Краткий очерк христианства

Словарь

Христианство

Литература к теме

План семинарского занятия

1. Иудаизм – религия еврейского народа.

2. Иврит и Тора.

3. Союз между Богом и Авраамом.

4. 613 мицвот.

5. Сотворение человека.

 

 

Подумаем…

1. Объясните идею избранности в иудаизме. Кто такой Авраам?

2. Что такое иврит и Тора?

3. Как в иудаизме объясняется создание человека, мужчины и женщины?

 

1. Православие[Текст] : слов.-справ. – М. : ДАРЪ, 2007. – 960 с.

2. Религии мира [Текст]. Ч. 1. Традиционные верования. Религии Ирана. Иудаизм. Религии Индии. Религии Китая и Японии / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Т. Каширина [и др.]. – М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2008. – 492 с.

 

 

 

Автокефальные церкви – в православии административно независимые церкви.

Алтарь – во многих религиях главное место храма, где совершаются священнодействия.

Ангел (греч. «вестник») – бесплотное существо, исполняющее повеления Бога.

Антихрист – противник Иисуса Христа, который, согласно Апокалипсису, должен появиться на Земле незадолго до Второго пришествия Христа.

Апостол – так называют 12 ближайших учеников Иисуса Христа.

Архиепископ – одно из высших духовных званий.

Библия – Священное Писание христиан, созданное избранными Богом пророками и апостолами (в его написании принимали участие более 50 человек). Включает книги Ветхого Завета и Нового Завета.

Бог Дух Святой – одна из ипостасей Троицы.

Бог Отец – верховная сущность, наделённая высшим разумом, высшим совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им. Одна из ипостасей Троицы.

Бог Сын – Иисус Христос, одна из ипостасей Троицы.

Голгофа (евр. «череп», «лоб») – в евангельские времена невысокий холм за городскими стенами Иерусалима, где был распят Иисус Христос.

Догмат – формула вероучения, считающаяся неоспоримой и неизменной.

Древо познания добра и зла – дерево в райском саду, плоды которого было запрещено вкушать первым людям.

Дьявол (греч. «клеветник»), Сатана, Люцифер – ангел, первый воспротивившийся Богу и соблазнивший других ангелов, ставших демонами, или злыми духами.

Ева́нгелие (греч. «благая весть»)– четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна из новозаветной части Библии. В них повествуется об Иисусе Христе, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных деяниях и спасительном учении, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.

Евхаристия – причащение, одно из таинств, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы.

Ереси – религиозные течения, отступающие от официальной церковной доктрины и осуждённые церковью.

Иисус Христос – основатель христианства, Мессия, соединяющий в себе Божественную и человеческую природу. Считается одной из ипостасей Святой Троицы – Богом Сыном. Согласно Библии, Бог Сын сошёл с небес и обрёл плоть ради спасения людей. В своих проповедях превыше всего ставил заповедь любви – к Богу и к ближним своим.

Иконы – живописные, реже рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и ангелов.

Ипостась (греч. «сущность»)– богословское понятие, характеризующее каждое из трёх лиц Святой Троицы.

Конфессия (лат. «исповедание») – направления христианства, имеющие различие в вероисповедании.

Мессия (евр. «помазанник»)–Иисус Христос, он же Помазанник Божий, Спаситель; ниспослан с неба для установления Царства Божия на Земле.

Монах – отказавшийся от мира, посвятивший себя служению Богу.

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания (особенно в пище животного происхождения). Существуют однодневные и многодневные посты.

Символ веры – краткая формула, включающая основные положения вероучения.

Старообрядцы (или староверы) – часть православных верующих, не принявшая реформ патриарха Никона и с тех пор не признаваемая Православной церковью.

Таинства – обрядовые действия, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия».

Троица – догмат о триедином Боге, существующем в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

 

 

Христианство – религия, в основе которой лежит вера в то, что 2 тыс. лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. Для христиан же величайшим чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса являлось его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Иисус – сокращённая форма имени Егошуа, что на еврейском означает «Яхве есть спасение», или «Бог-спаситель» (имя Иисус передаётся также именем Иошуа). Христос – это не фамилия и не имя собственное, а титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу. Христос – греческая форма еврейского «машиах» (помазанник, царь), т. е. мессия. Этим нарицательным именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который избавит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь – Божье царство.

Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю подпал под искушение Сатаны – одного из ангелов, восставших против Божией воли, – и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как Бог». Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и этим христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил себя избранному им народу – иудеям.

Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии – того, кто избавит мир от зла, а людей – от рабства греха. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества – бывшего и будущего. Именно с той поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Это важнейшее отличие от Ветхого Завета (старого, прежнего Союза, заключённого до прихода Иисуса Христа), в основе которого лежит Закон.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Тайну эту можно постичь, только уверовав.

Священное Писание христиан – Библия. Библия – это не изложение вероучения и не история человечества; это рассказ о том, как Бог искал человека. Библия – это речь Бога, обращённая к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III в. до Рождества Христова (Р. Х.).

К началу II в. н. э. (II в. после Р. Х.) к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета, 27 разных по жанру и содержанию текстов. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками-апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте – койнé). Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой. Каждый из авторов свидетельствовал о своём опыте встречи с Богом.

Христианское вероучение в основном сформулировано к IV–V вв. Христианское искусство нашло свой язык, собственные формы выражения уже в течение первого тысячелетия. Христианская философия создаётся до сих пор. Христианской этике вновь и вновь учится каждый человек, живущий в христианском мире.

Ещё одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединённых одним священнослужителем, храмом, местом проживания. Такая общность составляет приход. Церковью, особенно в православии, принято называть здание храма, которое в этом случае воспринимается как «дом Божий» – место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы. Наконец, церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных конфессий, каждая из которых имеет свой символ веры, свой обряд и ритуал.

Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в. н. э., христианство до середины IV в. подвергалось гонениям римских властей. Эти три столетия гонений дали христианам на все последующие века два великих откровения, которые признают даже те, кто не считает себя верующими:

P истина не зависит от воли властей;

P правым может оказаться человек униженный и бедный.

Внутри самой Церкви на протяжении её истории происходило множество драматических, а порой и трагических событий. Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. В XI в. произошёл раскол. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные Церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли Папы как Римского первосвященника – главы вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. Однако с этим не согласилась Церковь на Востоке. Образовались две христианские конфессии – православие и католичество.В XVI в. католическая церковь испытала раскол: возникла ещё одна конфессия – протестантизм.

Сегодня каждое из этих направлений распадается на множество деноминаций, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и бóльшая часть протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию. Статистика приводит следующие цифры: православных – около 120 млн чел., католиков – около 700 млн чел., протестантов – около 350 млн чел.

Восстание Денницы

Духовный мир был сотворён Богом первым и населён невидимыми бессмертными разумными духовными существами – ангелами. Свобода, дарованная Богом своим разумным созданиям, предполагала возможность выбора: любить Бога или нет, принимать Его волю или отвергать её. Некоторые ангельские силы решили, что можно обойтись без Создателя, завладеть его властью и могуществом. Отказавшись от Бога, источника жизни, такие ангелы стали нежитью, из духов света и добра превратились в злых духов тьмы. Писание именует их бесами, дьяволами. Бог не создавал ничего злого: злом стало искажение, извращение добра, доведение его до своей противоположности.

Священное писание рассказывает о мятеже величайшего из ангелов – Люцифера, или Денницы (Сына Зари), захотевшего в могуществе сравняться с Богом. Мятежник был низвержен с небес. Павшего Денницу и считают предводителем злых духов – Сатаной (древнеевр. «противник»), врагом Бога и человека. В нём видят змея, искусившего Адама и Еву, т. е. подтолкнувшего их к предательству.

Главным мотивом человеческого предательства, как в случае с падшими ангелами, стала жажда могущества. Воспитывая и наставляя своё любимое создание – человека, Бог предостерегал его от вкушения плода с растущего в раю Древа познания добра и зла. Творец предупреждал, что плод с этого дерева – абсолютное знание – будет смертельно опасным для ещё не подготовленного к нему человека. Однако искушение обрести могущество превозмогло любовь и доверие человека к Творцу. «Вы будете как боги», – внушал людям змей. И они поддались соблазну.