українська робітничо-селянська спілка

/УРСС/;

б) національно-культурницький напрямок;

в) форми спротиву;

г) Українська Гельсінська група;

д) переслідування дисидентів.

4. Культурне життя:

а) освіта і наука;

б) література;

в) мистецтво і архітектура.

Баран В. Україна після Сталіна: Нарис історії 1953-1985 рр. – Львів, 1992.

Дзюба Іван. Інтернаціоналізм чи русифікація? // Вітчизна. – 1990. - № 5-8.

Зарецький О. Українські шістдесятники і хрущовська відлига в етнокультурному просторі СРСР // Сучасність. – 1995. – Ч. 4.

Касьянов Г. Незгодні: українська інтелігенція в русі опору 1960-1980-х рр. – К., 1995.

Про минуле – заради майбутнього. – К., 1989.

Російщення України. – К., 1992.

Україна багатопартійна: Програмні документи нових партій. – К., 1991.

Україна в цифрах у 1991 р.: Короткий статистичний довідник. – К., 1992.

Україна ХХ ст. Проблеми національного відродження. – К., 1993.

Шелест П. Все, що скоїлося, я передбачив. // Україна. – 1990. - № 21.