МОДУЛЬ 2 1 страница

31.10.2011

29.10.2011

24.10.2011

22.10.2011

История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986. — 575 с.: ил.

Программа экзамена (перечень вопросов).

 

  1. Полипарадигмальность современной западной социологии.
  2. Основные методологические парадигмы современной западной социологии.
  3. Символический интеракционизм: истоки и основные теоретико-методологические позиции.
  4. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение.
  5. Ирвинг Гофман: драматургия социальной жизни.
  6. Феноменологическая социология, ее методологические установки.
  7. Альфред Щюц – основоположник феноменологической социологии. Его концепция социальной реальности.
  8. Проблема «чужого» и «чужака» в феноменологической социологии А. Щюца.
  9. Этнометодология.
  10. Гарольд Гарфинкель об исследовании латентных механизмов социальной коммуникации.
  11. Теория обмена Питера Блау.
  12. Теория социальных сетей.
  13. Постулаты теории обмена Дж. Хоманса.
  14. Ричард Марк Эмерсон о методах исследования социальной власти.
  15. Теория рационального выбора и ее исследовательские установки.
  16. Социология знания Питера Бергера и Томаса Лукмана.
  17. Концепция конструирования социальной реальности, ее методологические установки и практический смысл.
  18. Питер Бергер и Томас Лукман о факторах стабильности плюралистических обществ.
  19. Структурный функционализм: основные методологические принципы.
  20. Талкотт Парсонс – основоположник структурного функционализма.
  21. Структурно - функционалистская теория социального действия.
  22. Структурно - функционалистская теория социальных систем.
  23. Талкотт Парсонс: общество как социальная система.
  24. Теоретико-методологические ресурсы применения структурного функционализма к анализу современного российского общества.
  25. Функционализм Роберта Мертона.
  26. Стратегия функционального анализа.
  27. Функционалистская типология реакции индивидов на деформации социальных структур.
  28. Р. Мертон: социологическая теория среднего ранга.
  29. Критическая социология, ее социально-исторические истоки и методологические установки.
  30. Социология Чарльза Райта Миллса.
  31. Концепция социологического воображения Чарлза Райта Миллса.
  32. Концепция нового среднего класса и властвующей элиты Чарлса Райта Миллса.
  33. Герберт Маркузе: критика технократической рациональности.
  34. Герберт Маркузе: концепция одномерного человека.
  35. Социологическая критика позднего капитализма (Р.Арон, А.Турен, А.Горц).
  36. Неомарксизм в современной западной социологии, его основные течения.
  37. Франкфуртская социологическая школа.
  38. Социологическая концепция контркультуры.
  39. Теории социальных конфликтов в современной западной социологии.
  40. Homo Sociologicus в трактовке Ральфа Дарендорфа.
  41. Конфликтологическая теория Ральфа Дарендорфа.
  42. Льюис Козер о функциях социального конфликта.
  43. Рэндел Коллинз о принципах анализа социального конфликта.
  44. Юрген Хабермас: метапарадигмальная теория коммуникативного действия.
  45. Юрген Хабермас о взаимодействии «жизненного мира» и «социальной системы» в современных условиях.
  46. Юрген Хабермас о социокультурных последствиях глобализации.
  47. Методология мирсистемного анализа Иммануила Валлерстайна.
  48. Иммануил Валлерстайн о типах мир-систем и их исторической эволюции и перспективах.
  49. Дискуссии в западной социологии о соотношении субъективного и объективного, структуры и действий.
  50. Теория структурации Энтони Гидденса.
  51. Энтони Гидденс: социологическая характеристика позднего капитализма.
  52. Социологическая парадигма Пьера Бурдье.
  53. Понятия социального пространства, габитуса и капитала, основная теорема Пьера Бурдье.
  54. Социология политики Пьера Бурдье.
  55. Использование социологической парадигмы Пьера Бурдье для исследования социальных и политических процессов в России.
  56. Теория самореференции и аутопойетиса Николаса Лумана.
  57. Понятие коммуникации в социологической теории Николаса Лумана.
  58. Понятие социальной системы и общества, их эволюции в социологической теории Николаса Лумана.
  59. Дискуссии о современном обществе в западной социологии. Концепции индустриального и постиндустриального общества.
  60. Постмодернистская социология: общая характеристика.
  61. Умеренный постмодернизм в социологии. Фредерик Джеймсон.
  62. «Антисоциальная теория» Жана Бодрийяра.
  63. Теория симуляции Жана Бодрийяра.
  64. Западная социология перед новыми вызовами

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Средние века — это многовековый период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии — еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.

 

Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя оставалась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю — основное условие приложения человеческого труда — в свою монопольную собственность (государственную, частную).

 

Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на чинш, местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.

 

В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди Довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

 

Термин «средние века». Итальянские гуманисты — лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком» (medium aevum). В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. В XVII в. в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Понятие «средние века» в гуманистической и последующей буржуазной историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности. Начальной вехой средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306—337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно датировали конец средних веков. Для одних такой датой было падение Константинополя (1453 г.), для других-открытие Америки (1492 г.), для третьих - начало Реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия. Реакционные направления в буржуазной историографии, наоборот, идеализируют и модернизируют средневековье, поднимая на щит именно то, что порицали просветители, — католицизм, схоластику, корпоративный строй.

 

Советская историческая наука, применяя термин «средние века» и традиционную периодизацию всемирной истории по трем указанным эпохам, вкладывает в них совершенно иной смысл. Мы рассматриваем исторический процесс как закономерное следование общественно-экономических формаций: средние века — это время зарождения, господства и разложения феодального способа "производства пришедшего на смену рабовладельческому или первобытно-общинному. Конец средних веков означал переход от феодализма к более высокой стадии общественного развития — капитализму.

 

Сущность феодализма. Историки начали говорить о феодализме в XVIII в., когда буржуазия готовилась к штурму «старого порядка». Под феодализмом они понимали именно этот старый порядок, противоречащий идеальным представлениям о «естественных правах» и нормальном общественном устройстве. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическую структуру общества. Хотя в настоящее время оценка феодализма в буржуазной историографии существенно изменилась, тем не менее указанная юридическая концепция осталась в силе. Историки продолжают определять феодализм по его внешним политическим и юридическим признакам, не вникая в существо экономических отношений. Главными признаками феодализма они считают политическую раздробленность, «рассеяние суверенитета», вассалитет, иерархическую структуру политической власти, корпоративность.

 

Марксистско-ленинская историография видит в феодализме одну из антагонистических общественно-экономических формаций. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках эксплуататорского класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей — зависимых крестьян, — которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. При этом каждый феодал пользовался внеэкономическим принуждением, так как иначе он «не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство». феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. В раннее средневековье в Западной Европе преобладала отработочная рента. Позже большее распространение получил натуральный оброк. С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобрела денежная рента: феодалы начали свертывать барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. Но в отдельных странах феодалы расширяли свое хозяйство и уменьшали крестьянские наделы. Для обработки барской земли они использовали наемный труд или же прибегали к восстановлению барщинных повинностей держателей.

 

В феодальном обществе происходила острая классовая борьба эксплуатируемых (крестьян и горожан) против эксплуататоров (феодалов и городской верхушки). Эта борьба нередко выливалась в грандиозные восстания, колебавшие устои феодального строя. И хотя восставшие массы терпели поражение, тем не менее их выступления заставляли феодалов смягчать эксплуатацию и придерживаться установленных обычаем норм феодальных повинностей. Тем самым народные восстания играли прогрессивную роль в развитии феодального общества, его производительных сил. В период разложения феодализма борьба народных масс слилась с выступлениями буржуазии и обеспечила победу буржуазии в ранних буржуазных революциях.

 

Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель — раб — был лишен средств производства и превращен в «говорящее орудие», при феодализме зависимый и крепостной крестьянин наделен землей и ведет свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.

 

Не менее прогрессивно сказывался на развитии производительных сил и переход к феодализму от первобытнообщинного строя. Укрепление индивидуального производства и превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.

 

В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно-географической средой. I По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытнообщинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.

 

Периодизация истории средних веков. Феодализм в своем развитии прошел несколько стадий, каждая из которых характеризуется значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. На принципе стадиального развития общества

 

строится марксистско-ленинская периодизация исторического процесса.

 

Переход к феодализму происходил в разных странах неодновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы, у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Началом западноевропейского средневековья советские историки считают крушение рабовладельческой Римской империи (V в.), концом - Английскую буржуазную революцию (1640- 1660). В азиатских странах с древнейшей цивилизацией — Китае, Северной Индии — переход к феодализму начался несколько раньше (II—III вв.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII—XIX вв.).

 

В советской историографии принято делить историю средних веков на следующие три периода: раннее средневековье — время формирования феодального способа производства – (V в., в отдельных азиатских странах II—XI вв.); классическое средневековье — период развитого феодализма (конец XI—XV в., в отдельных азиатских странах — и XVI в. включительно); позднее средневековье — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (XVI-середина XVII в., на Востоке до XVIII—XIX вв.).

 

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений — образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антагонистических класса феодального общества — класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определялся характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических об-щностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.

 

Второй период истории средних веков характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную или личную зависимость, а члены господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Это привело к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. В странах Восточной Азии, где и при развитом феодализме сохранялась в значительном объеме государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления.

 

В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения — образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология — гуманизм, началось движение за реформу католической церкви. Усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.

 

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением присущих феодализму противоречий. Производительные силы переросли рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождались капиталистические отношения. В некоторых странах (Англия, Северные Нидерланды) происходила экспроприация непосредственных производителей. Народные массы вели борьбу как против феодальной, так и против капиталистической эксплуатации. Все это создало условия для завершения централизации феодальных государств и перехода к абсолютизму. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.

 

Средневековье приближалось к своему концу. Наступало новое время.

 

История средних веков и современность. История феодального общества представляет для нас не только академический, но и глубокий теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое — складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетенных масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее.

 

В мире до сих пор сохранились пережитки средневековья, с которыми ведут борьбу прогрессивные силы общества. Пережитки феодализма существуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от ига колониализма. Некоторые средневековые традиции — монархия, сословные привилегии — не изжиты даже в таких высокоразвитых странах, как Англия и Япония.

 

По важнейшим проблемам истории средних веков ведется острая идеологическая борьба между историками-марксистами и буржуазными историками. Современная буржуазная реакционная историография извращает многие явления жизни средневекового общества; она пытается, вопреки историческим фактам, доказать, что частная собственность на землю и эксплуатация человека человеком существовали извечно, умалчивает о жестокой классовой борьбе в феодальном обществе и твердит о «гармонии социальных интересов». Апологеты современного капитализма утверждают, что капиталистическая система существовала извечно, так как она якобы отвечает природе человека. Реакционные историки идеализируют феодальные порядки, средневековую религиозность, корпоративную замкнутость. Борьба с реакционной буржуазной историографией — важнейшая задача советских историков-медиевистов.

§15. Сирия, Финикия и Палестина в 3-2 тысячелетиях до н.э.

 

1. Географические особенности региона

На территории Сирии, Финикии и Палестины цивилизация появляется примерно в то же время, что и в Месопотамии, но развитие этого региона весьма отличается от двух классических древневосточных цивилизаций – Месопотамии и Египта. Сирия, Финикия и Палестина на современной карте – это Сирия, Ливан, Израиль, Палестинская автономия и Иордания, а также часть Турции. На этой территории очень рано возникло земледелие, это древнейший очаг земледелия. Уже в эпоху мезолита (в 10 тысячелетии до н.э.) здесь появился натуфийский способ жать дикие злаки каменными серпами. А уже через 2 тысячелетия здесь впервые учатся культивировать злаковые растения.

Однако этой территории, которая знала древнейшую культуру земледелия, не суждено было стать первым очагом, на котором зародилась цивилизация. Первым таким регионом на Ближневосточных землях стала Месопотамия, а не Сирия и Палестина. Почему? На территории Сирии, Финикии и Палестины нет полноводных рек, поэтому здесь невозможно классическое ирригационное земледелие. В Сирии есть небольшие и средние реки, среди которых самая крупная – река Оронт; территория Сирии также вязана с Евфратом; третья река, о которой необходимо упомянуть – это Иордан. Но реки Оронт и Иордан неполноводные, они не несут большую массу ила, не орошают поля, поэтому основной способ орошения – дождевые воды, которые собирали в бассейны и потом подавали в поля. Но почва здесь каменистая, поэтому больших урожаев собрать нельзя, в отличие от Месопотамии.

Следовательно, именно это предопределило судьбу всего региона, здесь с самого начала необходимо было зарабатывать на жизнь чем-то еще, и жители этого региона проявляли чудеса инициативы. Они разводили вьючных ослов, занимались караванной, контрабандной торговлей. Впоследствии именно здесь впервые возникает пиратство и т.д. Люди этого региона во все времена были чрезвычайно инициативными.

Сам по себе регион в географическом отношении очень разнообразен. На территории Сирии и Палестины есть горы, долины, леса, пустыни, болота, степи. Здесь встречаются абсолютно все виды рельефа. Эта территория прилегает к Средиземному морю; внутри расположено соленое Мертвое море, т.е. разнообразие природных форм видно во всем. Нужно отметить, что приморские районы развивались иначе, не так, как районы внутренней Сирии. Кроме того, на севере Палестины можно было довольно успешно заниматься земледелием; здесь разводили сады, масличные рощи, виноградники. На юге почва была настолько каменистая, что занятия земледелием были невозможны.

Еще одна важная особенность - большое количество лесов на территории, в особенности кедровых, следовательно, это большой запас строительного леса, а из него можно делать что угодно, в том числе корабли. Поэтому люди с данных территорий стали выдающимися корабельщиками. Но в то же время более могущественные страны, такие как Месопотамия и Египет, все время вторгались, чтобы вывозить строительный лес.

Эта территория была «проходным двором» Древнего Востока. Через нее постоянно кто-то ходил, потому что всем нужен был строительный лес. Нужен был также камень, металл, а по караванным дорогам Сирии переправляли олово. Как правило, оно перевозилось контрабандным способом, поэтому Сирия и Палестина -это те регионы, где собирались контрабандисты и бандиты.

Этот регион называется "Святая земля", это было пересечение всех дорог, так как там перекрестье не только торговых, но и военных путей. Там можно было встретить египтянина, месопотамца, издревле эта территория привлекала всех. Это был международный центр ремесла и торговли.

Эта земля не могла прокормить себя только за счет земледелия, территория требовала мобильности от своих граждан, постоянно ждала чего-то нового. Люди, которые попадали на эту территорию, могли приспосабливаться к новым условиям.

Возникает вопрос, когда же на территории Сирии и Палестины появляются города-государства?

 

2. Государственность Внутренней Сирии

Со второй половины 20 века, точнее в 1974 итальянская экспедиция под руководством профессора Джованни Петтинато раскопала на территории Внутренней Сирии город Эбла. На его территории были обнаружены развалины царского дворца, несколько храмов и самое главное - архив, более 20 тысяч глиняных табличек. Ученые думали, что после расшифровки табличек, они многое узнают об этой цивилизации. Но это оказалось не так просто. Письменность города Эблы шумерского происхождения, она явно была завезена в Эблу какими-то шумерскими купцами, предположительно из города Киша. Эта письменность 26 века до н.э. прижилась в сирийской Эбле.

С 26 по 23 век до н.э в Эбле стали создаваться клинописные тексты на двух языках: на шумерском и на эблаитском. Эблаитский язык-это западно-семитский язык, родственник древнееврейского языка. Было также обнаружено большое количество глиняных словарей. Они дошли до нас. Найдено много хозяйственных текстов. Из этих текстов многое прояснилось.

В 26 веке в Эбле уже была царская власть. Эблаитский царь носил титул Маликум - это тот, кому советуют. У него было два советника, заместители, которые носили титул Шаррук. Это значит царь, но в данном случае царь – это Маликум. Далее шла дворцовая администрация, которая управляла городом. Сам город разделялся на две части: внутренний и внешний город. Во внутреннем городе жили бюрократы, работники храмового хозяйства, жрецы, ремесленники. Во внешнем городе жило податное сословие – крестьяне-общинники, которые исполняли службу, работая на храмовой земле, так же привлекались на царские работы и платили налоги. С них брали несколько видов налогов. Помимо этих людей были еще торговцы, которые, с одной стороны, работали в составе караванов, перевозя товары на дальние расстояния, а с другой стороны, торговали при складах. Они представляют большой интерес. Когда их нашли, там обнаружились залежи лазурита. Совершенно очевидно, что Эбла была пунктом транзитной торговли: часть лазурита там залеживалась, а потом шла торговля.

Также там обнаружены алебастровые сосуды с надписями египетских фараонов. Возникает вопрос, откуда могли взяться эти сосуды в Эбле? Неужели египтяне доходили до Эблы? Нет, ни одного следа пребывания египтян в Эбле не обнаружено. Но зато мы знаем, что египтяне довозили свои товары до Синайского полуострова, а оттуда их забирали сирийские торговцы, и дальше их продавали на всей территории Сирии. Следовательно, эти алебастровые сосуды попали в Сирию без ведома египтян. Это очень примечательный факт. Оказалось, что эблаиты могли торговать товарами, которым более 2 столетий. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что Эбла была городом-сателлитом, городом-спутником шумерских городов, она находилась под культурным влиянием шумерских городов. Это культурное влияние проявлялось во всем.

Была ли Эбла в одиночестве или же в древности было много городов – сателлитов? На этот вопрос ученые не могли ответить до 1993 года. В 1993 году на территории Сирии был раскопан еще одни древний город, который древности назывался Набада. Там был обнаружен царский дворец, клинописный архив, который содержал около 400 текстов. Этот город Набада оказался современником Эблы, в нем тоже писали шумерским письмом. Теперь не осталось никаких сомнений, что городов-сателлитов было несколько, и все эти города были под властью шумеров, подчинялись шумерскому духовному миру.

В то время Сирия пыталась пойти месопотамским путем, т.е. создать земледельческо-скотоводческое общество с сильной царской властью. Но у нее это не получилось. Почему? В конце 24 века в Месопотамию пришел Саргон Аккадский. Саргон немедленно пошел в военный поход сторону Средиземного моря. Шел он через Сирию. И по дороге, зайдя в Эблу, сделал Эблу своим данником. Саргон подчинил себе Эблу, и она перестала быть самостоятельным городом-государством. А затем в 23 веке Нарам-Суэн разрушил Эблу до основания, сверг эблаитского (долго смеялась над этим словом) царя и сделал Эблу перевалочным пунктом для шумерских войск. Эбла в последствии возродилась, произошло это в начале 2 тысячелетия, но прежнего положения она не имела уже никогда. Сирийские города постоянно грабили и разрушали. Все это происходило из-за неудобного географического расположения Сирии, через нее все время проходили войска других государств. Так обстояло дело во внутренней Сирии.