Парижская коммуна 1871 г.

Вторая республика во Франции

Легитимная монархия

После поражения Наполеона в России в 1812 г., вступления объединенных войск 31 марта 1814 г. в Париж и отречения Наполеона произошла реставрация Бурбонов. С 1814 г. по 1830 г. во Франции была установлена легитимная монархия. Она называлась так потому, что сторонники королевской власти считали порядок, существовавший до революции, единственно законным (легитимным). По хартии 1814 г. законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из палаты пэров, назначаемой королем, и палаты депутатов, выбираемой на основе высокого имущественного ценза на 5 лет.

Установившаяся реакция при легитимной монархии привела к июльской революции 1830 г. В результате ее принимается хартия 1830 г., которая лишь несколько видоизменила хартию 1814 г. Король лишился права жаловать наследственное звание пэра. Несколько снизился имущественный и возрастной ценз на выборах в палату депутатов.

Рост капиталистических отношений и кризис 1847 – 1848 гг. вызвал острые противоречия, явившиеся причиной февральской революции 1848 г.

Временное правительство 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Конфликт рабочих с правительством вызвал восстание парижского пролетариата 28 июня, но оно было подавлено. В ноябре 1848 г. учредительное собрание приняло республиканскую конституцию, в которой провозглашались, наряду с политическими и гражданскими свободами, требования социального характера. Впервые в конституцию были включены право на создание профсоюзов, право на труд, бесплатное первоначальное образование, профессиональное образование, равенство между хозяевами и рабочими. Государственный строй основывался на принципе разделения власти: законодательная власть вверялась однопалатному собранию из 750 депутатов, а исполнительная – президенту, избираемому плебисцитом на 4 года без права переизбрания. Для подготовки законопроектов предусматривался государственный совет, избираемый собранием.

Избирательное право объявлялось всеобщим и прямым при тайном голосовании. Президент наделялся большой властью: он был главой администрации, полиции и армии.

В декабре 1848 г. при выборах президента им стал Луи Наполеон Бонапарт. Принятая 14 января 1852 г. конституция явилась несколько видоизмененной конституцией 1799 г. Власть вручалась президенту, избираемому на 10 лет. Он назначал на все должности, заключал договоры, объявлял войну, ему принадлежало право законодательной инициативы. При нем действовали три учреждения: государственный совет, члены которого назначались президентом, вырабатывал законопроекты; в законодательном корпусе, избираемом всеобщим голосованием из кандидатов, намечаемых президентом, законопроекты ставились на голосование; сенат, состоявший из 150 человек, пожизненно назначавшихся президентом, стоял на страже конституции. Министры назначались и увольнялись президентом и не были ответственны перед законодательном корпусом. Президент формально нес ответственность перед народом, но последний был лишен возможности реализовать это право.

Под давлением Луи Наполеона 7 ноября 1852 г. принимается сенатус-консульт о восстановлении во Франции императорской власти, которая была вручена ему с титулом Наполеон III. Это решение было утверждено плебисцитом, и во Франции устанавливается вторая империя.

Сенатус-консульт от 25 декабря 1852 г. истолковал и изменял конституцию 1852 г. в сторону установления почти неограниченной императорской власти. Императору предоставлялось право председательствования в Сенате и Государственном совете, право издания декретов, право распоряжения государственными кредитами с последующего утверждения Законодательного собрания. Бюджет государственных расходов предоставлялся на обсуждение Законодательному собранию и подвергался голосованию по министерствам.

В стране устанавливается цензура. Был принят закон об общественной безопасности, дававший правительству право арестовывать и ссылать без суда тех, кто уже ранее привлекался к ответственности по политическим делам. Министерство внутренних дел объединяется с военным. Бюрократический аппарат чрезвычайно разросся и контролировал все стороны жизни.

В 1860 г. Наполеон вынужден был произвести изменения в своем режиме. С этого времени начинается период так называемой либеральной монархии. Между 1860 и 1870 гг. издается ряд декретов и сенатус-консультов. В 1870 г. издается новая конституция. Законодательная власть осталась за императором, Сенатом и законодательном корпусом. Сенат составлялся из членов по должности и по назначению императора. Законодательный корпус избирался всеобщим голосованием. Министры оставались ответственными перед императором, а последний – ответственным перед народом. Все это не предотвратило надвигающийся крах империи. Достаточно было нескольких крупных поражений в франко-прусской войне 1870 – 1871 гг., чтобы обнаружилась несостоятельность режима. Вторая империя не выдержала военной катастрофы и рухнула.

Война, развязанная Наполеоном III c Пруссией с целью отвлечь внимание народа от тяжелых внутренних проблем, привела к краху империи. Известия о военной катастрофе под Седаном вызвало в Париже восстание 4 сентября 1870 г. Рабочие и национальная гвардия низлагает императора, и провозглашается республика. Однако власть переходит к буржуазии, сформировавшей правительство «национальной обороны» во главе с генералом Трошю, а затем смененное правительством Тьера. Эти правительства повели переговоры с Пруссией о капитуляции. В феврале 1871 г. Тьер заключил на крайне тяжелых для Франции условиях мир. Одновременно Тьер 18 марта 1871 г. решил разоружить национальную гвардию, созданную в период сентябрьского восстания. Эта попытка провалилась, встретив решительное сопротивление парижан, в результате чего Центральный комитет национальной гвардии взял власть в свои руки и осуществлял ее до передачи избранному 26 марта Совету Парижской коммуны.

26 марта состоялись выборы нового органа власти, получившего название Совета Парижской коммуны, состоящего из 80 человек. Выборы в Совет прошли на основе всеобщего избирательного права.

14 апреля (опубликована 20 апреля) выходит Декларация Коммуны к парижскому народу, в которой говорилось о форме правления и государственного устройства: республика с полной автономией коммун. Центральный комитет действовал как правительство рабочих и провел ряд неотложных мер для трудящихся.

Первым шагом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом во главе с выборным офицерским составом. Коммуна разрушила полицейский, бюрократический аппарат второй империи. Полиция и жандармерия упразднялись, а обязанности по охране безопасности возлагались на комиссию безопасности. 2 апреля издается декрет об отделении церкви от государства. Постоянными органами Коммуны на местах были районные советы, разделенные на комиссии.

Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. 29 марта Советом Коммуны образуются 9 комиссий: финансовая, военная, юстиции, общественной безопасности, продовольственная, труда и обмена, внешних сношений, общественных служб, просвещения. Они состояли из 5 – 9 членов. Особое место занимала Исполнительная комиссия, которая не только исполняла декреты и решения других комиссий, но и координировала их работу.

Коммуна установила основные начала судопроизводства: выборность судей, учреждение суда присяжных, свободу защиты обвиняемых в суде. Судебными органами стали мировые судьи, палата гражданского суда (гражданский трибунал) и обвинительное жюри по делам версальцев.

Коммуна просуществовала всего 72 дня, и 28 мая последняя баррикада коммунаров пала. Парижская коммуна оказала воздействие на дальнейшее социалистическое движения Европы, внеся определенный вклад в развитие демократии, обогатив и направив ее в будущем не на революционный, а эволюционный путь.