УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1. 10 страница


ЗАДАНИЕ N 32
Тема: Россия и мир в первой половине XX века
Союзницей России в Первой мировой войне была …

 

    Великобритания


ЗАДАНИЕ N 33
Тема: Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг.
Обвинение в адрес Н. С. Хрущева за проведение непродуманных мероприятий на основе произвольных решений получило название …

 

    волюнтаризма

 

 


ЗАДАНИЕ N 34
Тема: Внутренняя политика СССР в 1964-1985 гг.
В незавершенности экономических реформ середины 1960-х гг. определенную роль сыграл(-а) …

 

    политический монополизм партийно-государственных органов
       
       
       

 

 


ЗАДАНИЕ N 35
Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг.
Одной из причин обострения международной напряженности в конце 1970-х гг. явился(-ось) …

 

    усиление гонки вооружений
       
       
       

 


ЗАДАНИЕ N 36
Тема: СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Внутренняя и внешняя политика современной России
С деятельностью В.В. Путина как Президента России в 2000–2008 гг. связано …

 

    создание федеральных округов
       
       
       

 

 


ЗАДАНИЕ N 37
Тема: Россия и мир во второй половине XX - начале XXI века
Совместный экспериментальный полет советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон» состоялся в июле _____ года.

 

   
       
       
       

 

 


ЗАДАНИЕ N 38
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из Повести о стоянии на Угре:
«Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, стали они на Угре и заняли броды и перевозы. А сам же князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству…».

В тексте идет речь о великом князе …

 

    Иване III

 

 


ЗАДАНИЕ N 39
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из Повести о стоянии на Угре:
«Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, стали они на Угре и заняли броды и перевозы. А сам же князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству…».

Событие, вошедшее в историю как «Стояние на Угре», произошло в ____ году.

 

 

Ответ:1480

 


ЗАДАНИЕ N 40
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До наших дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X–XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

Софийский собор в Киеве был построен в правление князя …

 

    Ярослава Мудрого

 

 


ЗАДАНИЕ N 41
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До наших дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X–XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

Характерными элементами убранства древнерусских храмов были …

 

    фрески
    мозаики
       
       

 

 


ЗАДАНИЕ N 42
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 1
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».

Установите соответствие между названиями международных договоров, соглашений и территориями, вошедшими в состав России в соответствии с ними.

 

 
 
 
 

Ответ: III

 


ЗАДАНИЕ N 43
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 2
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».


Фамилия русского дипломата и писателя, принимавшего участие в выработке условий выгодного для России Туркманчайского мирного договора, – …

 

 
Ответ Грибоедов

 


ЗАДАНИЕ N 44
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 3
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».


По условиям подписанного в 1828 г. Туркманчайского мирного договора …

 

    к России отходила Восточная Армения
    на Персию налагалась контрибуция

 

 

Многие основатели американской психологии интересовались религией, исповедовали религию и были заинтересованы в применении научных принципов для её изучения. В их число входили основатели психологии религии: Уильям Джеймс (1842—1910) из Гарварда и Г. Стэнли Холл (1844—1924) из Университета Кларка. Работу Джеймса и Холла в дальнейшем продолжили Эдвин Старбак (1866—1947) и Джеймс Лейба (1868—1946), которых иногда называют «школой религиозной психологии Кларка», хотя Старбак тесно сотрудничал с Джеймсом и разделял многие его взгляды. Основной интерес у этих ранних исследователей вызывали два вопроса: религиозный опыт и религиозное развитие.

[править]Уильям Джеймс

Уильям Джеймс был президентом-основателем Американской психологической ассоциации и одним из наиболее выдающихся американских психологов и философов. Первоначально он обучался в Гарварде медицине, но в дальнейшем посвятил себя психологии и стал первым американским профессором по данной дисциплине. В 1890-м году Джеймс написал самую важную и по сию пору работу по данной дисциплине под названием «Принципы психологии»[10]. Именно Джеймс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в США, независимой от медицины и философии[11]. В зрелом возрасте он проявил большой интерес к философским и религиозным вопросам, а также к парапсихологическим исследованиям. В 1902 году его джиффордские лекции[ru] по естественной теологии[ru], прочитанные в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901—1902 гг., были изданы под названием Многообразие религиозного опыта. Эта работа стала классикой в психологии религии.

[править]Школа Кларка

[править]Г. Стэнли Холл и реинтерпретация христианства

Грэнвилл Стэнли Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка[ru]. Он также был одним из первых прикладных психологов и сторонником генетической психологии, согласно которой развитие индивида представляет собой повторение этапов развития человеческого рода. Холл полагал, чтодарвинизм и критические исследования библейских текстов сделали невозможным для любого просвещённого человека исповедовать традиционную христианскую веру, но, несмотря на это, христианская религия содержит в себе заслуживающие внимания истины. Он считал, что с использованием генетической психологии и светских идей можно реформировать христианство, сохранив содержащиеся в нём ключевые психологические положения и отвергнув веру в сверхъестественное.

Интерес Холла к религии выразился в создании им Школы религиозной психологии Кларка. В 1917 году была опубликована книга Холла под названием «Иисус Христос в свете психологии» («Jesus the Christ in the Light of Psychology»), в которой он попытался применить принципы психоанализа для объяснения христианства как «чисто психологического проекта». Холл верил в существование жизненной силы, называемой «Душа человечества» («Mansoul»), которая представляет собой высочайшую сущность человечества и содержит в себе потенциал для нашего развития. Цель эволюции состоит в нашем отказе от собственной индивидуальности в пользу расового сознания, которое, по его мнению, и есть подлинный бог. Иисус Христос, по Холлу, является выразителем добродетели в человеческой природе и примером тех возможностей, какие человеческая раса может достичь в ходе эволюции. Согласно воззрениям Холла, Иисус Христос предложил разновидность психотерапии, предназначенной для избавления нас от чувства вины и страха. Его взгляды на Иисуса Христа как на своего рода «сверхчеловека» не получили одобрения со стороны церкви[12].

[править]Джеймс Лейба и победа науки над религией

Джеймс Лейба приехал в США из Швейцарии и учился вместе с Холлом. Ещё до начала своей профессиональной деятельности Лейба отказался от религиозных убеждений и стал яростным критиком традиционной религии, хотя духовность он при этом рассматривал положительно. В 1921 году Лейба провёл знаменитое исследование религиозных взглядов среди учёных, которое показало более низкий уровень религиозности среди выдающихся деятелей науки по сравнению с малоизвестными учёными. На основании этого исследования Лейба сделал вывод, что неверие в личного Бога и в личное бессмертие прямо пропорционально способности к достижению успеха в науке. Последующие исследования, проводившиеся другими специалистами, подтвердили, что в XX веке среди ведущих учёных наблюдалась тенденция к снижению приверженности религиям и к увеличению безразличия к религиозным вопросам либо неверия[13].

Лейба был согласен с Холлом в том, что традиционное христианство более неприемлемо, и что психология может помочь в формировании некой альтернативы ему. Он считал, что любой религиозный опыт и религиозные потребности можно объяснить на чисто психологической основе с использованием биологической и эволюционной теории, а также понимания нормальных мыслительных процессов. По этой причине религия должна изучаться экспертами в области психологии, а не религиозными адептами и теологами, которых он считал несведущими. Согласно взглядам Лейбы, серьёзная теология должна использовать научные методы и стать частью психологической науки, что обеспечит быстрое духовное развитие. Лейба отстаивал идею метафизического, безличностного бога, называемого «бесцельной Творческой Силой» («non-purposive Creative Force»), которая, по его мнению, может стать основой для реконструированной религии и морали.

Взгляды Лейбы подверглись критике со стороны некоторых христианских мыслителей, которые обвинили его в необъективности и выходе за рамки психологической науки для отстаивания личных атеистических убеждений. Так, бельгийский иезуитский психолог Жозеф Маршал[ru] указал на редукционистский подход Лейбы при рассмотрении им мистического опыта как психопатологического или сексуального по своему происхождению явления. По мнению Маршала, Лейба просто взял за исходную точку свои воззрения и произвольно интерпретировал данные для подтверждения собственных взглядов. Школа Кларка не получила развития в дальнейшем. К началу третьего десятилетия XX века доминирующими парадигмами в психологии стали бихевиоризм и позитивизм, и эта школа была маргинализирована в академической психологии. Однако недавно появилась новая версия этого направления, использующая эволюционный подход в психологии религии[13].

[править]В Европе

Развитие психологии религии в Европе в течение XX века имело как параллели, так и расхождения в сравнении с США. Основное сходство состоит в высоком интересе к феноменологии и религиозному опыту, который можно проследить в работах, написанных в начале XX века такими германскими авторами как Фридрих фон Хюгель, Рудольф Отто,Фридрих Хайлер, а также бельгийскими авторами Жозефом Маршалом[ru] и Антуаном Верготом[ru]. Расхождения отражают различия в интеллектуальной и культурной атмосфере в Европе и США. В Европе психология не столь сильно изолирована от философии и теологии, как в США, поэтому европейские психологи в среднем лучше американских знакомы с этими дисциплинами. Помимо этого, население Европы менее религиозно, чем население США, вследствие чего психологи религии в Европе имеют несколько иной объект для изучения, что зачастую ведёт их к формулированию иных вопросов и построению иных выводов.

Кроме того, в европейских академических кругах существуют различия между национальными традициями. Германские авторы часто занимают должности на кафедрах теологии или религиоведения и изучают азиатские религиозные традиции наподобие индуизма и буддизма. Во Франции психология религии находится под сильным влиянием психоаналитических идей Зигмунда Фрейда и французского психоаналитика Жака Лакана, а также под влиянием марксистского подхода к антропологии и социологии. Британская психология религии имеет очень много общего с североамериканской и оказывает на неё заметное воздействие. Так, британская психоаналитическая школа объектных отношений сыграла в развитии психологии религии в США гораздо более значительную роль, чем французская школа Лакана[13].

[править]Психодинамические подходы

[править]Зигмунд Фрейд

В 1901 году малоизвестный в то время медик Зигмунд Фрейд опубликовал свой труд под названием «Психопатология повседневной жизни», который положил начало распространению его взглядов по всему миру. Фрейд стал основателем психоаналитической психологии и высказался по множеству вопросов, включая религию. Фрейд боготворил науку и полагал, что религиозное мировоззрение должно быть вытеснено научным[14]. В целом Фрейд рассматривал религию как нечто, что порождает иллюзии и уводит людей от реальности. Подробно его взгляды по этому поводу изложены в изданной в 1927 году книге «Будущее одной иллюзии». Несмотря на критическое отношение Фрейда к религии, известные теологи XX века Пауль Тиллих и Рейнгольд Нибур благожелательно отнеслись к его работе. Также как и Фрейд, они отдавали себе отчёт в том, что религия способна порождать иллюзии, и рассчитывали на то, что психодинамический подход поможет пониманию человеческого поведения и поспособствует пастырской деятельности. Психоанализ оказал существенное воздействие на католических авторов, в особенности на европейских — таких как Антуан Вергот[ru].

[править]Эрих Фромм

Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным, но при этом он живо ей интересовался, ежедневно медитировал и регулярно читал мистическую литературу, уделяя особое внимание дзэн-буддизму и трактатам средневекового христианского мистика Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности. По его мнению, подчинение высшему авторитету в авторитарной религии ведёт к ненависти, нетерпимости и подавлению человеческого разума. Вместо авторитарной религии следует принять гуманистическую религию, концентрирующуюся на человеке и его силе, так что Бог в ней понимался бы как символ человеческой мощи, на который должен ориентироваться человек. Примерами приемлемых гуманистических религий Фромм считал философиюСпинозы, ряд направлений в буддизме, учение Христа и мистическое христианство. Однако религия, проповедующая веру в существование Бога и неверие в собственные силы, должна быть отринута. Эта точка зрения близка взглядам рационального психолога и атеиста Альберта Эллиса, считавшего религию психическим заболеванием, которое возникло из-за поощрения подчинённого положения и иррациональных идей.

Вслед за Фрейдом Фромм негативно оценивал социальную роль религии, указывая на её использование в целях инфантильного подчинения общества властям. При этом Фромм был столь же пессимистичен по отношению к нынешним альтернативам. Он полагал, что современное общество, избавившись от тоталитарной власти церкви, породило самодовольных, отчуждённых, подобных автоматам людей, которые поглощены потреблением и погоней за исполнением своих желаний. По мнению Фромма, западному обществу следует отказаться от материализма и подняться до уровня, где решающую роль в жизни людей будут играть духовные ценности. Дзэн-буддизм привлекал Фромма именно своей анти-авторитарностью. Он подружился с японским учёным Дайсэцу Судзуки, который был одним из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма в США и Европе, и посещал его лекции. В 1957 году Фромм организовал конференцию в Мехико, в которой участвовали Судзуки и группа психоаналитиков. Эта конференция стала важной вехой в диалоге между психоанализом и буддизмом, активно продолжающимся и по сей день[13].

[править]Гуманистический и трансперсональный подходы

После заката Школы религиозной психологии Кларка диалог между психологией и религией в США вне рамок психоанализа практически прекратился. В 1960-х годах ситуация изменилась благодаря двум новым веяниям: возникновению гуманистической психологии и применению психологии личности для исследования религии. Гуманистическая психологиявозникла как «третья сила» в американской психология наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Три наиболее заметных основателя гуманистической психологии — Карл Роджерс (1902—1987), Ролло Мэй (1909—1994) и Абрахам Маслоу (1908—1970). Из них самым дружественным по отношению к религии был Мэй, но в наибольшей степени усилению диалога между психологией и религией способствовал Роджерс. Маслоу в данном контексте важен потому, что он привлёк внимание к религиозным вопросам и стал центральной фигурой в создании трансперсональной психологии, которая обеспечила диалог между психологией и некоторыми азиатскими религиозными традициями.

[править]Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу получил широкую известность благодаря своей теории мотивации личности. Согласно этой теории, после удовлетворения основных потребностей (в еде, безопасности и т. д.) у человека появляются более высокие потребности, из которых последней ступенью выступает потребность в самоактуализации. В своих ранних работах Маслоу негативно отзывался о религии. Он был членом Американской гуманистической ассоциации, которая пропагандировала атеизм. Однако в конце жизни Маслоу смягчил свою позицию в отношении религии и признал способность по-настоящему религиозного человека использовать свою веру для построения системы подлинных ценностей. В своих исследованиях Маслоу пришёл к выводу о том, что ключевой характеристикой самоактуализирующихся личностей являются так называемые «пиковые переживания». По его мнению, религиозный или мистический опыт является одной из разновидностей пиковых переживаний и частью человеческой природы. По этой причине мистический опыт может быть объяснён без привлечения теологических концепций. Кроме того, Маслоу полагал, что вследствие однородности пиковых переживаний во всех видах религиозного опыта ядро всех религий идентично, а потому расхождения между религиями можно спокойно игнорировать. Последнее положение весьма спорно с точки зрения современных исследований в области психологии религии.

[править]Трансперсональная психология

Развивая свои идеи о самоактуализации и пиковых переживаниях, Абрахам Маслоу пришёл к выводу о необходимости выхода человеческого потенциала за рамки личности и в конце 1960-х годов вместе с группой единомышленников основал новое направление в психологии — трансперсональную психологию. При использовании данного подхода исследователи в области психологии религии придерживаются следующих трёх допущений[13]:

1. высшие уровни человеческого функционирования и потенциала в наибольшей степени проявляются в нашей способности достичь более продвинутых ступеней человеческого сознания;

2. хотя религии содержат в себе трансперсональные элементы, они также включают специфические особенности, обусловленные культурными различиями, не связанными с трансперсональными переживаниями. Это воззрение иногда называется вечной философией, суть которой сводится к тезису о едином ядре всех религий мира;

3. люди не используют свой потенциал, который может быть раскрыт и развит при надлежащих усилиях и исследованиях.

Хотя базовые концепции, объединяющие трансперсональное движение, достаточно просты, на практике исследования в области трансперсональной психологии затрагивают обширный спектр феноменов, относящихся к сознанию, включая мистический опыт, трансцендентный опыт, а также парапсихологический опыт. Трансперсональные переживания могут носить мистический характер, при этом весьма разнообразный[15]. Предметом исследований в трансперсональной психологии также выступают техники изменения сознания, такие как медитация и использование энтеогенов.

Трансперсональная психология (ТП) подвергается критике со стороны ряда учёных. Так, Р. Дж. Нерио считает, что начальные допущения и методы доказательств ТП включают метафизические положения.[16] Трансперсональная психология подверглась критике со стороны ряда учёных[13]. Например, Дж. Б. Рубин отметил, что, сделав свой вклад в изучение нехристианских религиозных систем, она впала в другую крайность: востокоцентризм, который выражается в романтизации трансперсональными психологами идей, заимствованных из восточных учений[17][18] (хотя в некоторых работах трансперсональных психологов рассматривается и христианский мистицизм[19]). Кроме того, трансперсональные психологи отдают предпочтение рассмотрению азиатских религиозных традиций с минимальным теистическим содержанием (таких как дзэн-буддизм), и часто игнорируют версии тех же самых религиозных традиций с более выраженным теистическим уклоном (таких как буддизм Чистой Земли), тем самым проявляя небеспристрастность[13].