УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1. 13 страница

Отношения Стюартов с Парламентом часто не складывались. Монарх собирал парламент, когда нуждался в нем. И если законодатели сильно отклонялись от предложенной им повестки, король нередко приглашал представителей палат в Уайтхолл, где пространно и раздраженно напоминал депутатам об их «обязанностях» и «ответственностях». Монарх мог наложить на законопроект свое «вето», но уже в предреволюционное время редко прибегал к этому праву.


2. Сравните политику Якова и Карла, какие изменения произошли? Кто из этих монархов вам больше импонирует, почему?

Яков I придерживался мирной внешней политики. В 1604 г. он заключил мирный договор с Мадридом. Договор дал возможность купцам торговать в испании, но рынки испанских колоний в Америке продолжали оставаться для англичан закрытыми.

Карл Стюарт был вынужден распустить парламент, не получив субсидии, потому что депутаты заявили, что парламенту принадлежит «полная власть» определять религию, на что король был не согласен. Одинадцать лет Карл I обходился без парламента. Длительное беспарламентское правление Карла, сомнительные способы получения денег от подданных давали современникам повод подозревать короля в авторитаризме или даже деспотизме.


3. Какие основные проблемы существовали во взаимоотношениях королей и английского парламента в этот период? Назовите не менее трех проблемных вопроса, вокруг которых происходили столкновения, дебаты.

Основные проблемы во взаимоотношениях королей и английскогопарламента:

1) Стюарты считали, что монарх выше закона, но парламент был не согласен.

2) Нетерпимость к религиозному инакомыслию.

3) Несмотря на протесты правительства, депутаты постоянно обсуждали проблемы государства, выступая в защиту «древних вольностей», осуждая злоупотребления и четко определяя границы королевских прерогатив.


4. Почему произошла война с Шотландией? Какую роль она сыграла в подготовке революции? Как, на ваш взгляд, должен был действовать Карл?

Карл нуждался в увеличении финансовых поступлений и распорядился вернуть все земельные пожалования короне и церкви, которые были сделаны от имени шотландских королей с 1540 г. Желание его ввести церковное единообразие в пределах всего острова подтолкнуло пресвитерианских священников и старейшин к объединению. Летом и осенью 1637 г. в Эдинбурге прошли первые народные волнения, сопровождаемые насилием против епископов. Шотландский Тайный совет советовал королю приостановить действие молитвенника,но Карл осталмся непреклонен. Он повелел Тайному совету покинуть Эдинбург, ввести молитвенник и наказать мятежников. К маю 1639 г. началась война с Шотландией. На одном из заседаний комитета Карл впервые высказал мысль о необходимости для продолжения войны созвать английский парламент. Депутатов созвали, чтобы они дали денег для продолжения войны. Но в начале мая Карл не дождавшись субсидий распустил Парламент и продолжил войну.

 

Задание 2. Английская революция 1640-1660 гг.

Оливер Кромвель.

Прочитайте в любом учебнике по истории Нового времени или энциклопедии главу об английской революции, обратите внимание на роль в ней О.Кромвеля.
Прочитайте различные характеристики Кромвеля, данные его современниками – сторонниками, противниками и историками, а также высказывания самого Кромвеля.
«Однажды утром я вошел в палату и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым… лицо было одутловатое и красное, голос – резкий и неприятный, но речь его была полна пыла…» (Филип Уорик, роялист и придворный Карла I)
“Он особенно заботился о наборе в свой отряд религиозных людей. Эти люди обладали большим пониманием, чем обычные солдаты, и поэтому больше представляли важность и последствия войны. Они воевали не ради денег, а во имя того, что считали своей целью, - общественного блага» (проповедник Рой Бакстер о принципах пополнения отряда Кромвеля)
«Многие отряды лорда Манчестера прибывают ко мне в очень плохом и мятежном состоянии… Наличных средств совершенно недостаточно для их содержания. Мои отряды растут… Я прошу не для самого себя. Мои личные средства совершенно незначительны, чтобы помочь моим солдатам. Я надеюсь на Господа. Я готов пожертвовать своей шкурой, так же как и мои солдаты. Положитесь на их терпение, но не злоупотребляйте им» (Из письма Кромвеля в Лондон по поводу содержания войска).
«Человек этот – мудрая и деятельная голова, всеобщий любимец, истово верующий и отважный. Зная его, … большинство солдат поступают к нему на службу» (Отзыв современника, 1643 г)
«Наши победы говорят о расположении к нам всевышнего… Отнесите всю славу Господу, он наша сила, в Нём наша надежда». «Я надеюсь показать себя честным и добросердечным человеком» (Из речей и писем Кромвеля).
«Я полагаю, в эту ночь было предано мечу не менее 2 тысяч человек.100 человек, укрывшихся в колокольне, были сожжены заживо. Около 1000 человек, искавших убежища в самой церкви, были убиты на месте… Я убежден, что это был справедливый приговор Господа этим варварам» (сообщение Кромвеля в Лондон о взятии ирландской крепости Дрогеда в 1649 г.)
«Кромвель… воздвигал, хотя и неправильным образом, основание превосходной системы. Никогда дотоле не пользовались англичане религиозною свободой и свободой прений в таких широких размерах. Никогда национальная честь не поддерживалась с таким достоинством извне, никогда судебная власть не проявлялась так благородно изнутри государства…» «Мы знаем, что хорошая Конституция бесконечно лучше самого лучшего деспота. Но мы подозреваем, что в то время, взаимное ожесточение религиозных и политических партий делало прочное и счастливое устройство почти невозможным. Выбор предстоял не между Кромвелем и свободой, а между Кромвелем и Стюартами».

ЗАДАНИЕ. Опираясь на эти отрывки, составьте характеристику этого политического деятеля. Постарайтесь последовательно отразить сведения о биографии, формирование взглядов, личных качествах, принципах и идеалах, способах достижения целей, интересы какой социальной группы выражал, противоречия во взглядах и деятельности, его роль в истории, ваше отношение к этому деятелю.

 

Задание 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Текст 2. Б. Хегглунд. Общие предпосылки Просвещения.
Если рассматривать понятие Просвещения в широком смысле слова, можно сказать, что на континенте его эпоха совпадает с XVIII веком. В это время происходит всестороннее научное и общекультурное преобразование.
Рассматриваемая эпоха означает прорыв в новое время. Новое мировоззрение начинает оказывать влияние на развитие культурной жизни, выдвигает новые идейные предпосылки. Для того чтобы яснее понять значение этого коренного преобразования, важно по некоторым направлениям сравнить его с прежней традицией и ее основными научными идеями.
Философское мышление претерпевает коренные изменения под влиянием новых обширных философских систем, а также новой академической философии, которая в течение XVIII века приходит
на смену схоластике в немецких университетах (ТОМАЗИЙ, ВОЛЬФ).
Раньше духовный мир, обретающий обобщенное выражение в Боге, «ens supermini», рассматривался как высшая и первичная реальность. Сейчас взгляды обращаются к эмпирическому восприятию чувственного мира в его многообразии. На смену прежней, имеющей объективное направление, философии приходит подчеркивающая полезность вещей практическая жизненная мудрость, главная цель которой — научить человека понимать и подчинять себе окружающий мир, а также достичь счастья во всем мире (так называемая придворная философия).
Прежнее мышление исходило из объекта; метафизика имела целью объективное понимание глубинных связей реальности. Новая философия исходит из субъекта как первичного в познании. Самосознание, внутреннее переживание рассматривается как фундаментальный и наиболее очевидный фактор, непосредственно связанный с мыслящим и чувствующим субъектом. Тем самым задана тенденция к рационалистическому мышлению: есть стремление предложить объяснение мира, исходя из принципов человеческого разума.
Одной из важнейших предпосылок мировоззрения эпохи Просвещения, и тем самым современного мышления, является новое понимание науки. Философия больше не рассматривается
как «ancilla theologiae». Наука освобождается от зависимости от теологии и схоластической метафизики и основывается на наблюдении за опытом и на рациональных принципах. Так (отчасти уже в течение XVII века) вырастает так называемая естественнонаучная система, построенная на представлении о том, что гуманитарное знание, религия и мораль, право и обществоведение могут быть построены на определенных заложенных в разуме принципах, общих для всех людей и всех времен. Это знание разума рассматривается как автономное, не искаженное первородным грехом, но непосредственно и во всех выводах доступное всем.
Вероятно, еще более глубоким было изменение, произошедшее в сфере естественных наук. Началось использование механико-математического метода с большей, нежели прежде опорой на эмпирическое наблюдение.
Новое естествознание влечет за собой изменение картины мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в XVI веке. Земля — больше не центр мироздания; человек в новом мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту Вселенную.
За этой новой картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила человеческого общежития.
Рационалистическое объяснение природы и рационалистическое нравственное учение возникают как последствия нового отношения. Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и
его возможности.
В области правоведения новое направление намечают ГУГО ГРОЦИЙ и САМУИЛ ПУФЕНДОРФ — основоположники современного естественного права. Прежняя протестантская традиция также говорила о естественном праве или естественном законе. Но под ним понимали вложенное в сердце человека при сотворении знание о правильном пути, идея естественного закона рассматривалась в контексте откровения и библейского взгляда на человека. Естественное право эпохи Просвещения эмансипировано. Оно строится на представлении о том, что в человеческом разуме заложены определенные правовые принципы, составляющие общее для всех основание государственного правосудия. Мораль основана на автономном разуме.
Нарушена связь между откровением и естественным законом. Подобное преобразование происходит и в отношении к государству.
Прежняя идея сменяется представлением о секуляризированном государстве, которое
считается основанным по соглашению между людьми (ТОМАС ГОББС). ЕГО целью является «saulus publica», всеобщее благо. Таким образом, новое понимание государства построено на оптимистической вере в разум; человек способен организовать государственную власть таким образом, чтобы она служила
всеобщему благу.
Основной тенденцией богословия эпохи Просвещения является «гуманизация» христианства, его заключение в антропоцентрические рамки. От богословия требуют, чтобы оно могло приносить пользу человеку, а его истины находились бы в гармонии с общепризнанными принципами разума. Преобладают мирские цели: из религии, прежде всего, стремятся извлечь земное счастье и разумную нравственность.

Вопросы:
1. Какой век обычно называют «веком Просвещения»?

«Веком Просвещения» называют эпоху в XVIII веке, которая связана с развитием научной, философской и общественной мысли.
2. Выделите кратко (по одной строчке) три главные идеи эпохи Просвещения.

1) Взгляды обращаются к эмпирическому восприятию чувственного мира.

2) Новое понимание науки.

3) Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и
его возможности.

4) Новое понимание государства построено на оптимистической вере в разум; человек способен организовать государственную власть таким образом, чтобы она служила
всеобщему благу.

5) Основной тенденцией богословия является «Гуманизация» христианства, его заключение в антропоцентрические рамки.

 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Текст 3. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Конгресс, 4 июля 1776 г.
Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к
счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства
становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти,
которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы
под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели
использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом
и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего
короля Великобритании – это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма. Для подтверждения сказанного выше
представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты.
Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага. Он запрещал своим губернаторам проводить неотложные и
чрезвычайно важные законы, если только их действие не откладывалось до получения королевского согласия, но когда они таким способом приостанавливались, он демонстративно оставлял их без всякого внимания.
Он разрешил проводить другие законы, важные для жизни населения обширных округов, только при условии, что оно откажется от права на представительство в легислатуре, то есть от права, бесценного для него и опасного только для тиранов.
Он созывал законодательные органы в непривычных и в неудобных местах, находящихся на большом удалении от места хранения их официальных документов, с единственной целью измором
заставить их согласиться с предлагаемой им политикой.
Он неоднократно распускал палаты представителей, мужественно и твердо противостоявшие его посягательствам на права народа.
Он в течение длительного срока после такого роспуска отказывал в выборах других депутатов, в результате чего законодательные полномочия, которые по своей сути неуничтожаемы, возвращались для их осуществления народу в целом; штат тем временем подвергался всем опасностям, проистекавшим как от внешнего вторжения, так и от внутренних беспорядков.
Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя по этой причине законы о натурализации иностранцев, отказывая в принятии других законов, направленных на поощрение иммиграции, а также
затрудняя выделение новых земельных участков.
Он создавал препятствия для осуществления правосудия, отказываясь давать согласие на принятие законов об организации судебной власти.
Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.
Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Он в мирное время содержал у нас постоянную армию без согласия наших легислатур.
Он стремился превратить военную власть в независимую и более высокую по отношению к гражданской власти.
Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашимизаконами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:
для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;
для освобождения посредством судебных процессов, являющихся таковыми только по видимости, от наказаний военных, совершивших убийства жителей этих штатов;
для прекращения нашей торговли со всеми частями света;
для обложения нас налогами без нашего согласия;
для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;
для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления;
для отмены свободной системы английских законов в соседней провинции путем установления в ней деспотического правления и расширения ее границ таким образом, чтобы она служила
одновременно примером и готовым инструментом для введения такого же абсолютистского правления в наших колониях;
для отзыва предоставленных нам хартий, отмены наших наиболее полезных законов и коренного изменения форм нашего правительства;
для приостановления деятельности наших легислатур и присвоения себе полномочий законодательствовать вместо нас в самых различных случаях.
Он отказался от управления колониями, объявив о лишении нас его защиты и начав против нас войну.
Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни.
Он в настоящий момент посылает к нам большую армию иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять у нас смерть, разорение и установить тиранию, которые уже нашли свое
выражение в фактах жестокости и вероломства, какие едва ли имели место даже в самые варварские времена, и абсолютно недостойны для главы цивилизованной нации.
Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, воевать против своей страны, убивать своих друзей и братьев либо самим погибать от их рук.
Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к
уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения.
В ответ на эти притеснения мы каждый раз подавали петиции, 28 составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав: в ответ на наши повторные петиции следовали лишь
новые несправедливости. Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа.
В равной степени не оставляли мы без внимания и наших британских братьев. Время от времени мы предостерегали их от попыток парламента незаконным образом подчинить нас своей юрисдикции. Мы напоминали им о причинах, в силу которых мы эмигрировали и поселились здесь. Мы взывали к их прирожденному чувству справедливости и великодушию и заклинали их, ради наших общих кровных уз, осудить эти притеснения, которые с неизбежностью должны были привести к разрыву наших связей и общения. Они также оставались глухими к голосу справедливости и общей крови. Поэтому мы вынуждены признать неотвратимость нашего разделения и рассматривать их, как мы рассматриваем и остальную часть человечества, в качестве врагов во время войны, друзей в мирное время.
Поэтому мы, представители соединенных Штатов Америки, собравшись на общий Конгресс, призывая Всевышнего подтвердить честность наших намерений, от имени и по уполномочию доброго
народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости
по отношению к британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов они
полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство. И с твердой
уверенностью в покровительстве Божественного Провидения мы клянемся друг другу поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.

ВОПРОСЫ:
1.Каковы основные причины Войны за Независимость. Чем отличаются причины, указанные в учебниках и монографиях, от причин, выделяемых авторами Декларации.

Основные причины Войны за независмость:

1) Каждая колония хотела сама собирать налоги.

2) Каждая колония хотела сама захватывать и распоряжаться землями на западе.
2. На какие идеи и принципы опираются авторы Декларации? Какую роль в этом сыграло Просвещение.

Идеи и принципы Декларации:

1. Провозглашение Соединенных Штатов Америки;

2. Основные принципы свободы личности;

3. Рабство было сохранено (Джорджия, Каролина).

Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной морали и сенсуалистической эстетики, веротерпимости и свободомыслия.
3. Какова историческая роль Декларации Независимости?

Выдающуюся роль в развитии американской демокра­тии и конституционализма сыграла Декларация независи­мости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрес­сом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний "свободными и независимыми штата­­верной Америки 13 независимых суверенных государств.ми" означало появление на Атлантическом побережье Се

 

Текст 4. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (Энциклопедия "Кирилл и Мефодий")
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 - 99 - крупнейший социальный переворот Нового времени.
Предпосылки и начало революции
Материальные предпосылки революции были связаны с развитием капиталистического уклада в недрах т. н. старого порядка, ее движущие силы были вызваны к жизни противоречиями, сопровождавшими этот процесс. Непосредственной причиной революции стало банкротство государства, оказавшегося не способным расплатиться с чудовищными долгами без отказа от системы архаичных привилегий, основанной на знатности, родовых связях. Безуспешные попытки королевской власти реформировать эту систему усугубили недовольство дворян падением их влияния и посягательствами на их исконные привилегии. В поисках выхода из финансового тупика Людовик XVI вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789), не собиравшихся с 1614. Отказавшись обсуждать частности, 17 июня депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а 23 июня по предложению Мирабо отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске. 9 июля Собрание назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. 14 июля 1789 г. была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.
Конституционная монархия
После взятия Бастилии по стране прокатилась волна "муниципальных революций", в ходе которых создавались новые выборные органы местного управления. Формировалась армия революции национальная гвардия, во главе которой стал Лафайет. Вспыхнули волнения и в деревне: крестьяне жгли замки, уничтожали документы феодального права и сеньориальные архивы. Учредительное собрание на ночном заседании 4 августа, названном "ночью чудес", объявило о "полном уничтожении феодального порядка" и отмене некоторых наиболее одиозных сеньориальных прав. Остальные повинности крестьян подлежали непосильному для них выкупу. Принципы нового гражданского общества были закреплены в "Декларации прав человека и гражданина" (26 августа 1789).
"Декларация" послужила преамбулой к тексту конституции, выработка которого продолжалась до сентября 1791. Конституционные дебаты в Собрании сопровождались принятием декретов, регламентирующих важнейшие стороны жизни Франции. Было утверждено новое территориально-административное деление страны, создавшее современные департаменты. "Гражданское устройство духовенства" выборность церковных служителей, обязательная присяга священников на верность конституции лишило католическую церковь самостоятельной политической роли. Предпринятая для уплаты государственного долга и покрытия текущих расходов продажа т. н. национальных имуществ (конфискованных церковных и эмигрантских земель, а также владений короны), выпуск под их обеспечение ассигнатов, имевших принудительный курс и быстро обесценивавшихся, привели к перераспределению собственности. На первом этапе революции власть оказалась в руках той части дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии к королевской власти и стремилась удовлетворить их любой ценой.
Политическое руководство страной осуществлялось в то время группировкой фейянов. Самым знаменитым из т. н. "патриотических обществ" стал Якобинский клуб. Через разветвленную сеть филиалов в провинции он оказал огромное влияние на политизацию большой части населения. Небывалое значение приобрела журналистика: "Друг народа" Ж. П. Марата, "Папаша Дюшен" Ж. Эбера, "Французский патриот" Ж. П. Бриссо, "Железные уста" Н. Бонвиля, "Деревенские листки" Ж. А. Черутти и другие газеты знакомили читателей со сложной палитрой политической борьбы.
Король, сохранивший статус главы государства, но пребывавший в Париже фактически на правах заложника, 21 июня 1791 пытался вместе с семьей тайно бежать в австрийские Нидерланды, но был опознан и задержан в местечке Варенн. "Вареннский кризис" скомпрометировал конституционную монархию. 17 июля на Марсовом поле в Париже была расстреляна массовая манифестация, требовавшая отречения Людовика XVI. Пытаясь спасти монархию, Собрание позволило королю подписать наконец принятую конституцию и, исчерпав свои полномочия, разошлось. Тот же "Вареннский кризис" послужил сигналом к образованию коалиции европейских держав против революционной Франции.
Жирондисты у власти
В новом Законодательном собрании фейяны были оттеснены на второй план вышедшими из недр Якобинского клуба жирондистами во главе с Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе. С начала 1792 жирондисты приступили к обсуждению мер, подготавливавших отделение церкви от государства. 18 июня и 25 августа Законодательное собрание отменило выкуп феодальных прав, за исключением тех случаев, когда предъявлялись "первоначальные" документы, обуславливавшие передачу земли определенными повинностями. По инициативе жирондистов 20 апреля 1792 Франция объявила войну Австрии, на стороне которой вскоре выступила Пруссия.
Неизбежная для каждой революции разруха, инфляция, рост дороговизны вызывали все больший протест сельского и городского населения. Неудачи первых месяцев войны породили подозрения в измене. Толпа парижских санкюлотов 20 июня 1792 ворвалась в Тюильрийский дворец, но так и не добилась от короля санкции на декреты о высылке неприсягнувших священников и о создании в окрестностях Парижа военного лагеря для спасения столицы от австрийской и прусской армий.
В июле Законодательное собрание объявило отечество в опасности. В революционную армию хлынул поток добровольцев. 10 августа парижские секции, территориальные низовые объединения, опираясь на поддержку провинции, возглавили восстание. Свержение монархии стало вершиной политического успеха жирондистов.
21 сентября 1792 законодательная власть перешла к Конвенту, в котором с жирондистами соперничали монтаньяры во главе с М. Робеспьером. Сторонники последнего еще во времена Учредительного собрания усаживались в зале заседаний на самые верхние скамьи, за что и получили прозвище Горы.
Начавшееся сразу вслед за восстанием 10 августа 1792 выступление прусско-австрийских войск вызвало новый национальный подъем, одновременно спровоцировав очередные слухи о заговоре в тылу. Массовые избиения заключенных в парижских тюрьмах в начале сентября 1792 стали предвестником грядущего террора. 20 сентября под Вальми (к западу от Вердена) французская революционная армия одержала свою первую победу. 6 ноября при Жемапе Дюмурье разбил австрийцев и занял Бельгию. Однако война требовала все новых сил. Призыв в армию 300 тыс. человек, декретированный Конвентом в феврале 1793, вызвал недовольство в ряде департаментов и послужил поводом к началу Вандеи, кровопролитной крестьянской войны на западе Франции, а также к восстаниям на юго-востоке, в Тулоне и Марселе.
Якобинская диктатура
Экономический кризис, массовые беспорядки, разраставшееся восстание крестьян Вандеи, поражение при Неервиндене (18 марта 1793) связанного с жирондистами Дюмурье и его переход на сторону врага предопределили падение этой партии и гибель ее вождей. Переход власти к монтаньярам в результате очередного восстания парижан 31 мая 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789. Победе монтаньяров в национальном масштабе предшествовала их победа над своими оппонентами в Якобинском клубе; поэтому установленный ими режим получил название Якобинской диктатуры.
В условиях внешней и внутренней войны якобинское правительство пошло на самые крайние меры. Еще до прихода к власти монтаньяры добились казни короля: 21 января 1793 Людовик XVI был гильотинирован в Париже на площади Революции, ныне площади Согласия. По аграрному законодательству якобинцев (июнь-июль 1793) крестьянам передавались общинные и эмигрантские земли для раздела; полностью без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В сентябре 1793 правительство установило всеобщий максимум верхнюю границу цен на продукты потребления и заработную плату рабочих. Максимум отвечал чаяниям бедноты; однако он был весьма выгоден и крупным торговцам, сказочно богатевшим на оптовых поставках, ибо разорял их конкурентов мелких лавочников.
Якобинцы продолжали наступление на католическую церковь и ввели республиканский календарь. В 1793 была принята конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право, однако реализация этого принципа была отложена до лучших времен из-за критического положения республики. Якобинская диктатура, успешно использовавшая инициативу социальных низов, продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан все подвергалось строгой регламентации. Однако это не приостановило дальнейшего углубления экономического и социального кризиса. В сентябре 1793 Конвент "поставил террор на повестку дня".
Высший орган исполнительной власти Якобинской диктатуры Комитет общественного спасения разослал своих представителей по всем департаментам, наделив их чрезвычайными полномочиями. Начав с тех, кто надеялся воскресить старый порядок или просто напоминал о нем, якобинский террор не пощадил и таких знаменитых революционеров, как Ж. Ж. Дантон и К. Демулен. Сосредоточение власти в руках Робеспьера сопровождалось полной изоляцией, вызванной массовыми казнями. Решающая победа генерала Ж. Б. Журдана 26 июня 1794 при Флерюсе (Бельгия) над австрийцами дала гарантии неприкосновенности новой собственности, задачи Якобинской диктатуры были исчерпаны и необходимость в ней отпала. Переворот 27-28 июля (9 термидора) 1794 отправил Робеспьера и его ближайших сподвижников под нож гильотины.
Термидорианский переворот и Директория
В сентябре 1794 впервые в истории Франции был принят декрет об отделении церкви от государства. Не прекращались конфискации и распродажи эмигрантских имуществ. Летом 1795 республиканская армия генерала Л. Гоша разгромила силы мятежников шуанов и роялистов, высадившихся с английских кораблей на полуострове Киберон (Бретань). 5 октября (13 вандемьера) 1795 республиканские войска Наполеона Бонапарта подавили роялистский мятеж в Париже. Однако в политике сменявшихся у власти группировок (термидорианцы, директория) все больший размах приобретала борьба с народными массами. Были подавлены народные восстания в Париже 1 апреля и 20-23 мая 1795 (12-13 жерминаля и 1-4 прериаля). Широкомасштабная внешняя агрессия (Наполеоновские войны в Италии, Египте и т. д.) защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации старого порядка, и от нового подъема революционного движения. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799 установлением "твердой власти" диктатуры Наполеона.
ВОПРОСЫ:
1. Выделите основные этапы революции: 1) хронологические рамки – название (краткая характеристика), 2-3 главных события (назвать)