Т Е С Т О В Ы Е В О П Р О С Ы 17 страница

7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», подготовленный с помощью вельможных бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского, М. Сиверса, Г. Ульриха и др.

Констатированы недостатки местного управления, которое не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые были подавлены армией.

Преобразовав таким образом местное управление, Екатерина II намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

а) разукрупнение и увеличение губерний более чем вдвое с 23 до 51.

б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом.

в) многократное увеличение числа уездов.

г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое.

Новое административно-территориальное деление призвано повысить эффективность налоговой, полицейской, судебной, всей карательной политики, основано на принципе статистического расчета.

Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления. В каждой губернии учрежден своеобразный орган приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.

Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс коллегия.

Губернское правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд, приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо. Четко определены статус, функции губернского правления: «есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния, торговли и др.

Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение распоряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повинностей, надзирал состояние дорог и др. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитан исправника, был наделен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян, утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Учрежден уездный суд для дворян (выборный судья и два заседателя), при нем дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах.

Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях, в крупных округах-регионах, охвативших по нескольку губерний. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных элитных аристократов, наделив чрезвычайными, неограниченными полномочиями, необычайными функциями, персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа, нескольких советников.

 

2.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

 

Прежняя система государственного управления Российской империи сохранилась практически в неприкосновенности в первые годы правления императора Николая II (1894-1917). Радикальному изменению она была подвергнута в 1905 г. в результате общественного недовольства, вылившегося в первую русскую революцию. В 1897 г. с введением «золотого стандарта» рубль стал конвертируемой валютой. Железные дороги были выкуплены казной, активно привлекался в российскую экономику иностранный капитал.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: создание Государственной думы и Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) даровании свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

В октябре 1905 происходит реорганизация Совета министров он становится постоянно действующим органом.

20 февраля 1906 г. вышло Учреждение Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопроса о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов).

Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве Основных законов, давших Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы.

I Государственная дума просуществовала всего 72 дня, II Государственная дума 102 дня.

Вместе с манифестом о роспуске II Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой.

Во время войны управление государством значительно изменилось. Вся полнота власти перешла к руководству военных округов и генерал-губернаторам, что практически полностью парализовало губернскую систему управления. Император, взявший на себя командование войсками, фактически устранился от управления государством, что привело к «чехарде министров» в ведущих ведомствах и, как следствие, потере Советом министров управления над страной. Два надежнейших механизма управления Государством фактически не функционировали.

Во время войны их органы власти стали источниками сепаратизма. Завершающим аккордом государственного развала стал роспуск IV Государственной думы, последовавший 25 февраля 1917г

Февральская революция ускорила агонию Государственной думы, 27 февраля частное совещание думы (около 200 чел.) избрало Временный комитет, который взял на себя полномочия главного исполнительного органа в столице. Важнейшим его шагом было создание Временного правительства.

Политическая культура российского общества подразумевала под властью самодержавие, поэтому Временное правительство превратилось в высший орган государственной власти в сфере законодательства, контроля и управления, подменив собой Государственную думу и подчинив себе Сенат, Синод и Особые совещания.

Министерство внутренних дел претерпело радикальные преобразования: были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Главное управление по делам печати; Департамент полиции был переименован в Главное управление по делам милиции, в составе которого осведомительный отдел фактически занимался политическим сыском. Разведка и контрразведка объединялись с армейской и передавались Главному управлению Генерального штаба, уголовный розыск был предан в Министерство юстиции, в столице в июле было создано Управление уголовного розыска. В марте 1917 г. в министерстве был открыт отдел по делам местного управления и создано Особое совещание по местной реформе, занимающееся подготовкой реформ самоуправления.

При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений бывших министров и других высших должностных лиц (председатель Н. К. Муравьев).

Резкое ухудшение социального положения в стране, конфронтационные действия Советов вынудили Временное правительство пойти на ряд мер, усиливающих консолидацию поддерживающих его сил. По инициативе правительства 12-15 августа в Москве было проведено Государственное совещание. На совещании присутствовало около 2,5 тыс. делегатов, представляющих торгово-промышленную буржуазию, армию, Советы, земства, кооперацию, интеллигенцию, духовенство, Государственную думу. Совещание приняло ряд непопулярных мер по обеспечению правопорядка в стране (ограничение деятельности Советов, солдатских комитетов, введение смертной казни в тылу и т. д.).

По инициативе Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполкома Советов крестьянских депутатов 14 сентября в столице было созвано Демократическое совещание с целью укрепления государственной власти и контроля за деятельностью правительства.

В мае 1917 г. было принято Временное положение о земских учреждениях, которое демократизировало систему выборов, расширило компетенцию земских органов. Были созданы волостные земства, общее руководство земств возлагалось на Всероссийский земский союз. Одновременно с Временным правительством в Петрограде в ходе всеобщей политической забастовки рабочие инициировали создание параллельной государственной власти в форме Совета рабочих депутатов. 27 февраля в столице был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов, а к вечеру избран сам Совет.

Основным достижением Николая II стало создание двухпалатного парламента, но новый орган не шел на сотрудничество с императором. Российская империя в скором времени должна была стать ограниченной монархией, но помешала война, которая оголила социальные противоречия. Временное правительство, к которому перешла власть после февральской революции, не смогло остановить нараставший паралич экономики, обуздать инфляцию, улучшить снабжение населения продовольствием. Неадекватная реакция на основные требования населения страны, нежелание русской буржуазии пойти на тактические уступки усиливало недовольство масс. В таких условиях демагогия и популизм большевиков, обещающих немедленную и полную реализацию любых требований рабочих, солдат, крестьян, не могли не усилить социальную ненависть, используемую для захвата власти под социалистическими лозунгами.

 

 

3 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Система государственного управления включает формы и методы воздействия на экономическую, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Большое значение в государственном управлении имеют социально-политические исследования, дающие необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной социально-экономической системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

Юридически новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента начался переход от авторитарного стиля управления, основанного преимущественно на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.

Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов, с большинством которых центр заключил договоры о разграничении полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы объединенные органы государственного управления.

Наличие разнообразных форм собственности в современной России обусловило развитие различных видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).

Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Отраслевое управление основано на построении вертикали центр — предприятие. Оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые отношения. С развитием самостоятельности предприятий роль отраслевого управления постепенно снижается.

Территориальное управление включает в себя органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие региона, выравнивание уровней экономического и социального развития и др.

К другим видам государственного управления в России относятся административное и экономическое управление.

Административное управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, его методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим и другим методам управления, лишь дополняя их.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Для экономического управления характерно отсутствие прямого Директивного принуждения. Объект управления свободен в выборе варианта действий, однако если эти действия вступают в противоречие с законом, он возмещает ущерб государству.

Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление — это конкретные действия по реализации стратегического курса.

Специфика условий переходного периода в России обусловила необходимость решения задач, несвойственных ранее для государственного управления. Среди них можно назвать либерализацию цен, введение института частной собственности на средства производства, реорганизацию государственных и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда и др.), введение платных услуг в области образования, здравоохранения и др. сферах и многое другое. Опыта в решении этих сложных задач не было, поэтому были неизбежны ошибки, большие потери, а это сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли только разрушать, но не создавать. Кроме того, на волне борьбы со старым режимом к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все это привело систему государственного управления в России к кризису.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В начале становления советского государственного управления проявились характерные для него основные черты: республиканская сущность, сочетания федерализма и унитаризма, конституционность основ управления, источник власти трудящиеся, единство ветвей власти, опрделяющая роль коммунистической партии, бюрократизация, но в 30-е годы эти принципы деформировались. Сказались низкий уровень управленческой культуры, партийный монополизм, авторитарность партийной элиты и оторванность ее от народа. В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя, что отрицательно влияло на государственное управление. Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

Основные причины распада СССР были как внутренними нереформируемость и милитаризация экономики, многолетняя экономическая стагнация, непреодолимые межнациональные проблемы, особенно в прибалтийских республиках, репрессивный характер советского государства; так и внешними холодная война и гонка вооружений.

Перестроечные реформы не выводили страну из кризиса, а постепенно способствовали сползанию в пропасть. После «перестройки» произошло несоответствие политической и экономической систем, что и привело к краху государственности. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа.

Изучение и использование как зарубежного опыта, так и опыта нашего государства в сфере государственного управления, будет способствовать более глубокой и полной оценке политических реалий нашей страны, позволит не допустить вновь старых ошибок и успешно интегрироваться мировое сообщество и стать сильным и процветающим государством.

Сегодня наша страна идет по пути строительства и укрепления новой государственности. Много в этом направлении сделано, но еще и больше предстоит сделать.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Игнатов В.Г.. История государственного управления в России: учебник / В.Г. Игнатов. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 608 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 580 с.

3. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2004. - 416 с.

4.Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: учебник / В.И. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.

5. Щепетев В.И. История государственного управления в России: учебник / В.И. Щепетев. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 512 с.

6. Пихои Р.Г. История государственного управления в России: учебник / Р.Г. Пихои - М.: РАГС, 2001 - 384 с.

7. Моряков В.И. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа / В. И. Моряков // Вопросы истории. - 2002. - №2. - С. 169-173; Крыжановский С.Е. О характере государственного строя в России / С.Е. Крыжановский // Вопросы истории. - №3. - 2008. - C. 3-32; Комисаренко А.И. Российская государственность и административное управление в конце XVII и XVIII в. / А.И. Комисаренко // Государство и право. - № 9. - 2007. - C. 158-165.

8. Исаев И.А. История России: Традиция государственности / И.А. Исаев. - М.: ЮКИС, 1995.- 272 с.

9. Повесть временных лет Библиотека гумер

10. Карамзин Н.М. История государства Российского./ Н.М. Карамзин. Образование, 2005. - 879 с.

11. Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебное пособие / А.А. Тимофеева - Владивосток: ВГУЭС, 2006. - 152 с.

· Что произошло в 1939 году;

(странный оч вопрос..) самое популярное по запросу, это советско-польская война.. но я хз)

 

· Перелом в войне

Курская битва;

 

· Хронология Второй мировой войны;

?????что за???тут же дохера..

 

 

· Причины Холодной войны, определение;

Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

 

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы — победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Противники стремились достичь превосходства именно в области ядерного оружия и в средствах его доставки. Вскоре таким средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы.

· Чем характеризуется период 1945-1953 гг.;

После войны сталинский режим достиг апогея. В годы война укрепилась национальная идея (прежде была идея мировой революции). В связи с усилившимся влиянием Запада началась борьба с «космополитизмом». В1949-1953 гг. произошёл новый виток арестов (дело Еврейского антифашистского комитета, «ленинградское дело», «дело врачей»). В 1952 г. на XIX съезде партии ВКП(б) была переименована в КПСС. Политбюро расширено и получило название Президиума ЦК. К1950 г. в основном было восстановлено на довоенном уровне народное хозяйство. Приоритетным являлся оборонный комплекс. Эксплуатация деревни достигла небывалых масштабов. В1946-1947 гг. имел место голод. В 1947 г. отменены карточки на продукты. В 1946-1947 гг. началась «холодная война» между СССР и США и их союзниками (фултонская речь Черчилля, доктрина Трумэна —сдерживание влияния СССР в мире). СССР насаждал коммунистические режимы в Восточной Европе. При этом социалистическая Югославия не признала главенства СССР, отношения между странами разорваны. В 1949 г. создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран. В 1949 г. был создан НАТО. В 1949 г. западная зона оккупации Германии стала именоваться ФРГ, а советская — ГДР. В 1949 г. у СССР появилось ядерное оружие. В 1950-1953 гг. СССР и Китай поддержали Северную Корею в борьбе с Южной, которую поддерживали США и их союзники. Тема войны нашла отражение в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезде» Э. Казакевича, «Молодой гвардии» А. Фадеева и др. Главное достижение науки — разработки в атомной физике. В 1948 г. подверглась разгрому генетика, объявленная лженаукой. В загоне оказалась кибернетика, что позже сказалось на уровне вычислительной техники.

· Причины кризиса с/х в послевоенный период;

Неэквивалентный товарообмен между городом и деревней

Оккупация некоторых районов, разграблено очень много колхозов

Часть солдат не пожелала возвращаться в деревню

Количество трудоспособных мужчин резко уменьшилось

Засуха

 

· Социально-политическое развитие СССР во второй половине 40-х – 50-х гг.;

(а это не тоже самое?? «Чем характеризуется период 1945-1953 гг.;»)

· С кем из гос. деятелей связывают начало Холодной войны

 

У. Черчилль, И. Сталин

 

· Причины быстрого роста промышленности после войны;

 

Денег много ввалили,вот и всё))не знаю я короче..

· Ценовая политика в начале 50х гг.;

Послевоенная денежная реформа в годы правления И. Сталина предусматривала: обмен старых денег на новые из расчета 10 :1

Реформа носила конфекционный характер, обмен находившихся на руках денег был ограничен с целью уменьшения объема денежной массы.1947 год

Больше не знаю..

 

· Политическая деятельность после войны;


После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Объясняя целесообразность этого решения, Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния советского общества и потому с понятиями «народный комиссар», «комиссариат» пора покончить. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер. В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.

Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и про­рыв "железного занавеса".

Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка" (В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".

Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.

· Оттепель, какие события происходили в этот период (например: строительство ГЭСа, движение по Амурской магистрали);

· Научно-техническое развитие СССР (Хрущев) 1953-64гг;

Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.
Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.