Сотворение человека

«И создал господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.).

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.).

В начале фразы глагол «сотворим» не случайно стоит в будущем времени – это замысел. В завершающей части предложения тот же глагол стоит в прошедшем времени, показывая, что действие уже свершилось. Однако подчёркивается, что Бог сотворил человека по образу Своему, а подобие уже не упомянуто. Отсюда ясно, что человек действительно сотворён по образу Божиему, а подобием Бога ему предстоит стать в ходе Священной истории. Только тогда замысел Бога о человеке будет исполнен.

Творение человека не похоже на творение других живых существ. Бог создал человека из двух компонентов: «из праха земного», уже созданного к тому моменту, и души, которую Бог вдохнул в человека, и которой прежде не существовало. Так сложно создан только человек. Все остальные живые существа относятся или только к материальному миру (животные), или только к духовному (ангелы), и лишь человек имеет двойственную природу.

В повествовании о начале мира слово «человек» не употребляется. Вместо него используется слово «адам» – производное от слова «адама» (земля). «Адам» рождается от «адамы». Уже в корнях слов содержится прямое указание на то, что часть человеческого существа («прах земной») порождена природным миром. Существительное «адам» также очень близко глаголу «адамэ» – «уподоблюсь». То есть речь здесь идёт о подобии Богу – о сверхприродной части человека.

Адам – первый, не рождённый, а богосозданный человек, сотворённый Богом бессмертным. Через Адама грех и смерть вошли в мир.

Человек создан в последнюю очередь. Им завершается процесс творения. Если, завершив творение в предыдущие дни, Бог видит, «что это хорошо», то о шестом последнем дне творения – только о нём – сказано: «и вот, хорошо весьма». Однако чтобы человек не возгордился своим высоким положением в мире, мудрецы Талмуда указывают: «Даже комар был создан раньше тебя!»

Первоначально человек был единым: разделение полов (создание мужчины и женщины) – это следующий шаг в его становлении.

«И навел господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт).

Женщина – грань человеческого бытия, и во многих толкованиях Книги Бытия предполагается, что Ева, которая ввела Адама в искушение, есть эмоционально-чувственная сторона человеческой души, обычно понимаемая как женское начало, увлёкшая за собой разум и волю – мужское начало.

Ева (евр. «жизнь») – имя, данное Адамом своей жене, т. к. она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле. Последующая жизнь Евы не описывается, упоминается только, что она родив сына, назвала его Каином («приобретение»), второго родившегося сына назвала Авелем («суета», «плач»), как бы предчувствуя его несчастную кончину. Авель был убит Каином. Третий сын Евы был назван Сифом («основание»), потому что в нём было положено основание новому благочестивому племени вместо Авеля. После у Адама и Евы были ещё дети.

История Каина и Авеля имеет значение примера: вначале неявный конфликт двух людей, несмотря на то, что они кровные братья, приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову, Авелево жертвоприношение угодно Богу в силу внутреннего расположения и кротости приносящего его, а не материальных качеств жертвы. Авель представляет Праведника, которому благоволит Бог, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает Праведника, чтобы его умертвить.

 

Мужчина и женщина

Мужчина и женщина, согласно Торе, внутренне глубоко связаны: только вместе, в семье, они, взаимно дополняя друг друга, составляют целостного человека. Согласно Талмуду, «муж должен любить жену, как самого себя, и уважать её больше, чем самого себя». То же самое относится и к жене.

Сотворивмужчину и женщину, Бог даёт им заповедь «плодиться и размножаться», благословляет их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную жизнь и сексуальную жизнь в семье как величайшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряжённое к ней отношение – это просто последствие греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были голы «и не стыдились».

Заповедь семейной жизни и любви – это первая заповедь, данная Богом людям: муж «прилепится к жене своей, и будут одна плоть». Слово «своей», как подчёркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая, заповеданная Богом сексуальная жизнь возможна только в семье. Вне её она обратиться в свою нравственную противоположность и не принесёт людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, – это их дети.

В Талмуде обсуждается вопрос, сохраняющий свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт нравственно невозможным, потому что он равнозначен убийству.

Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную. Семья в понимании евреев – это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни сочетается с вполне трезвым взглядом на человеческую природу, на то, что люди, увы, часто не способны ужиться друг с другом. В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается. В Талмуде сказано, что муж может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь замечает, что людям, которые задумываются о разводе из-за подгоревшего завтрака, действительно лучше разойтись.