Экономические воззрения социалистов-утопистов начала 19 в
Концепция реформ Прудона
Концепция реформ Сисмонди
1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сел\хоз пр-ва);
2.возврат к условиям независимой деят ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руководимых одним хозяином).
Для достиж реформаторских положений рекоменд напр деят-ть гос-ва на реализацию след законодат воззваний:
-создать условия «городским» и «сель\хоз» рабочим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;
-не допускать снижения или фиксирования % ставки;
-запретить общественный труд в воскресные дни;
-ввести возрастной ценз и сократить продолжит раб дня взрослых рабочих;
-освободить от налогов «класс сель\хоз рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;
-обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;
-поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.
О необход реформ для решения соц вопроса речь идет в большинстве сочинений П. Прудона. В них, считая своим долгом обосновать концепцию социальной справедливости, он решительно отвергает всякую мысль о революции.
Реформат идеи П. Прудона содержат немало общего, сближающего его с С. Сисмонди:
-сочувственное отношение к положению в обществе так называемых «третьих лиц», т. е. крестьян, ремесленников, кустарей;
-признание приоритетной роли в экономике «мелкой соб-ти и мелкого пр-ва»;
-приверженность принципу соц справедливости, понимаемому как возможность «давать каждому равную часть благ…»;
-исключение из законодат принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;
К числу же специфических реформ идей отн:
-ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (обмена);
-уничтожение % посредством орг-ции кредита;
-организация Банка народа;
-отмена правительства как итог осущ реформ.
Утописты– это школа, от слова утопия – место, к-рого нет. Гл. цель – построить совершенное общ-во, где гл. хар-ка – справедливость. В Европе у истоков был Томас Мор (16., англичанин). Суть взглядов: современное ему общ-во не справедливо и не эффективно, гл. причина этого – сущ-ние денег и частн. собств-ти и нарисовал портрет идеального общ-ва на основе утопии. Черты общ-ва: собств-ть только коллективная, нет бедных и богатых, продукты идут в «общий котел», затем распределяются, все трудятся, работа организована по плану: каждому поручен определенный вид труда, к-рый передается по наследству. Со времени Томаса Мора слово утопия становится нарицательным.
19в. Роберт Оувен – продолжил теорию. Считал, худшие пороки – это: частная собств-ть, религия, брак по расчету.
Во Франции представитель – Клод Сенсимон. Суть идей: зол. век у человеч-ва не в прошлом, а в будущем, надо только правильно развиваться. План:
- отменить право наследования, при этом частн. собств-ть д.б. сохранена, но только на рез-ты своего труда,
- предложил выкупить землю у тех, кто ее не обрабатывает,
- отстранить от власти тех, кто не занят трудом,
- власть передать ученым,
- произв-во развивать на ученой основе,
– изменить мораль общ-ва, т.е. в общ-ве д.б. принят принцип «все люди - братья».
Шарль Фурье – француз. В мире царят анархия и разгул страстей, бедность одних порождена излишествами других. Работа для 9/10 населения не дает ничего, кроме скуки и ее причастности к прибылям => богатые оставляют себе самый привлекат. труд по управлению. Общ-во в состоянии построить справедливый мир: основа – фаланга (группа людей, объединяющихся по профес. интересам), собств-ть принадлежит фаланге, нет ни гос-ной, ни личной собств-ти.