Третья часть. О смысле истории

Вторая часть. Настоящее и будущее

С. 100. Везалий (Vesalius) Андреас (1514—1564) — естествоиспытатель, основоположник анатомии.

Левенгук (Leeuwenhoeck) Антони ван (1632—1723) —нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии.

Помпеи — античный город, засыпанный при извержении вулкана Везувий в 79 от Р. X.

Шлиман (Schliemann) Генрих (1822—1890) — немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои по данным гомеровской «Илиады» и раскопал ее, вел раскопки в Микенах, Орхомене и др.

С. 102. Гиппократ (ок. 460—ок. 370 до Р. X.) — древнегреческий врач,
реформатор античной медицины.

С. 109. Лютер (Luther) Мартин (1483—1546) — немецкий мыслитель и общественный деятель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Учил об абсолютном предопределении Богом судеб всех творений.

Алогон — здесь: иррациональное.

С. 117. Дессауэр (Dessauer) Фридрих (1881—1947) — немецкий философ, специалист по вопросам философии науки и техники.

С. 121. Морзе (Morse) Сэмюэл Финли Бриз (1791—1872) — американский художник и изобретатель.

С. 137. Имеется в виду спор Гете с Ньютоном о природе света.
Буркгардт (Burckhardt) Якоб (1818—1897) — швейцарский философ и исто-
рик культуры, основатель культурно-исторической школы в историографии.

С. 150. Бёрк (Burke) Эдмунд (1729—1797) — английский публицист и философ, один из лидеров вигов. Автор памфлетов против Великой французской революции.

С. 152. Клагес (Klages) Людвиг (1870—1956) —немецкий психолог и философ, представитель «философии жизни».

С. 153. Гроот (Groot) Ян Якоб Мария де (1854—1921) — нидерландский синолог. С 1911 профессор в Берлине.

С. 156. Токвиль (Tocquevill) Алексис (1805—1859) —французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной партии порядка, министр иностранных дел (1849).

С. 166. Констан де Ребек (Constant de Rebeque) Бенджамен Анри (1767— 1830) —французский писатель и публицист.

Липман (Lippmann) Уолтер (1889— ?) —американский журналист и социолог. Ферреро (Ferrero) Гульельмо (1871—1942) —итальянский историк и публицист. Хаиек (Hayek) Фридрих фон (р. 1899) — английский экономист.

Репке (Ropke) Вильгельм (1899—1966)—швейцарский экономист.

С. 183. Тацит (ок. 58—ок. 117) —римский историк.
Лонг — греческий писатель II—III вв., автор любовно-буколического романа
«Дафнис и Хлоя».

 

 

С. 190. Вильгельм II (1859—1941) —прусский король и германский император, инициатор первой мировой войны, свергнут германской революцией 1918 г.

С. 193. Фридрих II. Штауфен (1194—1250) — германский король, император Священной Римской империи с 1212.

С. 204. Он старался не смотреть на Горгону...— согласно древнегреческому мифу, взгляд Медузы Горгоны обращал все живое в камень.

С. 205. Срединная империя — традиционное самоназвание Китайской
империи.

С. 210. Принцип вечного мира у Канта — имеется в виду учение Канта о возможности вечного мира на земле, изложенное в работе «К вечному миру» (см.: Трактаты о вечном мире. М., 1963).

С. 211. Лимес (от лат. limes—«межа», «граница») —укрепленные рубежи Римской империи на границах с землями варваров.
Китайская стена, точнее. Великая китайская стена — крепостная стена в Северном Китае, построенная в III в. до Р. X. Длина 4—5 тыс. км, высота 6—10 м.

С. 228. Константин, Константин Великий (ок. 285—337) — римский император в 306—307. Способствовал торжеству христианства в Римской империи. Покровительствовал Никейскому собору (325). Выступал на стороне христианской Церкви в борьбе с донатистами.

С. 229. Кроне (Crone) Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, историк, литературовед, политический деятель.

 

С. 243. Третичный период — период геологического времени, ок. 60.0 млн. лет назад.

С. 247. Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (1882—1944) — английский астроном.

С. 251. Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260—1327) — немецкий монах, доминиканец; проповедовал воззрения, близкие к пантеизму.

С. 252. Фома Аквинский (1225/1226—1247) —философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианизированного аристотелизма.

Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В своей знаменитой поэме «Божественная комедия» ярко и глубоко выразил мировоззрение позднего средневековья.

С. 256. Аменхотеп (1419—1400 до Р. X.)—имя фараонов Египта из
XVIII династии. Имеется в виду Аменхотеп IV, который в борьбе с всевластием жречества отменил культ Амона-Ра, бывшего в то время главным в египетской религии, и установил новый государственный культ единого бога Атона, взяв себе имя Эхнатон.

С. 263. Янычары (тур. букв.— «новое войско») — турецкая регулярная пехота, созданная в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, позже — путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Османской империи.

С. 265. Иоахим Флорский (ок. 1132—1202) —итальянский мыслитель, развивший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, согласно которой мировая история делится на три эры, соответствующие Лицам Троицы.

 

 

 

Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же последовательности этапов, в конце истории грядет царство справедливости.

Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704)—французский писатель, епископ.
Создал концепцию исторического развития как осуществления божественного Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели.
Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—1781)—немецкий мыслитель эпо-
хи Просвещения. Рассматривал историческое развитие как процесс постоян-
ного совершенствования, восхождения к все более высоким ступеням.
Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ, критик,
эстетик. Считал мировой исторический процесс единым органичным ростом человеческого общества, в основе которого наряду с национальным фактором лежат также природные условия и культурные традиции. Для всех этих мыслителей характерно понимание истории как направленного однолинейного развития, которое было выдвинуто иудаизмом и утверждалось христианством (в первую очередь, Августином) в борьбе с языческим толкованием истории как циклического развития, вечного чередования жизни и смерти.

С. 279. Хартман или Гартман (Hartmann) Эдуард (1842—1906)—немец-
кий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало — мировую волю.

Пытается ли вавилонский бог повернуть развитие вспять — неясно, какого из вавилонских богов имел в виду Ясперс. Вероятнее всего, речь идет об индуистском боге Брахме, который, погружаясь в сон, прекращает жизнь мира.

 

 

ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Книга впервые опубликована в 1931 г. Перевод выполнен М. И. Левиной в 1990 г. по изданию Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. В.— Leipzig,1932.