Й этап – предпринимательский (1890-1917 гг., т.е. период бурного развития капитализма в России, начавшийся в годы экономического подъема 1890-х гг.).

35 ------------------------------------------

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Задания С.5.

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Экзаменационный билет утвержден на заседании кафедры истории

Московский государственный областной гуманитарный институт

Московский государственный областной гуманитарный институт

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 1

 

1. Природно- географические и экономические условия развития древней Греции.

2. Римское общество во второй половине IV – V вв. н.э.: становление христианства как государственной религии, раскол империи на Западную и Восточную. Гибель Западноримской империи.

 

 

Экзаменационный билет утверждён на заседании кафедры

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 2

 

1 Древнее население Греции в V – нач. II тысяч. до н.э.

2 Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Установление системы доминанта.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 3

 

 

1.Минойская цивилизация древней Греции в первой половины – середины II тысяч до н.э.

2.Кризис империи Рима в III в. н.э. Правление Северов, «солдатских императоров» и восстановление единства Римской империи.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история древнего мира

 

Экзаменационный билет № 4

 

1.Ахейская Греция середины - второй половины II тысяч. до н.э. Источники изучения – выдающиеся археологические памятники минойской культуры.

2. Политико – административная и социальная структура Римской империи в I – II вв.н.э.

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 5

 

1.Ахейская Греция. Организация государственного управления.

2.Римская империя во II веке – «Золотой век» Антонинов.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 6

 

1. Ахейская Греция. Социально – экономическая структура древнегреческих государств.

2. Ранняя империя Рима. Правления династии Флавиев во второй половине I в. н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 7

 

1.Социально – экономические отношения и быт Греции в гомеровской период.

2.Ранняя Римская империя. Укрепление и развитие системы принципата в период правления династии Юлиев-Клавдиев.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 8

 

1. Особенности социально-политической структуры гомеровской Греции.

2. Ранняя Римская империя. Принципат Августа и создание новой политической системы.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 9

 

 

1 Архаическая Греция. Северный Пелопоннес в VIII – VIII вв. до н.э. Аргос, Коринф, Сикион и Мегары.

2 Гражданские войны после смерти Цезаря. Второй триумвират, падение республики. Причины перехода Рима из республики в империю.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 10

 

1.Архаическая Греция. Южный Пелопоннес в VIII - VIII вв. н.э. Древняя Спарта – государственное устройство.

2.Гражданские воны в Риме 49-45 гг. до н.э. Борьба Цезаря за власть. Диктатура и реформы Юлия Цезаря.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 11

 

1.Архаическая Греция. Древняя Спарта. Социальные отношения и быт.

2. Политический кризис Римской республики в 70-50 гг. I в. до н.э. Восстание Спартака, заговор Катилины, первый триумвират.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 12

 

1. Архаическая Греция. Государственное устройство Афин.

2.Политический кризис республики в Риме. Гражданские войны в 80 гг. I в. до н.э. Союзническая война. Диктатура Суллы.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 13

 

1. Архаическая Греция. Законодательство и реформы в Афинах. Законы и мероприятия Драконта, Солона.

2.Политический кризис республики в Риме. Начало гражданских войн в 30 гг. II века до н.э. Реформы братьев Гракхов и Гая Мария. Восстание рабов в Сицилии.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 14

 

1.Архаическая Греция. Законы Клисфена.

2.Экономический кризис республики древнего Рима во II-I вв. до н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 15

 

1.Архаическая Греция. Тирания Писистрата и Писистратидов.

2.Состав и устройство Римской державы в позднереспубликанский период. Устройство Италии и организация провинций во II-I вв. до н.э.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 16

 

1.Классическая Греция. Периодизация и источники изучения греко-персидских войн.

2.Государственное устройство Рима в период расцвета республики в середине III –сер. II вв. до н.э.

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 17

 

1.Классическая Греция. Причины, повод и начало греко-персидских войн.

2. Завоевание Римом Восточного Средиземноморья и Галлии в середине II вв. до н.э

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 18

 

1.Классическая Греция. Греко-персидские войны: поход Дария I.

2. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. Пунические войны.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 19

 

1. Завоевание Римом Италии в конце V- первой половине III в. до н.э.

2.Классическая Греция. Греко-персидские войны: освобождение греческих полисов Малой Азии и организация Делосской симмахии.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 20

 

1. Источники изучения и периодизация римских завоеваний.

2. Классическая Греция. Греко-персидские войны: последний этап войны. Калиев мир. Значение греко-персидских войн для Греции.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 21

 

1 Классическая Греция. Греко-персидские войны: поход Ксеркса.

2.Ранняя республика в Риме. Этапы борьбы плебеев с патрициями.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 22

 

 

1.Классическая Греция. Экономическое развитие Афин в V в. до н.э.

2.Государственное устройство Рима после отмены царской власти в VI -V вв. до н.э.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 23

 

1.Эпоха упадка Греции. Завоевание Греции Македонией.

2.Древний период Рима. Легенды и археология о возникновении Рима.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 24

 

 

1.Классическая Греция. Реформы Эфиальта и общественный строй Афин в V в. до н.э.

2.Социальная структура Рима в начале раннереспубликанского периода.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 25

 

 

1. Классическая Греция. Расцвет афинской демократии в период правления Перикла.

2. Экономика древней Италии в раннереспубликанский период.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 26

 

1. Эпоха упадка Греции. Пелопоннесская война.

2.Древний период Рима. Реформы Сервия Туллия.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 27

 

1. Эпоха упадка Греции. Экономический кризис полиса.

2.Древний период Рима. Политический строй Рима в царский период.

 

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н..

 

 

 

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

Экзаменационный билет № 28

 

 

1. Эпоха упадка Греции. Политический кризис первой половины IV в. до н.э.

2. Древний период Рима. Социально-экономическая структура Рима в царский период.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 29

 

1. Эпоха эллинизма Греции. Завоевательные походы Александра Македонского. Образование державы.

2. Древний период Рима. Общество и государственное образование этрусков.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Кафедра истории

Курс: I

Дисциплина: история Древнего мира

 

 

Экзаменационный билет № 30

 

1.Эпоха эллинизма Греции. Распад державы и образование эллинистических государств после смерти Александра. Сущность и характер эллинизма.

2. Греция в III в. до н.э.: первые греческие федерации (Ахейский, Этолийский союзы), попытки проведения реформ в Спарте.

 

«13» апреля 2010г. И.о. зав. кафедрой __________ доцент Аксёнова Л.Н.

1. Сравните характерные черты социально-экономического развития России в 15-16 в.в. и в 17 в. Покажите, что было общим, а что различным. Ответ запишите в форме таблицы.

1. Могут быть названы следующие общие черты: - Россия - аграрная страна, большая часть населения занята в сельском хозяйстве - Наличие крупного феодального землевладения - Принятие законов, направленных на защиту прав собственности и закрепощение крестьян ("судебников" 1497, 1550г., Соборного Уложения 1649 г.)
2. Различия
15-16 в.в. 17 в.
- господство ремесленного производства - слабая специализация отдельных районов - местные рынки и торжки - ограниченность внешней торговли - начало закрепощения крестьян - начало формирования сословий - развитие мануфактурного производства - специализация отдельных районов (примеры) - складывание единого всероссийского рынка - развитие внешней торговли со странами Европы (Архангельск) и Востоком (Астрахань) - окончательное оформление крепостного права - оформление сословного строя

2. Сравните воззрения западников и славянофилов во второй четверти 19 века на будущее России. Укажите общее и различия. Ответ запишите в форме таблицы.

1. Могут быть названы следующие общие черты воззрений: - Ограничение самодержавной власти царя Западники-либералы и славянофилы выступали против революционного способа преобразования общества, за реформы «сверху» (западники-радикалы – за революционные преобразования) - Признавали необходимость развития промышленности и торговли
2. Различия
Западники Славянофилы
- Дальнейшее развитие России по пути Западной Европы - Сторонники развития капитализма в России - Не признавали необходимости сохранения общины - Дальнейшее развитие России, отличное от исторического пути Европы - Противники развития капитализма в России - Необходимость сохранения общины в России

3. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861-1881 г.г. и после принятия положения 1881 г. - вплоть до конца 19 века. Назовите общие черты и различия. Ответ запишите в форме таблицы.

Общее в положении крестьян: - крестьяне должны были платить выкуп за землю; - малоземелье крестьян - крестьянам не вернули отрезки - запрещен выход из общины с землей - крестьянство осталось неполноправным сословием
Различия:
1861-1881 После Положения 1881 г.:
- существование временнообязанного положения крестьян - выплата выкупных платежей за землю помещикам - высокие выкупные платежи - отмена временнообязанного положения - крестьяне обязаны отдавать государству долг за невыплаченные выкупные платежи - снижены выкупные платежи

4. Сравните цели интервентов и участников Белого движения в период Гражданской войны в России. Укажите, что в этих целях было общим, а что различным. Запишите ответ в форме таблицы.

Общее: В целях и стремлениях: свергнуть власть большевиков, вернуть свои экономические позиции, сохранить Россию в системе сложившихся международных отношений.
Различия:
Цели интервентов Цели белого движения
- максимальное ослабление России - территориальный раздел бывшей Российской империи - стремление поставить у власти марионеточные слабые правительства - сохранение сильного государства - сохранение "единой им неделимой России" - стремление восстановить сильную авторитарную (монархическую) власть

5. Сравните внешнюю политику СССР периода брежневского "застоя" и периода горбачевской "перестройки".

ОБЩЕЕ: 1) Нормализация отношений со странами Запада 2) Политика разоружения, подписание соглашений о сокращении вооружения 3) Налаживание двухсторонних контактов глав США и СССР 4) Период "холодной войны"
РАЗЛИЧИЯ:
Внешняя политика в период застоя Внешняя политика в период перестройки
1) министр иностранных дел - Громыко 2) Внешнеполитический курс основан на следующих принципах (приняты СБСЕ "Декларация принципов", вошли в конституцию 1977 г.) - нерушимость границ, - целостность территории, - мирное урегулирование споров, - невмешательство во внутренние дела, уважение прав народов и прав человека, - взаимовыгодное сотрудничество. Большинство из них только декларировались но не выполнялись Главный принцип - "мирное сосуществование государств с различным общественным строем" 3) Отношения с социалистическими странами - усиление роли и влияние СССР в социалистическом содружестве, укрепление социалистического лагеря, насильственное удержание стран В. Европы в рамках социалистического содружества (1968г. Чехословакия). 4) Отношения со странами Востока Огромная помощь развивающимся странам "третьего мира", вставшим на путь социалистического развития. 1979 г. - начало войны в Афганистане (военное вмешательство во внутренний конфликт). Обострение отношений с Китаем (1969г. о. Даманский).. Поддержка реакционных режимов (Ирак, Ливии) 1) Министр иностранных дел - Шеварнадзе 2) Внешнеполитический курс получил название "новое политическое мышление" и основан на следующих принципах: - мир - целостен и неделим, - невозможность решения международных проблем силовыми методами; - баланс интересов, - отказ от пролетарского интернационализма. Главный принцип - отказ от раскола мира на противоположные общественно-политические системы; 3) Отношения с соц. странами - отказ СССР от давления и диктата в отношении стран В. и Ц. Европы, вывод советских войск из стран В. и Ц. Европы, невмешательство в ход "бархатных революций и признание распада социалистического содружества. Самороспуск СЭВ и ОВД. 4) Отношения со странами Востока Курс на разблокирование региональных конфликтов.( 1989 г. - вывод советских войск из Афганистана, урегулирование Ближневосточного кризиса). Вывод советских войск из Монголии. Улучшение отношений с Китаем. Отказ от прямого вмешательства в гшражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Значительное сокращение объема безвозмездной помощи. Отказ от поддержки режимов Ирака и Ливии. 1990 г. СССР впервые поддержал Запад в осуждении агрессии Ирака против Кувейта. Укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами: Израилем, ЮАР, Ю. Кореей, Тайванем и др.  

 

ВЫВОД: резкий поворот во внешней политике СССР при М.С. Горбачеве привел к окончанию "холодной войны", распаду социалистического содружества, единой социалистической экономической системы и единой системы Вооруженных сил, а также появлению одной сверхдержавы - США.

6. Сравните политику Хрущева и Косыгина в социальной области.

ОБЩЕЕ: 1) Цель – повышение уровня жизни населения. 2) Рост заработной платы и пенсий 3) Увеличение выпуска товаров народного потреблении 4) Увеличение продолжительности отпусков 5) Массовое жилищное строительство 6) Система бесплатного образования и здравоохранения 7) Обострение продовольственной проблемы, введение в некоторых городах карточной системы распределения и норм продажи продуктов питания. Потребление продуктов питания ниже допустимой нормы. социальная сфера, образование им здравоохранение финансируются по остаточному принципу.
РАЗЛИЧИЯ
Социальная политика Хрущева Социальная политика Косыгина
- снижение пенсионного возраста - пенсии и паспорта начинают выдаваться колхозникам - прекращение обязательных подписок на облигации государственных займов - отмена жесткого трудового законодательства 40-х г.г. об уголовной ответственности за прогулы и опоздания - в 1962 г. значительно повышены цены - средняя продолжительность жизни падает - квартиры стали более комфортабельные - увеличился размер накопления граждан - цены на товары и услуги и квартплата остались прежними - начало дачного строительства - развитие международного туризма, системы пансионатов и санаторий  

ВЫВОД:Правительство Косыгина в период «застоя» продолжает социальный курс, взятый государством в период хрущевской оттепели. Однако, цель социальной политики – значительное повышение уровня жизни населения страны достигнута не была, т.к. социальная сфера финансировалась по-прежнему по остаточному принципу. Несколько выросло благосостояние общества, стабилизировались цены, частично был смягчен жилищный вопрос.

7. Сравните экономическую политику Хрущева и Косыгина.

ОБЩЕЕ: 1) в целом развитие экономики носит экстенсивный характер 1) несколько увеличена хозяйственная самостоятельность предприятий 2) приоритетное развитие имеют отрасли группы "А", легкая и пищевая промышленность (группа "б") финансируются по остаточному принцип Ведущие отрасли: машиностроение, металлургия, химическая, нефтехимическая, электротехническая. 3) большая доля ручного и малоквалифицированного труда 4) расширение посевных площадей 5) укрупнение колхозов, ликвидация неперспективных деревень 6) активная, но не продуманная мелиорация почв 7) большинство колхозов убыточные 8) Увеличение импорта продовольствия за границей 9) Темпы роста временно значительно повышаются, в потом резко падают. (конец 50-х и начало 80-х)
РАЗЛИЧИЯ:
Экономическая политика Хрущева Экономическая политика Косыгина
1) вместо отраслевых министерств вводятся территориальные совнархозы, в т.ч. республиканские и ВСНХ. Более 3,5 тысяч предприятий передо из союзного в республиканское подчинение 2) вместо пятилетки вводится семилетка. 3) Началось строительство АЭС (1954 г. Обнинская). Большие успехи в космической области, в ядерной физике 4) Ежегодные темпы промышленного производства - 11 % (самые высокие в мире). Рост производства предприятий группы "б" был двукратным 5) Распашка целины (42 млн. га), создание там зерносовхозов и агрогородов. 1962-63 г.г. кризис целины 6) Насильственное насаждение посевов кукурузы за счет ржи и пшеницы. 7) Реорганизация МТС, превращение их в РТС. Колхозы выкупают технику и терпят большие убытки 8) До 1957 г. политика поддержки ЛПХ (повышение закупочных цен, отмена налога, увеличение размера в 5 раз) 9) С 1958 г. политика наступления на ЛПХ (запрет на увеличение размера, запрет кормить скот магазинными продуктами, скупка личного скота) ЛПХ приходит в упадок 10) Курс на увеличение производства мяса, что привело к забою скота. 11) Зерно начинают закупать за границей 12) Повышение цен на мясо и масло. 13) Создание Птицепрома 1) восстановление отраслевых министерств 2) возвращение к пятилетнему планированию 3) Созданы новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение 4) Среднегодовые темпы роста промышленного производства и национального дохода 7,7%, запущено более 2 тысяч промышленных предприятий. 5) сокращение плановых показателей, возможность их корректировки предприятиями, введение хозрасчета; 6) 70-80 г.г. создание ТПК и научно-производственных объединений. 7) Усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудящихся (часть прибыли предприятия оставляют себе) 8) Освоение Нечерноземья ("вторая целина") 9) отказ от насильственного насаждения кукурузы 10) политика поддержки колхозов и ЛПХ (повышение закупочных цен, твердый план закупок на 5 лет; уменьшение плана обязательных поставок зерна; 5%-ная надбавка за сверхплановую продукцию; 11) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, но неэффективное их использование 12) агропромышленная интеграция (РАПО) 13) закупка дорогостоящей техники

8. Сравните политику военного коммунизма и нэпа.

ОБЩЕЕ: 1) Главным условием социально-экономической политики Советской власти была диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства, однопартийный режим, методы насилия и террора. 2) Цель - строительство социалистической экономики и сохранение власти большевиков 3) Сверхцентрализованное управление экономикой (система ВСНХ, главков и отраслевых совнархозов) 4) Сохраняется государственное регулирование экономикой, огромная доля государственного сектора в экономике. Значительная часть промышленности и вся внешняя торговля находилась в руках государства (Опора на национализированную промышленность, транспорт, связь). Неэквивалентный обмен между городом и деревней.
РАЗЛИЧИЯ:
"Военный коммунизм" "Новая экономическая политика"
1) Это социально-экономическая политика Советской власти в период Гражданской войны. 1918-1920 2) Цель - создание условий для победы большевиков в Гражданской войне. 3) Задачи: мобилизация всех ресурсов, ускоренное построение социализма путем ликвидации рынка и частной собственности; жесткая централизация управления экономикой 4) основные элементы политики: - продовольственная диктатура в деревне: политика изъятия всех "излишков" продовольствия у населения. Осуществлялась через Наркомпрод, который получил право применения вооруженной силы, рабочие продовольственные отряды и при помощи комбедов. (политика "раскола деревни". Введение продразверстки - нормы изъятия хлеба и других продуктов у крестьян, в 1920 г. распространилась на 20 видов продуктов. - Национализация банковского и промышленного капитала: 1917 г. национализирован фин. Капитал, 1918 - частные предприятия и целые отрасли промышленности (сахарная, нефтяная), 1919 - национализированы средние и частично мелкие предприятия. - Создание централизованной системы управления экономикой. ВСНХ, главки, отраслевые наркоматы. - Ликвидация товарно-денежных отношений. Введена гос. монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю. Национализированы частные торговые предприятия. Вместо денег зарплата выдается пайками, талонами, предметами первой необходимости. Создается система потребкооперации. Отменена плата за топливо, транспорт, коммунальные услуги. - Милитаризация труда. Вводится всеобщая трудовая повинность, "буржуазные элементы" и трудящиеся мобилизуются на общественные работы. Вводятся трудовые книжки, с 1920 г. рабочие и служащие переводятся на положение мобилизованных солдат, создаются трудовые армии из тыловых в/ч. 5) Итоги: - созданы все условия для победы большевиков, решена проблема снабжения продуктами питания армии и городского населения, промышленность была обеспечена сырьем. - Национальный доход к 1920 г. снизился на 4 млрд. по сравнению с 1913 г. , промышленное производство сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное - на 2/3, численность рабочих на 1/2, производительность труда на 70%. В деревне произошел "раскол", выросла социальная напряженность, в 1920-21 г. страну потряс голод, крестьянская война. Общий итог - глубокий экономический и политический кризис. 1) Это социально-экономическая политика Советской власти в 20-е годы. 2) Цель - удержание власти в России в руках большевиков, выход из кризиса. 3) Задачи: ликвидация тяжелых последствий Гражданской войны, решение продовольственной проблемы, погашение социальной напряженности и политической активности в обществе, укрепление союза рабочих и крестьян, Восстановление в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот н/х в руках государства. 4) Основные элементы нэпа: - отмена продразверстки, введение продовольственного налога, который был в 2 раза меньше, объявлялся заранее (весной) и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после уплаты налога, были в распоряжении крестьян. Наиболее бедная часть крестьян была освобождена от налога, а кулаги подвергались усиленному налогообложению. Крестьяне получили право сдавать землю в аренду, применять наемный труд. - Денационализация. Отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Мелкие и некоторые средние и крупные предприятия передаются в частные руки. Разрешена аренда предприятий частными лицами, в том числе иностранцами. Создаются совместные предприятия и акционерные общества. - Предприятия получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости. - Проведена денежная реформа, в итоге введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом - "золотой червонец". Введена тарифная система оплаты труда в зависимости от его количества и качества. Восстановлены рыночные отношения. Сохранилась монополия на внешнюю торговлю. Восстановлена плата за транспорт, топливо и коммунальные услуги. - Отменен принудительный труд, создан рынок свободной рабочей силы 5) Итоги: - К 1923 г. были восстановлены посевные площади, в 1925 г. валовой сбор зерна на 21% превысил среднегодовой сбор 1909-1913 г.г. К 1927 г. довоенный уровень был достигнут в животноводстве - Проблемой стало аграрное перенаселение, дробление хозяйств, осереднячивание деревни. - В целом к 1928 г. страна достигла довоенного уровня , в том числе по национальному доходу. - Реальная заработная плата рабочих выросла и составила 94% от довоенного. - Ощущалась нехватка промышленных товаров, что приводило к росту цен. Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос обострился.

8. Сравните культуру Российской империи начала 20 века и культуру советской России в 20-е г.г.

ОБЩЕЕ: 1) в начале 20-х продолжаются процессы, заданные "серебряным веком" русской культуры и проявившиеся в плюрализме, философских диспутах, публичных лекциях, в том числе по истории, религии, философии, многочисленных частных изданиях 2) Приоритетное развитие естественных наук: в начале 20 в. это проявилось в "революции в естествознании", в 20-е г.г. в развитии физики, химии, механики 3) В науке работают те же ученые: Циолковский, Мечников, Павлов, Вернадский, в самолетостроении - Жуковский. 4) В философии популярна идея об особом историческом пути России (в начале 20 века - сборник "Вехи", в 20-е г.г. "Смена вех") и зарождается теория марксизма (признание первичности материальной жизни над духовной) 5) поиск нового театра (начала 20 века - Станиславский, 20-е г.г. - "Рабочий театр") 6) большая роль кинематографа в жизни общества 7) те же поэты и писатели: Горький, Блок, Маяковский…
РАЗЛИЧИЯ:
Культура начала 20 века Культура в 20-е годы 20 века
"Серебряный век" русской культуры, сохранение традиций "великой русской культуры" 1) "революция в естествознании": выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии (Лебедев - в физике волн, Вернадский - учение о биосфере и ноосфере, Павлов - условные рефлексы, Жуковский - самолетостроение) 2) Большое количество разных научно-технических обществ. 3) Цель образования - воспитание высокообразованного, высоконравственного человека 4) Свобода творчества в искусстве, сосуществование различных художественных направлений и течений в литературе, живописи, музыке 5) активная деятельность творческого объединения "Мир искусства", пропаганда русской художественной культуры за рубежом. Слом "старых культурных традиций и становление новой - "пролетарской культуры" 1) если технические и естественные науки поддерживаются государством, то гуманитарные развиваются вопреки политики государства. 2) "Борьба с неграмотностью" становится государственной политикой, вводятся уголовные наказания за уклонение ото этой повинности. 3) Сломана прежняя система образования, становление советской школы на основании принципа "Школа вне жизни, вне политики - ложь". Цель образования - воспитание "строителя коммунизма". Отсутствие свободы творчества, жесткая идеологизация во всех областях культуры и жесткий государственный контроль за их развитием, 5) Добровольная и вынужденная эмиграция "цвета" российской интеллигенции (1922 г. - "философский пароход") , раскол в ее среде, уход части ее в "духовную оппозицию" власти. 6) Отделение государства от церкви, церкви от школы. Гонения , ограбление и репрессии в отношении РПЦ. 7) Формирование нового искусства, деятельность "Пролеткульта". 8) Расцвет искусства сатиры и плаката.

10. Сравните экономическую политику СССР в 30-е годы и в послевоенный период 1945-53 г.г.

ОБЩЕЕ: 1) Цель экономического развития СССР - превращение СССР в великую промышленную державу, построение социализма. 2) Административно-командный характер экономики. 3) Огромная роль государственного регулирования и руководящей роли КПСС в экономике 4) Сверхцентрализованная, плановая системе управления экономикой, завышенные плановые показатели. 5) Приоритетное развитие отраслей группы "А", т.е. тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, машиностроения, топливной, энергетической, химической промышленности. 6) Источники развития промышленности - перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства, из отраслей легкой и пищевой промышленности и социальной сферы, трудовой энтузиазм трудящихся и бесплатный труд заключенных ГУЛАГА, а также сознательно поддерживаемый государством низкий уровень жизни основной массы населения и принудительные государственные займы у населения. 7) Очень высокие темпы развития промышленности (30 г.г. - 10-17%, 1945-53 г.г. - 11%) за счет мобилизации всех ресурсов 8) Тяжелые условия труда, большая доля ручного и неквалифицированного труда, отсутствие системы материального поощрения 9) Полное подчинение производителя государству, отсутствие всякой самостоятельности у предприятий; 10) Строительство крупных промышленных предприятий (гигантов, которые являются всесоюзными первоочередными стройками 11) Сельское хозяйство в кризисном положении, продовольственную проблему решить не может, труд колхозников фактически бесплатный. Вынужденный забой скота.
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. 1953-1964 г.г.
1) Главная цель - модернизация экономики, идустриализация промышленности 2) Задачи: ликвидация технико-экономической отсталости страны, достижение экономической независимости создание мощной оборонной промышленности. 3) Жестокое трудовое законодательство (уголовная ответственность за опоздания и прогулы, а также за невыполнение планов; зависимость увольнения от решения администрации 4) В сельском хозяйстве - политика сплошной коллективизации, которая сопровождается раскулачиванием (конфискацией их имущества в пользу колхозов и насильственным переселением) 1) Главная цель - восстановление экономики после ВОВ и продолжение модернизации. 2) Задача: создание мощной оборонной промышленности. 3) Для развития промышленности были использованы репарации, получаемые с Германии. 4) Первые попытки внедрения хозрасчета, больше применяются научно-технические разработки, но только в отраслях ВПК 5) Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (1950 г.) 6) 1946-1949 г.г. политика наступления на ЛПХ, в пользу колхозов было прирезано боле 10 млн. га земли; повышены налоги, рыночные отношения разрешены только колхозам, которые выполнили государственные поставки колхозников принуждают сдавать государству масло, молоко, яйца, шерсть и скот.

ВЫВОДЫ: После ВОВ фактически продолжается реализация прежнего довоенного сталинского экономического курса.

11. Сравните внешнюю политику СССР в 20-е годы и в 30-е г.г.

ОБЩЕЕ: 1) Цель -укрепление международного положения СССР; Взаимовыгодное экономическое сотрудничество;
РАЗЛИЧИЯ:
Внешняя политика в 20-е годы Внешняя политика в 30-е г.г.
1) основные задачи: разжигание "мировой революции", выход из международной изоляции и взаимовыгодное экономическое сотрудничество со странами Запада и Востока. 2) Основные направления: - Деятельность Коминтерна, созданного в Москве в 1919 г. Направлена на организацию подрывной деятельности в странах запада, поддержку коммунистического движения, вмешательство во внутренние дела стран. 1926 г. отказ от активного разжигания мировой революции, курс на оказание помощи КП и формирование положительного образа СССР на Западе. 1923 - "ультиматум Керзона", 1927 г. разрыв дипломатических отношений с Великобританией. - Восстановление дипломатических отношений со странами Запада и Востока. 1920 - Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией. 16.04.1922 - заключение Рапалльского договора с Германией. 1924 - с 11 странами Европы, Китаем, Мексикой, Японией, Афганистаном, Ираном, Турцией и др.   - Участие России в международных конференциях. 1922 - Генуэсская конференция по вопросу о долгах России.   - Экономическое сотрудничество. - Главный партнер России - Германия (торговля, техническая помощь, обмен специалистами), - С 1929 г. - США (40 фирм). 3) Итоги: Выход России из международной изоляции, установление дипломатических и торговых отношений с большинством стран Европы и Востока. 1) Цели - укрепление международного положения России; создание системы коллективной безопасности в Европе.     2) Основные направления: - Деятельность Коминтерна до 1933 г. направлена на борьбу с социал-демократами - пособниками фашистов, с 1933 г. - на создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. - Отношения со странами Запада. - 1932 г. СССР заключил договор о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Францией, В 1933 г. - с США., в 1933-35 с Испанией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. - Создание системы коллективной безопасности в Европе: заключены двухсторонние договора между СССР, Францией, Чехословакией. - Март-августь1938 г. переговоры с А и Ф, которые были прерваны в конце августа. - Сближение с Германией. 23 августа 1939 г. пакт "Молотова- Риббентропа" о ненападении, сроком на 10 лет и секретные протоколы о разделе сфер влияния в Европе (СССР - Прибалтика, В. Польша, Финляндия, Бессарабия, С.Буковина; Германия - Литва, большая часть Польши). - Отношения со странами Востока. Восстановлены дипломатические отношения с Китаем.Обостряются отношения с Японией.1936г. Германия, Италия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт. 1937 г. Япония начала агрессию против Китая. В 1938-1939 г.г.. активизировалась на советско-манчжурской границе (июль-август - у оз. Хасан, май 1939 - в Монголии, на р. Халхин Гол. - Участие в международных конференциях - 1932 - в Женевской конференции, на которой Литвинов выступил с предложениями о всеобщем разоружении и определении агрессора. Германия получила право на равенство в вооружениях, была установлена предельна численность сухопутных и воздушных ВС. - 1933 г. Лондонская конференция: определена страна-агрессор.(подписали 10 стран, в т.ч. СССР). - 1934 СРРС вошел в Лигу Наций - Экономическое сотрудничество - 1930 г - экономическая блокада СССР по инициативе США (Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия). Только германия резко увеличила товарообмен с СССР. 3) Итоги:Создать систему коллективной безопасности в Европе не удалось. В конце 30-х г.г. последовала резкая смена внешнеполитического курса, сближение с Германией. Резко обостряются отношения с Японией.

12. Сравните политический режим 30-х г.г. и периода "брежневского застоя" в середине 60-середине 80- г.г. ХХ века.

ОБЩЕЕ: тоталитарный по сути характер политической системы: 1) однопартийная система. Запрещены любая оппозиция и фракции. 2) Жесткий тотальный партийный контроль за всеми сферами жизни общества 3) Тотальная идеологизация и унификация общественной жизни; контроль за обществом при помощи массовых общественных организаций (партийных, комсомольских, пионерских, рационализаторов и т.п., творческих союзов) и СМИ 4) Господство марксистско-ленинской идеологии 5) "Железный занавес", препятствующий проникновению в страну западной культуры 6) Сталинизм и неосталинизм 7) Господство партийно-государственной номенклатуры 8) Конституционный строй с всеобщим избирательным правом, декларируется права человека и гражданина, но реально отсутствуют. 9) Высший орган власти - Советы. Сохранение системы советов от Верховного Совета СССР до местных, многие хозяйственный функции отобраны у Советов и переданы в партийные органы. Советы тоже под контролем КПСС Запрет на свободомыслие, репрессии против инакомыслящих, гонения на отдельных деятелей культуры.
РАЗЛИЧИЯ:
Политический режим в 30-е г.г. Политический режим в сер.60- сер.80 г.г.
1) Основной закон - "Конституция" 1936 г. - "конституция победившего социализма": Носит классовый характер (основные классы - рабочие и крестьянство; существование категории "лишенцев", преимущественное избирательное право у рабочих и т.п.). 2) существование внесудебных карательных органов - "двоек", "троек", Особого совещания ОГПУ (НКВД), системы ГУЛАГА 3) Массовые репрессии 1936-1940 г.г против членов партии, высшего командования КА, целых народов. Открытые и показательные судебные процессы. Расстрелы. Заключение в лагерях и тюрьмах. 4) Режим личной власти ("культ личности") Сталина во многом был основан на искренней любви и преданности советских людей вождю 1) Основной закон - Конституция 1977 г. - "конституция развитого социализма В целом носит демократический характер Провозглашены и реально реализуются право на труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и жилье. 2) усиливается партийно-государственная номенклатуры, расширяется система привилегий и льгот, "сказочный уровень жизни" ("золотой век") Репрессиям подвергаются отдельные дессиденты и правозащитники. Помещение в психиатрические больницы, Тюремное заключение, выдворение из страны 4) Рост политической духовной оппозиции режиму (дессиденты, движение правозащитников 5 ) Кампания по возвеличиванию Л.И. Брежнева, преувеличению его заслуг в победе над Германией, освоении целины, литературного таланта и т.п. Лидер СССР не пользуется ни любовью, ни уважением народа. (распространение анекдотов, баек) 6) Господство "двойной морали" в обществе 7) Происходит сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой и криминальными структурами, расцветает взяточничество и коррупция. 8) Усиливается роль армии и КГБ

13. Сравните политику государства в области культуры и духовной жизни в послевоенный период 1945-1953 г.г. и в "хрущевскую оттепель" 1953-01964 г.г.

ОБЩЕЕ: 1) продолжает существовать "железный занавес" 2) продолжаются нападки на "западную культуру" 3) сохраняется идеологический контроль государства во всех сферах культуры и за духовной жизнью общества 4) репрессии против отдельных деятелей культуры и искусства, критика отдельных авторов 5) личные вкусы главы государства зачастую становятся официальной оценкой многих произведений искусства. 6) Критика "новаторских направлений" и течений в искусстве 7) Наука призвана, прежде всего, решать оборонные задачи 8) В печати появляются отдельные произведения, запрещенные ранее
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. 1953-1964 г.г.
Надежды интеллигенции на некоторые смягчения политики в области культуры и духовной жизни, на большую свободу творчества после ВОВ не оправдались: 1) 1946 г. - широкое выступление против "западного влияния" на отечественную культуру, 1948 г. борьба с космополитизмом. Усиление идеологического контроля и партийного руководства Областью культуры - создание журнала "Партийная жизнь" 4) Репрессии против журналов "Звезда" и "Ленинград" и их руководства Развернуты научные дискуссии, в рамках которых организовано гонение на отдельные отрасли науки, генетику. Период "оттепели" в культурной и духовной жизни общества: 1) "железный занавес" немного приподнялся, расширились контакты между СССР и Западом, появилось больше туристов, в 1957 г. в Москве прошел международный фестиваль молодежи и студентов . 2 2) Несколько был ослаблен идеологический контроль и давление на литературу, театр, кино, стало больше свободы творчества, в печати печатается больше авторов, произведения которых были запрещены раньше (Блок, Ахматова, Зощенко и др.), Были реабилитированы некоторые произведения и авторы ("Великая дружба", Хачатурян, Прокофьев) 3) Периодически проводятся встречи руководителей государства с научной и творческой интеллигенцией 4) Возобновляются работы в области генетики. 5) Репрессии против Б. Пастернака, который вынужден был отказаться от Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго", запрещенный в СССР.

14. Сравните Южное и Северное общества декабристов. Укажите общие черты и различия.

ОБЩЕЕ: 1) антиправительственные, тайные революционные организации. 2) Время существования - 1821-1825 г.г 3) Состав: молодые дворяне. 4) Главные цели: ограничение самодержавия, отмена крепостного права. 5) Общие программные установки - ликвидация самодержавного строя; отмена крепостного права; - введение политических прав и свобод: - ликвидация военных поселений; - отмена сословных привилегий; - парламентский и конституционный строй в России; - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей - выборность всех должностей. 6) Главный способ достижения целей - военный переворот. 7) Участвовали в революционных событиях 1825 г.8) Члены обществ были арестованы, подвергнуты судебному преследованию и наказанию. Оказали заметное влияние на дальнейшее развитие общественного движения в России.
РАЗЛИЧИЯ:
Южное общество Северное общество
1) место деятельности - периферия, Украина 2) Идеолог - П. Пестель 3) Программа - "Русская правда"- Россия -республика - Однопалатный парламент - Всеобщее избирательное право - унитарный характер государства, присоединение Д. Востока, Закавказья, независимость Польши - земельный фонд делится пополам между помещиками и крестьянами 4) Многие члены общества были арестованы до 14 декабря 1825г. Через 2 недели после восстания на Сенатской площади С. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка, которое было подавлено. 1) Место деятельности - столица Санкт-Петербург 2) Идеолог - Н. Муравьев 3) Программа - "Конституция" - Россия - конституционная монархия - Двухпалатный парламент - Высокий имущественный и возрастной ценз - Федерация из 12 держав со своими двухпалатными парламентами - сохраняется помещичье землевладение, крестьяне получают надел в размере 2 десятин и работают на помещика по найму. 4) Организовали восстание на Сенатской площади 154 декабря 1825 г.., которое было подавлено правительственными войсками.    

15. Сравните национальную политику России в 1 и во 2 четверти 19 века (при Александре 1 и Николае 1).

ОБЩЕЕ: 1) Либеральный характер политики в отношении Финляндии: сохранение автономии, парламентского и конституционного строя 2) Жесткая национальная политика в отношении Бессарабии, Украины , политика русификации, колонизации, распространение крепостного права. 3) Поволжье, Сибирь, Д. Восток . Христианизация народов, изучение русского языка. Колонизация Сибири, развитие городов, промышленности. 4) Кавказ. Расширение территории, создание экономики колониального типа, русификация, произвол российских властей при опоре на местную знать, систематическое завоевание Сев. Кавказа, вытеснение местных жителей в горы. Кавказская война 1917-1864 г.г.
РАЗЛИЧИЯ:
Национальная политика Александра 1 Национальная политика Николая 1
Польша - парламентский строй, конституция (неприкосновенность личности, демократические свободы)   Прибалтика Окончательная отмена крепостного права.   Украина и Бессарабия Заселение русскими колонистами.   Польша Постепенный отказ от положений конституции, начало политики русификации, усиление произвола царского наместника, деятельность тайной полиции. В 1830 г. - Польское восстание, которое было жестоко подавлено правительственными войсками. Прибалтика. Ликвидация основ государственности. Создание губерний в составе России., развитие промышленности. Украина и Бессарабия Правобережная Украина - ориентация на Польшу, создание партиотических обществ (Кирилло-Мефодиевское), переселение 5 тысяч семей на Кавказ. Развитие железоделательной и металлургической промышленности "Еврейский вопрос" Ужесточение политики в отношении евреев. Дискриминация: отменен денежный налог вместо воинской повинности, рекрутский набор детей в школы канонистов, насильственное крещение евреев, цензура, переселение в Сибирь, приобщение к русской культуре, отказ от традиционного образа жизни, лишение еврейской общины юридической самостоятельности.

ВЫВОД: Во 2 четверти 19 века наблюдается ужест