Основні положення пекінської хартії
В Пекинской хартии говорилось , что в будущем основними в направлении архитектурной градостроительной деятельности будут розвитие градостроительства и ландшафтной архитектуры.
Участники прошедшего в июне 1999 года в Пекине всемирного конгресса Международного союза архитекторов уделили пристальное внимание вопросу однообразия современных мегаполисов, назвав нынешнюю архитектуру "мертвой". Они приняли "Пекинскую хартию", в которой рекомендовали всем проектировщикам отойти от штампов и стихийности в городской застройке. И отнестись к формированию внешнего вида городов философски - с учетом индивидуальных исторических, культурных, религиозных и прочих особенностей местности.
В Пекинской Хартии: "В своей основе общая теория архитектуры представляет собой интеграцию архитектуры, ландшафтной и городской планировки, стержнем которой является городской дизайн… Увеличивающиеся масштабы и объемы современного развития представляют архитектору большие возможности подходить к архитектуре, ландшафтному планированию и градостроительству как единому целому".Единство, целостность разнообразного, сплетение форм и видов в единое гармонично освоенное пространство — принцип градо-строительного развития, изложенный в Пекинской хартии (1999 г.), как прогноз на деятельность урбанистов в ХХI в.
45. Проблеми сучасного етапу розвитку містобудівної практики і теорії. Проблемы градостроительства можнаразделить на две группы:
- проблемы крупных городов.
- проблемы малых городов.
Для 1-й группы наиболее важными проблемами являются:
Непредвиденно ускоренные темпы численного роста больших и крупных городов, что вызывает отставание развития их социальной инфраструктуры.
Различие темпов роста отдельных городов опережающий рост небольшого их числа, неравномерное расположение этих городов в пространстве. Это ограничивает число центров для жителей окружающих городов и сел в интенсивную маятниковую миграцию.
Ухудшение экологической ситуации (наиболее актуальная проблема современности), причины ускорить темпы роста городов, повышения уровня автомобилизации, рост подвижности населения, несовершенность уличной сети.
Проблема «человек - автомобиль», человек вынужден уступать жизненное пространство автомобилю.
Перегрузка транспортом и людьми главных центров городов.
Интенсивный рост городов и расширение границ нарушает пространственную целостность исключая возможность конструирования в сознании человека обозначенной модели городской среды.
Заключается втом, что устоявшиеся и привычные принципы плоскостного функционального зонирования территории города, не совпадают с реальными прохождениями жизненных процессов.
Архитектурно-пространственные проблемы малых городов обусловлен в первую очередь проблемами социально-экономического плана
наличие маломощной экономической базы
узость сферы приложения труда
Результатом всего этого - большой отток населения в большие и крупные города неблагоприятная демографическая ситуация.
Низкое качество городских материально-пространственной среды.
Нарушение четкой планировочной организации всей территории города (отсутствие планировочной выразительности и композиционной организации городского общественного центра).
Совмещение главных улиц городов с транзитными транспортными магистралями внешнего значения (неудобно для автомобилей и пешеходов).
Недостаточная социально-экономическое обоснование проектных разработок, касающихся развития градообразующей базы (прогноза численности населения, объемов жилищного и культурно-бытового строительства).
И подводя итог можно выделить проблемы относящихся почти ко всем городам не зависимо от их величины:
нерациональное использование городских территорий (малая этажность жилья, общественных и производственных зданий)
потеря индивидуальности и самобытности городской застройки, выступает как катализатор ускорения строительства, индустриализации и минимизации застройки.
Консервативность методов проектирования генеральных планов городов (Проектные материалы по городу (генплан) не имеет законченного и принимается на определенный строк).