Даосизм

Словарь

Религии Китая и Японии

Литература к теме

План семинарского занятия

1. Буддизм – первая мировая религия.

2. Четыре «Великие истины» Будды.

3. Направления буддизма и их особенности.

 

 

Подумаем…

1. Когда возник буддизм и какова его история?

2. Кто такой Сиддхартха Гаутама и почему его назвали Буддой?

3. Каковы особенности вероучения буддизма?

4. Какие буддийские направления существуют в современном мире?

 

1. Данильян, О. Г. Религиоведение [Текст] : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М. : Эксмо, 2007. – 480 с.

2.Древняя Индия: Страна чудес [Текст] / пер. с англ. И. Опимах. – М. : Терра, 1997. – 168 с. – (Энцикл. «Исчезнувшие цивилизации»).

3.Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

 

 

 

Благородный муж (Цзюнь цзы)– термин конфуцианства, используемый для обозначения нормативной личности. Благородный муж предстаёт как носитель вэнь (письменности/культуры), ли (этико-ритуальной благопристойности), а также и (долга/справедливости). Антиподом благородного мужа является практично ориентированный «маленький человек» или «ничтожный человек», который может быть исключительно объектом администрирования со стороны благородного мужа: «Благородный муж помышляет лишь о долге и справедливости, маленький человек – лишь о выгоде».

«Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»)– основополагающий текст даосизма, автором которого считается Лао-цзы. В «Книге о Дао и Дэ» в афористической манере передаются основы учения, позже получившего название «даосизм».

Дао и Дэ – 1) Дао (букв. «путь», «метод») – таинственная и мощная безличностная сила, источник, откуда происходит Вселенная, первоначало всех вещей; 2) Дэ (букв. «благая сила», «способность», «качество») – благая сила Дао.

«И Цзин» («Книга Перемен», «Книга гаданий») – один из самых значительных китайских классических литературных памятников. Содержит представления древних китайцев о человеке, мире и действующих в нём законах.

Инь и ян (букв. «неосвещённая и освещённая сторона холма») – первоначала мира в даосской космогонии. Инь, образовавшее Землю, предстаёт как женское начало; ян, образовавшее Небо, – как мужское начало.

Кун-цзы (Конфуций) – основатель конфуцианства. В центре его учения – духовный и житейский облик человека. Он настаивал на необходимости каждого человека быть справедливым и человеколюбивым, чтить старших и заботиться о младших, почитать прошлое.

Лао-цзы – древнекитайский философ. Китайская традиция приписывает ему создание даосского учения и авторство «Дао дэ цзин».

«Лунь юй» («Беседы и суждения») – книга, излагающая высказывания Конфуция.

Синтоизм – национальная религия японцев. Истоки синтоизма включают родоплеменные культы, магию, шаманство, культ мёртвых и др. Объектом поклонения являются ками – священные духи. В синтоизме нет основателей этой религии, как в христианстве и буддизме. Нет и абсолютного божества, создателя и повелителя всего сущего. После поражения Японии во Второй мировой войне синтоизм стал одной из религий Японии наряду с христианством и буддизмом.

Ци (пневма)– в древнекитайской философии единая универсальная субстанция, мыслившаяся в виде пара или космического дыхания. Ци наполняла собой Пустоту – Небытие.

Шан-ди (Верховный Владыка, или Ди – Владыка,или Небо) – в Древнем Китае верховная, высшая сила, стоящая над богами, духами и людьми.

 

 

Слово «даосизм» происходит от иероглифа, который по-китайски приблизительно произносится как «дао» или «тао» и в просторечии обозначает путь, дорогу.

Даосизм – это и философия, и религия, и определённый образ жизни. Появление даосизма относят примерно к VI–V вв. до н. э. Предположительно в это время жил великий мудрец Лао-цзы, которому китайская традиция приписывает создание даосского учения.

Религиозно-философские представления древних китайцев начали формироваться задолго до возникновения даосизма. Их доносят до нас древние предания, песнопения, описания обрядов и способов гаданий, составляющие своеобразный китайский «Ветхий Завет», в который входит и знаменитая «Книга Перемен» или «Книга гаданий», состоящая из триграмм, а потом из гексаграмм (сплошная черта (—), прерывистая черта (- -)).

Согласно древнекитайской космологии, вначале была только единая универсальная субстанция – ци,мыслившаяся в виде пара или космического дыхания. В какой-то момент ци разделилась на два начала. Первое – ян – светлое и тёплое, второе – инь – мутное и холодное. Ян, как более лёгкое, взметнувшись вверх, образовало Небо, а инь, как более тяжёлое, опустилось вниз и породило Землю. Эти два начала призваны обеспечивать и поддерживать гармоническое равновесие в мире. Из их взаимодействия возникли все вещи. С тех пор всем вещам во Вселенной свойственно двуединство, основанное на относительном равновесии противоположных начал: мужского и женского, лёгкого и тяжёлого, светлого и тёмного, активного и пассивного, твёрдого и мягкого и т. д. Мера присутствия в той или иной вещи начала инь или ян определяет её свойства, а изменение меры ведёт к изменению свойств или к «превращению».

Древние китайцы также верили в существование верховной, высшей силы, стоящей не только над людьми, но и над богами и духами. Её называли Небом или Шан-ди (Верховный Владыка), а то и просто Ди (Владыка). Помимо Верховного Владыки, мир населяли многочисленные божества и духи. Боги давали людям знание и оказывали им своё покровительство, иногда даже против воли Верховного Владыки. Но с богами, так же, как и с духами, следовало «договариваться» и соблюдать особые жизненные предписания. Этим предписаниям соответствовал определённый жизненный уклад – сравнительно небольшая община, члены которой связаны узами кровного родства, общими хозяйственными интересами, святынями и культом предков.

В VI–V вв. до н. э. в Китае наступило смутное время, у людей создалось ощущение, что боги покинули их. Одним из тех, кто готов был помочь сориентироваться в сложной действительности, стал Лао-цзы.

 

 

7.2. Лао-Цзы и «Книга о Дао и Дэ»

 

О Лао-цзы почти ничего неизвестно достоверно. Легенда рассказывает, что мать Лао-цзы по фамилии Ли, взирала на небо и увидела, как солнечное семя устремилось вниз подобно метеору и залетело ей прямо в рот, после этого она понесла. Родился Лао-цзы в возрасте 72 лет под сливовым деревом, а на свет появился из левого бока матери. Указав на сливовое дерево, он сказал: «Вот это и будет моей фамилией» (по-китайски «ли» – «слива», тем же иероглифом обозначалось родовое имя Лао-цзы). Родился же он с седой головой, а поэтому дали ему имя Лао-цзы (старый ребёнок).

Легенды говорят, что Лао-цзы какое-то время служил хранителем архивов, а затем решил уйти «на запад». Он ехал туда на чёрном буйволе. А начальник городской заставы, провожая мудреца, попросил оставить на память сочинение, излагающее его учение. Лао-цзы оставил сочинение в двух частях, толковавшее о Дао (буквально означает «путь», «метод») и Дэ («благая сила», «способность», «качество»). Это и была знаменитая «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Написанная на бамбуковых планках, она занимала три телеги и состояла из 5 тыс. иероглифов.

«Книга о Дао и Дэ» в загадочной форме передаёт основы учения, позже получившего название «даосизм». В ней отражена модель мира, где над всеми богами, включая и верховное божество – Небесного (Верховного) Владыку, главенствует таинственная и мощная сила, управляющая вселенной, имя которой Дао.

Этимологические значения иероглифа Дао – «путь», «дорога», основные контекстуальные значения – «учение», «метод», «принцип», «теория», «правда», «мораль», «гармоничный порядок», «функция», «график», «абсолют», «выражение», «высказывание». Дао является центральной категорией даосизма. Дао есть первоначало «всех вещей», включая Небо и Землю, источник, откуда происходит вселенная, и всё, что её составляет. Дао – одно, оно не имеет противоположностей и, в отличие от всех вещей, постоянно, вечно и неизменно. Кроме того, Дао – всеобщий управитель. Оно не только рождает, но и приводит всё в должное согласие и гармонию. В этот стройный порядок включена и вся Поднебесная – так издавна китайцы именовали землю людей. Дао всё соразмеряет и каждому отводит своё место. Дао соблюдает закон движения жизни невидимым и неощутимым образом, и всё свершается как бы само собой, естественно направляемое его Благой силой (Дэ) к благу целого.

Всеобщий закон Дао содержит этические нормы, правила поведения каждого, необходимые для осуществления блага. Вот они: не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради и т. п. Встречаются в «Дао дэ цзин» и другие практические наставления: живи, не противодействуя Дао, не ломай заданный свыше порядок, чти его, благоговейно следуй ему – и всё само собой выправится. Таким образом, «Дао дэ цзин» отражает нравственность, которую можно назвать природно-космической. Она-то и составляет суть даосизма: следуй естественной природе – и будешь счастлив и здоров как физически, так и духовно. Лао-цзы обращает свой призыв не только к людям вообще, но и к тем, кто ими правит на земле, ибо теперь люди живут не в общине, а в государстве, и государь в первую очередь должен быть мудрым.

По мысли древних, люди рождаются добродетельными, их земная природа и небесная природа уравновешены. Но земная жизнь воздействует на человека, и прежде всего обилием вещей в мире. Увлекаемые желанием обладать всё большим количеством вещей, получать всё больше пользы и наслаждения от взаимодействия с ними, люди нарушают природное равновесие души и тела: ум устремляется в погоню за вещами, сердце – управитель жизни – не может удержать страсти и само приходит в волнение. От этого чистота человека, подобная поверхности зеркала, замутняется, и мир предстает сознанию в искажённом виде. Только «мудрец, достигший Дао», способен осуществлять контроль над земной, плотской природой и не замутнять сердце страстями. Деятельность людей, вызываемая страстями, какими бы благородными целями она ни оправдывалась, носит название «деяние». Если же она пронизана стремлением следовать Дао, не нарушая природного порядка, её именуют «недеяние».

 

Даосский образ жизни

По представлениям даосов, истинный человек является существом, стоящим вне добра и зла. В этом смысле он «никаков». Это соответствует даосскому пониманию истинного состояния мира – пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни каких-либо других противоположностей.

В даосизме есть «закон парных рождений» – вещи и явления существуют как противоположности друг друга. Стоит лишь появиться добру, как тотчас возникает и его противоположность – зло и насилие. Иными словами, даос, стремящийся к добру, обязательно вызывает к жизни зло. Потому в даосизме, в отличие от многих других религиозных систем, моральными поисками не интересуются. Это отнюдь не означает, что даосы безнравственны. В даосизме этической проблемы просто нет, ведь даос стремится к прекращению всякой мысли о действии, он просто естественно откликается на «развертывание» мира перед ним.

И всё же даосизму свойственны определённые нормы поведения, которые трудно назвать нравственностью в европейском понимании этого слова. Кодексы поведения даосов сложились не без влияния буддизма, даосы с удовольствием перенимали стройные и чётко продуманные буддийские каноны. Классическими стали пять правил, признанные во всех даосских школах: не убивать, не злоупотреблять вином, стремиться к тому, чтобы речи не расходились с велениями сердца, не воровать, не развратничать. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т. е. достичь Дао.

 

Ритуал питания

В даосизме издавна существовали подробно разработанные предписания относительно того, что и как можно есть. Даосская диета и сегодня активно применяется в китайской медицине как для лечения различных болезней, так и для общего оздоровления организма. Многие современные китайцы используют даосские рецепты, даже не догадываясь об их истоках.

Характерной частью религиозной практики почти во всех даосских школах стало соблюдение поста. Даосы понимали пост не только как воздержание от некоторых видов пищи, например от мяса, но и как воздержание от многих желаний, побуждений, мыслей и слов. В даосизме разработана сложная и обширная система ограничений.

Традиционное даосское питание включает много непривычного, а порой и загадочного. Прежде всего, оно предусматривает особое «питание ци» и подразумевает не столько общее оздоровление организма, сколько психофизическое очищение. Одним из питательных соков организма в даосизме считается слюна, поэтому её следует сберегать, т. е. не сплевывать напрасно, а как можно чаще сглатывать. Даосы даже разработали специальные упражнения и массаж горла для усиления слюноотделения.

Классическим является метод девяти форм пищевого поста. По сути, эти формы представляют собой девять этапов совершенствования, через которые проходит даос на пути слияния с Дао. Первые этапы связаны с чисто физическими ограничениями, остальные – с достижением сначала «целостных свойств», а затем и единого Дао. Итак, первая форма – это питание зерном и злаками, в основном пшеницей, и отказ от мясной пищи. Затем предполагается питание овощами и травами. Третья форма предписывает строгую дисциплину, что касается как количества пищи, так и времени её приёма. Существуют, например, особые голодные дни. В любом случае следует придерживаться в питании принципа «срединности» и есть, не насыщаясь полностью.

Все последующие методы питания связаны с даосской теорией. «Питание семенем» означает приём внутрь заговорённой воды, в которой может быть растворён пепел от сожжённой бумаги с изображением магических иероглифов. «Питание светом» – поглощение света солнца, луны и звёзд, питающих организм человека могуществом и нетленностью, свойственным этим светилам. «Питание ци» предусматривает овладение различными дыхательными упражнениями и приёмами медитации. Питание «изначальным ци», т. е. энергией, из которой формируются первоначала мира. И, наконец, высшая форма – «зародышевое питание». Эмбрион в чреве матери – это идеал существования для даоса. По традиционным даосским понятиям, зародыш в утробе ничем не питается, но растёт и развивается, не дышит, но живёт. В этом смысле он находится в предельном недеянии, фактически ничего не предпринимая для поддержания собственной жизни. Таким образом, «зародышевое питание» для даоса означает «восполнение от Дао» без приложения к этому каких-либо усилий.

 

Современный даосизм

Ныне в Китае количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз уступает количеству буддийских обителей.

Даосизм в конце XX в. стал особой национальной формой обыденного верования. Китаец может быть буддистом и при этом участвовать в даосских магических ритуалах, обращаться к гадателям и лекарям-даосам. Потому невозможно даже приблизительно ответить на вопрос, сколько современных даосов в Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов, осталось совсем немного.

Популярное в наше время иглоукалывание, традиционные боевые искусства, дыхательно-медитативные упражнения цигун непосредственным образом связаны с даосским учением. А прилавки книжных магазинов заполнены книгами о даосском питании с рецептами блюд.

Сегодня, как и в древности, никакого единого даосизма не существует. Распространяется в наши дни и особый, западный даосизм. Речь идёт о самых разнообразных и обычно никак не связанных между собой школах здорового образа жизни, диетологии, сексуальной практики, ушу, которые называют себя даосскими. Их можно встретить в любом городе Европы и США. Во многом это дань увлечения экзотикой. Однако людей на Западе и в России интересуют в основном не религиозные аспекты даосизма, а способы оздоровления, творческого раскрепощения сознания, работы над собственной психикой.

В определённой мере даосизм превратился в визитную карточку Китая – кто не знает бело-чёрного символа ян-инь.