Духовная жизнь и культура бел земель в период раннего феодализма

Становление раннефеод гос образований. Полотское и Туровское княжества

 

Первые летописные сведения относятся к 862 г. Своим ранним возникновением и интенсивным развитием Полоцкое княжество обязано водным торговым путям, которые связывали Южную Русь, Византию с Северной Русью, Прибалтикой и Скандинавией. Важное значение имела Западная Двина. Древний Полоцк постоянно соперничал с Новгородом и Киевом.

В 70-е гг. Х в. в Полоцке княжил Рогволод. В 980 г. новгородский князь Владимир захватил престол и силой взял в жёны дочь Рогволода Рогнеду. Став взрослым, сын Рогнеды Изяслав вернулся в Полоцк и возродил княжескую династию.

После смерти Изяслава князем стал его младший сын Брячислав (1003-1044). Он добился передачи Полоцку Витебска и Усвят, которые стояли на пути из Скандинавии в Византию; основал город Браслав, расположенный на границе балтского и славянского сообществ.

Всеслав Чародей (1044-1101) развернул борьбу за подчинение Северной Руси. В ответ на это князья Ярославовичи пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. 3 марта 1067 г. на реке Немиге произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Во время правления Всеслава Полоцкое княжество достигло наибольшего могущества: за Полоцком закрепилось Нижнее Подвинье, был построен Софийский собор, основан Минск, расширены восточные границы княжества.

После смерти Всеслава Полоцкое княжество было разделено между тремя его сыновьями, наиболее мощным стало Минское княжество, где правил Глеб.

В XII в. история Полоцкой земли характеризуется многочисленными усобицами, частой сменой князей. Только в конце XII в. намечается консолидация, что было обусловлено внешней опасностью.

Полоцкая земля в законодательном отношении управлялась вечем, а в исполнительном - князем и его дружиной. Исполнительная власть защищала территорию, осуществляла административное управление, сбор дани для содержания дружины и других государственных потребностей. Вече приглашало князя из княжеской династии, договаривалось с ним об условиях княжения; решало вопросы войны и мира. Если князь нарушал договор, вече лишало его полномочий.

Туровское княжество образовалось на юге Беларуси в бассейне Припяти на основе племенного союза дреговичей. Туров впервые упоминается в летописи по 980г. Крупным городом также был Пинск. В Турове действовало вече, существовала должность тысячского, возглавлявшего городское ополчение. Особенностью политического устройства было наличие посадника – заместителя князя.

Подчинение Туровского княжества Киеву произошло в 980-х гг. В 988 г. в Туров был посажен Святополк Окаянный, который убил своих братьев Бориса и Глеба в борьбе за княжеский престол. В XI – первой половине XII в. Туров находился в распоряжении киевских князей. В 1162 г. между Туровом и Киевом подписано соглашение о мире, которое утверждало самостоятельность княжества.

К началу XII в. Туровское княжество утратило свое прежнее политическое значение. Оно было поделено на несколько уделов, особенно выделился Пинск. Впоследствии Турово-Пинская земля попала под влияние более сильного соседнего политического центра – Галицко-Волынского княжества.

 

 

Аб высоким узроуни сац.-эк. и культ. развицця усходних славян сведчыць «Аповесць минулых гадоу». У ей азначаецца, што шмат гарадоу у Полацкай Руси узникали да дастаткова высоким узроуни як матэрыяльнай, так и дух.й культуры. Византыйския аутары таксама адзначали высоки узровень культуры усходних славян. Значную ролю у культурным развицци усходних славян адыграла хрысциянская рэлигия. 988 быу пачаткам хрысциянизацыии, Але на яе распаусюджванне спатрэбилася яшчэ шмат часу. Аднак вядома, што Рагнеда была хрысциянкай, и нават прыняла хрысциянски пострыг пад имем Анастасия, яе сын Изяслау быу хрысциянинам и пры им у Полацку ужо быу адзин хрысциянски храм. Рэлигия аказала уплыу на распаусюджв. письменства и адукацыи. Пераклад. на стараславянскую мову шматликия павучэнни, у 11 ст. пачалося летаписанне. «Аповесць минулых гадоу» была написана манахам Киева-Пячорскага манастыра Нестарам. Аб распауюджв. письменства на тэр-ыи Б. сведчаць знойдзеныя ва многих гарадах писала—прадметы, якия выкарыст. для письма. Знойдзены таксама берасцяныя граматы. У полацку пры Сафийским саборы иснавала библиятэка, у якой захоувалися рукаписныя книги. Вяршыняй мастацкай лит. личыцца усим вядомае «Слова пра паход Игаравы».

Перапискай царкоуных книг займалася сярод иншых княжна Прадслава, вядомая у гисторыи пад имеем Ефрасинни Полацкай. Нарадзилася, як личуць у 1104. У юнацтве стала манашкай, прыняушы имя Ефрасиння. Яна заснавала каля Полацка жаночы манастыр, пры яким адкрыла школу для навучання дзяцей письменнасци. Яна падаравала Спаскай царкве жаночага манастыра крыж, зроблены Лазарам Богшам па яе заказу и эскизу. Памерла Яна у 1167, ажыццявиушы падарожжа у Иерусалим.

Таксама вядомым чалавекам з’яуляецца Кирыла Турауски. Ен нарадзиуся у Тураве каля 1130 у багатай сям’и. Ен быу прызначаны епискапам у сваим горадзе, ен быу вядомым письменникам, асветниками и аратарам.

Выдатным царкоуным дзеячам з’яуляецца Климент Смаляцич, на працягу 7 гадоу быу киеуским митрапалитам.

Актыуна развивалася дойлидства. На Беларуси было тры школы дойлидства—полацка-вицебская, гродзенская, смаленская. Вядомы пабудовы гэтых школ: Барысаглебская царква у Бельчыцах, Спаса-ефрасиннеуская царква у Полацку, Сафийски сабор,Барысаглебская царква або Каложская у Гродне.

Высокага узроуню дасягнула выяуленчае и дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. Галоуными жанрами были манументальны жывапис (фрэска, мазаика), иканапис, книжная минияцюра.

Таким чынам, матэрыяльна-дух. культура старажытных беларусау вылучалася высоким узроунем развицця. Яна захоувала свае уласцивыя Тольки ей звычаи и вераванни. Прыняцце хрысциянства падняло на новы узровень культуру крывичоу, радзимичау и иншых пляменау, якия жыли на тэрыторыи Беларуси.