ИСТОРИЯ МОРСКОГО ПОДВОДНОГО ОРУЖИЯ

Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии.

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.

Церковь Трёх Патриархов - северо-восточная церковь из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом.

12. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, перечислите сооружения, входящие в комплекс. Назовите стиль, в котором построен комплекс. Опишите стилистические особенности, характерные для данного региона. Отличается ли данный комплекс от аналогичных построек Франции и Германии?

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Соборный комплекс в Пизе. Расположен на Соборной площади Пьяцца деи Мираколи. В него входят: кафедральный собор, баптистерий, колокольня "Падающая башня" и кладбище.

Кафедральный собор или Пизанский собор создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, архитектором Бускето ди Джованни Джудиче. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен в литературе как пизанский романский стиль. Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами — композиция, восходящая еще к идеям восточнохристианской архитектуры V в. в нач.12в. строительство продолжил Райнальдо. Он удлинил главный неф и возвел фасады. Ему обязано главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного (с серо-голубым оттенком) камня с мраморными инкрустациями.

В сер.12-13вв. Пизанский баптистерий. Архитектор Диотисальви. В XIV веке баптистерий приобрел некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр 39м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр 18м). Шестигранная мраморная кафедра выполнена Никколо Пизано для из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Строительство кампанилы (звонницы) в Пизе было начато в нчале 12в., Вильгельмом (Гульельмо) и мастером Бонанно. Подобно собору и баптистерию, кампанила имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый мотив ансамбля, объединивший все три здания. Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху - люнета со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская кампанила наклонилась еще в период строительства.

Кладбище Кампосанто расположено рядом с пизанским собором. Строительство крытого кладбища было начато архитектором Джиованни ди Симоне в 13в. закончено только в 15в. Это сооружение в строгом готическом стиле, по плану Джиованни Пизано, представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором. Внешняя стена состоит из 43 слепых арок.

«Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем) составляют исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль.

Романская архитектура Германии отличается от итальянской массивностью, монументальностью, простотой форм. Во Франции – устремлённость ввысь, боковые башни и плоские фасады.

13. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, тип сооружения. Проанализируйте архитектурно-конструктивные особенности данного сооружения. Назовите памятники относящиеся к данной типологической группе.

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображена церковь Вознесения в Коломенском. Время строительства – 16в. Находится на высоком берегу Москвы-реки. Столпообразный шатровый тип сооружения. Представляет собой центричную 62-метровую композицию. Здание возводилось из кирпича с белокаменными деталями, которые отразили как характерные черты раннемосковского зодчества, так и ордерные формы. Килевидные арочки, ширинки, треугольные тяги-«стрелы» сочитались со своеобразными капителями, на которых распологалась часть трехчастного антаблимента с классическими обломами.

Скульптурность и динамичность архитектурного образа церкви Вознесения достигнуты во многом благодаря тому, что отдельные объемы храма не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев — закомар и кокошников.

Композиция церкви близка к формам русского деревянного зодчества. План в форме равноконечного креста был выработан в русском деревянном зодчестве, так называемый "крестчатый" сруб хорошо подходил по прочностным характеристикам для установки каменного шатра.

Вертикальный объем расчленен по высоте на три основных части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане. Переход от четверика к восьмерику конструктивно устроен следующим образом: в углах четверика расположены разгрузочные арки, переброшенные с опоры на опору и стянутые кольцом железных связей. Шатер выложен из кирпича с незначительным выступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. Устройство светового шатра, восьмерика и двойных угловых оконных проемов в четверике создает равномерную освещенность внутреннего пространства церкви. Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен, занимающих около 2/3 площади застройки, составляет немногим более 100 квадратных метров. Внутри каменный шатер примерно на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом.

Другие памятники: Собор Василия Блаженного, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском, Троицкая (Покровская) церковь в Александровой слободе, церковь Преображения в селе Остров под Москвой, церковь Никиты в селе Елизарово, церковь Покрова в Медведкове, церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, церковь Покрова в Медведкове.

 

 

14. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, стиль и тип сооружения. Назовите автора. Проанализируйте объемно-планировочное решение и градостроительную роль данного сооружения.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Петропавловский собор — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко, высота которого составляет 122,5 м. увенчан золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой в панораме Невы и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом

Этот собор был для России новаторским. Возведён в нач. 17в. архитектором Доменико Трезини. По своему виду и плану он не похож на православные четырехстолпные, крестовокупольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание зального типа, внутри разделенное пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимся небольшой главкой; мотив волют в виде контрфорсов на двух ярусах колокольни усиливает впечатление стройности её пирамидального силуэта.

В середине 18в. рядом с Петропавловским собором архитектором А.Ф.Вистом был построен Ботный дом во времена появления классицизма. Он был предназначен для сбережения исторической реликвии – петровского ботинка – «дедушки русского фтота». Два строгих четырехколонных портика тосканского ордера и того же ордера пилястры тактично сочетаются с фигурным обрамлением окон, ступенчатым подиумом барочной конфигурации и крышей с переломом, увенчанной аллегорической статуей – символом Навигации.

 

 

15. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение. Проанализируйте его объемно-планировочное решение и градостроительную роль. Выделите стилистические особенности, характерные для данного периода. Благодаря каким композиционным приемам здание не выглядит монотонным и однообразным.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображеноАдмиралтейство - один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов города.

Адмиралтейство было заложено в начале 18в. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I и представляло собой крепость. Адмиралтейство было большим четырёхугольным местом, застроенным с трех сторон десятью доками, деревянными складами и деревянной башней в центре с железным шпилем, представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы “П”, раскрытой в сторону реки Невы.

В сер. 18в. годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Он сохранил прежний план и придал сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгель. Пространство вокруг Адмиралтейства было упорядочено архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

К началу XIX века архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению “центрального” здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством. В начале19в. архитектор А. Д. Захаров перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое сооружение (протяжённость главного фасада 407 м), придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов — внешнего и внутреннего. В центре здания — монументальная башня со шпилем, окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы.

 

16. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение. Проанализируйте его объемно-планировочное решение и градостроительную роль. Выявите стилистические особенности. Какая постройка стала прототипом данного сооружения, какие композиционные приёмы указывают на наличие прототипа?

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Казанский собор в Санкт-Петербурге. Имеет большое градостроительное значение для Петербурга. Построено архитектором А.Н.Воронихиным во время высокого классицизма в начале 19в. на Невском проспекте. Здание олицетворяет идею здания ансамбля, в котором ведущее значение приобрела полукруглая колоннада коринфского ордера высотой около 15м., образующая одну из торжественных площадей на главной магистрали города – Невском проспекте. Прототипом Казанского собора является храм св. Петра в Риме с колоннадой. Храм выходит на проспект боковым фасадом, который удачно «замаскирован» полукружием торжественной колоннады с акцентом на главной оси композиции в виде глубокого шестиколонного портика с фронтоном. Над портиком вздымается световой барабан, окруженный полуколоннами коринфского ордера и завершенный крутым куполом с люкарнами у основания. Его внутреннее пространство разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита и перекрыто целиндрическим сводом и куполом на средокрестии. Купол представляет собой тройную оболочку: нижняя имеет световое отверстие (диаметром 6.7м) в зените, сквозь которое видна живопись на втором куполе, освещаемом сквозь люкарны. Структура верхней оболочки, которая формирует силуэт храма, является первым в истории строительной техники примером инженерного новаторства. Медное листовое покрытие этого кпола покоится не на деревянной конструкции, а на радиально расходящихся дугах из кованного железа, опирающихся на опорное кольцо, а верхние концы дуг собраны в пучок, закрепленный в декоративном «фонарике» под крестом.

Казанский собор не похож на православные пятикупольные церкви с колокольнями – у него лишь один купол, а колокола скрываются в крыльях колоннады. Храм, построенный из отечественных материалов русскими зодчими и украшенный русскими скульпторами.

 

 

17. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Какая постройка стала прототипом данного сооружения, выделите композиционные приёмы и специфические черты региональной школы прототипа. Что нового было привнесено автором в объёмно-планировочном и конструктивном решении, в построении интерьера?

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Успенский собор - главный кафедральный храм. Время строительства - сер. 15в. Архитектор – Аристотель Фиорованти. Представлляет собой шестистолпный храм с пятью главами, все пространство собора делится на 12 равных ячеек, не выделяя средокрестия.

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. Вместо привычной крестово-купольной системы здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест). Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Колонны имеют базы и капители. Зодчий сделал апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы.

Пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте.

Центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава.

Внешний вид храма более традиционен. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный. Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему.

 

18. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение. Объясните, как данное сооружение и теоретические труды автора повлияли на дальнейшее развитие европейской архитектуры. Основоположником какого стиля считается автор данного сооружения?

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображена Вилла «Ла Ратонда» близ Веченце - загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио в середине 16в.- первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. Зданию присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. У виллы четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к которым ведёт по балюстраде со статуями античных богов. План здания, включая портики, по очертаниям напоминает греческий крест.

Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был изливаться в круглую гостиную в центре здания. Её стены покрыты искусными фресками-обманками. Все прочие комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них в течение дня тоже равномерно заглядывало солнце

В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности. Андреа Палладио является основоположником стиля «паладианства» и классицизма.

Архитектурное и литературное наследие Палладио - «Римские древности» —путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио; комментарии с рисунками к Витрувию; «Четыре книги об архитектуре» и др. - сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.). Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства, обращение к которому актуально в архитектуре до настоящего времени.

 

19. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Находмится на Исаакмевской площади. Архитектор О.Р.Монферран. Время строительста – середина 19в. Я

вляется сооружением периода распада классицизма, это выражалось отступлением от традиций и строгих правил стиля, сухости и измельчённости форм деталей, иногда в перегрузке и утрате масштабности. Для украшения фасадов прибегали к эклектике.

Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. Отличается чрезмерными основными элементами: многоколонные портики коринфского ордера, мощный 3ёх ступенчатый стереобат, огромные бронзовые двери и полуциркульные окна, кольцо колонн 12 метров и их высота 13 метров. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн., высота колонн 18 метров. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

Само здание Исаакиевского собора решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком. Купол диаметром 22м. образован тремя металлическими структурами: чугунными дугообразными ребрами в виде плоских литых форм, формирующих два внутренних купола (полусферический и конический) и внешний, составленный из 42 дугообразных кружал из кованого железа.

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером.

В наружной отделке использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид. Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

 

20. Что изображено на иллюстрации? Определите место и время строительства. Перечислите последовательно архитекторов принимавших участие в строительстве данного сооружения и их вклад в формирование облика собора. Как видоизменялся план сооружения в ходе проектирования и строительства?

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен собор Святого Петра - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В начале 16в. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в середине 16в. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

В начале 17в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали.

Джованни Лоренцо Бернини создал в середине 17в. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Общая длина базилики 211,6 м. В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

 

21. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. Охарактеризуйте архитектурно-конструктивное решение данного сооружения. Могло ли подобное сооружение быть построено ранее? Ответ аргументируйте.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Хрустальный дворец в лондонском Гайд-парке был построен в середине 19в. из железа и стекла к Всемирной выставке. Стиль рационализм.

Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м., построен под руководством Джозефа Пекстона. Вместе со своими сотрудниками и инженером по строительству железных дорог Пекстон за восемь дней спроектировал здание принципиально новой конструкции.

Возведение этого грандиозного здания в кратчайшие сроки (за 16 недель) стало возможным благодаря строительству его из стандартных металлических элементов каркаса со стеклянным заполнением. Выстроенное по революционной технологии здание из стекла и металла, имело длину 480 метров, при этом главный купол достигал 53 метров в высоту. Центральный продольный неф, или "главный проспект", имел ширину 22 и высоту 20 м, а сводчатый трансепт (поперечный неф) - соответственно 22 и 32,9 м. Сооружение украшало порядка 3500 изящных колонн.

Внутреннее помещение дворца было лишено перегородок. Основными элементами конструкции служили пустотелые чугунные колонны, соединенные связующими сквозными фермами, на которых держалась плоская крыша из застекленных панелей, образующих складчатый профиль. Единственными сложными элементами этой простой каркасной конструкции были сводчатое перекрытие трансепта и диагональные стержни из ковкого железа, служившие для повышения жесткости всего сооружения. Эти стержни закреплялись между колоннами на наружных стенах и между основными арочными ребрами свода трансепта. В середине стержни стягивались железными кольцами, и благодаря этому они придавали жесткость каркасу всего здания, не имевшего внутренних перегородок.

Хрустальный дворец стал первым в мире большим металлокаркасным зданием и первым зданием со стеклянными стенами. В его конструкции применена не виданная ранее система портальных связей для компенсации возникающих при ветре боковых усилий, и кроме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей.

По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл. Конструкция Хрустального дворца выходила за рамки традиционной для того времени строительной практики, что породило в архитектуре новые формы и эстетические принципы. Остеклённые элементы и рамы положили начало ажурной архитектуре. Архитектурно конструктивная особенность заключалось в том, что здание было выполнено из одинаковых элементов. Хрустальный дворец не мог быть построен до 1845 г., тогда парламент отменил акцизный сбор на стекло.

 

 

 

22. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен собор Святого Иосифа (архит. Н. А. Львов) - красивейший храм в Могилеве и один из первых в архитектуре классицизма на Беларуси (уничтожен в середине 19в.).

Строительство его началось в память о встрече в Могилеве русской императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Во 2 пол.18в. в городе в торжественной обстановке Екатерина и Иосиф заложили первый камень фундамента собора.

Архитектура Иосифского собора была решена в простых монументальных формах. К квадратному в плане зданию с востока присоединялась полуцилиндрическая апсида, а с запада располагался вход — выступающий притвор в виде шестиколонного дорического портика с фронтоном. Боковые фасады имели такие же, только четырехколонные портики. Наиболее интересной, отличительной особенностью здания был двойной купол. Внутреннюю его часть прорезали 12 арочных проемов по периметру и круглый проем в центре. Через них просматривалась живопись на внешнем куполе. Для подсветки он имел 12 окон - люкарнов, через которые дневной свет падал на живописные картины.

Широкий, с низким куполом, с многочисленными элементами классической архитектуры, собор напоминал ранние византийские храмы, в которых было много от архитектурного наследия классической Греции. Колонны с античными капителями, хоры над входом, крестообразная форма основного объема и чудесный двойной купол.

Зодчий мастерски вписал его в городскую среду, сделав центром крупной площади губернского города. Здесь типично львовский двойной купол, создающий в интерьере "мистическое" освещение через проемы наружной оболочки. Оригинально решена трапезная в виде базиликального трехнефного пространства, запрятанного в кубический объем собора.

Интерьер имел богатую роспись, ниши со скульптурами, рельефные медальоны. Стены, украшенные спаренными ионическими колоннами, были облицованы искусственным мрамором.

Собор оказал значительное влияние на архитектуру, конструктивно-планировочное решение и декоративное оформление ряда культовых зданий белорусских городов.

 

23. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ данного сооружения.

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Оперный театр в Сиднее, Австралия, середина 20в.

Архитектор Й.Утцон. Выполнено в стиле неоэкспрессионизма. Место для строительства было выбрано на полуострове и должно было восприниматься и со стороны моря, и со стороны города. В плане оно имеет простую форму с доминирующими объемами двух зрительных залов на 3000 и 1200 чел. Здание перекрыто рядом высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60м. Автор стремился воссоздать образ парусных судов. Сложнейшие расчеты конструкций производились под руководством О.Арупа.

Кровлю театра образует серия «раковин», их обычно называют «скорлупками» или «парусами». Эти скорлупки созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на сборные нервюры, из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала и Театра Оперы. В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. В здании оперного театра около 1000 комнат, включая 5 тетральных залов, 2 главных холла, 4 ресторана, несколько баров и сувенирных магазинов.

 

24. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства. Назовите автора. В каком стиле построено данное сооружение? Проанализируйте стилистические особенности данного сооружения, его объёмно-планировочное решение.

 

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен дом Пашкова в Москве. Архитектор В.И.Баженов. Построен во 2пол. 18в. Стиль - строгий классицизм.

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке.

Главный корпус жилого дома имеет три этажа с бельведером; двухэтажные симметричные флигели связаны с ним одноэтажными галереями. Такая трехчастная структура является своеобразным композиционным отголоском петербургской архитектуры первой четверти 18в. Архитектура дома – блестящая интерпретация французского классицизма. Баженов использовал композиционную схему парижских отелей с замкнутыми курдонерами и французскую трактовку ордера - ионические капители имеют дополнительную декоративную деталь.

Главные, наиболее парадные помещения дворца расположены в центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль расположен также по оси главного здания. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, парадная лестница на второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер. В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер. По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

 

25. Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора и тип сооружения. Проанализируйте стилевую характеристику здания. Выделите черты, характеризующие творческий почерк автора.

 

 

 

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен дом П.Мила в Барселоне. Архитектор А.Гауди. Построено в начале 20в. Стиль – испанский модерн.

Дом П.Мила - расположенный на угловом участке шестиэтажный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами (сложный криволинейный план). Поэтому и получил название «каменоломня» или «каменная пещера». Фасады дома имеют волнистые очертания стен, мягкие скругления окон, фантастические скульптурные надстройки на крыше (дымовые, вентиляционные трубы и лестницы). Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный» план.

Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку.

На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящих из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В декоративном решении дома - тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры модерна.

Своеобразие поисков А.Гауди заключается в том, что новый строительный материал – железобетон – он использовал для создания органических форм природы в своих сооружениях, подражая скалам, деревьям, морским раковинам и т.д. Он создавал в своих произведениях разнообразные формы растительного и животного мира, виртуозно использовал возможности новых строительных материалов, придавая им необычные формы.

 

 

26. Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Охарактеризуйте объемно-планировочное решение данного сооружения. Выделите черты, указывающие на новаторский подход в проектировании данного типа сооружений.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображен Дом над водопадом – шедевр органической архитектуры - разработанный американским архитектором Фрэнком Райтом в 1пол.20в. Сооружение высится над водопадом, в сотне километров от Питтсбурга, штат Пенсильвания, США.

Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный ландшафт. Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой. Спроектирован по принципу «изнутри наружу».

Оригинальный дом содержит простые комнаты, оформленные Райтом: открытая гостиная и кухня на первом этаже, три небольшие спальни расположены на втором этаже. Третий этаж занят кабинетом и спальней сына. Все комнаты визуально связаны с окружающей природой, гостиная имеет ступеньки, ведущие прямо к воде. Связывают комнаты узкие коридоры, задуманные создавать эффект расширения пространства при выходе в открытые светлые комнаты. Потолки крайне низкие, в некоторых местах всего 2.4 м.

Террасы образуют комплекс параллельных земле плоскостей. К традиционному кирпичу характерному для Райта, добавился армированый железобетон.

Сильные горизонтальные и вертикальные линии — отличительная особенность «Дома над водопадом»

Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в светлых тонах. В светлые цвета выкрашены нижние поверхности выступов крыши, что позволило сделать верхние комнаты уютными и лёгкими. Во многих местах дома были применены так называемые «прозрачные ширмы», установленные вместо глухих стен. Благодаря этому решению, из любой точки помещения открывается прекрасный вид на окружающую природу. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка.

На склоне холма (чуть выше главного дома) располагаются четырёхместный гараж, домик для прислуги и гостевой дом. Все эти постройки были созданы спустя два года, после завершения основного строительства. Одной из особенностей гостевого дома является бассейн, вода из которого, при его переполнении, стекает прямо в реку.

 

 

27. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ и градостроительную роль данного сооружения.

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображена Арка Тет-Дефанс в Париже. Архитектор О.Спрекельсен. Время строительства – 2пол.20в. Стиль - неоавангард.

Арка полностью покрыта пластинами из стекла, специально разработанных, чтобы предотвращать оптическую деформацию и противостоять мощной силе ветра. Каждая пластина сделана из белого каррарского мрамора и серого гранита. С боковых фасадов арка облицована зеркальным стеклом, и с определенных точек они становятся невидимыми, отражая окружение. Внутренняя поверхность боковых граней решается перфорированной кессонами стены.

К проему арки ведет широкая (в ширину Елисейских полей) парадная лестница. В центре сквозного пространства над площадкой подиума парит в воздухе натянутый на стальных тросах тент, напоминающий летящее облако. Сквозь него по стальным направляющим металлических тросов движутся вниз четыре прозрачных капсулы скоростных лифтов, поднимающие посетителей на верхний этаж, где расположен выставочный зал, а выше – видовая площадка.

Внутренние помещения верхней части Арки Дефанс расположено на "скромных" 115 квадратных метрах.

Это новое сооружение было призвано завершить важнейшую архитектурную ось Парижа. Она построена на исторической оси французской столицы – на той самой линии, которая начинается от Лувра, вдоль которой вытянулись Елисейские поля, и на которой расположена Триумфальная арка. Арка Дефанс как бы венчает эту прямую, обозначая собой переход к пригородам Парижа. Сама идея создания исторической оси стала основной концепцией регулярной планировки города.

 

 

28. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения, стилевую принадлежность. Проанализируйте художественный образ данного сооружения. Выделите черты, характеризующие творческий почерк автора.

 


Ответ:

На иллюстрации изображен Павильон Квадраччи -Музей искусств в Милуоки – первая постройка архитектора Сантьяго Калатрава. Построен в 2001г.

Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27,4 метра, на опорном контуре которой установлена солнцезащитная структура в форме крыльев. Она состоит из 27 стальных регулируемых по высоте ребер. Максимальный размах этих крыльев составляет 66 метров, а вес этой парящей птицы – 90 тонн. Легкую и динамичную конструкцию из стекла венчает архитектоническое сооружение в форме крыльев, названное «Бриз Солей». Эта конструкция оборудована внутренним механизмом, позволяющим ей двигаться вверх и вниз, защищая, таким образом, музейный зал от прямых солнечных лучей. От Павильонатянется подвесной мост, который поддерживается при помощи металлических тросов, закрепленных на наклонном стволе высотой 61м. Он соединяет музей с одной из главных улиц города – Висконсин Авеню.

Интерьер музея подобен современному художественному центру,

Здание поражает разнообразием использованных материалов – от прозрачного стекла до каррарского мрамора, от древесины клена до бетона – прекрасно гармонирует с великолепными пейзажами озера и с красивейшей панорамой города, становясь самостоятельным произведением искусства.

С.Калатрава – автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". Сложное и новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток профессии Калатравы - скульптора. Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны.

 

 

29. Что изображено на иллюстрации? Определите время и место строительства, автора сооружения. Охарактеризуйте архитектурно-конструктивное решение данного сооружения.

 

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображена Эйфелева башня в Париже. Построена архитектором Г.Эйфелем в конце 19в. Стиль – рационализм.

Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение - башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки. Ее конструкция была результатом точных математических расчетов. Все элементы изготавливались на заводе, а затем монтировались на месте. Выполнена из сборных металлических элементов. Эйфелева башня отличается довольно высокой степенью устойчивости.

Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат. На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится вторая платформа. Фундамент выведен из бетонных массивов. Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну, несущую на себе третью платформу, также квадратной формы; на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка. На башню ведут лестницы и лифты. Высота башни составляет 300м.

 

30. Что изображено на иллюстрации? Определите время, место строительства, автора сооружения, стиль. Проанализируйте внешний облик данного сооружения. Выделите черты, подтверждающие стилевую принадлежность данного здания.

 

 

 

Ответ:

На иллюстрации изображена Башня Эйнштейна -астрофизическая обсерватория для ученого Альберта Эйнштейна в Потсдаме. Архитектор - Э.Мендельзона.

Построена в середине 20в. в стиле модерн: экспрессионизм.

Э.Мендельсон создал необычный образ сооружения, отличающийся от «земных» сооружений. Его пластичные, скульптурные формы были задуманы в железобетоне, но из-за отсутствия этого нового материала его пришлось заменить на кирпич и оштукатурить. Здание отличается отсутствием прямых углов, большой толщиной стен, странной формы окнами.

Здание состоит из двух взаимосвязанных объемов: башни и цоколя. Основное рабочее помещение находилось под землей, на поверхность выходит лишь его верхняя двухэтажная часть. Внутреннее помещения башни также лишено прямых линий и углов.

Форма продиктована образными ассоциациями. По сути, это не просто здание, а огромная оболочка для гигантского телескопа. Телескоп и другие аппараты устанавливаются на вершине башни, внутри вращающегося купола. Сферическая поверхность купола не является сплошной и прерывается в одном месте. Поэтому купол оборудован специальной раздвижной конструкцией, которая во время работы ученых приоткрывает пространство над зданием.

Фантастическая причудливость композиции, скульптурность, динамичность форм, неуравновешенность – черты, подтверждающие принадлежность данного сооружения к экспрессионизму.

 

Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

 

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

 

Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этот центр познает общие для всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).

 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

 

Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биологическим законом.

 

Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Они формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).

 

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Например, говоря о дошкольном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. Школьникам необходимо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

 

Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

 

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются проступком.

 

В отличие от него Аристотель подчеркивал значение самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, «быть хорошим», создавая тем самым дополнительную мотивацию.

 

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

 

Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но «чистых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.

 

Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией. Эта книга не только обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую систему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив вопросы, на которые стремились найти ответ многие поколения психологов.

 

9. Учение античных врачей

 

Гиппократ: учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому «Гиппократову сборнику», рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

 

Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).

 

Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

 

Алкмеон: мозг – орган души. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая».

 

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны (VI век до н.э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

 

Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)».

 

Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

 

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

 

Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения.

 

Александрийская наука. В эллинистический период возникли новые центры культуры, где различные течения восточной мысли взаимодействовали с западной. Среди этих центров выделялись созданные в Египте в III веке до н.э. (при царской династии Птоломеев, основанной одним из полководцев Александра Македонского) библиотека и Мусей в Александрии. Мусей представлял собой по существу исследовательский институт, где проводились исследования в различных областях знания, в том числе по анатомии и физиологии.

 

Так, врачи Герофил и Эразистрат, труды которых не сохранились, значительно усовершенствовали технику изучения организма, в частности, головного мозга. К числу важнейших сделанных ими открытий относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами; через две с лишним тысячи лет это открытие легло в основу важнейшего для физиологии и психологии учения о рефлексах.

 

Гален. Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесной был древнеримский врач Гален (II век н.э.). Им написано свыше 400 трактатов по философии и медицине, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Гален синтезировал достижения античной психофизиологии в детально разработанную систему, служившую основой представлений об организме человека на протяжении последующих столетий. В труде «О частях человеческого тела» он, опираясь на множество наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада, в том числе александрийских, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

 

В те времена запрещалось анатомирование человеческих тел, все опыты ставились на животных. Но Голец, оперируя гладиаторов (рабов, которых римляне в сущности не считали людьми), смог расширить медицинские представления о человеке, прежде всего об его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится «высший сорт» пневмы как носительницы разума.

 

Широкой известностью в течение многих столетий пользовалось развитое Галеном (вслед за Гиппократом) учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого» он называл мужественным и энергичным, преобладанием «холодного» – медлительным и т.д.

 

Большое внимание Гален уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что, например, гнев можно объяснить либо межличностными отношениями (стремление отомстить за обиду), либо «кипением крови» в организме. Гален утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме («повышение сердечной теплоты»); стремление же отомстить вторично. Много веков спустя между психологами вновь возникнут дискуссии вокруг вопроса атом, что первично – субъективное переживание или телесное потрясение.

 

10. Особенности развития психологии в средние века

 

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т.е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Выбор V века обусловливается еще и тем, что в этот период новая мировая христианская религия окончательно утвердилась в Европе.

 

Окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. В то же время первые признаки новой идеологии появились уже к концу XIV в., а говорить об окончательном уходе средневекового мировоззрения можно только к концу XVI – началу XVII в., после Реформации.

 

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII–VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

 

Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II–IV вв.), этап патристики (IV–VIII вв.) и этап схоластики (XI–XIV вв.).

 

При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III–VI вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX–X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.