Имени Карла Фаберже № 36

Колледж декоративно-прикладного искусства

Й этап – организационно-централизованный (20-60-е гг. XX в.).Преобладание социальных функций над хозяйственными, а также централизация туризма – наиболее характерные черты данного этапа. Его можно разделить на 2 периода: довоенный и послевоенный.

Й этап – предпринимательский (1890-1917 гг., т.е. период бурного развития капитализма в России, начавшийся в годы экономического подъема 1890-х гг.).

В этот период в стране появляются многочисленные туристские учреждения: фирмы, бюро, клубы и компании. Так, в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона – фирма, организовывавшая путешествия за границу и бравшая на себя обязательство ознакомить туристов со всеми достопримечательностями страны пребывания.

В 1885 г. в Петербурге было создано общество велосипедистов-туристов. У этого клуба были филиал в Киеве, Москве, Харькове, Тобольске, Риге, Благовещенске. На базе этого клуба в 1895 г. в России было создано Российское общество туристов, которое ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. Российское общество туристов и Русское горное общество играли на рубеже XIX-XX вв. наиболее значительную роль.

В это же время создается туристская инфраструктура (транспортные, гостиничные и ресторанные сети), что во многом было обусловлено широким строительством железных дорог в России. В этот период формируются 2 основных направления туристского рынка – элитарный туризм для представителей состоятельных социальных групп и рекреационный туризм интеллигенции.

В течениедовоенного периодабыла создана система отдыха в СССР. Этому способствовало принятие ряда документов и законодательных актов. Так, были приняты декреты о лечебных местностях, об организации домов отдыха. В то же время создавались и первые советские туристские организации: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса, общество «Советский турист», акционерное общество «Интурист», Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Началось строительство новых пансионатов, санаториев и домов отдыха. Осуществлялась реконструкция основных курортных зон Крыма и Кавказа.

В конце этого периода обострились противоречия между сохранением низких цен на отдых, с одной стороны, и стремлением большинства населения реализовать свои рекреационные потребности, с другой стороны. Выход из создавшейся ситуации можно было найти через переход к новым формам организации и планирования туризма. Для этого в 1936 г. были образованы Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) и региональные советы.

Великая Отечественная война прервала процесс становления рекреационного хозяйства и нанесла ему серьезный ущерб.

Для послевоенного периода характерны новые тенденции: быстрый рост количества предприятий отдыха, расширение географии туризма на восток, развитие дачной рекреации. Образуется самая крупная и дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма.

4-й этап – административно-нормативный (1970 – 1990 гг.).Он характеризуется сохранением быстрых темпов развития планового социального туризма при нарастании отставания качества туристского обслуживания от мировых стандартов.Туристские поездкистановятся неотъемлемым атрибутом складывавшегося к концу 1970-х гг. негласного потребительского стандарта советского общества (наряду с квартирой, машиной, дачей и двумя детьми в семье как признаком материального и социального благосостояния).

На этом этапе возрастает интерес науки к проблемам туризма. Организуется система подготовки работников для туризма. С 1970-х гг. ряд НИИ начинает специализироваться на рекреационном проектировании и создании территориальных рекреационных систем.

В 1950-80-е гг. туризм в России представляли 3 государственные монополии: «Интурист», Бюро международного молодежного туризма «Спутник», централизованная система туристских организаций профсоюзов. Небольшая часть туризма для обслуживания военнослужащих и членов их семей приходилась на долю Минобороны, а также системы среднего образования в рамках школьных программ.

С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами в процессе объявленной М.С.Горбачевым перестройки. Советское руководство было заинтересовано, прежде всего, в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государства шли на расширение торговых связей, обуславливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В результате многократно возрос поток туристов и деловых людей в СССР.

Перемены, произошедшие в начале 1990-х гг., показали, что административно-командная система не справляется с задачами и проблемами дальнейшего развития туристского обслуживания. Требовалось более широкое применение экономических рычагов и факторов.

5-й этап – современный (с 1991 г., т.е. с распада СССР и перехода к рыночной экономике). Для него характерными являются новые тенденции развития туристской отрасли в условиях экономических реформ:

· переход от методов административного регулирования туристского хозяйства к экономическим методам развития туристского рынка на новой законодательной основе;

· подключение России к процессам общемировой интеграции и глобализации, восприятие ценностей открытого общества, включая свободу передвижения;

· имущественное расслоение российского общества, формирование различных клиентских групп.

Но это – следующая тема:

«Современное состояние сферы туризма в России: проблемы и перспективы»


Рассмотрено на заседании ПЦК№2 Общеобразовательных, гуманитарных и естественно - научных дисциплин художественного направления

Протокол № _7_

От «_25__» __апреля_2012_г.

Председатель:_____________________

/Карпинская С.А./


«УТВЕРЖДАЮ»: Заместитель директора по УР

/Осовская В.А./
« ___» _____________2012 г.