Вопросы к экзамену по дисциплине 10 страница

42.Распад СССР и образование СНГ выделили 2 сферы деятельности России во внешней политике – ближнее и дальнее зарубежье. В 1992 – 94 гг. РФ отдавала предпочтения дальнему зарубежью. В Москве был подписан в январе 1993 г. договор ОСНВ-2, по которому к 20003 г. уровень ядерного противостояния СССР и РФ должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1. Важным шагов на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 96 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Россия заняла место СССР в ООН и ОВСЕ, но эффективность внешней политики Российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами. Внешняя политика России зависела от внешней политики США. Так в 94 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя Мира». Однако партнерство свилось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в бывшую Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Руководство НАТО в 94-97 гг. активизировала курс на расширение своей организации за счет бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. Вероятность приближения военно-политического блока под руководством США к не обустроенным границам России обеспокоило политическую элиту страны. В мае 97 г. подписан акт между РФ и НАТО о том, что американское ядерное оружие не будет размещаться на странах бывшего ОВД. В 99 г. Россия резко выступила против военной операции НАТО в Югославии. Военное вмешательство во внутренние дела современного государства без санкций ООН наносит серьезный удар по системе международной безопасности в Европе и во всем мире. С приходом новой американской администрации во главе с Бушем обострились Российско-Американские отношения. В апреле 2001 г. президент США потребовал пересмотра договора ОСВ-1, мотивируя тем, что он устарел. В последние годы улучшились отношения с Японией, хотя вопрос о «северных» территориях пока не решен. В рамках СНГ стоят экономические вопросы. В 99 г. на совещании министров экономики стран СНГ были выработаны общие положения по таможне, о взаиморасчетах и налогах. С 92 г. Осуществлялся вывод Российских войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, что обошлось РФ 594.4 млн. $ и 725 млрд. руб. Военные конфликты вынудили руководство России оставить на территории Таджикистана, Грузии, Молдовы часть своих войск в качестве миротворческих сил. Особые отношения сложились в Белоруссии. В 99 г. была подписана декларации о дальнейшем единении Белоруссии и России. В 97 г. были урегулированы спорные вопросы между Украиной и Россией, путем подписании договора о дружбе и партнерстве. Внешняя политика России направлена на укрепление авторитета РФ в решении международных вопросов.

33.Западники во главе с Т. Н. Грановским, К. Д. Кавелиным, Б. Н. Чичериным, С. М. Соловьевым отстаивали европейский вариант развития России. Иными словами, они утверждали, что в истории России нет ничего уникального, она является европейской страной, отставшей в развитии от западноевропейских держав. Дальнейшее ее развитие приведет к установлению в России конституционной монархии или буржуазной республики. Однако это было делом будущего, пока же западники ратовали за отмену крепостного права, развитие системы местного самоуправления, реформу судебной системы, введение демократических свобод хотя бы для части населения.

Реальная жизнь вносила в планы западников свои коррективы. Выступая против самодержавного деспотизма, они признавали, что в России нет иной политической силы для осуществления либеральных преобразований, кроме монарха. Протестуя против общинного землевладения, они считали, что частное землевладение в нашей стране — это прямой путь к «китаизму», т. е. нищете большинства населения. Поборники идей европейского правопорядка, они ратовали за самобытность формы русской государственности. Подобная противоречивость позиции западников не была следствием их идейной мягкотелости, неразборчивости или боязни репрессий. Это было поведение трезвых политиков.

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья Киреевские, семейство Аксаковых, Ю. Ф. Самарин) отстаивали особенный путь развития России. Их выводы базировались на работах историков (особенно М. П. Погодина) и собственных научных разысканиях. Согласно их взглядам, традиционные государственные порядки были нарушены во время необходимых, но слишком резких петровских преобразований. Воззрения славянофилов оказали значительное воздействие на развитие общественной мысли России. Они одновременно с Белинским провозгласили идею первенства социальных задач над политическими, поддержали традицию декабристов по поводу необходимости воспитания прогрессивного и просвещенного общественного мнения. Славянофилы хотели избежать повторения пути Европы прежде всего потому, что это был путь революций, чреватый людскими и материальными потерями.

Они, безусловно, были монархистами, но несколько иными, нежели западники. Для последних монархия являлась орудием для достижения либеральных целей. Для славянофилов же монархия — проявление суверенитета народа, его свободной воли. По их мнению, эта власть до тех пор остается прогрессивной, пока служит делу веры и народа. Она надклассова, а потому нельзя отождествлять царя и чиновников (его слуг). Связь же власти и народа может и должна укрепиться созывом выборных от всей земли (Земский собор).

В реальной политике их взгляды означали: а) попытку создать необыкновенно демократический строй под лозунгом: «Сила власти — царю, сила мнения — народу»; б) попытку ликвидации всего, что раскалывало российское общество; в) спасение крестьянской общины как образца общегосударственного устройства и как традиционной структуры, приучавшей и заставлявшей крестьян жить в соответствии с христианскими заповедями. Иными словами, славянофилы были готовы поддерживать триаду Уварова, но в понятие народности у них вошли земский собор, свобода личности, совести, гласный суд.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось к деятельности славянофилов, оставляя западничество несколько вне поля своего зрения. Это и понятно. В отличие от западников, славянофилы трудились «на поле», занятом правительством, угрожая нарушить стройность и логичность уваровской формулы, «вывернуть» ее по-своему.

Насколько реальны были планы российских либералов? Теоретически и западники, и славянофилы могли рассчитывать на успешное осуществление своих программ, ничего из ряда вон выходящего в них, пожалуй, не было. Практически же планы либералов в России зависали в безвоздушном пространстве, они не имели никакой прочной поддержки, никаких массовых союзников. Российские либералы вынуждены были надеяться лишь на благосклонность верховной власти.

31.1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — земские собрания — состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы — земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг (почти 6 млрд руб.), что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

К прочим негативным сторонам обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 годов, многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 годах: более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).

Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения (часть интеллигенции), а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Так,К. П. Победоносцев на первом совещании правительства Александра III 8 марта 1881 г. подверг резкой критике и крестьянскую, и земскую, и судебную реформы Александра II, назвав их «преступными реформами», и Александр III фактически одобрил его речь. А многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый); не были отменены телесные наказания в отношении крестьян (которые сохранялись вплоть до 1904—1905 гг.[25]); учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.

Взгляды современных историков на эпоху Александра II подвергались резким изменениям под влиянием господствующей идеологии, и не являются устоявшимися. В советской историографии преобладал тенденциозный взгляд на его царствование, вытекавший из общих нигилистических установок на «эпоху царизма». Современные историки, наряду с тезисом об «освобождении крестьян», констатируют, что их свобода передвижения после реформы была «относительной». Называя реформы Александра II «великими», они в то же время пишут о том, что реформы породили «глубочайший социально-экономический кризис в деревне», не привели к отмене телесных наказаний для крестьян, не были последовательными, а экономическая жизнь в 1860—1870-е гг. характеризовалась промышленным спадом, разгулом спекуляции и грюндерства

 

36.Победа СССР в Великой Отечественной войне привела к серьезному изменению соотношения сил на международной арене. СССР приобрел значительные территории как на Западе (часть Восточной Пруссии, закарпатские области и др.), так и на Востоке (Южный Сахалин, Курилы). Выросло влияние Советского Союза в Восточной Европе. Сразу же после завершения войны здесь в ряде стран (Польша, Венгрия, Чехословакия и др.) при поддержке СССР были образованы коммунистические правительства. В Китае в 1949 г. произошла революция, в результате которой к власти также пришел коммунистический режим.
Все это не могло не привести к конфронтации бывших союзников по антигитлеровской коалиции. В условиях жесткого противостояния и соперничества двух различных общественно-политических и экономических систем — социалистической и капиталистической, названного «холодной войной», правительство СССР прикладывало огромные усилия в проведении своей политики и идеологии в тех государствах Западной Европы и Азии, которые оно считало объектами своего влияния. Раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, Берлинский кризис 1949 г. обозначили окончательный разрыв между бывшими союзниками и разделение Европы на два враждебных лагеря.
После образования военно-политического союза Североатлантического договора (НАТО) в 1949 г. стала складываться единая линия в экономических и политических взаимоотношениях СССР и стран народной демократии. В этих целях создается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), который координировал экономические отношения стран социализма, а для укрепления их обороноспособности в 1955 г. образовался и их военный блок (Организация Варшавского договора) в виде противовеса НАТО.
После лишения США монополии на ядерное оружие, в 1953 г. Советский Союз первым испытал термоядерную (водородную) бомбу. Начался процесс быстрого создания в обеих странах — Советском Союзе и США — все новых и новых носителей ядерного оружия и более современных вооружений — т.н. гонка вооружений.
Так возникло глобальное соперничество СССР и США. Этот тяжелейший период в истории современного человечества, получивший название «холодной войны», показал, как две противоположные политические и общественно-экономические системы боролись за преобладание и влияние в мире и готовились к новой, теперь уже всеуничтожающей войне. Это раскололо мир на две части. Теперь все стало рассматриваться через призму жесткого противостояния и соперничества.

Холодная война(5 марта 1946 — 26 декабря 1991) — глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год (45 лет).

Название «война» условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической исоциалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплочённости всех членов противоположных блоков.

26.На фоне нерешенности основных проблем страны, в условиях постоянной политической нестабильности и кризиса всех сфер жизни общества большевики начали подготовку к вооруженному захвату власти.

В конце сентября – начале октября 1917 г. в Петроград возвратился из Финляндии лидер большевиков В.И. Ленин, скрывавшийся там от Временного правительства. Он непосредственно возглавил подготовку к восстанию.

В народных массах росла уверенность, что изменить положение могут только Советы. 25 октября 1917 г. восставшими был захвачен почти весь город. Только Зимний дворец был еще не взят, там находилось Временное правительство. По указанию ЦК руководство большевистской фракции затянуло открытие II Всероссийского съезда Советов в ожидании известий о захвате Зимнего дворца. Вполне понятно, что подобное известие могло оказать определяющее влияние на позицию делегатов в отношении передачи всей власти в руки Советов.

В 22 часа 40 минут исполнявший обязанности председателя Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИКа) меньшевик Ф.И. Дан открыл съезд.

Большевикам удалось воплотить свою идею и поставить съезд перед фактом смены власти в стране. Председателем Президиума стал Л.Б. Каменев, известный как сторонник сотрудничества большевиков с другими социалистическими партиями и как противник вооруженного восстания. Была объявлена повестка дня: рассмотрение вопросов о власти, войне и Учредительном собрании.

Громом аплодисментов было встречено выступление лидера меньшевиков-интернационалистов Ю.О. Мартова (Цедербаума), который видел задачу съезда прежде всего в том, чтобы решить вопрос о власти и предотвратить неминуемую гражданскую войну. Он считал необходимым создание единой демократической власти на основе договоренности большевиков с другими социалистическими партиями. К предложению Мартова присоединились левые эсеры.

От имени большевиков выступил А.В. Луначарский, который заявил, что фракция большевиков ничего не имеет против предложения Ю.О. Мартова. Итак, наметился поворот в сторону коалиционного согласия и компромисса. Однако выступившие от меньшевиков и правых эсеров делегаты резко осудили захват власти большевиками и на этом основании отвергли возможность совместной работы. Не получив от съезда одобрения предлагаемых переговоров с Временным правительством, правые эсеры и меньшевики покинули съезд. Их уход был открытым протестом против действий большевиков. Покинувшие съезд были убеждены в том, что «большевистская авантюра» не сможет утвердиться, и стремились политически изолировать большевиков. Но произошло обратное: своим уходом фракции «пропустили» большевиков к власти.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. пришло сообщение о взятии Зимнего дворца. Большевики пришли к власти. Министры Временного правительства были арестованы. 26 октября на втором заседании съезда были приняты первые декреты:

Декрет о мире – предложение воюющим сторонам начать переговоры о подписании справедливого демократического мира без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле – отмена без выкупа помещичьей собственности на землю. Земля передавалась в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов;

Декрет о власти – избрание Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК, с 8 ноября 1917 г. председателем ВЦИК стал Я.М. Свердлов) и Совета народных комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным.

Кроме того, съезд принял обращение к фронту и казакам, а также постановление об отмене смертной казни на фронте.

7.Монго́льское наше́ствие на Русь — вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236—1242 гг. под предводительством чингизида Батыя и военачальника Субэдэя[1].

Причина особой агрессивности монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренилась в особенностях хозяйства. Эксплуатация собственных крестьян не приносила выгоды: кочевое скотоводство которое было главным у монгольских племен, не приносило ощутимой выгоды. Стало быть, им надо было найти путь обогащения. Причем очень легкий. Естественно, нашли его очень быстро: грабить соседние народы и племена. Вскоре после образования монголо-тарарского государства начались захватнические походы с небольшими перерывами больше столетия. К концу жизни Чингиз-хана (1227 г.) в руки монголо-татар попали огромные территории от Тихого океана до Каспия. Но тем не менее воеводы монголо-татар планировали все новые и новые походы.

В 1257 году в Русскую Землю приехали монгольские чиновники, целью которых было переписать все население Руси и обложить народ тяжелой данью. Единственная категория людей, которая не была переписана – это церковники. Эта перепись и означала установление на Руси монголо-татарского ига. Князья сами помогали переписывать население своих земель. В тех районах, где княжеская власть была сильна, перепись прошла без эксцессов.

Началось тяжелое двухсотлетнее иго.

После Батыева погрома началось восстановление городов на пепелищах. Однако задача эта была далеко не из легких. Целое столетие после нашествия Батыя не возобновляется каменное строительство. Беднее стал и внешний вид русских городов. Полностью исчезают сложные ремесла, которые восстановятся лишь через 150-200 лет. Все торговые связи были насильственно разрушены.

Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним длительное иноземное иго нанесли колоссальный ущерб производительным силам нашей страны, надолго задержали ее развитие во всех областях: экономической, политической, культурной. Опустошение земель постоянными погромами и систематическое ограбление народа тяжелыми выплатами губительно отражались на хозяйстве. Ремесло было подорвано. Монголо-татарское нашествие законсервировало натуральное хозяйство. В то время, как страны, не подвергавшиеся монголо-татарским погромам, постепенно переходили от феодального строя к более прогрессивному – капитализму, Русь сохраняла феодальное натуральное хозяйство. Потребовалось несколько веков для того, чтобы преодолеть это отставание. Не менее тяжелыми были последствия для политического развития. В домонгольской Руси города все сильнее высказывали свое влияние, предлагали искоренить феодальный строй. Нашествие оборвало прогрессивные толчки. Орда всячески препятствовала политическому объединению страны, сеяла рознь между князьями.

12.Распад СССР и образование СНГ выделили 2 сферы деятельности России во внешней политике – ближнее и дальнее зарубежье. В 1992 – 94 гг. РФ отдавала предпочтения дальнему зарубежью. В Москве был подписан в январе 1993 г. договор ОСНВ-2, по которому к 20003 г. уровень ядерного противостояния СССР и РФ должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1. Важным шагов на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 96 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Россия заняла место СССР в ООН и ОВСЕ, но эффективность внешней политики Российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами. Внешняя политика России зависела от внешней политики США. Так в 94 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя Мира». Однако партнерство свилось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в бывшую Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Руководство НАТО в 94-97 гг. активизировала курс на расширение своей организации за счет бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. Вероятность приближения военно-политического блока под руководством США к не обустроенным границам России обеспокоило политическую элиту страны. В мае 97 г. подписан акт между РФ и НАТО о том, что американское ядерное оружие не будет размещаться на странах бывшего ОВД. В 99 г. Россия резко выступила против военной операции НАТО в Югославии. Военное вмешательство во внутренние дела современного государства без санкций ООН наносит серьезный удар по системе международной безопасности в Европе и во всем мире. С приходом новой американской администрации во главе с Бушем обострились Российско-Американские отношения. В апреле 2001 г. президент США потребовал пересмотра договора ОСВ-1, мотивируя тем, что он устарел. В последние годы улучшились отношения с Японией, хотя вопрос о «северных» территориях пока не решен. В рамках СНГ стоят экономические вопросы. В 99 г. на совещании министров экономики стран СНГ были выработаны общие положения по таможне, о взаиморасчетах и налогах. С 92 г. Осуществлялся вывод Российских войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, что обошлось РФ 594.4 млн. $ и 725 млрд. руб. Военные конфликты вынудили руководство России оставить на территории Таджикистана, Грузии, Молдовы часть своих войск в качестве миротворческих сил. Особые отношения сложились в Белоруссии. В 99 г. была подписана декларации о дальнейшем единении Белоруссии и России. В 97 г. были урегулированы спорные вопросы между Украиной и Россией, путем подписании договора о дружбе и партнерстве. Внешняя политика России направлена на укрепление авторитета РФ в решении международных вопросов.

15.Царь Михаил Фёдорович Романов (1613-1645).Учитывая свою молодость и "выборность", он мог руководить только от лица "всея земли" и поэтому при нём первые десять лет Земской собор заседал непрерывно. При Михаиле начало медленно восстанавливаться гос-во. Подавлялись шайки польско-литовских авантюристов и своих "воров" . Завершены две войны: 1)Со Швецией - 1614 г.король Густав-Адольф напал на Московию, на Псков, но взять не смог. В 1617 г.мир в Столбове, России: Новгород с областью Швеции, побережье Финского залива, город Карала. 2) 1617-18 гг. поход польско-литовского королевича Владислава на Москву, но был отбит. В с.Деулине подписан мирный договор на 14.5 лет, Польше: Смоленск, Чернигово-Смоленская область. В 1632 г.умер король Сигизмунд и русские напали на Польшу, но потерпели неудачу, опять подтвердился договор, но Владислав признал Михаила и отказался от притязаний на трон. В 1632 г.донские казаки взяли турецко-татарскую крепость Азов, хотя она была бы желательна для Москвы, но, учитывая слабость страны и мощь будущего противника, крепость пришлось вернуть. Михаил пытался отправлять детей придворных за границу на обучение, создавал пром-ть (литьё пушек, про-во стекла в Москве).

Царь Алексей Михайлович (1645-1676) При нём сначала была группа бояр во главе с Морозовым, кот. своим самоуправством вызвали недовольство народа и часть этой группы москвичи казнили. Учитывая подобные жалобы на самоуправство при Алексее созывается Уложенный собор (1648-49) и провозглашён новый законник. 1650 г. мятежи в Новгороде ( скоро подавлены ) и Пскове ( горожане заперлись в городе и держались несколько месяцев ). 1654 г. война с Польшей и из-за нехватки денег в 1956 г. начали чеканить медные деньги вместо серебрянных, что спровоцировало инфляцию, а => Медный бунт. В 1663 г. медные деньги были изъяты. 1667 г. Появление на Дону яицкого казака Ст.Разина. 1668-69 гг. его поход на персидское побережье Каспийского моря. 1670 г.Разин разбит и казнён.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ(1661–1682) Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского.

Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

 

«История искусств»

1. Виды и жанры изобразительного искусства.

2. Искусство доисторической эпохи. Ранние формы религии. Мифы и символы.

3. Искусство Древнего мира. Египет.

4. Искусство Древнего мира. Месопотамия.

6. Искусство Древнего мира. Индия.

7. Искусство Древнего мира. Китай.

8. Искусство Древнего мира. Япония. Религиозно-мифологические представления и символика.

9. Стиль кочевой культуры. Религиозно-культовый комплекс: представления о мире, шаманизм, ислам.

10. Античная культура. Древняя Греция. Эгейская культура.

11. Античная культура. Древний Рим. Этрусская культура.

12. Материальная культура Византии. Древнехристианское искусство.

13. Ислам. Материальная культура и искусство арабских стран. Ближний и Средний Восток.