Ха­ра­к­те­р­ною ри­сою си­лу­ету одя­гу XIII і XIV вв. ста­ють ви­тя­г­ну­ті го­ти­ч­ні про­по­р­ці­ї. 13 страница

Переход в начале 1920-х гг. к НЭПу способствовал возвращению в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций, что повысило роль таможенной службы, практически "реанимировало" таможенные органы. Это обусловило интенсивное структурное развитие таможенной системы.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров", который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили:

♦ составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров;
♦ вопросы применения тарифа;
♦ дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.

9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили 1-й таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 г. – 1-й советский тариф по вывозной торговле.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней торговли составлял перечень таможенных округов по согласованию с Наркоматом финансов. Начальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни 1, 2, 3 разрядов и таможенные посты.

С 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав (а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ) законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 1920-х гг.

Согласно ст. 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ. Он осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав а) ГТУ, состоящий при НКВТ б) Таможенно-тарифный комитет и через в) иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик.

а) ГТУ разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления: ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами.

б) ТТК был совещательно-координационным органом. Главные его задачи - не исполнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной политики. ТТК не имел права издавать нормативные акты. Все его решения утверждались в СНК. Однако ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержали ссылки на его решения.

В 1925 г. согласно плана реорганизации т/аппарата на местах было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни 1 разряда учреждались при ж/д станциях и в портах с большим грузооборотом; 2 - в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; 3 - на грунтовых дорогах.

Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ.

Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни 1 и 2 разрядов. Таможни 3 разряда имели право на указанные действия лишь в том случае, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. Одновременно постепенно упрощалась система таможенных органов.

Так, ТК 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных тамож. инспекторских управлений.

На рубеже 1920-30-х гг. в СССР все отчетливее становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов.

Внешнеторговая политика опять стала основываться на принципе государственной монополии. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Поэтому роль ТТК значительно снизилась. Таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 гг. упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы. В связи с этим сократилось число т/служащих.

Напр., аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, сокращен в 6-8 раз. (Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3-4. С. 11)

Данное положение, сложившееся де-факто во 2-й половине 1930-х гг. просуществовало до 1960-х годов, получив юридическое закрепление в новом ТК от 5 мая 1964 г.

По сравнению с ТК 1928 г. он был меньше по объему (120 статей, сгруппированных в 3 раздела). Управлению таможенным делом посвящался первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей.

Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1). Среди функций таможенных учреждений выделялись

♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли,
♦ совершение таможенных операций, ♦ борьба с контрабандой.

Ко времени принятия ТК 1964 г. изменения претерпела структура самого ГТУ.

Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни, т/посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производились Министерством внешней торговли (МВТ). Принятые после 1964 г, нормативные акты по таможенному делу с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 1980-х гг.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 гг.)начинается новый этап развития таможенной системы. Его особенности связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого времени началась перестройка системы управления таможенным делом, т.к. впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, т.к. почти не изменился порядок экспортно-импортных операций - контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.

Этот период характеризуется организационно-правовым развитием системы таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии нормативных актов, определявших их правовой статус и порядок деятельности (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР)

Происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом:

♦ отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, преобразованы в управления ГУГТК;
♦ увеличилась сеть местных таможенных учреждений.

Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного таможенного контроля.

Во-вторых, и после 1989 г., когда произошел переход к новым формам управления внешней торговлей, из-за недостаточно последовательной реформы внутреннего хозяйства юридически закрепленные функции таможенных органов носили декларативный характер, а новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал.

B-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. ТК 1964 г. перестал соответствовать существующим реалиям. Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового ТК и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

Во главе таможенной системы стояло ГУГТК при СМ СССР - центральный таможенный орган. Положение о ГУГТК, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. Оно отвечало за

♦ таможенный контроль, ♦ эффективное применение тамож. тарифа, ♦ борьбу с контрабандой и нарушениями тамож. правил.

ГУГТК было обязано:

♦ разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государст. тамож. контроля;
♦ устанавливать в соответствии с ТК и иными актами законодательства порядок пропуска предметов через государственную границу, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций;
♦ разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями тамож. правил;
♦ участвовать в разработке таможенного тарифа на товары;
♦ утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления.

ГУГТК имело право:

♦ участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение;
♦ разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле;
♦ создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения и др.

Основными структурными единицами ГУГТК были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали:

♦ Управление организации таможенного контроля,
♦ Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил,
♦ Техническое управление, ♦ Управление кадров и учебных заведений,
♦ Управление таможенного права, ♦ Управление таможенной политики и внешних связей,
♦ Экономическое управление,
♦ Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами.

ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений

♦ Управление делами, ♦ Управление материально-технического снабжения и социального развития, ♦ Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов

Наряду с функциональным принципом определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный. На его основе происходило распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных структур, было Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г. Таможни и таможенные посты

по их дислокации делились на пограничные и внутренние;
по специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты).

Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам. Поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.

Напр., Иркутская и Керченская таможни их вообще не имели. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95. (Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок. М., 1990. С. 132)

В это время ясно наметился переход от территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу, ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские.

Так, Тбилисская таможня преобразована в Грузинскую республиканскую. В республиканскую преобразовали и Дальневосточную таможню, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить их от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могло за свой счет вызвать сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.

Порядок создания досмотровых комиссийиназначениятаможенных уполномоченных утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. Комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями т/органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий они были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, эта практика не получила распространения и с введением Таможенного кодекса 1991 г. была прекращена.

Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 г. новогоТКиЗакона СССР "О таможенном тарифе". Эти документы существенно изменили организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и ТК, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений.

Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось. Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

В связи с образованием СНГ возникли и проблемы таможенного сотрудничества входящих в него государств. Правовые основы этого сотрудничества были заложены в Минских и Алма-Атинских соглашениях и развивались в Соглашении между членами СНГ от 13 марта 1992 г. Они, безусловно, стали важным шагом в укреплении таможенного сотрудничества.

Глубокий кризис, последующий крах партийно-советской системы управления и стремительный переход России к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли обновление механизма правового регулирования ВЭД, в т.ч. и таможенного дела.

Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР "О деятельности таможенной службы на территории РСФСР" от 25 августа 1991 г. Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. создается центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет (ГТК). Однако в то время Россия входила в состав СССР и надо было решать, какой статус приобретет новый государственный орган. В Указе устанавливалось, что председатель ГТК РСФСР является по должности первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР. В течение последующих 2-х месяцев российский ГТК реально не приступил к практической деятельности, а союзный Таможенный комитет продолжал осуществлять свои функции. Компетенция российского и союзного таможенных ведомств разграничена не была, что порождало неясности и сложности в их взаимоотношениях.

Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР стал Указ Президента "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г. В соответствии с ним таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. По Указу Президента России "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" от 30 сентября 1992 г. ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовывал систему органов межотраслевого регулирования.

С подписанием в декабре 1991 г. Минского соглашения прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на российской территории, перешли под полную юрисдикцию России.

Непременное условие существования целостного государства - единство внутреннего рынка, свободное перемещение внутри страны товаров, капиталов. Однако ввиду отказа центральной власти России от жесткой регламентации этих и других вопросов и повышения роли местных органов власти в некоторых областях и городах были приняты решения о запрете вывоза за пределы данных административно-территориальных единиц некоторых видов товаров и об организации досмотра транспортных средств, почтовых отправлений, багажа пассажиров. Чтобы приостановить этот опасный процесс, Президент РСФСР издал Указ "О едином экономическом пространстве РСФСР" от 12 декабря 1991 г. Органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Все акты и решения, незаконно ограничивающие это движение, признаны недействительными и подлежали отмене. Принцип свободного перемещения товаров на территории России еще раз подтвержден Указом Президента РФ "О свободе торговли" от 29 января 1992 г. Этот Указ запрещал произвольно задерживать и изымать перевозимые грузы по решению местных органов.

Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. Правительству предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 г., а также разработать порядок налогообложения экспортно-импортных операций и размеры ставок соответствующего налога и таможенных тарифов. Одновременно появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары.

Постановления Правительства РФ "О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации" от 31.12.1991 г. №91 и "О таможенных пошлинах на импортные товары" от 15 января 1992 г. носили временный характер и действовали до введения общего тамож. тарифа.

Завершающей вехой этого этапа развития таможенного законодательства в России стало принятие ТК РФ и Закона о таможенном тарифе 1993 г.,а также многочисленных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный этап развития таможенного дела и формирования таможенного права в РФ.

Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивалась быстрыми темпами, и уже через несколько лет стало ясно - Кодекс заметно устарел. Практические проблемы развития экономики и внешней торговли России, дальнейшее развитие правовой базы, отставание таможенного законодательства от существенно обновившегося в целом федерального законодательства вызвали потребность в разработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которая была принята 28 мая 2003 г. вступила в силу с 1 января 2004 г.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Государственный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Интегративные процессы внешнеторговых связей различных стран привели к тому, что 27 ноября 2009 г. в Минске в рамках саммита ЕврАзЭС были приняты решения по формированию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации и подписаны соответствующие документы. Главы государств договорились о введении с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа, а с 1 июля 2011 г. - единой таможенной территории Таможенного союза. 6.07.2011 г. принят Таможенный кодекс Таможенного союза, который дал начало нового этапа развития в сфере таможенного дела.

 


Хронология основных социально-экономических событий в России конца IX в. - начало XXI в.[8]

 

1653, 25 октября - Принятие царем Алексеем Михайловичем указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и вгородах, с показанием поскольку взято и с каких товаров» (Торговый устав)

1667, 22 апреля - Принятие царем Алексеем Михайловичем Новоторгового устава (Новоуказные торговые статьи 7175)

1699, 20 декабря – Введение нового летоисчисления (с 1 января 1700 г.)

1708 - Учреждение восьми губерний во Всероссийском государстве («губернская реформа»)

1711, 22 февраля -Принятие именного указа «Об учреждении Правительствующего Сената»

1711, 12 марта -Принятие указа Правительствующего Сената «О фискалах»

1714 -Распоряжение Петра I о публикации указов, принятие указа «О единонаследии»

1720, 27 февраля - Принятие Генерального регламента

1721 - Учреждение «Святейшего Правительствующего Синода»

1721, 22 октября - Принятие Петром I титула «император»; провозглашение Российской империи

1721, 5 ноября -Основание именным указом Сенатской типографии Принятие «Табели о рангах»

1722, 24 января 1726, 8 февраля -Учреждение именным указом Верховного тайного совета

1730, 4 марта - Восстановление Правительствующего Сената манифестом Анны Ивановны

1731, 24 марта -Учреждение Тайной канцелярии розыскных дел

1731, 18 октября - Учреждение Кабинета министров (Кабинета Ее Императорского Величества)

1735, 9 июня - Принятие именного указа о наделении Кабинета министров полномочиями законодательного органа (указы трех кабинет-министров приравнивались к именным указам)

1741, 28 января -Принятие указа, которым Кабинет министров разделялся на департаменты (как и Сенат)

1741, 12 декабря - Образование именным указом четырех учреждений: Правительствующего Сената, прокуратуры, Управления иностранных дел, Кабинета

1753, 20 декабря -Принятие Высочайшим манифестом тарифа, которым отменялись внутренние таможенные пошлины

1762, 21 февраля - Ликвидация Тайной канцелярии розыскных дел и соответственно уничтожение знаменитого «слова и дела», просуществовавшего на Руси около двух столетий

1775 - Издание Манифеста о свободе предпринимательства

1775, 7 ноября - Принятие «Учреждения для управления губерний», начало губернской реформы

1782, 8 апреля -Принятие «Устава благочиния»

1802, 8 октября - Издание манифеста «Об учреждении министерств». Из восьми образованных министерств возглавлявший министерство юстиции министр одновременно являлся генерал-прокурором

1809 - Составление Сперанским М.М. «Введения к Уложению государственных законов»; начало выхода официального издания - «Сенатские Ведомости», в которых публиковались (на русском и немецком языках) подлежащие обнародованию узаконения и распоряжения правительства

1810 -Учреждение Государственного Совета

1811 - Принятие манифеста «Об общем учреждении министерств»

1812 1822-1843 - Учреждение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

1825, 14 декабря - Деятельность министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина

1826, 6 декабря - Восстание декабристов в г. Санкт-Петербурге

1826 - Учреждение Особого комитета (осуществлял деятельность до 9 марта 1832 г.)