Комунальное движение и социальная борьба в средневековых городах.

Билет 19

Политическое развитие Германии в 12-13 вв. Итальянская политика германских императоров.

Со смертью бездетного Генриха II (1024) прекратилась Саксонская династия. Германская знать избрала королем Конрада II из рода Салиев. В годы правления одного из них — Генриха III (1039—1056) раннесредневековая германская империя достигла своей верши­ны. Генрих III в 1046 г. самовластно низложил трех соперничав­ших между собой пап и поставил нового. Причины глубокого кризиса императорской власти, приближе­ние которого стало чувствоваться уже в последние годы правления Генриха III, состояли, в социальных сдвигах Германии. Место немногочисленной племен­ной верхушки заня­ла феодальная знать. Кризис начался в правление Генриха IV (1056—1106). Уже в малолетство этого государя разные группировки германской зна­ти вели между собой ожесточенную борьбу. Но разгар кризиса приходится на время Саксонского восстания, время борьбы за инвеституру. Саксонское восстание было прологом к гражданской войне, охватившей всю Германию. Причиной ее стала, «борьба за инвеституру». В древнегерманском обществе переход недвижимости от одного владельца к другому закреплялся символической передачей како­го-либо предмета, например стебля травы. К X—XI вв. из этого обычая развился новый — публичное вручение одним лицом другому, определенных символи­ческих предметов. Это действие означало передачу части власт­ных полномочий, а также связанных с ними земель, доходов, прав; оно получило название инвеституры. В XI — начале XII в. разгорелся острейший конфликт между императорами и папами, формально — по вопросу об инвеституре епископов. Папы, стали усматривать в королевской инвеституре недопустимый акт симонии: избрание духовных лиц — внутреннее дело церкви, вмешиваться в которое не имеет права ни одно светское лицо, в том числе и сам император Сущность «спора из-за инвеституры» состояла в том, под чьим контролем долж­на находиться церковная организация В самом общем пла­не «спор за инвеституру» решал вопрос о том, кому быть во главе христианского мира — императорам или папам. Смуты и внутренние войны почти беспрерывно сотрясали гер­манские земли, не прекратившись даже после свержения Генри­ха IV с престола его сыном — Генрихом V. Генрих V собирался мириться с папами, но логика политической борьбы заставила и его продолжить старый конфликт. Борьба императо­ров с папами шла с переменным успехом в зависимости от того, на чью сторону в тот или иной момент склонялись германские светские и духовные князья. Многолетний конфликт истощил обе стороны и привел их в конце концов к заключению в 1122 г. в Вормсе . Генрих V тор­жественно отказывался от инвестирования епископов посохом и кольцом и обязывался признавать выборы епископов, осуще­ствленные по каноническим правилам. Папа соглашался с тем, что избрание епископа должно проводиться в присутствии коро­ля. В итоге кризиса империи конца XI — начала XII в. окончатель­но изменилась сущность связей между императором и германской знатью.

Средневековый город возникал на земле феодала и по­этому должен был ему подчиняться. Большинство горожан пер­воначально составляли служилые люди сеньора, издавна жившие на этом месте, бежавшие от своих прежних господ либо отпущенные ими на оброк. В руках сеньора сосредоточивалась вся город­ская власть. Феодал был заинтересован в возникновении го­родов на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно привело к коммунальному движению -борьбе между городами и сеньорами, в Западной Европе в X—ХШ вв. Сначала горожане боролись за сокращение поборов сеньора, торговые привилегии. Затем и за обретение го­родского самоуправления и прав. От исхода этой борьбы зависели степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала воль­ности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооруженной, борьбы. Коммунальная борьба сливалась с другими конф­ликтами — в данной области, стране, международными — и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы. Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. Многие города Северной и Средней Италии — Венеция, Ге­нуя, Флоренция, в XI—XII вв. стали городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана — центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. Наконец, в конце XI в. город получил статус коммуны. Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан — представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Миланской коммуны, конечно, не удовлетворил массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время. В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII— XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских го­родов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Нюрнберг). Многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон, Лан и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.) в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами. Они управлялись городскими сове­тами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д. Многие города Северной Франции и Фландрии в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляю­щимися городами-коммунами. Но так получалось не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий сеньориальный режим, вплоть до убийства горожан. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Управлять городом стали его судьи и чиновники. Немало городов, даже значительных и богатых, не могли до­биться полного самоуправления. Они пользовались, правда, рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обычно действовали под контролем чиновника короля или иного сеньора. Так было во многих городах Франции и Англии. Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньо­рами в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости.