Общественное призрение в России, его становление и развитие в XVIII — начале XX в.

В императорской России вместе с государственным развивалось и общественное призрение. Активизации последнего способствовали Великие реформы 1860—1870-х гг. Они дали простор общественной инициативе, позволили сформировать в стране всесословные органы местного управления (земства, городские думы и управы), на которые были возложены среди прочих и функции призрения. Продолжали оказывать помощь нуждающимся традиционные субъекты общественного призрения(общины, церкви, монастыри и др.). Следовательно, к числу основных направлений общественного призрения применительно к рассматриваемого периоду можно отнести: деятельность сельских общин по оказанию помощи нуждающимся; церковно-приходскую и монастырскую помощь; попечительскую деятельность земских учреждений; работу городских самоуправлений по заведованию делами призрения и др.


В России существовала определенная система мер участия сельских обществ в судьбе односельчан, нуждающихся в помощи. Она включала в себя такие меры, как поочередное кормление неимущих в домах общинников или передача призреваемых на полное содержание желающим членам крестьянского общества, выдача бедным крестьянам (казакам) пособий от общины, оказание соседской безвозмездной помощи погорельцам и другим бедствующим односельчанам, учреждение опеки над малолетними детьми, оставшимися без попечительства, а также строительство и содержание приютов для немощных и сирот за счет средств ссудно-сберега-тельных касс, создаваемых общинами.

Практика поочередного кормления бедных и немощных в домах односельчан осуществлялась с учетом местных традиций. В некоторых южнороссийских губерниях призреваемые проводили сутки на полном содержании домохозяина, переходя на следующий день в другую крестьянскую семью, и т.д. А вот в Вятской, Смоленской и ряде других губерний бедствующие крестьяне кормились у домохозяев понедельно. Редко, но практиковалась и такая форма общинной помощи неимущим, как передача призреваемого на полное содержание одному из членов крестьянского общества. Домохозяин, который решался на это, получал льготы от общества (освобождение от уплаты мирских повинностей, отвод дополнительной земли, передача в пользование надела земли, принадлежащей призреваемому).

В крестьянских и казачьих обществах России широкое распространение получила практика выдачи бедным сельчанам денежных и хлебных пособий. Величина денежного пособия определялась решением сельского схода. Во второй половине XIX в. размер его колебался в европейской части России в пределах от 5 рублей до 1 рубля и менее. Так, в Астраханской губернии встречались села, где размер пособия составлял 5 рублей в месяц, в Саратовской губернии — 2 рубля, в Пензенской —1,5 рубля, в Калужской до 1 рубля в месяц.

Хлебные пособия выдавались нуждающимся крестьянам и казакам из запасных магазинов. В казачьих станицах Дона неимущие и малоимущие станичники получали из общественных магазинов бесплатно хлеб по их письменному хо-


 




датайству с согласия окружных распорядительных комитетов по земским делам. Архивные документы свидетельствуют, что в начале XX в. такие разрешения получали многие безродные казаки и казачьи вдовы. Так, в резолюции Облас-тного Войска Донского распорядительного комитета по зем^-ским делам от 1 июня 1910г. сообщалось, что по ходатайству Усть-Медведицкого окружного распорядительного комитета по земским делам было дано разрешение выдать из общественного хлебного магазина Раздорской станицы вдове казака Марии Романовой ввиду бедственного ее положения одну четверть два четверика ржи в безвозвратное пособие на продовольствие. Причем в резолюции подчеркивалось, что выданное количество хлеба должно быть пополнено станичным обществом из нового урожая. В том же 1910 г. по просьбе нуждающихся казаков Сиротинской станицы Второго Донского округа Области Войска Донского и ходатайству станичного сбора Войсковой распорядительный комитет по земским делам дал разрешение на выдачу казакам хлеба из общественного хлебного магазина. Каждый из нуждающихся получал на продовольствие в безвозвратное пособие по одной мере ржи.

Распространенной формой оказания поддержки бедствующим крестьянам была соседская безвозмездная помощь. Например, в случае пожара община бесплатно выделяла погорельцу лес для постройки жилья, а при болезни крестьянина-кормильца общинники выполняли на его земельном участке необходимые сельскохозяйственные работы.

Сельская община учреждала опеку над малолетними детьми, отцы которых находились на военной службе, а матери по какой-либо причине не могли вести хозяйство. Община не только назначала опекунов, но и контролировала их деятельность, отвечала за сохранность имущества опекаемых.

Некоторые общины вносили отчисления на устройство сельских приютов для сирот и богаделен для немощных и одиноких престарелых. Однако крестьянское население неохотно шло в такие богадельни, предпочитая получать пособие от общины или даже просить милостыню.

В целом по России многие крестьянские общества в рассматриваемый период не могли оказать действенную помощь


бедствующим односельчанам. Основная масса неимущих сельчан кормилась милостыней. Российский исследователь конца XIX — начала XX в. С.В. Сперанский, занимавшийся данной проблемой, справедливо отмечал, что самым обыкновенным являлся тот порядок вещей, «когда сельские общества, не имея возможности заботиться о своих неимущих, оставляли им единственный шанс выжить — ходить по миру и питаться Христовым именем».1 Объяснялось это бедностью самих крестьянских обществ. Ведь обеднение крестьянских масс вело к обнищанию сельских и волостных обществ, ограничивая их возможности по оказанию социальной поддержки.

Особым компонентом общественного призрения была церковно-приходская и монастырская помощь. Приход являлся церковным округом населения, имевшим свою церковь (храм) с причтом, т. е. составом лиц, служащих при данной церкви. В приходскую систему было вовлечено подавляющее большинство православного населения России. Во второй половине XVIII в. общее число приходских церквей превышало 20 тыс. Процесс увеличения их численности продолжался и позже. Бедные прихожане получали от прихода пособие деньгами или натурой (продуктами, дровами, одеждой, обувью). Медицинская помощь приходским бедным оказывалась путем бесплатного врачебного обслуживания и предоставления необходимого лекарства. При некоторых приходах функционировали богадельни, сиротские приюты. Непосредственно этой работой занимались попечительства, действовавшие в приходах. Финансовые средства для нужд призрения они получали из членских взносов, пожертвований, кружечных сборов, процентов с капиталов, имевшихся у некоторых попечи-тельств, а также со специальных подушных сборов, вводимых на отдельных территориях. Принимали попечительства и натуральные пожертвования (хлебом, картофелем, мясом, холстом, лесом), затем раздававшиеся бедным или использовавшиеся на нужды прихода.

Несмотря на постепенную утрату приходом самостоятельности, усиление подконтрольности со стороны епархиаль-

1 Сперанский С.В. О проекте реформы общественного призрения в России//Трудовая помощь. 1898. № 7. С. 26


 




ного начальства, система церковно-приходского попечительства продолжала развиваться и в конце XIX — начале XX в. Если в 1888 г. во всех православных епархиях России действовало чуть более 11,4 тыс. приходских попечительств, то в 1898 г. — около 18 тыс., а в 1901 г. — более 19 тыс.

Сохранялась в императорской России и традиционно важная роль монастырской помощи бедным, обездоленным, сиротам. В соответствии с петровским указом от 31 января 1724 г. монастырям было поручено устраивать больницы для увечных и престарелых, а также содержать и воспитывать сирот. Одним из известных в России монастырей, активно осуществлявших призрение сирот, был Новодевичий в г. Москве. За каждым ребенком до полугодовалого возраста здесь закрепляли кормилицу. За детьми более старших возрастов ухаживали сами монахини. Подопечные девочки обучались таким ремеслам, как шитье, прядение, плетение кружев и др.

В середине XVIII в. во многих монастырях стали открываться богадельни для призрения психически больных людей. В 1760-е гг. они функционировали в 26 епархиях.

Пристальное внимание вопросам призрения уделялось в Серафимо-Дивеевском монастыре, возникшем во второй половине XVIII в. в селе Дивеево, расположенном на стыке трех губерний—Тамбовской, Нижегородской и Рязанской. На монастырские средства содержалась двухкорпусная больница, где получали уход десятки престарелых женщин. При монастыре функционировал и сиротский приют для девочек. Здесь в разное время находилось до 60 сирот от 2 до 14 лет. Начальное образование они получали в четырехклассной школе, где преподавали монахини и монастырское духовенство.

Богадельни и приюты учреждались также при небольших монастырях, действовавших на периферии. Например, в Усть-Медведицком женском монастыре Области Войска Донского существовала богадельня, в которой в начале XX в. призревалось на постоянной основе более 15 престарелых и немощных женщин.

С созданием в ходе реформы 1864 г. земских учреждений они стали выполнять многие функции общественного призрения. Земства прежде всего содержали многочисленные бо-


гадельни для престарелых и увечных. В 1890 г. в их ведении находилось 126 богаделен, число которых от года к году росло. Земства содержали ночлежные приюты, лечебницы-богадельни для душевнобольных, сиротские приюты. Распространение получила практика учреждения земских стипендий малоимущим учащимся и студентам. Земские учреждения участвовали в организации общественных работ. По ходатайству Смоленского земства в 1868 г. были начаты работы по сооружению Московско-Смоленской железной дороги. В неурожайном 1873 г. Самарское земство организовало общественные работы по ирригации местных полей и осуществлению лесонасаждений. В начале XX в. широкомасштабные общественные работы проводились Саратовским земством. В 1906—1907 гг. им было отпущено на эти цели около 6 млн 203 тыс. рублей.

В ходе проведения земской реформы появились земские уполномоченные по призрению бедных, слепых, безнадзорных. Они по сути дела выполняли функции современных социальных работников. Это дало основание авторам учебника «Основы социальной работы» (отв. ред. проф. П.Д. Павленок) отнести появление профессии социального работника в России к периоду проведения земской реформы.

Отдельным направлением общественного призрения являлась деятельность городских самоуправлений по оказанию социальной помощи. Еще в эпоху Петра I городские магистраты организовывали и содержали специальные госпитали по уходу за больными и немощными солдатами. При Екате-' рине II за городами стали закреплять некоторые функции по призрению бедных. Указ императрицы 1781 г. вменял в обязанность магистрату Петербурга определить городского маклера, которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки общественного призрения, раздавая деньги бедным и особо нуждающимся в помощи.

С принятием Городового положения 1870 г. новые бессословные органы самоуправления были введены в 509 городах России. В середине 70-х гг. городская реформа была распространена уже на 621 город страны. Всесословные органы общественного управления стали более активно заниматься


 




различными вопросами городской жизни, включая общественное призрение.

Помощь бедным становилась одним из приоритетных направлений работы самоуправлений городов Российской империи. Например, Московская городская дума в середине 90-х гг. XIX в. выделила дело социальной помощи бедным в особый участок управления, создав Комиссию общественного благотворения при городском самоуправлении. Эта комиссия организовывала работу городских участковых попечительств, численность которых с 1894 по 1902 г., по данным В.П. Мельникова и Е.И. Холостовой, возросла с 24 до 29. Система участковых попечительств была создана в 1907—1908 гг. и в Петербурге. Подобные структуры тогда появились в Таганроге и ряде других городов России.

Московские городские участковые попечительства, функционировавшие с декабря 1894 г., были учреждены по плану яг проекту профессора Московского университета В.Е. Ге-рье. Каждое участковое попечительство подразделялось на отделы. Например, арбатский участок Москвы состоял в начале XX в. из 9 отделов1. Во главе их стояли члены участкового совета, жившие, как правило, на территории данных отделов.

Сотрудники участковых попечительств принимались на работу на основе двух рекомендаций и при наличии необходимых данных об их личности. В обязанности попечителей входило: посещение бедных, участие в сборах денег и вещей для лиц, нуждающихся в помощи, работа в детских приютах, яслях, богодельнях и других социальных учреждениях, действующих на соответстующем участке.

Система работы городских самоуправлений по призрению бедных включала в себя: выплаты пособий бедным жителям, семьям мобилизованных воинов; открытие городских складских и торговых учреждений для обеспечения бедных слоев населения по низким ценам; поддержку благотворительных организаций, заботящихся о бедных, и др. Так, ростовская городская управа в 1913—1916 гг. для выдачи пособий бедным жителям ежегодно выделяла денежные средства на сум-

1 Беркут Е. О городских участковых попечительствах в Москве. Воспоминания сотрудницы/Друдовая помощь. 1903. № 3. С. 354.


му до 3,6 тыс. рублей. По решению городских властей практиковалась бесплатная раздача бедным ростовчанам пищи и топлива для отопления жилищ.

В условиях войн, в которых участвовала Россия в начале XX в., мобилизация жителей городов на фронт ухудшала материальное положение их семей. В связи с этим городские самоуправления проявляли заботу о таких семьях. Частично из городских средств призревались семьи военнослужащих, мобилизованных на русско-японскую войну. Если в 1904 г. городской управой Ростова-на-Дону по решению местной думы было израсходовано на эти цели 778 рублей, то в 1905 г. — около 10 000 рублей.

С началом первой мировой войны помощь семьям моби^ лизованных воинов вновь выдвинулась на передний план в работе городских дум по заведованию призрением. В 1914 г. Новочеркасская городская дума выделила около 4600 рублей на пособие семьям военнослужащих, находившихся на фронте.

Для решения насущных социальных проблем органы городских самоуправлений стремились привлечь и частные пожертвования. Голова Московской городской думы Н.А. Алексеев, занимавший эту должность с 1885 по 1893 г., с помощью привлечения благотворительных капиталов открыл городской дом призрения, психиатрическую лечебницу на Канатчико-вой даче и другие социальные заведения. Собирая пожертвования, первый взнос городской голова делал сам. Для получения необходимых средств на нужды города он не щадил своего самолюбия. Был случай, когда Алексеев, чтобы получить недостающие для строительства психиатрической больницы 300 тыс. руб., поклонился в ноги при большом стечении народа бывшему приказчику своего отца.

Признавая значение земских и городских управлений в оказании помощи нуждающимся, следует заметить, что их усилия в этом деле были далеки от реальных потребностей. Призрение так и не стало приоритетным направлением социальной деятельности городов. Так, в начале XX в. расходы городских самоуправлений на общественное призрение составляли в среднем по стране лишь 3,6 % их общих расходов.


В целом же в Российской империи общественное призрение играло все возрастающую роль. Оно в определенной мере компенсировало невысокий уровень государственного призрения. Более того, во второй половине XIX — начале XX в. наметилась тенденция передачи некоторых социальных функций от государственного к общественному призрению (от приказов общественного призрения к городским самоуправлениям и др.).

12.3. Частная и общественная благотворительность, деятельность учреждений «на особых основаниях управляемых»

Благотворительность, будучи особым общественным явлением с многовековыми традициями, получила свое развитие в императорской России. Сохранялась и приумножалась тогда практика частной благотворительности, проявлявшаяся в виде индивидуальной помощи и поддержки. Пример для своего окружения в благотворительном деле показывала Екатерина II. Узнав о желании дворянства и купечества соорудить ей памятник на собранные для этого 52 тыс. рублей, она отозвалась так: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе». Добавив к собранным средствам свои 150 тыс. рублей, она направила их на организацию училищ, сиротских домов, приютов, больниц и других богоугодных заведений. По ее примеру многие состоятельные люди страны сделали пожертвования. Вскоре общая сумма благотворительных взносов на эти цели составила 500 тыс. рублей.

По инициативе Екатерины II в 1763 г. была объявлена подписка по сбору средств от частных лиц на постройку в Москве воспитательного дома для призрения и обучения осиротевших девочек. Первой жертвовательницей стала сама императрица, внесшая в фонд воспитательного дома из личных сбережений 100 тыс. рублей.

Благотворительностью отличался в период правления Екатерины II богатейший промышленник — горнозаводчик П.А. Демидов. Он передал значительную сумму денег (около 120 тыс. рублей) на строительство воспитательного дома. В 1770 г. им было выделено 205 тыс. рублей на создание первого


коммерческого учебного заведения. Это училище, открытое в Москве в 1773 г., до конца XVIII в. содержалось в значительной мере на проценты с капитала Демидова.

На рубеже XVIII—XIX вв. благотворительными делами отличались: князь Д.В. Голицын, граф Н.П. Шереметьев, промышленник Н.Н. Демидов и др. Наличные сбережения князя Голицына в Москве в 1802 г. была построена бесплатная больница для неимущих на 60 человек. На нужды воспитательных домов он завещал 335 тыс. рублей.

Графом Н.П. Шереметьевым в 1803 г. в Москве был открыт странноприимной дом на 100 человек, преобразованный в 1810 г. в Шереметьевскую больницу для бедных. Многим людям, нуждающимся в постоянной поддержке, Шереметьев определял из личных средств пособия и своеобразные пенсии. Ежегодно на это он тратил до 260 тыс. рублей. Согласно завещанию, раздача пособий-пенсий продолжалась и после его смерти до совершеннолетия сына Д.Н. Шереметьева, который также стал известным благотворителем.

Филантропические семейные традиции продолжил в первой половине XIX в. промышленник Н.Н. Демидов. На строительство и содержание Николаевской детской больницы им было пожертвовано 200 тыс. рублей. После ее открытия в декабре 1834 г. императорским распоряжением он был назначен потомственным почетным попечителем больницы.

Подлинного расцвета частная благотворительность достигла во второй половине XIX — начале XX в. Этот период отдельные исследователи называют «золотым веком» российской благотворительности. Одним из наиболее щедрых российских филантропов был московский купец и банкир ГГ. Солодовников. В соответствии с его завещанием, а ум ер он в 1901 г., на общественные надобности (на больницы, приюты, дома дешевых квартир и др.) передавалось принадлежавшее ему недвижимое имущество и значительные капиталы. Ряд исследователей (Г.Н. "Ульянова, А.И. Аксенов) оценивают их в 6,5 млн рублей.

Широкой благотворительной деятельностью были известны в стране московские предприниматели, владельцы кожевенных и суконных фабрик Александр Алексеевич, Василий Алексеевич, Алексей Александрович и другие Бахрушины. У


 




них был обычай: по итогам каждого года обязательно виде-лить определенные суммы на благотворительные цели. Насредства Бахрушиных в 1887 г. в Москве была открыта больница, названная их именем. Они ассигновали 240 тыс. рублей на возведение ее здания и еще 210 тыс. рублей передали в неприкосновенный фонд больницы, проценты с которого шли на содержание двухсот больных и на нужды выстроенного при больнице храма «Всех скорбящих радости». В 1890 г. при ней открылся дом призрения для неизлечимых больных. На средства Бахрушиных в Москве также были построены и содержались: приют-колония для беспризорных детей, ремесленное училище, дом для призрения престарелых артистов, дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек и др. Пожертвования братьев Бахрушиных за двадцать лет.(1892 — 1912 гг.) составили почти 4 мдн рублей. В одной из газет начала XX в. сообщалось, что Московская городская дума устала благодарить три поколения Бахрушиных-благотворителей.

Филантропической деятельностью занималась семья московских предпринимателей-кондитеров Абрикосовых. Для всех работников своих предприятий они установили льготу — возможность купить продукты в десять раз дешевле их рыночной стоимости. Особой благотворительностью отличалась Агриппина Александровна Абрикосова. В 1889 г. она построила и содержала в Москве бесплатный родильный приют и женскую лечебницу. По ее инициативе при кондитерской > фабрике открылся тогда бесплатный детский сад.

На средства уральских промышленников Демидовых было учреждено несколько учебных и благотворительных заведений, реальных училищ, школ грамотности, больниц и аптек. Поданным «Русского биографического словаря», изданного в Санкт-Петербурге в 1905 г., общий ежегодный расход П.П. Демидова на благотворительные цели составлял к концу его жизни 250 тыс. рублей. Только на пособия нуждающим--ся он пожертвовал более 1,2 млн рублей. За такую филантрот пическую деятельность его назначили почетным попечителем всех Демидовских благотворительных учреждений, основан-; ных предками и им самим.


Много было сделано во второй половине XIX в. в области благотворительности сибирскими промышленниками Е.Н. и В.И. Королевыми. На личные средства они основали детский приют в г. Томске на 25 мальчиков от 6 до 12 лет. Братья внесли в основной капитал приюта 20 тыс. рублей. В 1887 г. Е.Н. Королев пожертвовал приюту каменный трехэтажный дом с флигелем и землей в 2 тыс. квадратных саженей, оцененный в 50 тыс. рублей, а В.И. Королев внес в капитал приюта дополнительно 10 тыс. рублей и столько же в 1881г. Всего же Королевыми с 1874 по 1895 г. было израсходовано на благотворительные нужды более 100 тыс. рублей.

Определенную часть российских состоятельных людей отличало желание покровительствовать искусству, литературе, науке. Известными меценатами на рубеже XIX—XX вв. были «ситцевые короли» России — фабриканты Савва и Сергей Морозовы. Когда создавался Московский художественный театр, то наиболее крупный взнос внес Савва Морозов. Общие его расходы на нужды театра в 1898—1903 гг. составили около 500 тыс. рублей. Сергей Морозов построил и содержал в Москве Кустарный музей.

Покровителем изобразительного искусства был владелец российских стекольно-хрустальных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцев. Он ассигновал более 2 млн рублей на создание Музея изящных искусств, который был открыт в 1912 г. (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею. Он начал собирать свою коллекцию с приобретения в 1859 г. девяти картин на Сухаревском рынке Москвы и тратил на нее огромные по тем временам деньги. В 1892 г. им было передано Москве собрание картин русских и иностранных мастеров вместе с построенным для их хранения зданием. Частная его коллекция превратилась в общенациональное достояние. П.М. Третьяков был знаком и дружен со многими деятелями искусства, оказывал им материальную поддержку.

Подвижничеством на ниве российскойкультуры отличался и крупнейший предприниматель Савва Мамонтов. Как свидетельствуют современники, он внешне больше напоминал


 




английского лорда, чем русского купца. Мамонтов материально и морально поддерживал многих художников, музыкантов, оперных певцов. С его именем в той или иной мере были связаны творческие судьбы И. Репина, М. Врубеля, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, В. Серова, Ф. Шаляпина и др.

Особенностью развития филантропии в России в XVIII— начале XX в. было усиление роли и масштабов общественной благотворительности. Одним из первых благотворительных обществ в стране было «Общество воспитания благородных девиц под патронатом императрицы», созданное в Санкт-Петербурге в 1764 г. В том же году оно учредило женское среднее учебное заведение закрытого типа — Смольный институт. Сюда принимали девочек с 10—12 лет. Преимуществом при зачислении пользовались дворянки, отцы которых погибли в сражениях. После смерти в 1796 г. Екатерины II этим обществом стала ведать супруга императора Павла I Мария Федоровна.

Благотворительные общества различной направленности создавались и в первой половине XIX в. В середине 1840-х гг. было открыто Общество посещения бедных, которое функционировало в Санкт-Петербурге. Им были созданы общественные «семейные квартиры», где бедные семьи могли найти приют. На средства данного общества престарелым и особо нуждающимся людям выдавались денежные пособия. Примерно в те же годы в Москве было создано Дамское попечительство о бедных. Активную деятельность по оказанию помощи нуждающимся развернула создательница^тога общества, жена московского генерал-губернатора, княгиня С.С. Щербатова. Ей удалось привлечь значительные пожертвования состоятельных москвичей, которые направлялись на нужды бедных.

Но все же до второй половины XIX в. общественная благотворительность в России развивалась медленно. Открытие новых благотворительных обществ тогда ограничивалось, а в отдельные периоды даже запрещалось. Неудивительно, что за все время правления Николая I получили право на законное существование только 25 обществ. Ситуация стала меняться к лучшему под влиянием реформ 60—70-х гг. XIX в., приведших


коживлению экономики, развитию предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для активизации благотворительности.

Размаху филантропической деятельности способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отменен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского высочайшего соизволения. Теперь разрешение на их открытие давало Министерство внутренних дел, что упрощало процедурные формалыости. Кроме того, государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. За филантропические деяния могли быть сокращены налоги до 10%, а на региональном уровне иногда практиковалось освобождение наиболее активных благотворителей от уплаты местных налогов.

Новый импульс развитию общественной благотворительности был дан принятием в марте 1906 г. Временных правил об обществах и союзах. В соответствии с ними упрощался порядок образования и регистрации различных обществ, включая благотворительные. В результате активизировался процесс их создания, особенно на местном уровне. По данным современного исследователя проблем благотворительности Г.Н. Ульяновой, к 1917 г. практически в каждом из губернских и областных центров России действовало по нескольку десятков благотворительных заведений и организаций.

Еще одним фактором значительного роста благотворительности в нашей стране во второй половине XIX — начале XX в. явился рост численности состоятельных людей (промышленников, банкиров, купцов и др.), осознавших свою личную ответственность перед обществом, считавших, что богатство людям дается Богом в пользование, по которому потребуется отчет. А значит, богатый человек несет моральную ответственность за использование своего состояния и должен обязательно употребить часть средств на помощь бедствующим, нуждающимся, на поддержку науки, образования, культуры, здравоохранения. Известный предприниматель-меценат П.М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал, что наживать нужно для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях.


 




К началу XX в. в Российской империи насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, из которых 7349 — благотворительные общества и 7505 — благотворительные заведения.Если общества в основном помогали просителям по конкретным вопросам, то заведения кроме разовой помощи предоставляли приют, уход, пропитание тем, кто в них нуждался каждодневно. В благотворительных заведениях многие нуждающиеся проживали на постоянной основе.

Известными благотворительными обществами, функционировавшими в России во второй половине XIX — начале XX в., были: Общество попечения о бедных и больных детях (Синий Крест), Санкт-Петербургское общество «Детская помощь», Общество для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета и др.

Отдельной категорией благотворительных обществ были учреждения «на особых основаниях управляемые». Их специфика заключалась втом, что они представляли собой смешанный вариант благотворительного общества и заведения. Как справедливо заметил еще р начале XX в. исследователь проблем социальной помощи Е.Д. Максимов, эти учреждения не примыкали ни к одной из ярко выраженных систем помощи нуждающимся, занимая между ними среднее, промежуточное место1. К числу таких учреждений следует отнести Ведомство учреждений Императрицы Марии и Императорское Человеколюбивое общество. Здесь нуждающиеся могли получить не только разовую помощь, но и содержание, воспитание, некоторые профессиональные навыки, присмотр и лечение.

Человеколюбивое общество 16 мая было основано 1802 г. для оказания помощи бедным по инициативе императора Александра!. Основными направлениями его работы являлись: воспитание и обучение сирот и детей из бедных семей; призрение увечных, старых и неспособных к труду; оказание медицинской помощи; временная помощь жильем, пищей, одеждой.

За годы царствования Александра I Человеколюбивым обществом было создано 10 богоугодных заведений в Петер-

1 Максимов Е.Д. Наши благотворительные ведомства и учреждения «на особых основаниях управляемые»//Грудовая помощь. 1903. № 1. С. 3—4.


бурге, 6 попечительных комитетов в Москве и других городах. Богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, воспитательно-образовательные учреждения, действовавшие в рамках данного общества, оказывали помощь на постоянной основе, а ночлежные приюты, дешевые столовые, медицинские учреждения и другие предоставляли временные услуги.

Во второй половине XIX в. деятельность Императорского Человеколюбивого общества заметно активизировалась. В него к началу 1882 г. входило более 130 заведений^ которые оказывали помощь 1 млн 358 тыс. человек. В конце 90-х гг. общество получило право устанавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся в его заведениях благотворительной деятельностью. Причем эти должности приравнивались к различным чинам государственной службы. Указом от 17 мая 1897 г. предусматривалась возможность продвижения по службе в сфере общественного призрения до пятого класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника, а военному — полковника.

На рубеже XIX—XX вв. продолжался процесс расширения благотворительной деятельности, оказываемой Человеколюбивым обществом. В 1901 г. в его составе функционировало уже 221 заведение с капиталом до 24 млн рублей. В 20 медицинских учреждениях общества в начале XX в. проходили лечение 175 тыс. больных. Большие суммы направлялись на выплаты денежных пособий нуждающимся. За один только 1899 г. заведениями общества было выплачено пособий более чем на 2 млн рублей.

Ведомство учреждений Императрицы Марии берет свое начало с Канцелярии 1осударыни Императрицы Марии Федоровны. На первых порах оно объединяло учреждения, занимавшиеся преимущественно воспитательно-образовательной деятельностью, включая отделения Общества воспитания благородных девиц. Наряду с содержанием воспитательных домов Ведомство заведовало домами призрения, богадельнями, медицинскими учреждениями.

С годами Ведомство Императрицы Марии разрослось, образуя филиалы во многих городах России. Сюда вошли отдельные попечительства и мелкие благотворительные обще-


ства: Московское благотворительное общество, Московское дамское попечительство о бедных и др.

После смерти Марии Федоровны в 1828 г. благотворительные учреждения, находившиеся под ее покровительством, стали именоваться Учреждениями Императрицы Марии. В 1854 г. они были объединены в Ведомство учреждений Императрицы Марии. С целью их лучшей организации и управления они были разделены на 15 групп, во главе которых находились независимые друг от друга высшие коллегии. К таким группам относились: Главный совет женских учебных заведений, Комитет главного попечительства детских приютов, Попечительство бедных в Москве и др.

В 1880 г. в Ведомстве учреждений Императрицы Марии состояло 459 учебных и благотворительных учреждений. В 1883 г. в его состав вошло Попечительство для слепых, открытое в 1881 г. В 1898 г. в рамках Ведомства было создано Попечительство для глухонемых.

Большая работа проводилась Ведомством по оказанию помощи детям. По данным газеты «Трудовая помощь», во всех его приютах к началу 1904 г. призревалось около 19 тыс. бедных детей и сирот. Во многих из них мальчики и девочки обучались соответственно ремеслам и рукоделию.

В годы первой мировой войны в составе Ведомства учреждений Императрицы Марии были созданы лазареты для раненых воинов. Они тогда функционировали при таких заведениях, как Марийнская больница, Московский вдовий дом, Петроградское коммерческое училище и др.

Как уже отмечалось, вторая половина XIX — начало XX в. стали для России периодом взлета благотворительной деятельности. Статистика свидетельствует, что за последние 40 лет XIX в. в нашей стране было основано 82% благотворительных обществ, действовавших в начале XX в. Только в течение одного 1898 г. возможностями благотворительности воспользовалось более 7 млн человек. В благотворительных заведениях на постоянной основе получало тогда помощь почти полмиллиона нуждающихся. Однако не следует преувеличивать роль благотворительности, которая не могла изменить к лучшему сложную демографическую ситуацию в царской России, существенно уменьшить бедность и нищету.


Не стала массовой частная благотворительность среди торгово-промышленного класса России. Как считают специалисты, нет оснований говорить о преобладании прогрессивных предпринимателей-филантропов в среде российской буржуазии.

И все же благотворительность помогала сотням тысяч россиян в их бедах и страданиях. Многочисленные филантропические общества и заведения, частная благотворительность в определенной мере компенсировали слабость социальной политики царской власти, сглаживая трудности повседневной жизни малоимущих слоев населения.

Таким образом, в период XVIII — начала XX в.определен-ное развитие в России получиласистема государственного и общественного призрения. При этом первостепенную роль играло общественное призрение, включавшее в себя деятельность сельских общин, церковных приходов, монастырей, земских и городских самоуправлений по оказанию помощи различным категориям нуждающихся. В условиях недостаточных финансовых затрат государства на нужды социальной помощи и ограниченных возможностей основных субъектов общественного призрения, повышалось значение организованной благотворительности. Благотворительные общества и заведения, частная филантропия способствовали ослаблению страданий бедных, немощных, сирот. Однако масштабы всей этой помощи были неадекватны потребностям общества. В начале XX в. в стране усилилось социальное недовольство, нарастал системный кризис, что в конечном итоге переросло в революционные события 1905—1907 гг. и 1917 г.