Экономические воззрения социалистов-утопистов начала 19 в

Концепция реформ Прудона

Концепция реформ Сисмонди

1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сел\хоз пр-ва);

2.возврат к условиям независимой деят ремесленни­ков, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерс­ких и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руко­водимых одним хозяином).

Для достиж реформаторских положений рекоменд напр деят-ть гос-ва на реализацию след законодат воз­званий:

-создать условия «городским» и «сель\хоз» рабо­чим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;

-не допускать снижения или фиксирования % ставки;

-запретить общественный труд в воскресные дни;

-ввести возрастной ценз и сократить продолжит раб дня взрослых рабочих;

-освободить от налогов «класс сель\хоз рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;

-обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;

-поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.

О необход реформ для решения соц вопроса речь идет в большинстве сочинений П. Прудона. В них, считая своим долгом обосновать концепцию социальной справедливости, он решительно отвергает всякую мысль о революции.

Реформат идеи П. Прудона содержат немало общего, сближающего его с С. Сисмонди:

-сочувственное отношение к положению в обществе так назы­ваемых «третьих лиц», т. е. крестьян, ремесленников, кустарей;

-признание приоритетной роли в экономике «мелкой соб-ти и мелкого пр-ва»;

-приверженность принципу соц справедливости, пони­маемому как возможность «давать каждому равную часть благ…»;

-исключение из законодат принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;

К числу же специфических реформ идей отн:

-ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (об­мена);

-уничтожение % посредством орг-ции кредита;

-организация Банка народа;

-отмена правительства как итог осущ реформ.

Утописты– это школа, от слова утопия – место, к-рого нет. Гл. цель – построить совершенное общ-во, где гл. хар-ка – справедливость. В Европе у истоков был Томас Мор (16., англичанин). Суть взглядов: современное ему общ-во не справедливо и не эффективно, гл. причина этого – сущ-ние денег и частн. собств-ти и нарисовал портрет идеального общ-ва на основе утопии. Черты общ-ва: собств-ть только коллективная, нет бедных и богатых, продукты идут в «общий котел», затем распределяются, все трудятся, работа организована по плану: каждому поручен определенный вид труда, к-рый передается по наследству. Со времени Томаса Мора слово утопия становится нарицательным.

19в. Роберт Оувен – продолжил теорию. Считал, худшие пороки – это: частная собств-ть, религия, брак по расчету.

Во Франции представитель – Клод Сенсимон. Суть идей: зол. век у человеч-ва не в прошлом, а в будущем, надо только правильно развиваться. План:

- отменить право наследования, при этом частн. собств-ть д.б. сохранена, но только на рез-ты своего труда,

- предложил выкупить землю у тех, кто ее не обрабатывает,

- отстранить от власти тех, кто не занят трудом,

- власть передать ученым,

- произв-во развивать на ученой основе,

– изменить мораль общ-ва, т.е. в общ-ве д.б. принят принцип «все люди - братья».

Шарль Фурье – француз. В мире царят анархия и разгул страстей, бедность одних порождена излишествами других. Работа для 9/10 населения не дает ничего, кроме скуки и ее причастности к прибылям => богатые оставляют себе самый привлекат. труд по управлению. Общ-во в состоянии построить справедливый мир: основа – фаланга (группа людей, объединяющихся по профес. интересам), собств-ть принадлежит фаланге, нет ни гос-ной, ни личной собств-ти.