Трактаты

Эпистолярии

Историография.

Scriptores historiae Augustae.Сборник биографий императоров, относящийся к несколько более раннему периоду. Приписывается 6 авторам, однако скорее всего подделка при жизни Диоклетиана или Константина. Ковалев очень плохого мнения об этом источнике. Машкин – более хорошего.

Аммиан Марцеллин. История (31 книга, 96-378 – от Нервы до Валента; сохранились 14-31 книги (352-378)). Последний представитель античной традиции, главный клёвый чувак этой эпохи. Хорошие источники (в т.ч. и личные наблюдения). Хорошо осведомлен в том, о чем пишет. Принцип объективности. Последователь Тацита. Много места военной истории, т.к. сам был военным. Трезвость и объективность. Вместе с тем – вычурность и напыщенность языка.

Зосим. Новая история (6 книг, сохранилась вся, от Августа до конца IV в.). Никакой риторики. Ярый противник христианства.

Евтропий.Один из представителей бревиариев (основная идея – из истории сделать краткую выжимку для необразованных). Краткая история Рима. Не примечателен ничем, кроме того, что отражает тенденцию к написанию различных «кратких» произведений, и того, что несколько столетий был общепринятым учебником по истории Рима.

Аврелий Виктор. Один из бездарных биографов.

Христианская традиция. Евсевий Кесарийский. Лактанций. Отцы церкви: Ориген, Иероним, Тертуллиан. (Антихристианская литература сохранилась плохо и в основном по ее критике отцами церкви. Цельс. Порфирий. Юлиан Отступник. Либаний).

Всемирные хроники. Новый, особый вид источников. Краткий обзор всемирной истории, начиная с сотворения мира. По всей видимости – один из источников Амартола, а через него - ПВЛ. Секст Юлий Африкан (от сотворения мира до 221). Его сочинение не сохранилось, но известно по более поздним византийским хроникам.

Либаний, Юлиан Отступник, Аполинарий. Ото всех также сохранилось куча речей.

Палладий (IV в.) – о с/х. Весь смак колонатных отношений.

Птолемей. Система астрономии. Ковалев: отражает упадок научной мысли (?).

Клавдий Гален. Труды по медицине.

Художка. Авзоний (стихи). Сидоний Аполлинарий (стихи). Клавдиан.

+ Юридические источники.

Их важность, т.к. основополагающий характер римского права для Средневековья, а через него – и для всей Европейской цивилизации, а через него – и для цивилизации Нового Света (Америки). Феодосий II – юридический сборник. Надписи.

 

57. Биографический жанр в римской историографии.

 

Корнелий Непот (100-25 до). Написал «Хроники», «Примеры» (сборник баек). Но главное – «О знаменитых мужах» - сравнительные жизнеописания: римлянин-чужеземец (про тенденцию к включению Рима в общий мир). Не менее 16 книг. Дошли только иностранные полководцы (22 штуки: Мильтиад, Фемистокл, перс Датама, Ганнибал, Гамилькар). Кроме того, биографии Катона Старшего, Аттика (книга «о латинских историках»). Во многом предвосхищает Плутарха. Сведения часто не точны, язык прост как яичница. Потому и читают часто на латыни.

Аврелий Виктор (IV в. после). Ок. 369 написал краткую историю римских императоров от Августа до Констанция II в биографиях. Предполагается, что занимательное чтиво для безграмотных домохозяек. По степени краткости относится к бревиариям.

Но главное - Плутарх (сер. I-го – начало II-го), Светоний (конец I-го – середина II-го). Интерес к личности. Уже тогда – особое отношение, роль личности в истории ценится. Есть идеи, что личности двигают историю.

- Плутарх больше моралист, Светоний – собиратель баек.

- Плутарх оценивает личность в целом, Светоний – сначала о хорошем, потом о плохом.

- Оба не гонятся за историей, опускают много судьбоносных событий, но интересуются мелочами.

- Разные задачи: Плутарх сближает Грецию и Рим, Светоний даёт забавную картину нравов.

- Оба спецы широкого профиля – писали трактаты обо всём на свете. Обречены на вечное сравнение. Ими занимался Гаспаров.

- Светоний пишет о более недавних событиях (иногда, он даже современник), а Плутарх начинает с мифических Тесея и Ромула, Нумы Помпилия, опять-таки.

- Смысл парности: сходства и различия => извлекается мораль.

- Часто сравнения бывают уже при жизни героев: Цезарь равняется на Александра, Цицерон на Демосфена еtc.

- Герои – античные, только у Плутарха есть Артаксеркс и Арат.

- Светоний по большей части – конформист. Не верит, что Калигула и Домициан – боги, но верит в божественное происхождение императорства в целом.

- Гаспаров: «Плутарх хотел объяснить, Светоний – только оценить события».

- У Светония: не история времени, а история императоров.

- Схема у Светония: жизнь до прихода к власти, правление, частная жизнь, смерть и погребение. То есть – подход Плутарха индивидуален, а Светоний загоняет разные личности в тиски одной схемы (но это тоже интересно – здесь тоже есть потенциал для их сравнения друг с другом).

- Плутарх: «мораль, красота, сочность» - Светоний: «точность, ясность, краткость».

 

58. Археологические памятники как источник по ситории древнего Рима (Рим, Помпеи и др.).