Модульний контроль II 95 страница

2.Древнехеттское царство (1650-1500). Древнехеттское царство – это период укрупнения Хаттусской монархии за счет завоевания земель к северо-востоку от Малой Азии и за счет покорения Месопотамии. Самым ярким событием этого времени является поход Мурсилиса I на Вавилон. Мурсилис I в 1595 году осадил и захватил город Вавилон вместе с Касситами. Тогда хетты унесли большую добычу, и некоторое время власть хеттов распространялась на Вавилон.

3.Среднехеттское царство (1500-1350). Про среднехеттское практически ничего не известно, т.к. нет источников, из которых можно было бы что-либо узнать.

4.Новохеттское царство (1350-1200). Самым главным событием во внешней политике новохеттского царства была война с Египтом за земли возле Сирии. Эта война закончилась заключением мирного договора между Рамзесом II и Хаттусилисом III. Мирный договор 1269 года по созданию единой системы безопасности и сотрудничества между Египтом и хеттским государством.

Хеттское царство было разрушено народами моря, которые пришли со стороны Средиземного моря. Один из народов, разрушивших хеттское царство назывался мушки, а другой народ – каски. Мушки – это индоевропейское племя, которое дошло до Закавказья и смешалось там с местными хурритами и урарту. Именно мушки дали населению этой части Закавказья свой язык. Язык мушков стал армянским. Мушки – языковые предки армян, но не этнические предки. Этнические предки армян – хурриты и урарту. Что же касается касков, то часть из них пошла в восточное Средиземноморье, а другая разбрелась по Малой Азии.

 

5. Устройство общества хеттов

Хеттское царство было монархией, но особенность этой монархии в том, что правит государством не только царь, но и его семья (жена и наследные принцы).

Вторая особенность хеттской монархии в том, что царь после смерти обожествлялся. Пока же царь правил, он подчинялся нескольким инстанциям, которые контролировали деятельность семьи монархов. Что же это были за инстанции? Наряду с царской властью, органом коллективного самоуправления хеттов был так называемый панкус. Панкус – это народное собрание, в которое входили только боеспособные мужчины. Панкусом руководил совет доверенных лиц царя, который назывался тулия. Эти две инстанции наводили на царя постоянный страх, потому что панкус имел полномочия сменить царя. Панкус же принимал решения о том, кого назначить следующим царем, потому что у хеттов не было прямой передачи власти от отца к сыну. У них все было гораздо сложнее: царь, почувствовав себя немощным, предлагал несколько кандидатур своих преемников панкусу на выбор. Панкус начинал думать и, как правило, заканчивал думать ко времени смерти этого царя, после чего именно панкус выдвигал кандидатуру следующего монарха. Обычно выдвигали либо сына, либо зятя, либо брата жены. Хетты предпочитали мужчин на престоле.

Панкус следил за тем, насколько добросовестно царь выполнял свои обязанности. Главная обязанность хеттского царя была именно ритуальная, военная – во вторую очередь. Если царь перед военным походом не совершил необходимый ритуал, это могло стать причиной выражения недоверия данному царю. Почему ритуальные обязанности царя были для хеттов важнее, чем военная обязанность? Дело в том, что невозможно отправляться на войну, не покормив богов. Это заранее обреченная ситуация, потому что некормленые боги не станут помогать в сражении. Именно поэтому хеттам было так важно своевременное и очное исполнение царских ритуалов. Ни от одной культуры Древнего мира до нас не дошло такое количество ритуальных текстов, как от хеттов. Весь календарный год был расписан строжайшим образом: царь должен вместе со своей семьей принимать участие во всех ритуалах.

Главный социальный слой хеттов – воины-конники. Это могли быть конники-всадники, конники-колесничие, их жизнь обязательно должна была быть связана с лошадьми. Они составляли элиту хеттского царства.

Далее шли ремесленники, жрецы, общинники, рабы.

У хеттов была необычная форма социальной стратификации, и связана она с двумя повинностями, которые должны были выполнять хеттские граждане. Одна из этих повинностей называется саххан, а другая – луции. Саххан – это натуральная повинность. Каждый житель общины, тот, кто работает на своем участке, должен отдать часть своего урожая царю, дворцу, храму. Размер этой части устанавливался специальным законом. Луции – это трудовая повинность. Человек мог быть взят на с/х работы на храмовой земле и др. Все население хеттского царства было четко разделено на две части: те, кто входил в элиту общества, были освобождены от саххана и луции. Эти люди назывались освобожденными. В это число входили жрецы, воины элитных подразделений, чиновники. Вторая половина страны – это те, кто выполняли свои повинности. От государственных повинностей могли освобождаться и рабы, поскольку они принадлежали только своим хозяевам. Но вот хозяева (если они не входили в привилегированный слой) должны были выполнять повинности.

Несмотря на такой приоритет к войску, хеттское царство жило преимущественно сельским хозяйством. Хетты выращивали злаки, прежде всего, ячмень, а потом уж пшеницу. У хеттов было развито садоводство, очень развито скотоводство. Они выращивали домашний скот в больших количествах и тщательно следили за тем, чтобы с животными ничего не случилось. Почему? Потому что хетты помимо серебра расплачивались еще и овцами. Следовательно, овца, которой расплачиваются, должна быть без изъяна. Отсюда повышенное внимание к животным.

 

 

6. Армия хеттов

В хеттской армии было 3 рода войск: конники, колесничие, пехота. Хеттские колесницы вмещали 3 человек: водитель колесницы, щитоносец, который закрывал стрелка круглым или треугольным щитом и стрелок. Колесницы были достаточно большие, ободья снабжены шипами. Поскольку хеттские колесницы были огромны, они были неповоротливы, и при столкновении с другой колесницей было не разъехаться. Как раз в этот момент в бой вступала вражеская пехота, которая рубила колесничих направо и налево. Что интересно, в богазкёйской библиотеке встречаются уникальные тексты: инструкции по разведению коней, причем наполовину написанные на индоарийском языке. Это конец 15 века, автор текста – Тиккули. Можно даже сказать, что хетты были большими и внимательными селекционерами.

Используя только им известную тайну железной руды, хетты изготовляли железное оружие. Также они вооружались копьями с луками, дротиками. Поначалу в хеттском войске железное оружие было только у знати, у остальных было бронзовое оружие, но к концу хеттского царства положение выровнялось, и уже у всех воинов было железное оружие. Оружейники и кузнецы богатели, т.к. шли постоянные заказы на оружие.

 

7. Внешняя политика хеттов

Хетты принимали большое участие в международных дипломатических действиях. В 15-14 веках хетты были хорошими соседями египтян. До нас дошло письмо от хеттского царя к Эхнатону. Хеттский царь справляется о его здоровье и спрашивает, как дела в Египте. Это означает, что у них были хорошие, добрососедские отношения. Но в 13 веке хетты и египтяне становятся противниками, потому что они хотят контролировать Сирию. Дальше начинается война, исход которой уже известен. Добрые друзья становятся врагами, а затем заключают мирный договор.

Точно в таких же отношениях хеттское царство находилось с Вавилоном, с городами Палестины. За всю свою многовековую политическую деятельность хеттам удалось только сделать южносирийских князей своими вассалами и требовать с них дань. Но это сирийцев устраивало.

За все время существования хеттского царства хетты неоднократно пытались покорить запад Малой Азии, ту самую Милаванду, заключали договора с Милетом, но у них это не получилось. Еще одной удачей хеттов была нейтрализация разбойничьего государства Амурру. Амуррский атаман, как вы помните, сам попросил присоединить его государство к хеттскому царству за два с половиной кг. золота в год.

Хетты оказались в период с 16 по 13 века одним из самых могущественных народов Древнего Ближнего Востока. Но разумеется, когда государство достигает такого уровня развития, в нем обязательно появляются законы.

 

8. Хеттские законы

Хеттские законы уникальны тем, что они содержат минимальное количество статей с предписаниями о казнях. У них совершенно нет статей, которые предписывали бы членовредительство. В этих законах из трех видов талиона есть только компенсационный. За членовредительство полагается крупный денежный штраф, но в хеттских законах, как и в законах Хаммурапи, различается ответственность за причинение ущерба свободному человеку и ответственность за причинение ущерба рабу.

Кроме того, хеттские законы интересны еще тем, что в них предусматривается ответственность за колдовство, за причинение ущерба урожаю и, вы знаете, даже есть ответственность за то, что называется зоофилия. Интересно, что законы против зоофилии соответствуют таким же законам против инцеста.

***

§ 13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, и он отвечает своим домом.

§ 14. Если кто-нибудь откусит нос рабу или рабыне, то он должен дать 3 сикля серебра, и он отвечает своим домом.

§ 15. Если кто-нибудь порвет ухо свободному человеку, то он должен дать 12 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 17. Если по чьей-либо вине свободная женщина родит прежде времени и если это случится на 10 месяце беременности 9, то виновный должен дать 10 сиклей серебра; если же это случится на 5 месяце беременности, он должен дать 5 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 18. Если по чьей-либо вине рабыня родит прежде времени, то если это случится на 10 месяце беременности, виновный должен дать 5 сиклей серебра.

(9. Речь идет о лунных месяцах. Десять лунных месяцев

соответствуют 280 дням, так что реально имеется в виду выкидыш на

9-м месяце.)

§ 187. Если мужчина совершит грех с коровой, то это — тягостное преступление, и он должен быть убит. Его должны привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 188. Если мужчина совершит грех с овцой, то это — тягостное преступление, и он должен быть убит. Его должны привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей дочерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это — тягостное преступление.

***

Очень большое значение в хеттских законах уделяется семейному праву, заключению брачных контрактов. Если девушка связана по брачному соглашению с мужчиной, то он должен заплатить за нее брачный выкуп. Если отец и мать разрывают это соглашение, то они должны возместить выкуп в двойном размере. Если мужчина еще не взял себе девушку в жены и отказывается от нее, то он должен потерять выкуп, который заплатил.

 

9. Хеттская религия и мифология

Верования хеттов очень похожи на верования индоевропейских народов. Для всех индоевропейских народов характерно поклонение богу Грозы. Основным индоевропейским мифом является миф и битве бога Грозы со Змеем. Бог Грозы является покровителем царя. Кроме того, индоевропейские мифы очень часто повествуют от отдельных битвах между поколениями богов. И в этой битве поколений всегда побеждает бог Грозы, который чудесным образом избегает всех опасностей. Главного бога хеттов звали Тархунас. В славянском языке этому имени соответствует имя Перун. Противником Тархунаса в хеттской мифологии был змей водного происхождения, которого звали Илурянка.

Главный хеттский ритуал – битва бога со змеем. Этот ритуал назывался Туруллия («праздник дождя»). Туруллия проводилась весной после весеннего равноденствия, т.е. в конце марта. Но прежде чем проводить Туруллию, нужно было провести еще целый ряд обрядов, в которых принимал участие не только царь, но и вся его семья. Примерно за месяц с небольшим до Нового Года проводился обряд кругового объезда хеттского царства, и этот ритуал должен был уложиться в 38 дней. Этот объезд на колеснице должен был имитировать путь солнца за год. Царь, объезжающий страну, символизировал собою солнце. Круговой объезд – это пребывание царя во всех крупных городах хеттского царства и великое сидение царя и городской администрации в главном храме для того, чтобы подсчитать налоги и понять, каким будет бюджет города на ближайший год. В каждом крупном городе царь посещал главный храм, оставлял там свою жертву, говорил со жрецами, решал все финансовые дела, решал вопрос о количестве воинов, об их снаряжении. Затем царь шел в другое святое место, в хеттский некрополь. Что представлял собой некрополь? Хетты сжигали мертвецов, пепел клали в урну, а урну ставили в саркофаг. Так что у хеттов были кладбища, своеобразные некрополи, состоящие из склепов, в которых находились саркофаги с урнами. В этих некрополях была специальная ниша для жертвоприношений. Наследный принц должен был принести в жертву ягненка в знак того, что он тоже почитает этих богов и людей. Все это должно было проводиться в течение 38 дней так, чтобы царь приехал прямо к празднику.

Далее проходил сам праздник. Перед самым Новым Годом устраивался обряд изгнания. Что это такое? Некоего мужчину наряжали в ветхую одежду нищего, завязывали ему глаза, давали ему на спину мешок, в руки - палку, специальной хворостиной гнали его до городских ворот, а потом – за них. Это было изгнание старого года со всеми грехами, несчастьями, болезнями, которые накопились. Хворостину либо выбрасывали, либо оставляли до следующего Нового Года. Но до нее нельзя было дотрагиваться, ибо она могла магически передать все несчастья. После этого наступал Новый Год, и в присутствие царя, его жены и наследного принца разыгрывался спектакль о битве бога Грозы со Змеем.

У хеттов существовал и второй праздник, который назывался «Исчезновение и встреча бога Телепину», который был посвящен богу пчеловодства и плодородия Телепину. Этот обряд стал впоследствии основой для рождественского обряда у европейских народов.

Бог Телепину – это бог плодородия. Это божество связано с пчеловодством, и вот Хеттский текст говорит о том, что:

Однажды утром бог проснулся и испытал дикую ярость, сам не понимая почему. Настолько сильно он был зол на все вокруг, что он надел башмак левой ноги на правую, а башмак правой ноги на левую ногу, и в этом состоянии он встал и пошел по земле. Всю землю окутало дымом, и начался пожар, который привел к засухе. Боги стали жаждать, но не могли насытиться. Тогда боги собрали совет, где они поняли, что с уходом Бога Телепину ушло все самое хорошее. Вначале вызвался орел, т.к. он все может увидеть с самой высоты. Боги поручили орлу эту миссию, но он провалил задание. Тогда вызвалась маленькая пчелка. Она объяснила, что сможет по запаху найти Телепину и разбудить его с помощью своего жала. И вот маленькая пчелка полетела на ближайший луг и увидела, что Телепину спит в высокой траве. Пчелка ужалила его, и он проснулся. Пчела поведала ему все, что творится в мире. Телепину сказал, что вернется, если ему подадут орла. Прилетел орел, и Телепину сел на него, Но тут началась жуткая гроза. Боги поняли, что если Телепину долетит в таком состоянии до богов, то наступит конец всего. Было принято решение задобрить Телепину. Посреди города поставили вечнозеленые дерево со множеством подарков: сыром, маслом, рыбой всякой и совершенно невещественными субстанциями – добро, благополучие и даже нежное овечье блеяние. Боги начали ходить кругом вокруг это дерева, и когда Телепину увидел это, он усмирил свой гнев и согласился остаться в этом городе.

По-видимому, это древнейший ритуал европейцев, позже перешедший в праздник Рождественской ели. Но, что удивительно, у хеттов он отмечался дважды, причем главные торжества приходились на летнее солнцестояние, а не на зимнее. Вообще очень многие сюжеты, встречающиеся у славян, впервые появились у хеттов. В первую очередь, двуглавый орел – один из символов Хеттского царства. Он использовался на военных штандартах. После гибели Хеттского царства двуглавый орел перешел к грекам в Византию, ну а позже уже к нам. Вот такая интересная история!

Но в целом можно точно сказать, что хетты существенным образом повлияли на греческую культуру, в частности один из хеттских текстов «О царствовании на Небесах» впоследствии будет известен у греков под именем «Теогония Гесиода» автора 7 века до н.э. Это миф о борьбе богов нескольких поколений. Впервые эта книга появляется в Малой Азии, а откуда уже приходит к грекам. Культ Зевса также очень сильно напоминает культ хеттского бога Тархунаса.

Не исключено, что Хетты могли бы быть могущественным государством на протяжении долгого времени, если бы через их территорию не пролегла трасса народов моря. В конце 12 в. н.э. с Хеттским царством было покончено, Хаттуса была полностью разрушена. Хетты переселились на довольно большие территории Сирии и северной Палестины. Некоторые стали скотоводами, многие остались в Малой Азии.
Таким образом, хетты, не имея уже своего собственного государства, охватили всю территорию Ближнего Востока.

Политическая карта мира существенно меняется в 13 – 12 вв. на смену классическим старым народам древности: египтянам, вавилонянам и т.д., приходят новые народы, которые, правда, только-только еще формируются. Одним из таких народов были евреи.

Чорный Властелин, Макс Лассэс

 

§17. Древний Израиль.

 

1. Изучение Древнего Израиля

Источники по истории Древнего Израиля весьма немногочисленны:

1) Книги Царств, входящие в Хроники Библии. Эта хроника, тем не менее, имеет очень мало подтверждений.

2) Исход – Библейская книга о переселении евреев из Египта в Палестину.

Нет такого еврея, для которого был бы сомнительным факт о переселении евреев из Египта. Вопросы по этому поводу есть только у археологов. Проблема заключается в том, что нигде в Египте не найдено следов пребывания там евреев. Вторая проблема - это существование царя Соломона. Если историческое существование царя Давида было недавно доказано, то Соломон, кроме как в Библии, нигде не упомянут. Библия сообщает о первом храме, построенном в эпоху Соломона, но археологи до сих пор не могут найти этот кусок храма, построенный при Соломоне. Храм-то нашли, но слоя времени Соломона нет! Поэтому появляется гипотеза о сказочном существовании этого царя.

Первая и главная проблема – происхождение и возникновение евреев. Древнееврейский язык относится к числу западно-семитских, они родственники финикийцев, амореев, арамеев, и дальние родственники аккадцев.

Первый памятник древнееврейского языка – это книги Библии. До Библии мы знаем только один документ 10. в. до н.э. – это Календарь из Гезара. В нем указаны месяцы древнееврейского календаря.

Возникает вопрос: когда сформировался древнееврейский народ? Ясно, что евреи стали полноценным народом после образования Израильского царства, а кем они были до того? До того они были союзом племен, вначале союз 6, потом 12 племен, так называемых колен, которые называли себя «иврим». Это слово связано с глаголом «эбер» «переходить/пересекать водную преграду». Что это за преграда?

Версии:

1) Река Евфрат. Западно-семитские племена, перейдя Евфрат, попали в Сирийскую пустыню, а потом добрались до Египта. Их гнали те самые беспорядки, которые начались в Месопотамии после смерти Хаммурапи в конце 18 в до н.э. Тогда многие племена вынуждены были покинуть свои места и начать скитания. (эту версию выдвинул И.М. Дьяконов)

2) Иврим – это дети Эвера. Но сам Эвер тоже имел этимологический корень «пересекать», и вот что ОН пересек, никому неизвестно.

3) Иврим – это перешедшие реку, но это некий образ. Перейти реку значит перейти некую катастрофу, серьезную жизненную преграду. Зимний месяц ассирийского календаря (январь – февраль) назывался «переход реки», переход реки подземного мира. Это означало, что в январе-феврале появлялась катастрофа, а именно это был пик сезона дождей.

 

О времени образования еврейского народа мы ничего не знаем, но есть некоторые подсказки. Яхве – племенной бог евреев. Впервые он упоминается в городе Мари на среднем Евфрате, где жили амореи (как кочевые, так и оседлые). Вполне возможно, что в этом самом городе жили предки евреев. Там интересен еще один факт. По еврейской традиции весь мир делится на еврее и гоев. Значение слова Гои непонятно, но оказалось, что в городе Мари это слово тоже присутствует. И оказалось, что гау или гои – это попросту оседлые жители, земледельцы. Следовательно, деление на евреев и гоев – это деление на кочевых и оседлых. Все эти факты мы узнаем из клинописных текстов 18 вв. Возможно, что предки еврее жили именно в этом городе.

 

2. Религия Древних евреев

Что же качается Бога Яхве, то это имя, образованное от глагола «жить», «быть» и грамматически оно связано с благопожеланием «Да будет жив! Да здравствует!». Кроме того мы знаем из тех же текстов Мари, что древнейшим семитским божеством был Бог Эл. Иногда его называли Элоах, а Элохим – множественное число. И мы знаем, что именно под этим именем Элохим, что буквально означает «Бог», первоначально в Библии упоминается сам Господь. Поэтому еврейские корни, в том числе корни еврейской религии – общесемитские. Все семиты поклонялись богу Элу и его потомкам, которых было очень много. Семиты поначалу, как и все народы мира были политеистами.

Семиты также верили в бога Солнца Шамаша, во многих семитских городах стояли храмы, посвященные ему. В их пантеоне было множество десятков божеств. Несомненно, что протоевреи, наряду со своим племенным богом, поклонялись еще семитским божествам. Но возникает вопрос, когда впервые обнаруживаются их следы в истории?

 

 

Можно осторожно предположить, что они обнаруживаются при Эхнатоне.
В конце 1980х г. в Египте была раскопана гробница одного из советников Эхнатона, его звали Апер-Эль. Эль – это, конечно, корень имени семитского Бога Эл. Апер напоминает слово «еврей». Французские исследователи, раскопавшие гробницу, сделали выводы, что имя Апер-Эль должно переводиться как «еврей, чьим Богом является Эл».
Таким образом, была обнаружена гробница советника явно западно-семитского происхождения. Возникла немецкая гипотеза, что это гробница библейского Иосифа – знатный сановник при египетском фараоне.

Второй археологический факт: когда при Рамзесе II, а это 19 династия, строили новый город Пер-Рамзес, то на строительстве этого города было использовано огромное количество племен, которые пришли с моря, со стороны Синайского полуострова и работали на каменоломнях. Ситуации времен Рамзеса показывает, что на Египет к концу 13 века навалилось достаточное количество племен: и народы моря, и какие-то семиты. Они решили прибрать их к рукам и поставить на места общественных работ. Таким образом, этих людей отправили на строительство новых городов и на каменоломни. Поэтому библейский сюжет о работе Моисея и его людей на каменоломнях связан с этим периодом.

Третий факт – это надпись фараона Мернептаха от 1217 г., где фараон сообщает о том, что он преследовал страну Хурри, и она стала вдовой из-за Египта (слово хурри – обозначает западно-семитские племена в египетских источниках).
И дальше следует знаменательная фраза: «Семени Израиля больше нет!» Что точно произошло, мы не знаем, но знаем, что Мернептах уже преследовал евреев.

Дальше мы просто поверим Библейским источникам, которые являются главными по древнейшей истории Израиля. Это Книга Исход, Книга Иисуса-Навина, Книга Царств и Книга Судей. Если мы к ним обратимся, то мы увидим, что евреи, сперва под руководством Моисея, потом уже Иисуса-Навина, идут в землю обетованную, из египетского рабства – в Палестину и Финикию. Так как края Финикии богатые и там нет войн, евреи идут поживиться чужим добром. Первые евреи были разведчиками с мирной миссией, потом уже приходили вооруженные группировки, так как им было некуда идти. Они делают это вынужденно: они не могут пойти в Сирию (там война), не могут пойти в Месопотамию (так как она воюет за Сирию). Они не могут пойти на Эгейское море, так как там Троянская война. И единственным местом оказывается Финикия, где они оказываются в 12 в. до н.э.

Но у евреев на этой территории есть конкуренты – филистимляне, нынешние палестинцы (которые мешают им до сих пор). Нынешние палестинцы, которые говорят на арабском – это потомки тех самых филистимлян, которые переселились туда в 12 в, т.е. практически одновременно с евреями, и стали их конкурентами по территории. Кто такие филистимляне? Это тот самый народ, который в египетских источниках называется пэрсэт или пэлсэт, т.е. палестинцы, потом земля была названа, исходя из названия их народа – Палестина. Их происхождение неизвестно, есть мнение, что это пеласги, протогреческий народ, возможно кавказского происхождения, но то, что в составе этих палестинцев были хурриты и семиты, несомненно. Это семито-хурритская смесь. Поэтому филистимляне поселяются в Восточном Средиземноморье примерно в то же время, что и евреи и начинается битва за территориальные интересы.

 

3. Древнееврейское общество

Насколько мы можем судить из Книги Судей и из книги Иисуса-Навина, основной единицей организации древних евреев был отцовский род. Евреи были кочевниками, кто-то из них занимался проводником караванов, кто-то – торговлей, но когда они переселились в Палестину, они стали земледельцами. Земля была в коллективной собственности отцовского рода, с 12 в. Отцовский род имел общее кладбище, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи. Имущество поначалу тоже было общее. В состав каждого рода входили отцовские семьи, которые состояли из 3-4 поколений, потомков одного отца. И эти отцовские семье владели наделами родовой земли, в этих отцовских семьях были свои судья, которые рассматривали незначительные преступления, более значительные преступления так не рассматривались.

В древнейших частях Библии упоминаются племена или колена (по-еврейски шедер), и поначалу этих колен 6, потом их число удваивается, возникает союз колен. Этот союз колен руководится вождями, эти вожди называются судьи, мы их переводим как судьи. Что же означает судья? Это человек, который сочетает в себе функцию полевого командира, племенного судьи и гражданского вождя. Считалось, что судья обладает определенной близостью к божеству, определяет определенной харизмой. Поэтому судье все доверяли, как представителю власти, связанному с богом.

Помимо судей были пророки, это люди, которые вещали от самого бога, через них говорил бог. И пророки почитались в народе, как люди, говорящие правду о судьях, об отцах родов и вообще обо всех людях. С самого начала было очень много жрецов, которые, конечно, не были привязаны к какому-то определенному месту, а занимались различными магическими практиками. Были те, кто занимался только жертвоприношениями, были предсказатели, функции которых заключались в поиске пропавших вещей, и были пророки, которые должны были понимать, что происходит вообще, и понимать насколько права или неправа власть в своих действиях, потому что пророки – это люди божьи. С самого начала так сложилось. Пророки контролировали судей. Пророки ходили туда-сюда, у них не было никакой определенной работы. Они ходили и вещали, а их слушали. Так продолжалось до середины 11 в., когда евреи почувствовали, что они не могут быть хозяевами на отвоеванных у финикийцев землях, и есть у них соперник, имя которым филистимляне. Возник вопрос о царской власти, собрался совет. Начались ожесточенные споры за и против, причем самое ценное в этих спорах – это аргументы. В Первой Книге Царств приведены эти споры.

Одни говорят – «Поставь над нами царя, чтобы он правил нами, как и просит народ!» Другие люди против царской власти: «Вот какие буду права царя, который будет царствовать над нами. Сыновей наших он возьмет и приставит к колесницам своим и дочерей наших возьмет, чтобы они варили кушанья и пекли хлебы. И полями отрадные и масличные сады лучшие возьмет и отдаст своим слугам, и от посевов наших, и виноградников наших десятину возьмет и отдаст своим сановникам и слугам».

То есть царь – прежде всего человек, который будет раздавать имущество общинникам. Поэтому, зачем нам нужен царь? Т.е. были сторонники общины и сторонники монархии.

Аргумент сторонников монархии – монарх создаст боеспособную армию, которая будет в состоянии отразить атаки филистимлян. Царство необходимо евреям, для того, чтобы окончательно закрепится на отвоеванных землях. Вот так завязывается этот узел, который известен теперь в международной политике как «Палестинская проблема». Два пришельца на финикийской территории начинают бороться друг с другом, и эта борьба становится вечной.

 

4. История Израильского царства

Израильское царство образуется не сразу, т.к. начинают спорить между собой северные и южные колена – от кого будет царь?! В итоге северные колена в 1020 г. выдвигают царем Саула. Он был выдвинут северными коленами под руководством Вениамин. Саул был первый еврейский царь, при нем образовалось Израильское царство, и он был военным человеком. Основная его заслуга заключалась в том, что он упорядочил набор племенного ополчения и создал гвардию, такие отборные войска (мы бы назвали это гвардией), у них это называлось «отборные левши». Это такие стрелки, которые одинаково хорошо владели правой и левой рукой.