Ха­ра­к­те­р­ною ри­сою си­лу­ету одя­гу XIII і XIV вв. ста­ють ви­тя­г­ну­ті го­ти­ч­ні про­по­р­ці­ї. 12 страница

В Новоторговом уставе были зафиксированы понятия, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

♦ устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы;
♦ купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;
♦ определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);
♦ вводился контроль за перемещением товаров;
♦ определялось право таможенной головы, и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось, главным образом, внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить "всякую полную расправу в торговых делах" (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы "великого государя казне в заборах порухи не было" (ст. 1 Устава).

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

К концу XVII в. можно говорить о создании в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы.

Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. осуществлялся в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (ей предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.
Таможнями тогда управляли таможенные головы и их помощники целовальники, которых называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и присягали служить верно. Им в процедуре таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении.
Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции за собственный счет. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались с них взыскивали недочет с прибыли. В случае серьезных злоупотреблений головы подвергались суровому наказанию – битью кнутом, а то и “смертной казнью без всякой пощады”.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, открывший путь русским товарам в Европу. Одним из первых таможенных мероприятий Петра I стал Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Активизировалось развитие внешней торговли: немалую роль в этом сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.

Железо, парусина, шелковые ткани, позумент, ленты, иглы, скипидар, воск, сухие кожи, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50%; шерстяные ткани, железное оружие - 25%. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина - от 4 до 10%; на хирургические инструменты, очки пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%й пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для росс. фабрик (пряжа шерстяная и льняная), по ним применялась запретительная пошлина.

Новизна тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами. Остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений и объяснений. Это сильно затрудняло деятельность таможенных чиновников в случае применения тарифа в отношении тех товаров, которые не были поименованы в росписи.

Постепенно совершенствовалась и организация таможенного дела в России. Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они с 1700 г. назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (нем. – «досмотрщик»), при которых по прежнему состояли целовальники. Они стали получать годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов в 1712 г. введена вновь. Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. В это время Петербург был местом сбыта контрабандных товаров. Поэтому Петр I в 1724 г. поручил Коммерц-коллегии "...иметь таможенные яхты-служители для всяких отправлений купеческих дел".

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 г. проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход[4]. Их ходатайство было удовлетворено.

В 1731 г. принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. Указ 1746 г. установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности пушечного выстрела.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров (в середине XVIII в. число различных таможенных сборов приблизилось к 17). Процедура осмотра товаров и записи в книгах были весьма сложными. Все это серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х гг. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. проведена крупная таможенная реформа.

Манифестом от 20 декабря 1753 г. с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, увеличили в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. (Российское законодательство X-XX вв. Т. 5. М., 1987- С. 159-166.)

В результате реформирования таможенного дела в 1755 г. принимается новый таможенный устав[5], а в 1757 г. - новый таможенный тариф. Согласно новому тарифу пошлина должна была взиматься до продажи товара. Иностранным и российским купцам предоставлялась отсрочка по ее уплате сроком на один год. Товар, ввезенный в Россию и оформленный по закону, мог вывозиться для продажи в третьи страны беспошлинно. Таким образом, регламентация внутренней и внешней торговли в уставе укрепляла позиции нарождающегося купечества.

Совершенствовалась организация таможенного дела в России внутренние таможенные границы были ликвидированы, и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Сократившаяся после 1731 г. в связи с понижением пошлин контрабанда вновь стала расширяться. В 1754 г.учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из т/объездчиков.

Либерализация таможенной политики во II-й пол. XVIII в. способствовала росту рыночных отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий. Быстро рос объем внешней торговли России.

Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II (1762-796г.г.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.) но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (физиократия – свободная торговля-фритредерство), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства. Екатерина II при всех своих колебаниях была противницей государственного вмешательства в сферы экономических отношений, после вступления на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба, узкого холста, соломы и др. Новые экономические методы использовала Екатерина II, приказв Сенату пересмотреть тариф 1757 г. и определив, что тариф должен пересматриваться каждые пять лет[6]. Императрица отказалась от ограничений эпохи Петра I и создала наиболее благоприятные условия для развития русского предпринимательства.

Внутренняя структура тарифа отличалась новизной. Товары делились не только по тарифной сетке, но и на условные группы. К первой группе относились товары, не производившиеся в России либо производившиеся в малом количестве. Эта категория облагалась низкой пошлиной либо не облагалась пошлиной вообще. Вторая группа товаров - материалы, ввозимые в Россию для заводов и фабрик, а также товары, не производившиеся в России. Среди них были и те, что выпускались местными фабриками и заводами и имели неплохое качество. Данная группа товаров облагалась самой высокой ставкой таможенной пошлины.

Именно екатерининский тариф становится прообразом современной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей свод ставок таможенных пошлин с дифференциацией реестра товаров, перемещаемых через границу. Принцип периодического пересмотра тарифа используется и в наши дни.

В августе 1762 г. Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Для надзора над ними учредили Главную надтаможенными сборами канцелярию, а с 1789 года он был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. В ноябре 1796 г. была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии и таможни переподчинили ей. Министр-коммерции стал главным начальником всех т/учреждений России.

Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей - по 1-му на каждые 10 верст. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они их преследовали до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.

В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав Министерства финансов.

В период 1790-1822 гг. сильное воздействие на таможенную систему оказали политические отношения России с европейскими державами. Русское правительство было вынуждено вести свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. В связи с Французской буржуазной революцией Россия договаривается с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем Манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию (и вывоз из нее) каких бы то ни было товаров.

Присоединение России к континентальной блокаде Англии (1807 г.) не одобрялось русскими помещиками и купцами, которые не могли экспортировать в Англию хлеб и другие сельхозпродукты и получать оттуда дешевые товары. Идя им навстречу, правительство в декабре 1810 г. разрешило вход в русские порты судов с английским товаром. В то же время в 1811 г. утвержден таможенный тариф, облагавший французские товары высокой пошлиной.

После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 г. частично отменила запреты. В 1819 г. принят один из самых либеральных в истории страны таможенный тариф. Однако о свободе торговли говорить было преждевременно, и в 1822 г. ошибка была исправлена.

В 1819 г. кроме тарифа принят первый Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В уставе впервые введено понятие «контрабанда»: не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных объявлениях и грузовых документах.

В 1822 г. введен таможенный тариф ярко выраженного запретительного характера. Продолжавшаяся 20 лет вслед за этим жесткая протекционистская таможенная политика способствовала развитию промышленного производства в России и защите его от недобросовестной конкуренции со стороны аналогичных отраслей иностранной промышленности.

В 50-х гг. XIX в. во всем мире распространились фритредерские тенденции во внешней торговле, которые получили свое развитие и в России: таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли.

Систему таможенных учреждений середины XIX в. можно представить по второму Таможенному уставу 1857 г.В нем впервые были определены права и обязанности таможенных чиновников. Таможни и т/заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией.

В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - 1 класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние - 2 класса (Евпаторийская и др.) и малые - 3 класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые имели передовые филиалы и посты (заставы). Напр., в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Кроме таможен и застав создавались переходныетаможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт - Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав "для отвращения" тайного провоза учреждалась пограничная стража.

По Уставу 1857 г. начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, "не служившие по таможенной части", поскольку "таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных" (ст. 68).

В Уставе подчеркнута самостоятельность и автономность таможенных учреждений. Таможенные чиновники не должны требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника в служебное преступление.

Устав 1857 г. регламентировал некоторые вопросы этики таможенной службы.

Интересно такое предписание: «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопристойно, таможенным чиновникам предписывается под строжайшей ответственностью обходиться взаимно вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления, под опасением взысканий» (ст. 274).

За неисполнение таможенных предписаний устанавливался денежный штраф от 10 до 25 руб. серебром в пользу казны, а за сопротивление насилием - наказание по закону, за оскорбление или обиду словом или делом - ответственность по Уложению о наказаниях.

В 1857 г. к ввозу в Россию запрещались и задерживались при их обнаружении российские кредитные билеты и монеты, иностранные игральные карты, тайно провозимые книги, порох, табак, крепкие спиртные напитки.

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов обусловили ряд финансовых реформ.

В 1860 г. учрежден Государственный банк, в 1862 г. единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 г. подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли преобразован в Департамент таможенных сборов. Для выравнивания баланса в 1876 г. решено: таможенные пошлины, раньше поступавшие в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. В 1885 г. последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 г. - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. Эти и другие меры сделали торговый баланс страны активным.
По тамож. тарифу 1891 г. не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень и др. Все остальное подлежало оплате пошлинами: на бумажные ткани пошлина увеличилась в 2 р., на керосин - в 3 р., на рельсы - в 4,5 раза, а на чугун - в 10 раз.

В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там была основана таможенная флотилия.

Вслед за тарифом 1891 г, издан третий Таможенный устав 1892 г., развивший законодательство о контрабанде. Взыскания за его нарушение стали едиными для европейской и азиатской торговли. Это свидетельствовало о выравнивании условий торговли в европейской России и Сибири. Устав 1892 г. ввел таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в 3 морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах. На сухопутной границе России (западной) в дополнение к пограничной и таможенной создана корчемная стража, состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы, транспорт и личное имущество для пресечения контрабанды.

Кстати, глубокий анализ вопросов таможенного и тарифного регулирования был сделан выдающимся русским ученым Д.И.Менделеевым в труде «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в связи с ее общим т/тарифом» (СПб., 1892). Он отмечал, что пошлины менее 30% стоимости товара являются фискальными, а свыше 30% - охранительными (протекционистскими), и делал вывод: лучше тогда, когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет ослаблен до фритредерства. Рассматривая специальную сторону протекционизма в таможенном деле, как необходимого условия жизни народов, он отмечал: «голод - есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости. Деньги - суть промышленного, а не земледельческого периода...», «люди голодают только в странах земледельческих» (С.702)

Переход в конце XIX в. от фритредерства к протекционизму сказался на отношениях России с развитыми европейскими странами и с ее соседями.

Чтобы побудить Германию к скорейшему заключению торгового договора, русское правительство издало в 1893 г. закон о двойном таможенном тарифе. Товары стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита русских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто "уважал" русские товары. Итогом длившейся полгода русско-германской таможенной войны стало заключение в 1894 г. десятилетнего торгового договора, по которому Россия обязалась преобразовать ряд мелких пограничных таможен в первоклассные.

К началу XX века таможенная служба была сформировавшейся структурой в ведении Министерства финансов Российской империи. Таможенная политика, осуществляемая посредством тарифного регулирования, определялась общей государственной политикой в сфере торговли и промышленности. Большое внимание ей уделяли выдающиеся российские государственные деятели С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов, П.А.Столыпин.

Руководство таможенным делом осуществлял Департамент таможенных сборов Министерства финансов. При нем было Особое присутствие по применению тарифа к товарам и штат таможенных ревизоров. Департаменту подчинялись ♦ таможенные округа, которые организовывали и контролировали работу находящихся на их территории ♦ таможен и ♦ постов.

Главные складочные таможни - Московская Варшавская, Санкт-Петербургская, Харьковская и другие не входили в ведение таможенных округов и подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов, т.е. были таможнями центрального подчинения.

В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали 2 место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками.

Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах - более 200 млн руб. в год.

Четвертый Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из ♦ Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором ♦ управляющего и состояли из ♦ таможенных и канцелярских чиновников, а также из ♦ вольнонаемных досмотрщиков и служителей. (Современный состав таможенных органов - сотрудники, госслужащие и работники).

После депрессии 1900-1909 гг. Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 гг.). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений.

Пятый Таможенный устав 1910 г.законодательно предоставил таможенным органам право розыска контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы, а также предусматривались наградные суммы при задержании контрабанды - до 70% от ее стоимости. Выделялись средства и на агентурную работу. В таможнях составляли алфавиты контрабандистов, с указанием: где, когда и в который раз задержаны "тайнопровозители". На основании этих данных Департамент таможенных сборов публиковал общие списки, которые вместе с фотографиями контрабандистов рассылались в соответствующие структуры с целью выявления контрабанды.

Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д. Это связано с тем, что в начале века в связи с общим увеличением объема внешней торговли в России увеличивается и незаконный ввоз и вывоз товаров. Для провоза контрабанды все чаще используются фальшивые документы на грузы, переправки больших партии товара в тайниках поездов и пароходов.

Развитие в начале века науки и техники, появление большого числа новых товаров требовало повышения уровня квалификации таможенников. Для этого составлялись толковые иллюстрированные тарифы, где было дано описание товара и рисунки, напр., электротоваров, фототехники, станков и др. В таможнях существовали лаборатории, где производилась квалифицированная экспертиза товаров.

Все это способствовало тому, что сумма таможенных доходов за 6 лет перед I мировой войной возросла более чем вдвое (в 1893-1897 гг. она ежегодно составляла 174 млн. руб., а в 1913 г. - 370 млн руб.). Содержание Департамента таможенных сборов и всей системы т/органов обходилось государству в 8% от общей суммы таможенных доходов. [7]

В мае 1912 г. была утверждена последняя реорганизация т/службы в царской России.

На рубеже веков в России было 237 т/органов, а к 1916 году их количество возросло до 425.

С началом I мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, т.к. на 75% европейской границы России велись военные действия.

В послереволюционной России процесс становления и развития таможенного дела и законодательства в нем носил сложный и противоречивый характер.

Новая власть, пришедшая к управлению страной после Октябрьского революции, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала таможенно-тарифное регулирование и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом.

Документом, изменившим сложившуюся веками таможенную деятельность, стало подписанное В.И.Лениным в декабре 1917 г. постановление Совнаркома «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». С этого момента инструментом внешней торговли стали не таможенные пошлины, а разрешительная система государства, определяющая целесообразность ввоза и вывоза определенных товаров. В этот период руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р.Менжинского фактически взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, образованный в сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих.

В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в Декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Изменились и упростились основные функции таможенной службы. Основной упор делался на ♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и♦ борьбу с контрабандой. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. В годы военного коммунизма и Гражданской войны роль таможни оказалась столь незначительной, что под сомнение ставилась необходимость ее существования. Рассматривался даже проект превращения здания Московской таможни в народные бани.

Но в начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Декретом СНК от 29 мая 1918 г. "О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений" обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Таможенные учреждения управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного (ГТУ) контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП). Последний позднее Декретом СНК от 11 июня 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.