Роль шамана в мире людей. Его атрибуты

Роль шамана

Многие исследователи шаманства считают, что основная функция шамана – лечение людей. Да, шаман лечит болезни, причём любые. Но задачи шамана намного шире. Он должен ограждать своих соплеменников от бед и всяческих напастей, поддерживать хозяйственную жизнь племени. Духов – хозяев животных он просит об изобилии дичи, духов природы – о плодородии, иначе говоря, его обязанность – поддерживать равновесие в мире.

У нанайцев и нивхов (Дальний Восток) шаману предписывается доставлять душу умершего соплеменника в загробный мир. Путь в загробный мир (обычно нижний) сложен, без провожатого душа может затеряться и вечно блуждать без пристанища. Шаман действует как священнослужитель не сам по себе, он очень тесно связан с людьми, которые признали его достойным представлять сообщество перед духами и божествами. После того как человек становится шаманом, он получает признание коллектива. Люди должны убедиться, что это не самозванец и то, что он делает, истинно. Сама жизнь каждый день проверяет достоинства шамана: как он отвечает на вопросы, как разыскивает потерянных оленей, как лечит болезни. Шаман, не выполняющий своих обязанностей, – не шаман. Шаманы, как правило, бедны. Они служат своему роду, а это далеко не всегда ведёт к материальному благополучию, поскольку времени на ведение хозяйства у них не остается. Труд шамана бескорыстен. Профессиональная этика требовала от шаманов помощи всем, кто в ней нуждается.

Долгое время в мировой науке держалось убеждение, что шаман не вполне нормален психически. Но тщательные исследования дали возможность исправить эту ошибку. Особенности психики шаманов не позволяют их считать сумасшедшими. Соплеменники считают шаманов нормальными людьми. Ведь в то время, когда шаман не выполняет свои ритуальные обязанности, он живёт своей обычной жизнью: ведет хозяйство, охотится. У шамана может быть и семья. Шаманы прекрасно разбирались в психологии соплеменников. Своей деятельностью они поддерживали в обществе нормальное течение жизни, хранили обычаи, улаживали внутренние конфликты. Выступал шаман и в роли лекаря. Способы обрядового лечения, объясняющие и болезнь, и выздоровление вмешательством духов, предполагают сильное психотерапевтическое воздействие на пациента. Шаман должен был иметь и хороший практический опыт, знание окружающей природы, чтобы давать соплеменникам советы, где лучше охотиться, в каких местах ставить сети. Ошибки в такого рода советах могли дорого стоить шаману: он лишался доверия окружающих.

Почему же возникла и долгое время казалась убедительной гипотеза, объявившая шаманов людьми с патологическими отклонениями в психике, эпилептиками или же сумасшедшими? Основанием для таких оценок послужили особенности ритуального поведения шамана. Надо иметь в виду, что костюм, например, тунгусских шаманов весил более 30 кг. Плясать несколько часов подряд в таком облачении способен только здоровый, физически сильный человек. Готовясь к проведению ритуала, шаманы часто постились. Впрочем, пост у многих народов мира предшествовал исполнению важной, требующей сосредоточения работы.

Функции шамана с одинаковым успехом выполняют и мужчины, и женщины. У многих народов Сибири, например у чукчей и якутов, считается, что женщина может быть более сильным шаманом, чем мужчина, но только до того, как у неё родятся дети. Потом она утрачивает силу. Интересна фигура шамана, объединяющего в себе оба начала – мужское и женское. Это явление носит название ритуального травестизма («превращение пола»). Его суть в том, что шаман-мужчина ведёт себя как женщина: носит женское платье, выполняет женские работы, сторонится общества мужчин. Причину таких изменений принято объяснять волей духов. Духи велят шаману, скажем, больше никогда не надевать мужскую одежду и сурово наказывают его, если он посмеет ослушаться. Откуда такой необычный, с точки зрения современной европейской культуры, образ? Его истоки надо искать в архаических взглядах, сложившихся ещё на заре человеческой культуры. Причина совмещения в одном лице мужского и женского начал лежит в древнем дуалистическом (двойственном) представлении о мире. Мир состоит из двух начал – мужского и женского (эта идея сохранена философской традицией Индии и Китая). В соответствии с этим вселенная делится на две сферы – небесную и подземную и в то же время – мужскую и женскую. Каждая сфера наделяется рядом только ей присущих качеств. Небесное соотносится с правым, верхним, белым, восточным, солнечным, летним, мужским, подземное – соответственно с левым, нижним, чёрным (тёмным), западным, лунным, зимним, женским. На две части, повторяя устройство космоса, делится и человеческое общество. Многие народы Земли сохранили в своих традициях те или иные следы дуализма. Белые шаманы общаются с божествами и духами небесной сферы, чёрные обращаются к подземным божествам и духам. Как только за шаманом признаётся способность путешествовать и в небесную, и в подземную сферы вселенной, он должен был объединить в себе и качества обеих сфер, в том числе и мужское с женским. В этом может быть разгадка шаманского и всего ритуального травестизма. Степень «превращения пола» в разных конкретных случаях была неодинаковой. Некоторые шаманы принимали женоподобный вид только на время совершения ритуала. Другие же всю жизнь подчёркивали в своём облике женские черты.

Атрибуты шамана

Непременными атрибутами шамана в Сибири являются ритуальный костюм и бубен. Костюм имеет множество подвесок. На нём можно встретить изображения оружия, светил, нашитые изображения духов-помощников в виде животных или людей. Костюм создавался не по желанию владельца, а по указаниям духов. Обычно проходило немало лет, пока шаман получал разрешение духов изготовить себе полный костюм. Постепенно к его убранству добавлялись новые подвески, изображения, указывающие на круг профессиональных возможностей шамана.

В алтайском регионе шаману отводилось на жизнь несколько бубнов с определённым сроком камлания. Например, дух-покровитель решал: шаману даются семь бубнов, по три года на каждый. Через каждые три года бубен надо было менять. Таким образом, через 21 год шаман должен был умереть. И шаман, и его соплеменники непоколебимо верили в это. Когда шамана хоронили, его бубен вешали на дерево у могилы. Кожу бубна прорезали ножом, а обод надламывали – со смертью шамана умирал и его бубен.

Иногда шаманы, в надежде обмануть духов, делали так называемые «воровские» бубны. Дело в том, что новый бубен положено предъявлять духам. Дух «осматривает» бубен и сообщает шаману своё мнение. Он либо одобряет его, либо заставляет переделывать, но в любом случае бубен как бы ставится на учёт. Лишний, сделанный тайком бубен духам не показывали. Шаман пользовался им при камлании как обычным и таким образом продлевал свою жизнь.

Бубен являлся также средством передвижения для шамана. На нём во время камлания шаман переносился в другие миры.

Камлание

Общение шамана с духами – это ритуал. Он носит название «камлание» (от тюрк. «кам» – «шаман»). Но камланием именуют не каждый ритуал общения, а только тот, в ходе которого шаман впадает в транс. Сейчас чаще употребляют более точное название – изменённое состояние сознания. Находясь в этом состоянии, шаман может очень высоко прыгать, бешено кружиться на месте, брать голыми руками раскалённое железо и т. п. Но важны не формы, а смысл. Когда шаман камлает, состояние его сознания разительно отличается от обычного. У шаманов индейских племён Южной Америки велико значение галлюциногенов – веществ, вызывающих видения. У многих народов Сибири такую же роль играл мухомор, способствующий достижению изменённого состояния сознания. Шаманы хорошо знали, какую дозу мухомора, в каком виде и для какой цели нужно принять. Но у многих народов мира для шаманского транса стимуляторы подобного рода не требовались.

Обряды, которые проводит шаман, различны. Некоторые из них просты, не занимают много времени, не требуют ни бубна, ни ритуальной одежды. Но классический обряд, для исполнения которого шаман должен быть в полной форме, предполагает путешествие в мир духов. Шаман изображает это путешествие по ходу обряда и движениями, и песнопениями, так что участники ритуала хорошо представляют себе, с каким духом в тот или иной момент встречается шаман, какие препятствия преодолевает, что замыслил. Вместе с тем ритуал не повторяется в точности каждый раз.

Отправляться в мир духов шамана заставляли разные причины, его путь лежал к разным духам, следовательно, обстоятельства его путешествия не были всегда одинаковыми; это отражалось и в особенностях обряда. Несомненно, какие-то детали священнодействия зависели и от настроения шамана, его внутренней готовности к обряду. Будучи в ударе, шаман с большим вдохновением исполнял обращённые к духам песнопения, был щедрее на красноречие. В других случаях он мог быть более сдержан и в речах, и в движениях. Текст песнопений также не повторялся слово в слово. Присутствовал элемент импровизации, но ни обряд в целом, ни тексты призываний духов импровизацией назвать нельзя. Скорее, шаман использует определённый набор ритуальных формул, которые может произносить в разных сочетаниях и вариациях, но суть остается неизменной.

Шаманские обряды проводились в разное время в зависимости от назначения. Камлания совершали и под открытым небом, и в жилище, и в специально возведённой постройке. При проведении сложных ритуалов шаману помогал помощник.

 

Жертвоприношения

Смысл жертвоприношений в шаманстве прост. Если шаманы общаются с духами, прося от них помощи в различных делах, то духи должны быть заинтересованы в подобном сотрудничестве. Не зря же дух работает на шамана. Кормление духа – вот смысл жертвоприношения. Каждому духу приносится своя, особая жертва. Многие народы убеждены, что «верхним» божествам не надо приносить кровавые жертвы, им более подобают «чистые» жертвы: молоко, мёд и т. п. Достоверных сведений о человеческих жертвоприношениях у исследователей шаманства нет.

В североамериканском шаманстве огромную роль при проведении камланий играет табак – это главное приношение духам; курение обязательно во время шаманских церемоний.

Зарождение шаманства

Назвать точную дату зарождения шаманства невозможно. Но происходит это уже в палеолите. В отдельных местах оно сохранилось до наших дней в тех обществах, где до сих пор существует родоплеменная структура – среди сибирских и дальневосточных народов, у североамериканских индейцев, у аборигенов Австралии и др. Именно на изучении подобных обществ и роли шаманства в их жизни можно говорить о шаманстве как об этапе развития религиозных представлений, свойственном на определённой стадии всему человечеству.

Сегодня шаман – значительная фигура у тех народов, традиционный образ жизни которых ещё не разрушен натиском современной цивилизации. Но шаманство наложило определённый отпечаток на позднейшие верования. В шаманстве берут свои истоки многие явления, получившие развитие в более поздних религиях. К нему восходит известная чуть ли не во всех религиях мира фигура пророка. Первыми пророками являлись шаманы.