Индуизм

Словарь

Литература к теме

План семинарского занятия

1. Зороастризм.

2. Обряды и обычаи зороастрийцев.

3. Представления о жизни и смерти.

Подумаем…

1. Почему зороастрийцев называют иначе огнепоклонниками?

2. Объясните иное название зороастризма – маздеизм.

3. Объясните значение триады: добрая мысль – доброе слово – доброе деяние.

4. Каковы представления о жизни и смерти в зороастризме?

1. Религии мира [Текст]. Ч. 1. Традиционные верования. Религии Ирана. Иудаизм. Религии Индии. Религии Китая и Японии / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Т. Каширина [и др.] – М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2008. – 492 с.

2. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

 

 

 

5. Религии Индии

Брахма – в индуизме один из трёх верховных богов, творец и прародитель других богов, небожителей, демонов и людей. Вместе с Шивой и Вишну составляет божественную триаду (тримурти).

Варна – каждая из четырёх сословных групп в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Из древних варн впоследствии развились касты.

Вéды – древнейшие священные тексты ведической религии, брахманизма и индуизма, складывавшиеся на протяжении многих веков (конец II – начало I тысячелетия до н. э.). В ведических гимнах нашли отражение древние представления о создании мира и устройстве мироздания, месте и назначении человека на Земле. Веды также содержат сведения о верованиях и ритуалах, социальных отношениях и быте древних ариев.

Вишну – в индуизме один из трёх богов, хранитель мира.

Джайнизм – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. Джайнизм отрицает сословно-кастовое деление общества, претензии брахманов на господствующее положение и авторитет вед. Джайнизм придаёт первостепенное значение неповреждению – ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условиям высшей праведности. Название религии происходит от «джина» – победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Дхáрма – одно из центральных понятий индуизма и буддизма, имеющее множество значений: правило, право, мораль, долг, закон, образец, истина, учение, обязанности и др. В индуизме предстаёт как всеобщий и вечный порядок, который сохраняет и поддерживает целостность мира; как закон, определяющий судьбу каждого человека.

Индуизм – древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев является одной из самых распространённых религий мира. Вероучение индуизма сложилось в середине I тысячелетия до н. э. в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Индуизм не имеет единой церковной организации, и его создание не приписывается какому-то определённому основателю. Центральными божествами индуизма являются три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива. Индуизм распадается на два направления: вишнуизм и шиваизм. В настоящее время индуизм исповедуется большинством населения Индии, распространён также в Непале, Шри-Ланке, Бангладеш и других странах, где проживают выходцы из Индии.

Йога – в широком смысле совокупность определённых медитативных практик и психофизических техник, ведущих к богопознанию, глубочайшей трансформации человеческой природы и постижению сокровенных законов бытия. В узком смысле одна из религиозно-философских систем Индии, включающая в себя сложные психофизические техники. Позволяет преодолеть всё преходящее и достигнуть мокши.

Кама – в индуизме бог телесной, плотской любви.

Карма – непреложный закон связи причин и следствий, определяющий судьбу живых существ в ряду перерождений. Согласно закону кармы, благие и дурные поступки и намерения определяют судьбу человека и его следующие перерождения.

Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Кришна – в индуизме один из самых популярных богов, почитаемых в разных ипостасях. Кришна также почитается как одно из воплощений бога Вишну – в виде пастушка, играющего на флейте.

Лáкшми – в индуизме богиня счастья, богатства и красоты, супруга бога Вишну.

Мáнтры – в индуизме, буддизме особые звуки или слова (чаще всего включающие имя одного из богов), способные влиять на организм и состояние сознания. Произнесение мантр успокаивает ум, погружает в медитацию. Может принести освобождение от круговорота рождений и смертей.

Мóкша – в индуизме, джайнизме освобождение от тягот и превратностей сансарического бытия. Признается конечной целью человеческих устремлений. Чаще всего мокша описывается как абсолютная свобода, блаженство, вечное бытие, пребывание в Боге. Её достижение возможно разными путями и методами.

Реинкарнация – в индуизме, буддизме и ряде других религий закон перерождений, подразумевающий, что со смертью тела жизнь любого существа не заканчивается – душа воплощается в новом теле, необязательно человеческом. Подобные идеи прослеживаются и в раннем христианстве. Согласно индуистской и буддийской традициям, человек способен выйти за пределы круговорота перерождений.

Сансáра – в индуизме, джайнизме, буддизме вовлечённость в «циклическое существование», «круговорот» рождений, смертей и перерождений. Череда перерождений в сансаре регулируется законом кармы. Освобождение от круга сансары – конечная и высшая цель жизни человека.

Сикхизм – одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). Почти все сикхи – пенджабцы и образуют компактную этноконфессиональную общность. Сосредоточены они в штатах Пенджаб и Хариана, составляют 1,9 % общего числа населения Индии. Сикхизм сложился в XV в., его основателем был гуру Нанак (1469–1539). Он провозглашал всеобщее равенство людей независимо от религии, касты и пола как созданий единого Бога (монотеизм), имеющего в разных религиях свои имена. Отрицал аскетизм, проповедовал благочестивую мирскую жизнь и др.

Чакры – важнейшие энергетические центры, выделенные в организме человека.

Шáкти – женская творческая энергия.

Шива – в индуизме один из верховных богов, выступающий одновременно в качестве бога-созидателя и бога-разрушителя. Считается создателем 108 классических танцев, ему поклоняются как покровителю отшельников, йогов и аскетов.

 

 

Индуизм – слово европейского происхождения. Оно было введено в обиход в XIX столетии. Сами индийцы называют свою веру «хúнду-самáя», «хинду-дхарма», что значит «религия индуистов», «закон индуистов». Помимо Индии, индуисты живут в странах, чьи судьбы исторически связаны с Индией: в Бангладеш, Пакистане, Непале, Шри-Ланке. Переселенцы из Индии встречаются в Африке, на островах Индийского и Тихого океанов.

Никто ещё не смог чётко объяснить, что относится к индуизму, а что нет, кого можно считать индуистом, а кого нельзя. Более того, ответы на эти вопросы нередко оказывались не только противоречивыми, но и исключающими друг друга. Лучше с самого начала отказаться от взгляда на эту религию как на систему, этот привычный подход на индуизм неприменим. В нём мирно уживаются самые разнообразные черты, порой составляющие крайние противоположности. Положение осложняется тем, что индуизм – это не только традиционная религия, которую исповедует более 83 % населения Индии (общее число жителей превысило миллиард). Индуизм организует индийское общество по религиозному принципу. Сложным духовным различиям соответствуют не менее сложные общественные, закреплённые в системе каст и варн.

 

Варно-кастовая система

Кастовая система – одна из самых ярких сторон индуизма. Она буквально пронизывает общественную жизнь индуистов и делит всё население страны примерно на 3 тыс. обособленных групп высокого и низкого происхождения, обставляет их жизнь множеством разных правил и запретов, начиная от глубоких философских положений и кончая точными указаниями, кто у кого может стричь ногти на пальцах ног.

Что же такое каста? Слово это португальского происхождения, что значит «род», «вид», «порода». Оказавшиеся в XVI в. в Индии португальцы обнаружили, что индийское общество разделено на множество особых групп, которые они и назвали кастами. В самой же Индии касты, как и этнические группы (например, отдельные племена), именуются иначе – «докати», что означает «рождение».

Касты берут начало в четырёх варнах, на которое делилось население Древней Индии. Слово «варна» означает «род», «вид», «цвет»: так назывались основные сословия, или ранги, в древнем обществе. В основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что у каждого человека свой долг – дхарма и свой жизненный путь.

Старшей и высшей была варна брахманов – жрецов, учителей, наставников, учёных. Следующей по рангу шла варна кшатриев – воинов, правителей и знати. К третьей варне – вайшьев – в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы. В четвертую варну – шудр – входили зависимые люди, слуги.

Представитель каждой варны должен был выполнять свой долг. Эта идея претворялась в индуистском обществе так: каждый человек должен занимать определённое место в обществе, выполнять свои сословные обязанности и соблюдать запреты.

Главный долг брахмана – учиться и учить других, совершать жертвоприношения, подносить дары богам и получать их от людей. Кшатрии должны были защищать народ, совершать жертвоприношения и учиться. Первейшей обязанностью вайшьев было возделывать землю и разводить скот. Шудрам надлежало прислуживать трём высшим варнам.

Видимо, нередко заключались и неравные браки, которые разрушали сословные границы и приводили к смешению сословий. Так, согласно преданию, от смешанных браков представителей разных варн и появились джати. Как правило, они связывались с одной из четырёх варн, а некоторые находились на социальной лестнице даже ниже шудр и назывались «неприкасаемые». Сейчас большинство индийских каст возводит своё происхождение к одной из варн.

Ныне все касты делятся на четыре основные группы: высшая (брахманы, воины), средняя (торговцы, земледельцы), низшая (земледельцы и ремесленники) и неприкасаемые. Самые многочисленные – низшие касты. В них входит около 40 % всего населения страны. Самые малочисленные – высшие касты (около 8 % населения). Средние касты объединяют примерно 22 %, а неприкасаемые – 17 %. Вышедшими из кастовой системы считаются индуистские отшельники – садду. На них кастовые правила не распространяются.

Каста может насчитывать от 200–300 человек до нескольких миллионов. Члены одних каст разбросаны по всей Индии, других – сгруппированы в одном районе. Но в любом случае члены каждой касты изолированы от других каст, и каждый человек связан своей кастой множеством нитей. Кастовую принадлежность человека можно определить по следующим признакам: по типу одежды и манере её носить, по наличию определённых украшений или их отсутствию, по причёске, знакам, нарисованным на лбу, характеру жилища, пище и даже сосудам для её приготовления, а также по родовым именам. Выдать себя за члена другой касты в Индии трудно.

Каждый индуист с момента рождения и до последнего вздоха принадлежит к определённой касте, если только он не изгоняется из неё за нарушение законов. Никто не имеет права выбирать себе касту по желанию или переходить из одной в другую. Никто не должен вступать в брак вне своей касты. Правда, некоторые формы неравных браков допустимы. Так, не осуждался брак, когда муж занимал более высокое положение, чем жена. Подобный брак уподоблялся поглаживанию «по шерсти» и считался естественным. Противоположное сочетание, когда жена занимала более высокое положение, считалось неестественным и возмутительным, всё равно, что гладить против шерсти. Дети от таких браков стояли по общественному положению ниже, чем оба родителя.

За многими кастами точно закрепляется род занятий. Одни касты могут заниматься только земледелием, другие – ткачеством, третьи – торговлей, четвертые – стиркой белья и т. п.

Члены каст обязаны строго соблюдать правила и обычаи своей касты. Членам высших каст запрещено принимать еду и питье из рук низших, чтобы не подвергнуться ритуальному осквернению. Ритуальная чистота – вот та основа, на которую опираются кастовые законы и предписания. Это не внешняя чистота или загрязнённость, это внутренняя незапятнанность. Каста чиста или нечиста в зависимости от того, высшая она или низшая. Высшие, чистые и священные касты не должны вступать в общение с низшими и нечистыми. Как одна каста определяет своё отношение к другой, зависит от того, насколько последняя чиста или нечиста.

В современной Индии строгость соблюдения кастовых ограничений слабеет. Не все правила и запреты соблюдаются так ревностно, как раньше. Но консервативность кастовых правил в вопросах брака остается неизменной. В сегодняшней Индии кастовая дискриминация запрещена законом и карается как уголовное преступление.

 

Как складывался индуизм

В III–II тыс. до н. э., а возможно и раньше, в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Эту цивилизацию принято называть протоиндийской или индской – по названию реки Инд, главной водной артерии этой территории, или хараппской – по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, в округе Монтгомери (Пакистан). Примерно с середины II тыс. до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они называли себя ариями. В долине Инда и его притоков, куда вторглись арии, хараппская цивилизация клонилась к упадку. Вместе с ариями в Индию пришёл совсем иной мир религиозных представлений.

Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Они называются ведами – «священным знанием». Слово «веда» родственно русскому слову «ведать», т. е. «знать». В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа и Атхарваведа (веды магических заклинаний).

Состав арийского общества постепенно усложнялся, пока не сложились варновая, а на её основе – кастовая системы, ставшие социальной базой, основой индуизма. В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам – знатокам вед и главным исполнителям обрядов.

Выросший из религии вед брахманизм не мог долго соответствовать многоукладному индийскому обществу. К тому же в V в. до н. э. в Индии появились новые религии – джайнизм и буддизм. Они нанесли сокрушительный удар по притязаниям брахманов на интеллектуальную и духовную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери для всех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.

В первые века новой эры буддизм и индуизм развивались параллельно, причём спор их философских взглядов был главной движущей силой этого развития. Как бы то ни было, вплоть до XI в., когда буддизм почти окончательно ушёл из Индии, обе духовные традиции тесно взаимодействовали и влияли друг на друга. Что же касается джайнизма, то он остался национальной религией Индии, но количество джайнов, как и буддистов, в стране ничтожно мало – около 0,5 %. С IV–VI вв. Индия существует преимущественно как страна индуизма: именно эта религия всегда способствовала её единству.

Примерно к V–VII вв. в индуизме окончательно сформировались два основных направления. Они названы по именам главных почитаемых богов – шиваизм и вишнуизм. В пределах шиваизма наметилось ещё одно течение– шактизм,связанное с почитанием женской творческой энергии (шакти), воплощённой в образе божественной супруги – спутницы бога. Шиваизм, вишнуизм и шактизм не были противоречащими или враждебными друг другу направлениями индуизма. Не отрицали они и существование других богов и направлений.

В современной Индии представлены все основные религии мира – индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, зороастризм, а также самые разнообразные верования, традиции и культы. Большинство населения (83 %) исповедует индуизм – религию, возникшую в результате длительных религиозно-философских поисков, смешения сотен культов и верований, накопленных за тысячелетия многими народами, жившими на территории Индостана.

 

Боги в индуизме

Богов в индуизме так много, что бессмысленны попытки их пересчитать. Индийское предание утверждает, что их ровно 3 333 333. В это число входят не только боги, но и полубоги, святые, кастовые, родовые и семейные покровители, демоны, духи, призраки.

Древнеиндийскому взгляду на мир издавна была свойственна идея троичности божественных сил, их триединства. В индуизме эта идея воплотилась в тримурти – тройственном образе. В тримурти слились три бога, которые стали главными в индуизме: Брахма, Вишну и Шива. Все они считались проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплялась определённая «сфера деятельности». Брахма был создателем мира, Вишну – его хранителем, а Шива – разрушителем, но он же воссоздавал его заново. Все три бога нередко изображались вместе: они или стояли рядом, или их тела словно вырастали одно из другого. Позднее, к концу I тысячелетия до н. э., Брахма отступил на задний план. Вишну и Шива стали наиболее почитаемыми богами в индуизме. В Индии сохранился лишь один храм, посвящённый Брахме.

Пантеон индуистских богов необъятен. В каждой местности имеются свои главные и второстепенные боги. Остановимся на двух.

Богиня-Мать, или Богиня-Дэви – богиня плодородия, богатства и процветания. По всей Индии стоят храмы в честь Дэви. Богине посвящают многообразные ритуалы: от простого возложения цветочной гирлянды к её ногам до сложных и торжественных празднеств, длящихся много дней.

Индуистский бог чувственной любви Кама (Желание) очень похож на своего европейского собрата Эрота и изображается в виде прекрасного юноши со стрелами и луком. Но у Камы лук сделан из сахарного тростника, а стрелами служат цветы. Они разят без промаху и людей, и богов, пробуждая в их сердцах любовь. Отсюда широко известная «Камасутра», своего рода руководство по сексуальной стороне человеческого бытия, которая оказала значительное влияние на индийское искусство. Плотская любовь в Индии никогда не считалась низменным удовлетворением инстинктов. Культ Камы имел важное социальное значение, т. к. браки по любви были в индийском обществе, скорее, исключением, чем правилом.

 

Дхарма, сансара, карма, мокша

Индуизму присуща идея о том, что мир, который человек видит, в котором живёт и из которого уходит, – гармонически упорядоченное целое, а не случайное и хаотическое сочетание вещей, предметов и явлений. Это гармоническое целое существует в соответствии с определёнными закономерностями.

Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность мира, – дхарма. Слово «дхарма» многозначно. Дхарма – то, на чём держится мир и общество: закон, долг, обязанность, устои, совокупность установленных правил. Их соблюдение является необходимым условием поддержания и сохранения миропорядка. Дхарма человека выводится из всеобщей вселенской дхармы. Поведение и действия человека оцениваются в зависимости от того, соответствуют они дхарме или нет. Соответствие дхарме считается правильным поведением и ведет к добру, несоответствие – плохим поведением и ведет к злу.

Каждый человек действует под влиянием своих намерений и желаний. До тех пор пока он обуреваем желаниями и страстями, он будет страдать, и рождаться в этом мире, перевоплощаясь в растения, животных, людей, богов. Так будет продолжаться, пока человек не освободится от всех желаний.

Идея вечного возвращения в мир земной, странствие духа из одной телесной оболочки в другую, круговорот жизни определяются в индуизме понятием сансары – круга бытия. Согласно ему, сумевшие обрести истинное знание следовали после смерти «путём богов». Те же, кто был озабочен лишь мирским существованием, направлялись после смерти к Луне, а потом возвращались назад, совершая «круг перерождений».

Круг сансары не ограничивается земным существованием. В него входят и круги ада – миры мучений, и сферы райского блаженства. Череда перерождений в сансаре регулируется законом воздаяниякармы (буквально «поступок», «деяние»). Все перерождения – благие, приятные или, напротив, дурные, тягостные – обусловлены поступками людей в предыдущих жизнях. Любой поступок человека откладывается в его глубинной памяти и запечатлевается на его тонком, невидимом мире – лингашарире. Информация о нём хранится там, созревает и при благоприятных для этого внешних обстоятельствах проявляется. Убийца, например, в одном из следующих перерождений сам будет убит или попадёт в ад, где подвергнется мучительным пыткам.

Прекращение действия закона кармы и освобождение от уз сансары – конечная и высшая цель жизни индуиста. Она именуется мокша, т. е. «избавление», «освобождение». Мокша означает освобождение от тягот и превратностей бренного мирского существования. Она по-разному описывается в различных направлениях индуизма, чаще всего как вечное бытие, как свобода, блаженство, как пребывание в Боге. Достичь этой цели можно разными методами, путями и средствами.

 

Йога – религиозно-философская система

Йога является аскетическим учением, применяющим религиозные и философские принципы для самосовершенствования. Согласно йоге, к познанию истины можно прийти с помощью сложной психофизиологической практики. Йога предлагает преобразование психических процессов (мыслей, эмоций, чувств) и ведёт к преодолению всего преходящего. Восьмеричный путь, т. е. путь, состоящий из восьми стадий, включает:

1) воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда всему живому, от вражды и ненависти, от стяжательства и воровства, от суесловия, от порочных связей с недостойными людьми;

2) очищение тела, эмоций и мыслей, чтение священных книг, постоянные размышления о божественном;

3) приведение в порядок тела и овладение правильными позами для сосредоточения;

4) управление дыханием и энергией тела;

5) отвлечение органов чувств от их объектов;

6) удержание внимания и сосредоточение сознания;

7) медитацию;

8) особое состояние сознания – тонкого различения происходящего, сопровождающееся блаженством.

В результате восьмиступенчатой йоги дух отделяется от материи и обретает способность к постижению истины. Личность и мировое чистое сознание становятся тождественными, понятие субъект (человек) исчезает, человек идентифицирует себя с мировым чистым сознанием.

 

Индуизм и танец

В индуизме танец имеет самое непосредственное отношение к Богу, богослужению. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвадаси – «божьими женами», жившими в храмах, посвятившие себя тому или иному божеству и служившие ему через ублажение любого желающего. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, артистическое искусство и ритм, дэвадаси обучались несколько лет, прежде чем им разрешали танцевать перед богами или царями и брахманами.

Система индийского танца – одна из старейших и сложнейших в мире. Она складывалась в течение полутора тысячелетий. Главная особенность танца заключается в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека. Содержание большинства танцев связано с индуистскими мифами и легендами. В танце используются все выразительные средства человеческого тела. Техника танца включает сам танец – свободные и красивые движения тела, выражение определённого смысла с помощью мимики, жестов, символических поз тела и элемент драмы – речь. Выразить чувства в танце помогают костюм, украшения, музыка, движения рук и ног.

«Язык» рук – мудр – очень богат и выразителен. Это уникальная особенность индийского танца. Священные книги говорят о 28 жестах для одной руки и 24 жестах для двух рук вместе. Каждая мудра имеет различные значения в зависимости от положения рук и позы танцовщицы. Жестами можно рассказать обо всём, передать любые религиозные сюжеты. Один жест – и перед зрителем кобра, готовая к нападению, или олень, бродящий по лесу. Важная роль отводится в танце также символу, намёку. Символический язык танца хорошо знают не только танцовщицы, но и зрители. Ведь иначе танец не сможет пробудить в них те же чувства, что испытывает танцовщица.

В начале XX в. система дэвадаси была отменена государством, но храмовые танцовщицы и сейчас исполняют свои танцы перед богами.

Символика индуизма

Лотос – символ нравственной чистоты и духовного совершенства. Цветы раскрываются на восходе солнца, а многочисленные лепестки напоминают лучи. Вот почему лотос издревле был эмблемой Солнца и космической силы, несущей жизнь и процветание. Лотос соотносился с Богиней-матерью и символизировал плодородие. Индуистские боги, как правило, восседают на лотосовых тронах. В религиозном искусстве индуизма часто встречаются лотосовые медальоны и орнаменты. Раскрывшийся лотос – государственная эмблема современной Индии.

Свастика (санскр. «су» – «благой», «асти» – «быть») – знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми под прямым углом по часовой стрелке (правосторонняя) или против неё (левосторонняя). Иногда правосторонняя расценивается как благожелательная, левосторонняя – как злонамеренная. С глубокой древности свастика являлась знаком солнца и света, а значит, жизни и блага. С ведийских времён свастика считается эмблемой Вишну – Солнечного бога. Свастику рисовали как охранительный знак на дверях домов, воротах храмов, предметах быта.

Янтра – магический рисунок, диаграмма, может обозначать божество или служить своеобразной картой, помогающей войти и усилить медитацию. В самом центре янтры помещается изображение божества, к нему обращаются во время ритуала и медитации.

Ом – звук «ом» и слог, его изображающий, издавна трактуются в индуизме как несущие благо. Слог «ом» начинает и завершает любой ритуальный текст, его пишут в начале традиционных текстов и произносят перед любым важным делом для того, чтобы оно успешно завершилось. Йоги используют «ом» во время медитации.

 

Кого можно считать индуистом

Итак, индуизм сложен, трудноопределим, в Индии он сосуществует и переплетается с другими религиями. Ему незнакомо понятие ереси, религиозного раскола. Отсутствует в нём и общепризнанный глава или собор для решения религиозных вопросов. Основным признаком принадлежности к индуизму следует считать признание авторитета вед и основанного на нём брахманического порядка. Такие общие установки, как признание кармы, сансары и необходимости освобождения от них, позволяют индуистам отделять себя от верующих других религий, главным образом от мусульман и христиан. Буддизм и джайнизм отличаются от индуизма неприятием ведийского канона. К тому же они не приемлют кастового деления общества.