УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1. 4 страница

Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, т.к. почти не изменился порядок экспортно-импортных операций - контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.

Этот период характеризуется организационно-правовым развитием системы таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии нормативных актов, определявших их правовой статус и порядок деятельности (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР)

Происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом:

♦ отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, преобразованы в управления ГУГТК;
♦ увеличилась сеть местных таможенных учреждений.

Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного таможенного контроля.

Во-вторых, и после 1989 г., когда произошел переход к новым формам управления внешней торговлей, из-за недостаточно последовательной реформы внутреннего хозяйства юридически закрепленные функции таможенных органов носили декларативный характер, а новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал.

B-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. ТК 1964 г. перестал соответствовать существующим реалиям. Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового ТК и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

Во главе таможенной системы стояло ГУГТК при СМ СССР - центральный таможенный орган. Положение о ГУГТК, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. Оно отвечало за

♦ таможенный контроль, ♦ эффективное применение тамож. тарифа, ♦ борьбу с контрабандой и нарушениями тамож. правил.

ГУГТК было обязано:

♦ разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государст. тамож. контроля;
♦ устанавливать в соответствии с ТК и иными актами законодательства порядок пропуска предметов через государственную границу, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций;
♦ разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями тамож. правил;
♦ участвовать в разработке таможенного тарифа на товары;
♦ утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления.

ГУГТК имело право:

♦ участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение;
♦ разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле;
♦ создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения и др.

Основными структурными единицами ГУГТК были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали:

♦ Управление организации таможенного контроля,
♦ Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил,
♦ Техническое управление, ♦ Управление кадров и учебных заведений,
♦ Управление таможенного права, ♦ Управление таможенной политики и внешних связей,
♦ Экономическое управление,
♦ Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами.

ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений

♦ Управление делами, ♦ Управление материально-технического снабжения и социального развития, ♦ Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов

Наряду с функциональным принципом определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный. На его основе происходило распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных структур, было Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г. Таможни и таможенные посты

по их дислокации делились на пограничные и внутренние;
по специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты).

Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам. Поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.

Напр., Иркутская и Керченская таможни их вообще не имели. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95. (Организационное, правовое и экономическое обеспечение выхода предприятий, организаций и производственных кооперативов СССР на внешний рынок. М., 1990. С. 132)

В это время ясно наметился переход от территориального принципа построения местных таможенных структур к созданию сети таможен по федеративному принципу, ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские.

Так, Тбилисская таможня преобразована в Грузинскую республиканскую. В республиканскую преобразовали и Дальневосточную таможню, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить их от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могло за свой счет вызвать сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.

Порядок создания досмотровых комиссийиназначениятаможенных уполномоченных утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. Комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями т/органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий они были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, эта практика не получила распространения и с введением Таможенного кодекса 1991 г. была прекращена.

Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 г. новогоТКиЗакона СССР "О таможенном тарифе". Эти документы существенно изменили организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и ТК, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений.

Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось. Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

В связи с образованием СНГ возникли и проблемы таможенного сотрудничества входящих в него государств. Правовые основы этого сотрудничества были заложены в Минских и Алма-Атинских соглашениях и развивались в Соглашении между членами СНГ от 13 марта 1992 г. Они, безусловно, стали важным шагом в укреплении таможенного сотрудничества.

Глубокий кризис, последующий крах партийно-советской системы управления и стремительный переход России к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли обновление механизма правового регулирования ВЭД, в т.ч. и таможенного дела.

Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР "О деятельности таможенной службы на территории РСФСР" от 25 августа 1991 г. Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. создается центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет (ГТК). Однако в то время Россия входила в состав СССР и надо было решать, какой статус приобретет новый государственный орган. В Указе устанавливалось, что председатель ГТК РСФСР является по должности первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР. В течение последующих 2-х месяцев российский ГТК реально не приступил к практической деятельности, а союзный Таможенный комитет продолжал осуществлять свои функции. Компетенция российского и союзного таможенных ведомств разграничена не была, что порождало неясности и сложности в их взаимоотношениях.

Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР стал Указ Президента "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г. В соответствии с ним таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. По Указу Президента России "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" от 30 сентября 1992 г. ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовывал систему органов межотраслевого регулирования.

С подписанием в декабре 1991 г. Минского соглашения прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на российской территории, перешли под полную юрисдикцию России.

Непременное условие существования целостного государства - единство внутреннего рынка, свободное перемещение внутри страны товаров, капиталов. Однако ввиду отказа центральной власти России от жесткой регламентации этих и других вопросов и повышения роли местных органов власти в некоторых областях и городах были приняты решения о запрете вывоза за пределы данных административно-территориальных единиц некоторых видов товаров и об организации досмотра транспортных средств, почтовых отправлений, багажа пассажиров. Чтобы приостановить этот опасный процесс, Президент РСФСР издал Указ "О едином экономическом пространстве РСФСР" от 12 декабря 1991 г. Органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Все акты и решения, незаконно ограничивающие это движение, признаны недействительными и подлежали отмене. Принцип свободного перемещения товаров на территории России еще раз подтвержден Указом Президента РФ "О свободе торговли" от 29 января 1992 г. Этот Указ запрещал произвольно задерживать и изымать перевозимые грузы по решению местных органов.

Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. Правительству предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 г., а также разработать порядок налогообложения экспортно-импортных операций и размеры ставок соответствующего налога и таможенных тарифов. Одновременно появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары.

Постановления Правительства РФ "О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации" от 31.12.1991 г. №91 и "О таможенных пошлинах на импортные товары" от 15 января 1992 г. носили временный характер и действовали до введения общего тамож. тарифа.

Завершающей вехой этого этапа развития таможенного законодательства в России стало принятие ТК РФ и Закона о таможенном тарифе 1993 г.,а также многочисленных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный этап развития таможенного дела и формирования таможенного права в РФ.

Хозяйственная и внешнеэкономическая деятельность в новой России развивалась быстрыми темпами, и уже через несколько лет стало ясно - Кодекс заметно устарел. Практические проблемы развития экономики и внешней торговли России, дальнейшее развитие правовой базы, отставание таможенного законодательства от существенно обновившегося в целом федерального законодательства вызвали потребность в разработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которая была принята 28 мая 2003 г. вступила в силу с 1 января 2004 г.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Государственный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Интегративные процессы внешнеторговых связей различных стран привели к тому, что 27 ноября 2009 г. в Минске в рамках саммита ЕврАзЭС были приняты решения по формированию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации и подписаны соответствующие документы. Главы государств договорились о введении с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа, а с 1 июля 2011 г. - единой таможенной территории Таможенного союза. 6.07.2011 г. принят Таможенный кодекс Таможенного союза, который дал начало нового этапа развития в сфере таможенного дела.

 


Хронология основных социально-экономических событий в России конца IX в. - начало XXI в.[8]

 

1653, 25 октября - Принятие царем Алексеем Михайловичем указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и вгородах, с показанием поскольку взято и с каких товаров» (Торговый устав)

1667, 22 апреля - Принятие царем Алексеем Михайловичем Новоторгового устава (Новоуказные торговые статьи 7175)

1699, 20 декабря – Введение нового летоисчисления (с 1 января 1700 г.)

1708 - Учреждение восьми губерний во Всероссийском государстве («губернская реформа»)

1711, 22 февраля -Принятие именного указа «Об учреждении Правительствующего Сената»

1711, 12 марта -Принятие указа Правительствующего Сената «О фискалах»

1714 -Распоряжение Петра I о публикации указов, принятие указа «О единонаследии»

1720, 27 февраля - Принятие Генерального регламента

1721 - Учреждение «Святейшего Правительствующего Синода»

1721, 22 октября - Принятие Петром I титула «император»; провозглашение Российской империи

1721, 5 ноября -Основание именным указом Сенатской типографии Принятие «Табели о рангах»

1722, 24 января 1726, 8 февраля -Учреждение именным указом Верховного тайного совета

1730, 4 марта - Восстановление Правительствующего Сената манифестом Анны Ивановны

1731, 24 марта -Учреждение Тайной канцелярии розыскных дел

1731, 18 октября - Учреждение Кабинета министров (Кабинета Ее Императорского Величества)

1735, 9 июня - Принятие именного указа о наделении Кабинета министров полномочиями законодательного органа (указы трех кабинет-министров приравнивались к именным указам)

1741, 28 января -Принятие указа, которым Кабинет министров разделялся на департаменты (как и Сенат)

1741, 12 декабря - Образование именным указом четырех учреждений: Правительствующего Сената, прокуратуры, Управления иностранных дел, Кабинета

1753, 20 декабря -Принятие Высочайшим манифестом тарифа, которым отменялись внутренние таможенные пошлины

1762, 21 февраля - Ликвидация Тайной канцелярии розыскных дел и соответственно уничтожение знаменитого «слова и дела», просуществовавшего на Руси около двух столетий

1775 - Издание Манифеста о свободе предпринимательства

1775, 7 ноября - Принятие «Учреждения для управления губерний», начало губернской реформы

1782, 8 апреля -Принятие «Устава благочиния»

1802, 8 октября - Издание манифеста «Об учреждении министерств». Из восьми образованных министерств возглавлявший министерство юстиции министр одновременно являлся генерал-прокурором

1809 - Составление Сперанским М.М. «Введения к Уложению государственных законов»; начало выхода официального издания - «Сенатские Ведомости», в которых публиковались (на русском и немецком языках) подлежащие обнародованию узаконения и распоряжения правительства

1810 -Учреждение Государственного Совета

1811 - Принятие манифеста «Об общем учреждении министерств»

1812 1822-1843 - Учреждение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

1825, 14 декабря - Деятельность министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина

1826, 6 декабря - Восстание декабристов в г. Санкт-Петербурге

1826 - Учреждение Особого комитета (осуществлял деятельность до 9 марта 1832 г.)

1830 - Создание IIIотделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

1832 - Издание I Полного собрания законов Российской империи

1835, 1 января - Первое издание Свода законов Российской империи

1838, 16 февраля - Вступление в обязательную силу Свода законов Российской империи

1842 - Разделение официального издания «Сенатские ведомости» на «Собрание сенатских указов по обнародованию узаконений и распоряжений правительства» и «Сенатские Ведомости»

1845, 2 января - Второе издание Свода законов Российской империи Утверждение «Учреждения губернских правлений»

1845, 15 августа - Принятие «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»

1857 - Третье издание Свода законов Российской империи

1861, 19 февраля - Принятие Манифеста об освобождении крестьян из крепостной зависимости; учреждение Главного комитета об устройстве сельского состояния; начало крестьянской реформы

1863 - Преобразования официального издания «Собрание сенатских указов по обнародованию узаконений и распоряжений правительства» в «Собрание узаконений и распоряжений правительства», в котором публиковались все законы, Высочайшие указы и повеления, международные акты, определения Сената и другие правовые акты

1863, 17 апреля - Отмена телесных наказаний

1864, 20 ноября - Введение в действие судебных уставов: Учреждения судебных установлений; Устава уголовного судопроизводства; Устава гражданского судопроизводства; Устава о наказания, налагаемых мировыми судьями

1890 - Образование Международного союза для публикации таможенных тарифов как первой международной таможенной организации

1902 - Разделение официального издания «Собрание узаконений и распоряжений правительства» на два отдела

1904, 12 декабря - Издание указа «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка»

1905, 17 октября - Принятие Николаем II Манифеста о гражданских свободах и о предоставлении Государственной Думе законодательных и контрольных полномочий

1906, 23 апреля -Принятие Основных государственных законов Российской империи

1917, 2 марта - Образование Временного правительства во главе с Львовым Г.Е.; подписание Николаем II Акта об отречении от престола в пользу брата Великого князя Михаила Александровича

1917, 1 сентября - Принятие постановления Временного правительства «О провозглашении России республикой»

1917, 26 октября - Принятие II Всероссийским съездом Советов постановления «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»

1918, 10 июля -Принятие V Всероссийским съездом Советов Конституции (Основного закона) РСФСР

1922, 14 февраля -Принятие первого послереволюционного тарифа

1922, 30 декабря - Утверждение I Всероссийским съездом Советов Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик

1924, 31 января - Утверждение II Всероссийским Съездом Советов СССР Основного закона (Конституции) СССР

1924, 12 декабря - Принятие Президиумом ЦИК СССР постановления «О введении в действие Таможенного устава Союза ССР»

1925, 11 мая -Принятие Конституции РСФСР

1928, 19 декабря - Принятие ЦИК и СНК СССР постановления «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР»

1934 - Вступление СССР в Лигу наций

1936, 5 декабря - Утверждение VIIIЧрезвычайным съездом Советов Конституции (Основного закона) СССР

1937, 21 января - Принятие Чрезвычайным съездом Советов РСФСР Конституции РСФСР

1939, 1 сентября - Начало Второй мировой войны

1941, 22 июня -Начало Великой Отечественной войны

1945, 8 мая - Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии; окончание Великой Отечественной войны

1945, 26 июня - Подписание Устава Организации Объединенных Наций

1945, 2 сентября – Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии; окончание Второй мировой войны

1946, 19 марта -Переименование народных комиссариатов в министерства

1947, 30 октября -Подписание представителями 23 государств Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ)

1946, 1 января -Вступление в юридическую силу Генерального соглашения о торговле и тарифах (ГАТТ)

1948, 10 декабря -Принятие Всеобщей декларации прав человека

1949, январь - Создание Совета экономической взаимопомощи

1950, 15 декабря - Принятие Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества (СТС)

1952, 4 ноября - Вступление в юридическую силу Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества (СТС)

1957- Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС)

1964, 5 мая - Принятие Указа ПВС СССР «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР»

1964, 1 июля -Введение в действие Таможенного кодекса СССР

1967 - Реорганизация Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в Европейское сообщество (ЕС)

1977,7 октября -Принятие Конституции СССР

1978, 12 апреля -Введение в действие Конституции РСФСР

1990, 12 июня - Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

1990, октябрь - Вступление СССР в Совет таможенного сотрудничества

1991, 26 марта - Принятие Верховным Советом СССР постановления «О введении в действие Таможенного кодекса СССР»

1991, весна - Роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора

1991, 1 июля -Введение в действие Таможенного кодекса СССР

1991, 22 августа - Отмена Указом Президента СССР всех решений, изданных ГКЧП, и отстранение от занимаемых постов всех членов ГКЧП

1991, 5 сентября - Принятие СНД СССР Декларации прав и свобод человека

1991, 22 ноября -Принятие постановлением ВС РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина

1991, 12 декабря - Денонсация постановлением ВС РСФСР Договора об образовании СССР; ратификация Соглашения о создании Содружества Независимых Государств

1991 - Переименование Законом РСФСР государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)» на «Российская Федерация (Россия)»

1992 - Создание Европейского Союза на основе Маастрихского договора, подписанного главами государств - членов Европейского сообщества

1992, 13 марта - Подписание Соглашения о принципах таможенной политики

1993, 18 июня - Принятие Верховным Советом РФ постановления «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации»

1993, 21 сентября - Принятие Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

1993, 12 декабря - Принятие Конституции РФ

1993, 25 декабря - Вступление в силу Конституции РФ. Введение в действие Таможенного кодекса РФ

1994, 1 января 1994 - Реорганизация Совета таможенного сотрудничества (СТС) во Всемирную таможенную организации (ВТмО)

1994, 15 апреля - Подписание Договора о создании Всемирной торговой организации (ВТО), являющейся правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

1994, 24 июня -Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и странами Европейского Союза

1994, 24 сентября - Подписание Договора о создании Экономического союза государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ)

1995, 1 января - Вступление в юридическую силу Договора о создании Всемирной торговой организации (ВТО)

1996, 24 февраля - Вступление России в Совет Европы

1997, 18 июня - Приятие Государственной Думой РФ Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»

2000, 13 мая - Подразделение Указом Президента РФ территории Российской Федерации на семь федеральных округов

2003, 25 апреля - Принятие Государственной Думой Федерального Собрания РФ нового Таможенного кодекса РФ

2004, 1 января - Введение в действие Таможенного кодекса РФ

2004, 9 марта - Принятие Президентом РФ Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314

2004, 5 июля -Принятие министром экономического развития и торговли РФ приказа «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в Федеральную таможенную службу» № 190