Модульний контроль II 3 страница

 

7.Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников:

А)Пропаганда среди крестьян

Б)Составление «Русской правды»

В)Увлечение идеями французского Просвещения

Г)Издание «Словаря иностранных дел»

Д)Увеличение теориями «общинного», «крестьянского» социализма

Е)Террор против правительственных чиновников и царя

Укажите верный ответ: 1)АДЕ 2)АВД 3)БГЕ 4)ГДЕ

 

8)Прочтите отрывок из записок современника и укажите название учебного заведения, о воспитанниках которого идёт речь:

«…Говорят, что Александр хотел воспитать … братьев своих Николая и Михаила наравне с будущими подданными и что политические обстоятельства помешали ему исполнить это… А мысль, если она была, заслуживает уважения… Первым выпускам Россия обязана многими достойными и блистательными людьми: Пушкиным, бароном Корфом и князем… А.М.Горчаковым:

1)Смольный институт

2)Пансион при Московском университете

3)Московский университет

4)Царскосельский лицей

 

9)Прочитайте отрывок из официального документа и укажите, в каком году был обнародован этот документ:

 

«…Крепостные получат в своё время полные права свободных сельских обывателей…Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определение в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им даётся право выкупить усадебную их оседлость»

1)1803 г. 2)1842 г. 3)1861 г. 4)1881 г.

 

10.В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлось:

1)Барщиной

2)Отработками

3)Помочью

4)Налогом

 

11.В результате проведения судебной реформы 1864г.:

1)Суд стал гласным.

2)Помещики потеряли право суда над крестьянами

3)Была ограничена состязательность судебного процесса 4)Присяжными заседателями передали функции адвокатов

 

12.Прочтите отрывок из «Записок революционера» П.А. Кропоткина и укажите годы событий, о которых идёт речь: «Вот, например, дом графов Z. Две дочери их, которым опротивела бесполезная, бесцельная праздная жизнь, долго боролись из-за разрешения присоединиться к другим девушкам, посещавшим курсы и чувствовавшим себя столь счастливыми. Борьба продолжалась несколько лет. Родители не уступали. В результате старшая сестра отравилась; только тогда младшей разрешили поступать как ей угодно»

1)1810-е

2)1830-е

3)1850-е

4)1870-е

 

13.Реальной основой возникновения теорий утопического социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского было существование в России 19 века:

 

1)Дворянского землевладения

2) Крестьянской общины

3)Посадских слобод

4)Рабочих организаций

 

14.Прочитайте отрывок из воспоминаний и укажите фамилию человека, о котором идёт речь:

«Блестящее образование, блестящее положение в свете и при дворе, блестящая, даже по тем временам головокружительная карьера (в 23 года был генерал-майором), барабанный бой и знамёна Наполеоновских войск, участие в пятидесяти восьми сражениях, празднества Венского конгресса – вся юность его прошла под тем героическим дуновением молодости, которым дышало «дней Александровых прекрасное начало». И после этого – ночь сибирских рудников…»

 

1)А.С. Хомяков

2)Б.Н. Чичерин

3)П.Я. Чаадаев

4)С.Г. Волконский

 

15.Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связанны с понятием «аракчеевщина»:

А)Военные поселения

Б)Временщик

В)Учреждение государственного совета

Г)Вольноотпущенные крестьяне

Д)Ужесточенные цензуры

Е)Учреждение Государственной Думы.

Укажите верный ответ:

1)АБД 2)АВД 3)ВГЕ 4)ГДЕ

 

42. Александр III - воспитание, приход к власти, теория; «народного самодержавия».

43. Политика царской власти в области местного самоуправления в 1880-е— 1890-е гг.

44. Политика царской власти в области судопроизводства и народного образования в 80-е - 90-е гг. XIX в.

45. Политика царской власти в области печати и литературы в 80-е - 90-е гг. XIX в.

46. Национальный вопрос в России в конце XIX - начале XX вв.

47. Социальная политика царской власти в 80-90-е гг. XIX в.

48. Экономическая программа царского правительства в 80-е -90-е гг. XIX в.

49. Внешняя политика России в 80-е - первой половине 90-х гг. XIX в.

50. Демографические проблемы в России к концу XIX в.

51. Мировой аграрный кризис конца XIX в. и его последствия для России.

52. Промышленное развитие России в конце XIX — начале XX вв.

53. Российская буржуазия в конце XIX — начале XX вв.: состав, численность и интересы.

54. Центры объединения российской либеральной интеллигенции в конце XIX — начале XX вв.

55. Крестьянское сословие в конце XIX - начале XX вв.: состав, численность, интересы.

56. Экономическая программа и реформы С.Ю. Витте.

57. Экономическое и социальное положение рабочих в России в начале XX в.

58. Эволюция народничества в конце XIX - начале XX вв.

59. Образование революционных партий в России в конце XIX - начале XX вв.

60. Марксизм в России в конце XIX - начале XX вв.

61. Борьба против самодержавия в начале XX века.

62. Европейское направление внешней политики России в конце XIX - начале XX вв.

63. Дальневосточное направление внешней политики России в конце XIX — начале XX вв.

64. Русско-японская война: причины, ход военных действий, итоги.

65. Государственно-политический строй России в начале XX века.

66. Национальный состав и социально-классовая структура российского общества в начале XX в.

67. Экономика России в начале XX в.

68. Общественно-политическая и духовная жизнь страны.

69. Внутренняя политика самодержавия на рубеже веков.

70. Причины и характер первой русской революции.

71. Основные события и этапы революции.

72. Рабочие, крестьянство и интеллигенция в первой русской революции.

73. Основные политические организации в годы первой российской революции.

74. Третьеиюньская монархия. Государственная Дума, ее место и роль в политической системе и жизни страны.

75. Внутренняя политика самодержавия в 1907-1910 гг.

76. Реформы П.А. Столыпина.

77. Промышленный подъем 1909-1913 гг.

78. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

79. Причины и характер первой мировой войны. Цели и планы участников.

80. Отношение российского общества к войне. Позиции политических партий и сил,

81. Военные действия в 1914-1915 гг.

82. Военные действия в 1916 г.

83. Мобилизационные мероприятия правительства и общественности.

84. Социально-экономическое положение в стране в годы I мировой

 

 

ВОПРОСЫ НА СЕМИНАРЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ.

Семинар № 10. «Внутренняя политика самодержавия в 80-90-е гг. XIX века».

1.Причины перехода к политике контрреформ.Новикова,Стрельцова,Китов,Волков,Коваленко,Собко.

2.Особенности правительственного консерватизма в 80-90-е гг.XIX в. Григорьева,Асафов,Ханин,Колосов,Мельникова,Павладин

3.Программа контрреформ. Веденеева,Орешникова,Аюшеев,Горчакова,Молоканова

4.Итоги контрреформ. Майорова,Клочкова,Баранова,Цурганова,Сидоров,Федорова

 

 

Семинар №11.«Социальные группы в условиях мира, войны и революции (начало XX века)».

1.Российское крестьянство: изменения в составе и мировосприятии. Роль в общественном движении начала XX века. Клочкова.

2.Изменения в положении рабочих. Рабочее движение в начале XXв. Майорова

3.Буржуазия:цели и методы воздействия на власть. Григорьева,Вальдгольц.

4.Студенчество в российском общественном движении начала XX в. Китов.

 

Семинар №12.«Консерватизм и либерализм в России конца XIX – XX вв.»

1.«Охранительное» направление в русской общественной мысли конца XIX-начала XX вв. Асафов.

2.Либеральное движение в России в конце XIX-начале XXвв. Колосов.

3.Образование буржуазных партий в России. Их программы, лидеры, деятельность. Собко,Цурганова

 

Семинар №13. «Народнические традиции в российском общественном движении конца XIX-начала XX вв.».

1.Эволюция народничества в конце XIX-начале XX вв. Горчакова.

2.В.М.Чернов-идеолог неонародничества. Баранова.

3.Анархизм П.А.Кропоткина. Веденеева.

 

Семинар №14. «Марксизм в России в конце XIX-начале XX вв.».

1.Первые марксисты и марксистские организации в России. Павладин.

2. «Легальный марксизм» и его эволюция. Новикова.

3.Идеология большевизма. Волков.

4.Идеология меньшевизма. Стрельцова.

 

Семинар №15. «Думский период в истории России (1906-1917 гг.)».

1.Состав Государственной думы I-IV созывов. Коваленко.

2.Взаимодействие Государственной думы и правительства. Мельникова.

3.Фракционная борьба в стенах Государственной думы. Молоканова.

3.Место Государственной думы в российской политической системе. Орешникова.

 

Семинар №16.«Идеология российского общественного движения конца XIX-начала XX вв.»

1.Элементы консерватизма, либерализма и радикализма в идеологиях конца XIX-начала XX вв. Сидоров,Ханин.

2.Сравнительная характеристика идей эволюционизма и революционизма в России конца XIX-начала XX вв. Федорова.

3.Сравнительная характеристика программ революционных политических партий. Аюшеев.

 

Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа "Повести временных лет", обычно именуемого "легендой о призвании варяжских князей" (или "норманнской" легендой). В ней говорится о событиях начала 60-х гг. IX в., когда среди ряда северных славянских племен возникли острые разногласия ("встал род на род"). Разрешить этот конфликт оказалось возможно лишь с помощью обращения к одному из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного летописцу как "русь"( Наиболее разработанной является гипотеза о его скандинавских истоках. так Русь происходит от корня со значением гребля. скандинавы вступали в контакты с местным финноязычным населением. которое стало обозначать скандинавов в форме руотси. Затем это слово было заимствовано восточными славянами и трансформировано в Русь. С обоснованием варяжских князей и их дружины в Киеве название русь было распространено на подвластную им территорию. Другая теория о местном восточноевропейском происхождении слова (по реке Рось). При этом существуют мнения о его иранской, балтской, славянской этимологии. Во всяком случае, термин русь пришел в Поднепровье не с дружинами Олега в конце IX века, он фиксируется здесь не позднее середины этого столетия.), который согласился "княжить и володеть" в Новгороде. Вслед за этим два его боярина Аскольд и Дир обосновались в Киеве, что означало овладение варягами основными восточнославянскими центрами. По сообщению летописи это произошло в 862 г. Через двадцать лет новгородские и киевские земли были объединены князем Олегом. Киев и Новгород стали формироваться как 2 крупных политических центра Руси.

Этот рассказ, обнаруженный немецкими учеными, работавшими в России в первой половине XVIII в. (Г.-Ф. Миллер, Г.-З. Байер, А.-Л. Шлецер) лег в основу теории, получившей название норманизма. Ученые (и не только) разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании Древнерусского государства. Одни из них с большой долей доверия относились к сообщению летописца (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и др.), другие же - резко опровергали ряд фактов, приводимых "Повестью временных лет", таких, например, как этническая принадлежность Рюрика (его называли и славянином, и финном, и готом и т.д.) или происхождение названия "Русь" от наименования скандинавского племени "русь" (среди наиболее известных антинорманистов - М.В. Ломоносов). Сегодня самый существенный вопрос – вопрос о действительных причинах возникновения ранних государственных образований.

Варяги конечно внесли вклад в государственность Руси, но тут более глубокие предпосылки. В 8-9 вв. у славян развитие хозяйства сильно развилось, славяне шли навстречу образованию государства. Хозяйственное развитие лежит в основе создания государственности (торговый путь «из варяг в греки»).

Властителями были князья, которые опирались на дружины. Зарождалось право частного владения. К 9 в. сложилась иерархия общества: князь, старшие дружинники, младшие дружинники, племенная знать (будущие бояре), собрание племени – вече, свободные люди – смерды, вои, челядь, неполноправные – сироты, холопы, рабы (как правило пленники).

Древнерусское государство возникло как результат разрастания противоречий внутри славянского общества, не могущих быть разрешиться изнутри самого этого общества и вынужденного поэтому, в целях самосохранения, прибегнуть к помощи внешней силы, с которой оно, к тому же, имело совместные интересы.