Учебный год

Заочная форма обучения

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

Приволжский филиал

Самостоятельная работа по модулю 1.

Семинарское занятие 1.

Семинарское занятие и задания для самостоятельной работы

 

Тема. Становление воспитательной практики и философско-педагогическая мысль в античный период (в Древней Греции и Древнем Риме)

Задание:

1. Составьте таблицу, представляющую системы образования в Древнем Риме;

2. Составьте конспект работы М.Ф. Квинтилиана “Воспитание оратора”. Познакомится с взглядами на воспитание М.Т.Цицерона и Л.А.Сенеки.

3. Ответить на вопрос: Каково влияние христианства на развитие школы и педагогики в Древнем Риме?

4. Познакомиться с педагогическими системами Аристотеля, Платона. Прочесть Платона “Протагор”, “Государство”. Ответить на вопрос: Какие из идей древнегреческих мыслителей активно прорабатываются в современной педагогике?

5. Какое место художественное образование занимало в Древней Греции и Древнем Риме?

Основная литература:

1. История педагогики и образования . От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. гл. 3, стр. 50-88.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. Пособие для студентов ин-тов / сост. и авт.вводных статей А.И.Пискунов М. 1981. Раздел 1.

Дополнительная литература:

А.Ф. Лосев История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Г.Е. Жураковский Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963г.

Задания:

1.Проанализируйте основные теории происхождения воспитания.

2.Назовите особенности воспитания в раннепервобытной общине, позднепервобытной общине, в условиях разложения первобытнообщинного строя.

3.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Междуречье, Древнем Иране, Древней Индии, Древнем Китае (составьте таблицу различных типов школ в государствах Древнего Востока).

4.Запишите в историко-педагогический словарь: теоцентрическая парадигма педагогики.

Рефераты по модулю 1..

1. Зарождение идей развивающего обучения в древних цивилизациях: Китай, Греция, Рим

2. Возникновение первых высших школ в истории человеческой культуры.

3. Педагогический практицизм Древнего Рима.

 

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

г. Нижний Новгород

 

Темы контрольных заданий

учебной дисциплины «История политических и правовых учений»

(юридический факультет)

магистерская программа: «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства»

Задания для контрольных работ распределены по темам курса:

Тема 2: Политическая и правовая мысль Древнего Мира

1. Античная теория демократии.

2. Античная теория естественного права.

3. Аристотель о формах правления государства. ЖЕЛЕЗОВА

4. Аристотель о справедливости и праве. КНАКНИНА

5. Демокрит о государстве и праве. КИНАШЕВА

6. «Идеальное» государство Платона: утопия и реальность.

7. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.

8. Платон о формах правления государства. БОРИСОВ

9. Полибий о круговоротах политических форм правления.

10. Политико-правовые идеи бархманизма.

11. Политико-правовые идеи конфуцианства. БАРКАРЬ

12. Политико-правовые идеи Сократа.

13. Учение о свободной воле А. Августина.

14. Учение софистов о формах государства и законов.

15. Учение Цицерона о республике и праве.

Тема 3-4: Политические и правовые учения в Средние Века и Эпоху Возрождения

1. Каноническое право в эпоху Средневековья.

2. Н. Макиавелли о политике и морали.

3. Политические идеи Даниила Заточкина.

4. Политико-правовое учение Ф. Аквинского. СЕМИН

5. Политические идеи в «Слове о полку Игореве».

6. Политико-правовые идеи Ж. Бодена.

7. Политическая программа Владимира Мономаха.

8. Политико-правовые учения М. Падуанского.

9. Политические и правовые идеи Средневековых ересей.

10. Форма государства и политическое положение граждан на острове «Утопия» Т. Мора.

11. Форма государства и правовое положение граждан в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.

Тема 5-6: Политические и правовые учения в XVII - XVIII вв

1. Б. Спиноза о государстве и праве.

2. Теория естественного права и договорного происхождения государства Т. Гоббса. ЕЛИСЕЕВА

3. Идеи либерализма в традициях Дж. Локка.

4. Демократический вариант естественного права и общественного договора.

5. Теория разделения властей Ш. Л. Монтескье.

6. Политико-правовые идеи Вольтера. АНТИПИЧЕВА

7. Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете. ЕРЕМИЧЕВА

8. Казарменный коммунизм Морелли.

9. Республиканский политический идеал Т. Пейна.

10. Естественно-правовая концепция Т. Джефферсона.

11. Идеи правого государства в трудах И. Канта. БОЧКАРЕВ

Тема 7-8: Политические и правовые учения в XIX-ХХ вв

 

1. План государственных преобразований М. М. Сперанского.

2. Политические воззрения славянофилов.

3. Политические идеи евразийцев.

4. Идея правового государства в истории политической мысли.

5. Политико-правовая концепция русского либерализма. СЕМЕНОВА

6. Марксизм о государстве и праве.

7. Учение о норме солидарности Л. Дюги. БАРКАРЬ

8. Психологическая школа права. БЕЛОВА

9. Государство и право в теории национал-социализма.

10. Этатическая версия правового государства Ф. Гегеля.

11. Юриспруденция интересов Р. Иеринга.

 

Темы утверждены на заседании кафедры «11» сентября 2013 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой

общетеоретических правовых дисциплин П.П. Востриков