Роль и значение общины в экономике и политической жизни стран Древнего Востока

Древневосточный путь развития общества и его особенности.

Разложение первобытнообщинного строя.

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов

Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стадии развития.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.На смену первобытному строю приходят классовые общества.

 

В науке сформировалось представление об особом «азиатском» пути развития общества.

Этот путь (Азиатский способ производства) характеризуется 3 основными особенностями:

1. Решающая роль ирригационного земледелия.

2. Отсутствие ярко-выраженной частной собственности на средства производства (землю). Верховный собственник земли – государство в лице правителя. Оно передает право владения землей общинам.

3. Социально-экономическая специфика стала основой для древневосточной деспотии.

4. Также для азиатского способа производства характерны: слабое разделение труда; самообеспечиваемость общин; неразвитая торговля. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников: рабство в нём сохраняет патриархальный характер.

При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем.

Для азиатского способа производства характерно наличие крупных сооружений, которые в докапиталистическую эпоху невозможно было создать без участия государства. Примерами являются ирригационные сооружения (каналы), зиккураты, Великая китайская стена.

Причины таких особенностей кроются в сохранении общинной системы.

Важнейшей особенностью общественного устройства на территории Древнего Востока является существование общин, которые были основными социальными и территориальными единицами. Любое Древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин.Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Сама территориальная община состояла из ряда домохозяйств, больших семей и семейных общин.

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация общинников, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов, ибо рабство проникло в недра древневосточной общины. несмотря на внутреннюю дифференциацию, община тем не менее сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивое сохранение общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной организации и формы государственной власти, прежде всего наличием земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения совместных работ по регулированию режима великих рек. Отдельная семья, небольшая община не могла справиться с могучей речной стихией.

необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую называют "древневосточная деспотия".

13. Рабство «древневосточного типа». Его особенности.

Рабство на Древнем Востоке не достигло состояния классического, как в Греции и Риме.

Рабы сохраняли частично имущество,правоспособность. Рабы всегда составляли меньшинство населения. Эксплуатация рабов не приносила прибавочного продукта.

Труд рабов носил важный, но исключительно вспомогательный характер. Главным образом, рабы были задействованы на строительстве общественных сооружений, например, ирригационных систем.

На Востоке существовали следующие формы рабства:

• Военный плен;

• За преступления;

• Долговое – не получило развития в большинстве стран.

Там, где оно сложилось, государство пыталось его ограничить (Вавилония).

По одной из статей законов Хамураппи продолжительность такого рабства составляла 3 года. При этом должник не обязательно сам выплачивал долг кредитору. Через 3 года в независимости от полной отработки года рабское состояние прекращалось.

Таким образом, государство на Древнем Востоке не было заинтересованно в том, чтобы свободные налогоплательщики обращались в частновладельческих рабов.

На Древнем Востоке процветало патриархальное рабство – рабство младших членов семьи. Глава семьи (патриарх) мог распоряжаться их трудом по своему усмотрению.

В целом, формы рабовладельческой эксплуатации отличались своей незрелостью. Главная причина такого состояния рабства – отсутствие частного сектора в экономике этих стран.

Только в условиях частного хозяйства (Греция и Рим) возможно было наладить эффективную эксплуатацию рабов. Неразвитая экономика Древнего Востока порождала незрелые формы рабства.