Когнитивная лингвистика

Лингвистика текста

Греко-римская язык традиция

В Европе лингв знание возникает в древней Греции, а затем продолжает разрабатываться в Риме. Здесь проб-лемы языка сперва обсуждались в русле философии: споры о происхождении имён (physei 'по природе' или thesei 'по установлению'), смысл которых раскры-вается в диалоге "Кратил" Платона. Здесь сформ-лись первоначал сис-мы грам понятий, среди которых наиб разработанными были сис-ма Аристотеля и сис-ма школы стоиков. Собственно грам-ка как аналог совр лингвистики выделилась в элли-нистический период. Наивысшими её достижениями явились грам труды представителей александрийской шко-лы, особенно Дионисия Фракийца и Аполлония Дискола. Грам-ка пони-малась как искусство. В её ведение были включены правила чтения и ударения, класс-ция согласных и гласных, стр-ра слога, опред-я слова и предложения, класс-ция частей речи, категории имени и глагола, именное и глагольное словообр-е, особ-ти греч- диалектов, а у Аполлония Дискола, кроме того, способы объединения слов в предложения. Александрийцы были сторонниками принципа аналогии, т.е. считали, что в языке господствует регулярность, а сторонники принципа аномалии отдавали предпочтение случайности. Традиции александрийской школы были продолжены в Риме. Римскому учёному Марку Аврелию Варрону принадлежат многочисл труды, в которых речь идёт о проблемах языка. Главным его теор трудом был трактат "О лат языке". Наряду с грам-кой активно развивалась риторика, стилистика, филология. Сис-ма александрийской грам-ки легла в основу руководства по лат яз "Ars grammatica" Элия Доната и самой значит лат грам-ки древности — "Institutio de arte grammaticae" Присциана. Эти руководства использовались в Европе до конца Средневековья. Греко-римская языковедческая традиция впоследствии стала фундаментом европейской лингв мысли.

Текст является объектом как литературоведения, так и языкознания. Лингвистика текста, или текстовой анализ, как часть семиотики текста простирается от простого межфразового синтаксиса до сложного анализа текстовых миров и межличностного общения. Глав проблемой явл-ся опред-е и функционирование вымысла как челов семиотической и интерпретативной деят-ти.

Центр задачей этой дисциплины являлась эксплицитная и по возможности четкая реконструкция того, как интерпретатор «заставляет текст соотноситься с миром, т. е. того, как происходит понимание одного из объектов мира как знака».

Текстология — наука о тексте, в рамках которой различаются 2 направления:

1) описание внут св-в текста, текста как такового,

2) выяснение места текста в соц контексте, т. е. выявление внеш функций текста.

Описание текста как минимум тремя аспектами: просодией, риторикой (или стилистикой) и нарратологией (выявление отн-ний внутри содержания текста).

«Текстоведение» — область исс-я, в центре внимания которого вопрос об отн-нии м/у формой и функцией текстов. Анализируя текст, чел-к имеет дело со смыслами высказываний и с самими языковыми формами. Исследуя же функцию текста, затрагивают не одну языковую форму, а еще и вопрос о том, каким эффектом эта форма обладает. Продуцирование текста при этом рассмат-ся как форма действия. (Пропп Морфология сказки, Хартманн, Шмидт, Т. ван Дейк, Фигуровский, Поспелов, Шведова, Винокур, Мартемьянов и др.) В совр науке текст в бол-ве случаев рассмат-ся как частный аспект более широкого явления – дискурса и исс-ся дисциплиной, именуемой дискурсивным анализом

«К. Л.» — направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм.

В сферу жизненных интересов К. Л входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи с т.з того, как стр-ры языкового знания представляются и участвуют в переработке информации. В К Л рассмат-ся когнитивные стр-ры и процессы, которые свойственны чел-ку как homo loquens. А именно, на переднем плане находятся системное описание и объяснение механизмов челов усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов. Центр задача К Л - описание и объяснение внутр когнитивной стр-ры и динамики говорящего-слушающего. Говорящий-слушающий рассмат-ся как сис-ма переработки инф-ции, состоящая из конечного числа самост компонентов (модулей) и соотносящая языковую инф-цию на различных уровнях. В К Л в кач-ве модельных конструктов выступают когнитивные стр-ры и процессы в сознании чел-ка: фрейм (Минский), идеализированная когнитивная модель (Лакофф) или ментальные пространства (Фоконье); 2Ѕ-мерный набросок (Джэкендофф); семантико-грам суперкатегории наподобие конфигурационной стр-ры, динамика сил, распределение внимания, «цепция» и т.д. (Талми); комплексные многоаспектные языковые конструкции; когнитивные операции типа правил концептуального вывода (Шенк, Ригер) или же особого уровня изучение интеллект систем. В наст вр можно с уверенностью утверждать, что внутри К Л представлены след разделы. 1. Исс-е процессов производства и понимания естеств языка. 2. Исс-е принципов языковой категоризации. 3. Исс-е типов понятийных стр-р и их языковых соответствий. 4. Исс-е когнитивно-семантич суперкатегорий 5. Исс-е пространственных отн-ний и типов концептуализации движения в языке. 6. Исс-я телесного базиса челов сознания и языка. 7. Исс-е метафор и метонимич отн-ний в языке.