Верования древних коми-зырян

Первобытное искусство

 

Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром, видимым и невидимым, проявляет себя человек. Называя древнейших обитателей планеты Земля людьми первобытными, мы должны помнить, что они были интуитивно ближе к первозданной мудрости творения, ещё не изречённой в Слове в силу неспособности языка передать её смысл. Культура первобытной эпохи являет себя как внеязыковая и, уж конечно, дописьменная. Стадия эта открывает путь к диалогу между божественным и человеческим, где главной темой звучит тоска по вечности, заставившая человека, ещё не умевшего твёрдо ступать по земле, искать путь к преодолению смерти, несущей разрушение. И путь этот привёл к стремлению сохранить то, что подлежало уничтожению временем, включая и самого человека.

В изучении первобытной культуры значимым источником наших знаний о ней являются материальные предметы и изобразительное искусство. Поэтому художественные памятники будем условно рассматривать как текст,ибо когда молчат создатели произведений, говорят вещи. Человек в творчестве выражал своё отношение к окружающему миру. Искусство проявлялось интуитивно в выражении радости, горя, в просьбе защиты от обуревавшего страха, в таинстве магии, в укрощении злых сил. Искусство – это исповедь неисповедимого; для первобытного человека оно проявлялось в священнодействии. Первобытное искусство – это сакральное знание, взгляд на жизнь, составляющий специфическую область мировоззрения, во многом подсознательную, зашифрованную. Для того чтобы выразить своё отношение к миру, недостаточно было одних предметов повседневного назначения. Люди начинали понимать, что за видимыми явлениями стоит таинственный мир, непостижимый смысл, мир, в котором действуют высшие силы – боги, управляющие всем сущим на земле и на небе.

Постепенно в представлении людей складывалась вера в мир сверхчувственный, невидимо присутствующий в зримо воплощённых вещах. Для передачи этого нужен был своеобразный изобразительный «язык» – сокровенный, доступный не всем, а посвящённым. Среди людей выделяется группа тех, кому был открыт этот язык, передаваемый знаками тайнописи и считавшийся сакральным. Так появились жрецы, маги, возник ритуал служения богам, управляющим стихиями, благосклонно или неблагосклонно относящимся к человеку. Их нужно было задобрить принесением жертв. Всё это способствовало возникновению обрядов и культов. Культ приводил к возвышению и обожествлению вещей и явлений окружающего мира. Чтобы наделить предметы сверхсмыслом, нужно было найти способы выделить их из обилия обыденных вещей. Для этого они особым образом украшались и тем самым становились иными. Так возникли ритуальное оружие, керамические сосуды с росписью, изделия из камня и кости – амулеты с гравировкой или рисунками. Изготовление ритуальных предметов привело к возникновению искусства, но не в нашем понимании, а в сакральном его осмыслении.

 

 

 

Одним из важных источников по дохристианским верованиям (до XIV в.) древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. В нём указывается, что у пермян [1] было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства. Богов олицетворяли идолы – деревянные, каменные, металлические, которым пермяне поклонялись и приносили жертвы. «Кумиры» были расположены в селениях, в домах и лесах. В зависимости от значимости, идолы почитались либо отдельными семьями, либо селениями, либо населением целой округи. В исторической литературе (у Н. М. Карамзина и В. Н. Татищева) есть сведения о главном божестве коми-зырян – Золотой Бабе («Зарни ань»).

В этнографической литературе имеются материалы о пережитках анимизма у коми-зырян. К деревьям, траве, животным, людям они прибавляли слово «ловъя», что в переводе с коми означает буквально «с душой», «живой». Процесс умирания обозначали как «лов петöм», т. е. «выход души». Душа – «лов», согласно этим представлениям, обладала свойством перевоплощения. Человек мог превратиться в камень, траву или животное. У человека различали две души – «лов» и «орт». «Лов» в буквальном переводе означает «дыхание». Когда человек умирал, душа («лов») оставляла его тело и перевоплощалась в какой-нибудь другой предмет. «Орт» является тенью, двойником человека, находящимся вне его тела. В отличие от лова, орт обычно ассоциируется со смертью, появление орта предвещает смерть. После смерти человека орт переселяется в мир предков и сопровождает его душу в загробном мире.

По этнографическим материалам, у коми длительное время сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма. Особым почитанием пользовался медведь, являвшийся в древности тотемом. Медведь, по представлениям коми-зырян, обладает всеми качествами человека, ему приписываются человеческие чувства, способности и привычки. Охота на медведя была связана с различными торжественными приготовлениями. Перед охотой на медведя охотники варили сладкую кашу из ржаной муки и ставили её перед избушкой, чтобы «задобрить, угостить» медведя, иначе охота будет неудачной. Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Шкуру убитого зверя обычно снимали ночью, пряча добычу от посторонних.

Существование в древности тотемистических верований у коми проявлялось в сохранении у каждого рода прозвищ по названию рыб, птиц и животных: «Сюзь» (Филин), «Юсь» (Лебедь), «Тури» (Журавль), «Сир» (Щука), «Кырныш» (Ворон) и т. д.

В погребальном обряде отражаются представления древних коми о всеобщей связи в природе, о строении Вселенной, месте человека во Вселенной, связи мира живых и мёртвых, мира социального и мифического, потустороннего. Могильники располагались, как правило, на берегу реки, в возвышенной части бора (горе предков), примыкающей к болотистой низине. В мифологии переправа в мир мёртвых осуществляется через водное пространство. Кроме того, границей миров и сферой контактов между ними, по представлениям коми, являлись лес и огонь. Погребальный обряд должен был способствовать благополучному достижению мёртвыми загробного мира и сохранению связи с живыми сородичами. Важное место в погребальном обряде занимал огонь. Одной из специфических особенностей погребального обряда древних коми является кремирование умерших как один из самых быстрых способов достижения загробного мира.

Загробный мир в представлениях коми есть подобие земного. Существовала вера в то, что умерший живёт в могиле, которая является его домом. Не случайно коми слово «горт» одновременно означает и дом, и гроб. Согласно древним верованиям, смерть есть не прекращение жизни, а перевод человека в новый статус – духа-предка, который мог стать покровителем живых сородичей, однако мог нанести им и большой вред. Погребальный обряд, с одной стороны, должен был содействовать возрождению умершего в статусе духа-покровителя, с другой – обезопасить живых сородичей от вредоносного воздействия мира предков. Коми, как и другие народы, делили покойников на «чистых» и «нечистых».

Большой пласт верований коми связан с космогоническим мифом о двух противоположных началах, олицетворением которых являются Ен (Громовик) – символ верхнего небесного мира, и Омöль (его противник) – хозяин преисподней. В погребальном обряде древних коми атрибутами Омöля выступают зола и пепел, золото и его аналоги (медь, бронза), атрибутами Ена – топор, стрелы, кремень и кресало, которые могли служить оберегами при переправе в загробный мир. Одним из мест обитания Омöля, а также «нечистых» покойников являлось болото.

Таким образом, для Перми Вычегодской характерен синкретический характер верований, в котором сочетаются и переплетаются различные традиции, отражающие как рациональные, так и иррациональные знания и представления древних коми об окружающем мире.