Ха­ра­к­те­р­ною ри­сою си­лу­ету одя­гу XIII і XIV вв. ста­ють ви­тя­г­ну­ті го­ти­ч­ні про­по­р­ці­ї. 4 страница

Декабристы не предприняли наступательных действий: не захватили Зимний дворец, хотя имели такую возможность, не овладели артиллерией. Они побоялись привлечь к восстанию народ, который в большом количестве собрался на площади и энергично выражал сочувствие восставшим. По свидетельству современников, "чернь" просила восставших продержаться до вечера, обещая поддержку, бросала в правительственные войска камни, поленья. Тем временем Николай I стянул оставшиеся верными ему войска, которые окружили Сенатскую площадь. Несколько раз гвардейская кавалерия атаковала повстанцев, но те отбивали атаки ружейным огнем. К вечеру Николай I приказал расстреливать восставших артиллерией.

Несколько артиллерийских залпов в самую гущу восставших поколебали их ряды и рассеяли солдат. М. А. Бестужев попытался построить солдат на льду Невы, чтобы захватить Петропавловскую крепость. Но ему это не удалось. Ядра разбивали лед, солдаты проваливались в реку и тонули. К ночи восстание было окончательно разгромлено.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами: пятеро из них были повешены - Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский. В 1825 году Россия впервые увидела открытое восстание, открытое революционное движение против царизма. Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний своей политической программой, организованностью. Но оно было ограниченным, так как декабристы были далеки от народа. Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. На дальнейшее развитие общественно-политической мысли России особую роль оказывали идеи и деятельность декабристов - участников декабрьского восстания на Сенатской площади в 1825 году.

Николай I, стремясь исказить истинные цели и задачи декабристов, прилагал большие усилия для распространения в России и за рубежом официальной версии восстания 14 декабря 1825 года. Восстание изображалось узким заговором, в котором якобы приняли участие 7-8 офицеров и несколько человек "гнусного вида во фраках", увлекавшие за собой солдат. Цель восстания была сведена к ниспровержению престола, законов и распространению безначалия.

 

1. Город Яигикент в низовьях Сырдарьи являлся столицей государства: A) жалаиров B) кереитов C) найманов D) огузов* E) тюргешей 2. В ряде источников государство Абулхаира имеет название: A) Ак Орда B) Узбекский улус* C) Мангытский юрт D) Кок-Орда E) Золотая Орда 3. Из этнополитической общности, называвшейся «узбек-казахами» в период Узбекского ханства, выделились: A) 6 самостоятельных народов B) 5 самостоятельных народа C) 4 самостоятельных народа D) 3 самостоятельных народа E) 2 самостоятельных народа* 4. Арысом управлял: A) Бий* B) Султан C) Хан D) Старейшина E) Рубасы 5. Год начала «Великого бедствия»: A) 1836г. B) 1731г. C) 1635 г. D) 1723 г.* E) 1727 г.   6. В 1860 году областное правление поручило Ыбраю Алтынсарину открыть начальную школу для казахских детей в городе: A) Тургае* B) Семипалатинске C) Верном D) Актобе E) Орске   7. В Казахстане в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау сохранились(лась): A) ювелирные изделия эпохи железа B) землянки эпохи бронзы C) керамика эпохи неолита D) наскальные рисунки эпохи бронзы* E) пещерная живопись   8. Автор научных трудов «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений»: A) Юсуф Баласагуни B) Махмуд Кашгари C) Хиссамаддин аль-Сыгнаки D) Абу Наср аль-Фараби E) Абу Райхан аль-Бируни* 9. Казахские земли признавались государственными после: A) «Устава о сибирских киргизах» B) Реформы 1846 года C) Реформы Игельстрома D) «Устава об оренбургских киргизах» E) Реформы 1867-1868 гг.* 10. В XVI в. Хакназар, расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен: A) Государства тимуридов B) Могулистана C) Ногайской Орды* D) Государства шайбанидов E) Золотой Орды 11. Экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны: A) Новая экономическая политика B) Политика военного коммунизма* C) Военная модернизация D) Новый курс E) Реконструкция 12. Отмена трудовой повинности в годы НЭПа позволила: A) организовать колхозы B) начать строительство крупных промышленных объектов C) активизировать граждан для решения социальных проблем D) усилить правоохранительные органы E) развиваться частному предпринимательству* 13. Всеобуч в оседлых районах был введён в: A) 1929-1930 учебном году B) 1934-1935 учебном годы C) 1930-1931 учебном году* D) 1933-1934 учебном году E) 1931-1932 учебном году  
14. За постановку оперы «Биржан-Сара» композитор М.Тулебаев и группа поста­новщиков и исполнителей были удостоены Государственной премии СССР в: A) 1958 г. B) 1949 г.* C) 1946 г. D) 1952 г. E) 1959 г.   15. В 80-е годы XX века Казахстан в основном вывозил: A) Авиационное оборудование B) Сырье и полуфабрикаты* C) Продукцию машиностроения и автомобили D) Станки и оборудование E) Компьютерные технологии 16. 26 апреля 1996 года произошло событие: A) Всенародный референдум о принятии Конституции B) Республика Казахстан вступила в ООН C) Принят новый пенсионный закон Республики Казахстан D) Был избран многопартийный парламент E) Создана Шанхайская организация сотрудничества* 17. Саки получали железо: A) путем плавки руды в печах* B) торгуя с оседлыми народами C) в высоких домнах D) добавляли в медь олово E) насыщая металл углеродом 18. Практика управления землями бывшего Среднего жуза потребовала введения в 1838 году: A) Должности пристава B) Пограничного управления сибирскими киргизами* C) Пограничного суда D) Земского управления киргизами E) Центрального управления киргизами     19. Особенность нового реакционного избирательного закона, вышедшего в 1907 году, заключалась в том, что: A) казахи получили равные права с другими национальностями B) для казахов был введен повышенный возрастной ценз C) казахи были лишены избирательных прав* D) для казахов был введен имущественный ценз E) казахам разрешили создавать собственные избирательные участки 20. Казахстанцы защитники Бреста: A) Н.Абдиров и Е.Рыков B) С.Луганский и Т.Бигельдинов C) Т.Тохтаров и В.Клочков D) С.Семенченко и С.Баймагамбетов E) К.Турдыев и В.Фурсов*

 

 

1. Система письма, сложившаяся в Двуречье называлась:

A) Санскрипт.

B) Рунические письмена.

C) Клинопись.

D) Иероглифы.

E) Алфавит.

2. В Древней Греции гимнасиями называли:

A) Гимнастический снаряд.

B) Отрасль науки.

C) Школу.

D) Одежду.

E) Военный строй.

3. В 486году в Северной Галлии образовалось:

A) Государство лангобардов.

B) Государство остготов.

C) Государство бургундов.

D) Франкское государство.

E) Государство вестготов.

4. Феодалы, занимавшиеся только военным делом:

A) рыцари

B) маркизы

C) бойцы

D) бароны

E) виконты

5. Религия наиболее распространенная среди индийцев является:

A) Зороастризм.

B) Индуизм.

C) Христианство.

D) Ислам.

E) Буддизм.

6. Ученый Востока, работавший в Ургенче:

A) Низами.

B) Аль Масуди.

C) Аль - Фараби.

D) Ибн Рушду.

E) Ибн Сина.

7. Египет, Сирия, Палестина в VI веке входили в состав государства:

A) Великоморавская держава.

B) Византийская империя.

C) Арабский халифат.

D) Римская империя.

E) Франкская империя.

8. Предводитель крестьянского восстания в Англии в 1381 году:

A) Роджер Бекон.

B) Уот Тайлер.

C) Генрих Тюдор.

D) Карл Смелый.

E) Гильом Каль.

9. «Богдыхан» - это титул правителя:

A) Турции

B) Индии

C) Джунгарии

D) Китая

E) Японии

10. Парижская мирная конференция 1919 - 1920 гг. не учитывала интересы:

A) Великобритании.

B) Румынии.

C) Сербии.

D) Франции.

E) Китая.

11. План ГОЭРЛО предполагал:

A) Введение продразверстки.

B) Переход к НЭПу.

C) Электрификацию страны.

D) Освоение целины..

E) Строительство Турксиба.

12. Год провозглашения Монгольской Народной Республики (МНР):

A) 1917 г.

B) 1945 г.

C) 1922 г.

D) 1924 г.

E) 1936 г.

13. К «Плану Маршалла» Франция присоединилась летом:

A) 1947 г.

B) 1949 г.

C) 1945 г.

D) 1946 г.

E) 1948 г.

14. Дания первой из Скандинавских стран вошла Европейское экономическое сообщество в

A) 1974г.

B) 1975 г.

C) 1973 г.

D) 1976г.

E) 1977 г.

15. Жизнь отсталых стран Африки во второй половине 1950-х гг. резко изменилась из-за:

A) введения демократии.

B) обучения элиты на Западе.

C) открытия алмазов.

D) открытия нефти.

E) открытия урана.

16. 25 марта 1957 года страны участники Европейского объединения

угля и стали (ЕОУС) заключили в Риме Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и :

A) Европейского сообщества по тарифам.

B) Европейского сообщества по границам.

C) Европейского сообщества по капиталам.

D) Европейского сообщества по атомной энергии.

E) Европейского сообщества по электричеству.

17. Религиозное учение, возникшее в Древней Персии:

A) Учение Будды.

B) Учение Мухаммеда.

C) Учение Христа.

D) Учение Мани.

E) Учение Заратуштры.

18. Идейная основа политической партии левеллеров в период английской буржуазной революции:

A) теория естественного права, общественного договора

B) свобода вероисповедания

C) расовая дискриминация

D) равное право на образование

E) феминизм

19. В 1884 году появилась первая германская колония в:

A) Северной Африке

B) Юго-Западной Африке

C) Восточной Африке

D) В Юго-Восточной Азии

E) Южной Африке

20. Красная Армия после революционных событий существовала не только в Венгрии, но и в:

A) Бельгии.

B) Италии.

C) Финляндии.

D) Англии.

E) Турции.

 

 

Право создателя любого творческого результата, будь то литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым, природным правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью. Возникающее у творца право на достигнутый результат сродни праву собственности, которое проявляется у лица трудом которого создана материальная вещь. Как и право собственности, право на результат творческой деятельности обеспечивает обладателю исключительную возможность распоряжаться этим результатом по своему усмотрению, с устранением всех третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правообладателя.

Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле по праву считается Англия. Именно здесь еще в 1623 г. при короле Якове Стюарте был принят "Статут о монополиях", которым провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появляется и первый авторский закон, известный под названием "Статут королевы Анны", которым автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских стран и в США.

Оценивая значение этих первых законов, следует отметить, что основной их целью было ограждение интересов издателей и промышленников. Как правило, именно они, а не авторы и изобретатели поставляли на рынок результаты творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию. Права непосредственных создателей творческих достижений интересовали их лишь постольку, поскольку эти права могли быть приобретены ими для использования в монопольном режиме. И здесь как нельзя кстати оказалась теория естественного права, признающая за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый творческий результат. Бесспорно, что от такого признания выиграли в немалой степени и сами авторы, которые получили возможность продавать пользователям результаты своего труда. Наиболее близкими, понятными и пригодными для этих целей и к тому же теоретически обоснованными явились понятия литературной (художественной) и промышленной собственности, которые позднее были объединены в конструкцию интеллектуальной собственности.

Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил наибольшее распространение в XIX веке. Авторские и патентные законы большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо относили их к движимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав.

Интересно проследить за тем, как менялось отношение к понятию интеллектуальной собственности в отечественном законодательстве и в юридической науке. Российское законодательство XIX века прямо относило права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов раскрывалось в примечании к ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов об охране прав на творческие результаты, которые разрабатывались в России в конце XIX - начале XX веков. Однако уже тогда такой подход был отвергнут, так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в законодательстве более точного термина "исключительные права". Понятия литературной и промышленной собственности практически перестали применяться для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав, а если и использовались, то в основном в качестве объекта для критики.

Отношение к понятию интеллектуальной собственности в советский период развития российского законодательства было однозначно отрицательным. Помимо ссылок на его неточность, большинство авторов подчеркивали еще и буржуазную, эксплуататорскую сущность данного понятия. Поэтому во внутреннем законодательстве его использование было исключено, а в специальной литературе оно употреблялось лишь при освещении вопросов международного сотрудничества и правовой охраны результатов творческой деятельности в капиталистических странах.

Впервые после длительного перерыва термин "интеллектуальная собственность" появился в Законе СССР "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г.2. В ст. 2 данного Закона, посвященной законодательству о собственности, было указано, что "отношения по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик". Принятый вскоре Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г.3 наряду с повторением в п. 4 ст. 1, в сущности, той же мысли, в ч. 2 п. 4 ст. 2 дополнительно разъяснял, что "объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания". Оставляя в стороне вопросы об уместности помещения данной нормы в законе о собственности и корректности перечня названных в ней объектов правовой охраны, отметим лишь, что с самого начала и союзное, и российское законодательство исходили из того, что интеллектуальная собственность на результаты творческой деятельности и иные приравненные к ним объекты, с одной стороны, и собственность на имущество, с другой стороны, являются хотя и близкими, но разными правовыми институтами.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. хотя и включали в свой состав два специальных раздела, посвященные авторскому праву и праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве, понятием интеллектуальной собственности не оперировали. По всей видимости, такова была принципиальная установка составителей Основ, которые последовательно использовали более нейтральный термин, а именно - результаты интеллектуальной деятельности.

Однако ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации (3 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот, т.е. широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на юридические темы. Правда, из принятых в 1992-1993 гг. законов об охране результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый результат, да и то в условном, собирательном смысле, говорилось лишь в одном из них, а именно в Патентном законе РФ.

Окончательно термин "интеллектуальная собственность" был узаконен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя ст. 44 Конституции РФ, посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает содержание данного понятия, но подчеркивает, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". Новый ГК РФ, который также оперирует данным понятием, раскрывает в общем виде его содержание в ст. 138. Анализ указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечня конкретных объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальной собственности, Кодекс не содержит. Однако из ст. 138 ГК РФ однозначно следует, что соответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и других приравненных к ним объектов обеспечивается лишь "в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами". Это означает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальной деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуется прямое указание закона.

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967т. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям;

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- защите против недобросовестной конкуренции;

- а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

В названной Конвенции, как и в ГК РФ, термин "интеллектуальная собственность" используется в собирательном смысле, обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видов исключительных прав носит примерный характер и может быть легко дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что на членов ВОИС не налагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всех перечисленных в Конвенции прав и они сами определяют круг охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком сильном желании в приведенном выше определении трудно усмотреть какую-либо связь (кроме чисто терминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и права собственности в его традиционном смысле.

Современное российское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

 

1. Что провозглашалось в “Статуте о монополиях”?

2. Что предоставлялось автору первым авторским законом Англии, принятым в 1710 г. и известным как “Статут королевы Англии”?

3. Каковы недостатки первых авторских законов ?

4. Что понимают современное российское законодательство и международные соглашения под интеллектуальной собственностью?

1. Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ – християнсько-демократична республіка.

2. Козацько-селянські повстання наприкінці ХVІ – початку ХVІІ ст.

3. Українська національна революція під керівництвом Б.Хмельницького. Утворення незалежної української держави.

4. Адміністративний устрій, система влади, соціально-економічна і зовнішня політика “Війська Запорізького”.

 

Література: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,15,16,18,19,20,22,23,24,25,26,27,28,29,32.

 

Головні поняття та категорії

Козак, реєстр, гетьман, старшина, республіка, Запорізька Січ, Рада, клейноди, курінь, паланка, національно-визвольна війна, революція, Зборівський договір, Гетьманщина, Білоцерківський договір, Переяславська рада, Березневі статті.

 

Запитання і завдання

1. Назвати причини та передумови виникнення козацтва.

2. Дайте коротку характеристику відомих Вам концепцій щодо джерел формування козацтва.

3. Проаналізуйте основні етапи політичного становлення українського козацтва.

4. Що нового внесло козацтво у формування політичної самосвідомості народу?

5. Хто був засновником Запорізької Січі?

6. З якою метою і коли було створено реєстрове козацтво?

7. Проаналізувати характер, рушійні сили та особливості селянсько-козацьких повстань кінця ХVІ – першої половини ХVІІ століть. Записати їх у хронологічній послідовності.

8. Назвіть які були козацькі звичаї, побут, козацький устрій.

9. Чому Запорізьку Січ називають “християнською козацькою республікою”?

10. Чи можна вважати Запорізьку Січ державним формуванням? Обґрунтувати відповідь.

11. Якими були причини, мета, характер, рушійні сили української визвольної війни 1648-1657 рр.

12. Чому деякі історики називають події середини третьої чверті ХVІІ століття українською національною революцією?

13. Які битви періоду визвольних змагань для козаків були переможними, а у яких вони зазнали поразки?

14. Перемір’я під Замостям 1648 р. – продуманий крок чи фатальна політика Б.Хмельницького?

15. Порівняйте зміст Зборівського і Білоцерківського договорів. Покажіть їх значення в становленні української державності.

16. Охарактеризувати особливості зародження і розвитку української козацької держави, її суспільний та державний лад.

17. Яке значення та наслідки для України мала Переяславська угода й московські Березневі статті 1654 р.?

 

 

Тема 3:Гетьманщина. Ліквідація української державності наприкінці ХVІІ – у ХVІІІ століттях( 2 год.)

 

План

1. Україна в часи Руїни. Криза козацької державності.

2. Соціально-економічний та політичний розвиток українських земель в період Гетьманщини.

3. Ліквідація Гетьманщини: причини та наслідки.

4. Конституція П.Орлика та її значення.

 

Література: №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,24,25,26,27.

 

Головні поняття та категорії

Руїна, Лівобережна Україна, Правобережна України. Гетьманщина, Андрусівський договір, Глухівські статті, Бахчисарайський договір, “Трактат про вічний мир”, Коломацькі статті, Північна війна, Малоросійська колегія, “Права, по которым судится малороссийский народ”; Коліївщина, гайдамаки, Слобідська губернія, інкорпорація, автономія, секуляризація.

 

Запитання і завдання

1. Чому Козацьку державу називали Гетьманщиною?

2. Які гетьмани були на Правобережжі, Лівобережжі?

3. Дати характеристику діяльності гетьманів періоду Руїни.

4. Яке значення для українських земель мав Андрусівський мирний договір?

5. Проаналізувати зміст Гадяцької угоди.

6. Охарактеризувати особливості внутрішньої та зовнішньої політики Гетьманату за правління І.Мазепи.

7. Гетьман І.Мазепа – борець за українську державність чи зрадник?

8. Якими були найважливіші положення Конституції П.Орлика. Які елементи демократичного устрою передбачені у цій Конституції?

9. В чому полягає наступ російського уряду на автономні права Гетьманщини ХVІІІ століття?

10. Які органи управління були запроваджені на українських землях російським урядом?

11. Як український народ боровся з гнобителями?

12. Що означають ці дати в історії України: 1621, 1648, 1654, 1659, 1709, 1775рр.?

13. Показати поступове знищення української автономії царатом у процесі підписання серії договорів між гетьманами України і царським урядом. Скласти таблицю.

14. Скласти порівняльну таблицю соціально-економічного розвитку Правобережної та Лівобережної України у ХVІІІ столітті.

15. Чому і як було остаточно знищене Гетьманство?

16. Яке значення мала Гетьманська держава?

17. В межах яких областей сучасної України існувала Слобідська Україна?

18. На які адміністративні одиниці поділялася територія України протягом ХVІІІ століття?

19. Охарактеризувати звід законів “Права, по которым судится малороссийский народ».

 

 

Тема 4: Українське національне відродження

в ХІХ – на початку ХХ століть (4 год.)

 

План 1 заняття

1. Форми і напрямки національно-визвольної боротьби українського народу в ХІХ столітті.

2. Соціально економічний та політичний розвиток України на початку ХХ століття.

3. Національний рух в українських землях на початку ХХ століття.

4. Національно-визвольний рух в роки першої світової війни.

 

Література: №№ 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 30.

Головні поняття та категорії

Національний рух, відродження, громадський рух, народники, масонство, ліберали, декабристи, соціал-демократи, буржуазні реформи, суспільно-політичний рух, політичні партії, “Січові стрільці”, Столипінська реформа, “Руська трійця”, Кирило-Мефодіївське товариство, Державна дума.

Запитання і завдання

1. За яких обставин і які українські землі опинилися у складі Російської та Австро-Угорської імперій?

2. Дати порівняльну характеристику становищу українських земель у складі Російської та Австро-Угорської імперій.

3. Сформулювати головні причини національного відродження в Україні у ХІХ столітті.

4. Які етапи можна виділити в українському національному русі у ХІХ столітті?

5. Що сприяло політизації національного руху в Україні в середині ХІХ століття?

6. Проаналізувати особливості процесу національного відродження на західноукраїнських землях.

7. Назвати основні причини скасування кріпацтва.

8. Яку роль у пробудженні української національної свідомості відіграло товариство “Руська трійця”?

9. Яке місце і роль у національно-визвольному русі України мало Кирило-Мефодіївське товариство?

10. Чому реформи 60-70-х років називають “буржуазними”?

11. Які суспільно-політичні явища та тенденції з’явились у ході революції 1905-1906 рр. і як вони вплинули на розвиток України?