ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.1

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

РАЗДЕЛ V: ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ЕГО ПАДЕНИЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

К текстам «Дмитрий Донской» (стр. 127)

1. Н.И.Костомаров (см. стр. 127) невысоко оценивает государственный талант Дмитрия Донского. В. О. Ключевский подобным образом характеризует всех московских князей XIV—XV вв. (см. отрывок из его «Курса...» на стр. 188). Если этим князьям в решительности и величии таланта далеко до Мономаха или Невского, то благодаря чему так быстро возвышалась Москва?

2.Сравните действия Дмитрия Донского в 1380 г. и в 1382 г. Почему в 1382 г. он поступал иначе?

3.Какие перспективы, по мнению Н. И. Костомарова, открывались перед Москвой в эпоху Дмитрия Донского и чем наличие этих перспектив объясняется?

4.Как оценивают итоги правления Дмитрия Донского Н. И. Костомаров (стр. 127) и С. М. Соловьев (стр. 135)?

. Проследите изменения, происшедшие в отношении русской церкви к власти монголо-татар в течение ХШ—XIV вв. Чем Вы можете их объяснить?

К текстам «Сергий Радонежский и его обитель» (стр. 139)

1. Перечитайте начало текста 5 раздела II «Первые монастыри на Руси» (стр. 85), вспомните, как «Киево-Печерский Патерик» «проговорился» историкам об окружающей монастырь жизни общества Киевской Руси. Как отразились в «Житии Сергия Радонежского» приметы своего времени: монголо-татарское иго, освоение новых земель и т. д.?

2. Сравните монастырскую жизнь в домонгольский период (текст 5 раздела II на стр. 85) и в XIV в.: что изменилось и чем Вы могли бы объяснить эти изменения?

3. Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радо­нежского. За что церковь почитает его в числе основных русских святых?

4. Каково значение духовной деятельности Сергия Радонежского в жизни русского общества?

К тексту «Андрей Рублев и его "Троица"» (стр. 150)

 

 

№605[335] (XII в.): Поклон от Ефрема к брату[336] моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я от­прашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал: «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты — мой, а я — твой!»

Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1986. С. 70.

№549(рубеж XII—XIII вв.): Поклонение от попа к Гречине[337]. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса[338]. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой.

там же. С. 20—22.

№377 (ХШв.): От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.

Памятники литературы Древней Руси: XIV— середина XV века. С. 522—523 (далее: ПЛДР).

№ 395 (XIII в.): Поклон от Григория к матери. Дай 3 гривен[339] Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве.

Янин В. Л., Зализняк А. А. Указ. соч. С. 250.

 

№272 (XIV в.): От Савелия к Максиму. Как договаривались, пришли мне второго коня. Ну зачем ты во второй раз подверг меня такой опасности? Рать ударила под Копорьем[340]. А я, не имея второго коня, имущество побросал, а часть его растерял. А теперь пришли. Очень плохо мне с одним конем — ни дома... ни дров привезти, ни матери послать не на чем.

ПЛДР. С. 524—525.

№ 589 (XIV в.): От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведется принять, ляжет на тебя.

Янин В. Л., Зализняк А. А. Указ. соч. С. 50.

№ 363 (XIV в.): Поклон от Семена к невестке моей. Про солод[341] ты меня не спросила: наверное, у тебя есть свой. Но все же его можно взять горсть в подклети. Насчет муки — не стесняйся, бери сколько нужно. И пеки сколько нужно. А мясо — на сеннике[342]. Отдай рубль Игнату.

Янин В. Л. Я послал тебе бересту. М., 1975. С. 143—144.

№ 301 (XV в.): Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничь­ему, паробок твой Кля челом бьет. Как, господин, пожалуешь волости? Половина запустела, а те, кто еще остались, идти хотят. Жаловаться хотят, господин, жаловаться, чтобы ты, господин, пода­ти убавил. Я же тебе, своему господину, челом бью.

там же. с. 111

№ 10 (XV в.): Есть град между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную.

ПЛДР. С. 524—525.

1.2[343]

Одно из самых замечательных археологических открытий XX ве­ка — находка новгородских берестяных грамот. Первые десять гра­мот на березовой коре были обнаружены экспедицией Артемия Владимировича Арциховского[344] в 1951 году. Эффект находки был потрясающим. Одна за другой из земли извлекались грамоты, в которых люди писали о своих повседневных заботах, в каждой строке фиксируя то, что никогда не попадало ни в летописи, ни в акты, ни в церковные книги. И самое важное заключалось в том, что это были не случайные, редкостные находки, а категория массовых вещей, исчисляемых при раскопках сотнями. Новгородцы в древности буквально ногами ходили по грамотам, брошенным на землю. Разумеется, разным семьям была свойственна разная степень грамотности. Но для нас важнее то, что рядом с неграмотными людьми жило много людей, для которых чтение и письмо стало таким же естественным делом, как еда, сон, работа. Внушителен состав авторов и адресатов берестяных писем. Феодалы, пишут своим управляющим, ключникам. Ключники пишут своим господам. Крестьяне пишут своим сеньорам. Одни бояре пишут другим. Ро­стовщики переписывают своих должников и исчисляют их долги. Ремесленники переписываются с заказчиками. Мужья обращаются к женам, жены — к мужьям.

И вот что еще замечательно. Оказалось, грамотность в Новгороде неизменно процветала не только в домонгольское время, но и когда Русь переживала тяжелые последствия монгольского нашествия. Из 394 грамот, найденных на Неревском раскопе[345] в условиях, позволявших точно определить время их написания, в слоях XI века найдено 7 грамот, в слоях XII века их оказалось 50, в XIII веке в землю было брошено 99 грамот, в XIV веке — 164,в XV веке —74. Резкое уменьшение их количества в XV веке объясняется не ка­кими-то событиями, нарушившими культурное развитие Новгорода, а тем, что в слоях второй половины XV века органические вещества уже почти не сохраняются.

Такой неуклонный культурный прогресс был особенностью Нов­города. И дело не только в том, что монгольское нашествие оста­новилось за сто верст от его ворот. Именно к концу XIII — первой половине XV века относится эпоха расцвета «великой русской ре­спублики средневековья». Вечевой строй, который использовался боярами как орудие их власти над остальным населением, все же больше способствовал развитию активности народных масс в поли­тической и культурной жизни, чем княжеское самовластье в других русских центрах.

Берестяные грамоты бесконечно разнообразны по содержанию. Ведь они писались людьми разных социальных уровней и занятий, наклонностей, охваченными разными заботами и настроением. Одни письма написаны в горе, другие в порыве хозяйственного рвения. Порой рукой писавшего водил гнев, а порой — страх. Жизнь по­стоянно давала поводы для того, чтобы то один, то другой новго­родец, отвязав от пояса отполированное частым употреблением «писало» и расправив белый берестяной лист, садился царапать на коре записку, письмо, распоряжение или донесение. Береста сохраняет все — от первых робких шагов в овладении грамотой до духовного завещания и извещения о смерти. И сотни грамот, которые собраны, можно сравнить с разбитым на сотни кусков громадным зеркалом, каждый осколок которого запечатлел неболь­шую, случайно отразившуюся в нем частицу давно исчезнувшего мира.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА[346]

Московское княжество, некогда одно из многих удельных и потом вобравшее в себя все уделы, не было единственной полити­ческой формой на Руси в те века. Рядом с ним существовали две другие формы, в которых общественные элементы находились со­всем в других сочетаниях. То были: 1) казачество, 2) вольные городские общины. Казачество в XV в. еще только завязывалось. Напротив, вольные городские общины тогда уже доживали свой век. Для полноты изучения русского общества, строя Русской земли в удельные века мы сделаем беглый обзор истории и устройства этих общин. Их было три на Руси в удельное время: Новгород Великий, его «младший брат» Псков и его колония Вятка, осно­ванная в XII в. Не изучая истории каждой из этих общин порознь, мы познакомимся с ними по судьбе старшей из них, Новгородской.

Политический строй Новгорода Великого, т. е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен по обеим сторонам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными обществами, а потом соединились в одну большую городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы,

Волхов делит Новгород на две половины, или стороны: на правую — по восточному берегу и левую — по западному; первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный город­ской рынок — торг; вторая носила название Софийской с той поры, как в конце X в,, по принятии христианства Новгородом, на этой стороне построен был соборный храм св. Софии[347]. Обе стороны соединялись большим волховским мостом. К торгу примыкала пло­щадь, называвшаяся Ярославовым или Княжим двором, потому что здесь некогда находилось подворье Ярослава, когда он княжил в Новгороде при жизни отца[348]. На этой площади возвышалась степень — помост, с которого новгородские сановники обращались с речами к собиравшемуся на вече народу. Близ степени находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол, а внизу ее помещалась вечевая канцелярия. Торговая сторона состояла из двух концов — Плотницкого севернее и Славенского южнее.

Славенский конец получил свое название от древнейшего по­селка, вошедшего в состав Новгорода, Славна', потому и вся Тор­говая сторона называлась также Славенской. Городской торг и Ярославов двор находились в Славенском конце. На Софийской стороне, тотчас по переходе через волховский мост, находился детинец — обнесенное стеной место, где стоял соборный храм св. Софии. Софийская сторона делилась на три конца: Неревский к северу, Загородский к западу и Гончарский, или Людин, к югу, ближе к озеру. Названия концов Гончарского и Плотницкого ука­зывают на ремесленный характер древних слобод, из которых образовались концы Новгорода. За валом и рвом, опоясывавшими все пять концов, рассеяны были составлявшие продолжение города многочисленные посады и слободы монастырей, цепью окаймлявших Новгород. О населенности Новгорода можно приблизительно судить по тому, что в сгоревшей в 1211г. части города числилось 4300 дворов.

Новгород со своими пятью концами был политическим средо­точием обширной территории, к нему тянувшейся. Эта территория состояла из частей двух разрядов: из пятин и волостей; совокуп­ность тех и других составляла область, или землю, св. Софии,

Пятины были следующие: на северо-запад от Новгорода, между реками Волховом и Лугой, простиралась по направлению к Фин­скому заливу пятина Вотьская, получившая свое название от обитавшего здесь финского племени Води, или Воти\ на северо-восток, справа от Волхова, шла далеко к Белому морю по обе стороны Онежского озера пятина Обонежская; к юго-востоку, между реками Метою и Ловатью, простиралась пятина Деревская; к юго-западу, между Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони, шла Шелонская пятина; на отлете, за пятинами Обонежской и Деревской, простиралась на восток и юго-восток пятина Бежецкая, получившая свое название от селения Бежичей. Эта пятина за­хватывала северную часть нынешней Тверской губернии, запад­ную — Ярославской и юго-восточный угол Новгородской. Особен­ностью пятинного деления Новгородской области было то, что все пятины, кроме Бежецкой, начинались вплоть у самого Новгорода или, как Деревская, недалеко от него и в виде расширяющихся радиальных полос бежали во все стороны. Это наводит на мысль, что округа, рано или поздно получившие названия пятин, состояли из древнейших и ближайших к Новгороду владений и постепенно расширялись[349].

Владения, более отдаленные и позднее приобретенные, не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении. Так, города Волок Ламский, Бежичи, Торжок, Ржев[350], Великие Луки со своими округами не принадлежали ни к какой пятине. За пятинами Обонежской и Бежецкой простиралась на северо-восток волость Заволочье, или Двинская земля. Она называлась Заволочьем, потому что находилась за волоком — об­ширным водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги. Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по обеим сторонам реки этого имени, а по ту сторону северного Уральского хребта — волость Югра. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег. Таковы были главные волости новгородские, не входившие в пятинное деление. Они рано приобретены были Новгородом; так, уже в XI в. новгородцы ходили собирать дань за Двину, на Печору, а в XII в. — на Терский берег.

В начале нашей истории Новгородская земля по устройству своему была совершенно похожа на другие области Русской земли. На Новгород с тех пор, как первые князья покинули его для Киева, наложена была дань в пользу великого князя киевского. До смерти Ярослава Новгородская земля присоединена была к великому княжеству Киевскому, и великий князь обыкновенно посылал туда для управления своего сына или ближайшего родст­венника, назначая в помощники ему посадника. Но со смерти Владимира Мономаха новгородцы все успешнее приобретают пре­имущества, ставшие основанием новгородской вольности. Успеш­ному развитию этого политического обособления Новгородской зем­ли помогали различные условия, которые нигде, ни в какой другой Русской области, не приходили в такое своеобразное сочетание, в каком они действовали в судьбе Новгорода. Новгород был полити­ческим средоточием края, составлявшего отдаленный северо-запад­ный угол тогдашней Руси. Это отдаленное положение Новгорода ставило его вне круга русских земель, бывших главной ареной деятельности князей и их дружин. Это освобождало Новгород от непосредственного давления со стороны князя и его дружины. Новгород лежит близко к главным речным бассейнам нашей рав­нины — к Волге, Днепру и Западной Двине, а Волхов соединяет его прямым водным путем с Финским заливом и Балтийским морем. Благодаря этой близости к большим торговым дорогам Руси Новгород рано втянулся в разносторонние торговые обороты. Став на окраине Руси, занимаясь преимущественно внешней торговлей, Новгород всегда нуждался в князе и его боевой дружине для обороны своих границ и торговых путей. Но именно в XII в., когда запутавшиеся княжеские счеты уронили княжеский авторитет, Нов­город нуждался в князе и его дружине гораздо менее, чем нуждался прежде и чем стал нуждаться потом. Потом на новгородской границе стали два опасных врага — Ливонский орден и объединенная Литва. В XII в. еще не грозила ни та, ни другая опасность: Ливонский орден основался в самом начале XIII в., а Литва стала объединяться с конца этого столетия. Совокупным действием всех этих благо­приятных условий определились и отношения Новгорода к князьям, и устройство его управления, и его общественный склад, и, наконец, характер его политической жизни.

В X и XI вв. князья еще очень мало дорожили Новгородской землей: их интересы были привязаны к южной Руси. Позднее князъя стали обращать больше внимания на богатый город. Но тотчас после смерти Мономаха, как только упала его тяжелая рука, обстоятельства помогли Новгороду добиться важных полити­ческих льгот. Княжеские усобицы сопровождались частыми сменами князей на новгородском столе. Пользуясь этими усобицами и сме­нами, новгородцы внесли в свой политический строй два важных начала, ставшие гарантиями их вольности: избирательность высшей администрации и ряб, т.е. договор, с князьями. Частые смены князей в Новгороде сопровождались переменами и в личном составе новгородской администрации. Князь правил в Новгороде при со­действии назначаемых им или великим князем киевским помощ­ников — посадника и тысяцкого. Но в промежуток между двумя княжениями новгородцы, оставаясь без высшего правительства, привыкали выбирать на время исправляющего должность посадника и требовать от нового князя утверждения его в должности. Так самим ходом дел завелся в Новгороде обычай выбирать посадника. Из представителя и блюстителя интересов князя пред Новгородом посадник должен был превратиться в представителя и блюстителя интересов Новгорода пред князем. После и другая важная долж­ность — тысяцкого — также стала выборной[351]. В новгородском уп­равлении важное значение имел местный епископ. До половины ХП в. его рукополагал русский митрополит с собором епископов в Киеве, следовательно, под влиянием великого князя. Но со второй половины XII в. новгородцы начали выбирать из местного духо­венства и своего владыку, собираясь «всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к митрополиту для рукоположения. Первым таким выборным епископом был игумен одного из местных монастырей Аркадий, избранный новгородцами в 1156 г. В то же время новгородцы начали точнее определять и свои отношения к князьям. Усобицы князей давали Новгороду возможность и при­учали его выбирать между князьми-соперниками и налагать на выбранного князя известные обязательства, стеснявшие его власть.

Льготы, которых добились новгородцы, излагались в договорных грамотах. Договоры определяли: 1) судебно-административные от­ношения князя к городу, 2) финансовые отношения города к князю, 3) отношения князя к новгородской торговле.

Князь был в Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, скреплял сделки и ут­верждал в правах. Но все эти судебные и административные дей­ствия он совершал не один и не по личному усмотрению, а в присутствии и с согласия выборного новгородского посадника: «...без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти даяти».

С мелочной подозрительностью определяли новгородцы свои финансовые отношения к князю, его доходы, стараясь в этом отношении возможно крепче связать ему руки. Князь получал «дар» с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода, каковы Волок, Торжок, Вологда, Заволочье и др. После татарского нашествия на Новгород был наложен ордынский выход — дань. Татары поручали сбор этого выхода, названного черным бором, т.е. повальным, поголовным налогом, великому князю владимирскому, который обыкновенно правил и Новгородом. Новгородцы сами собирали черный бор и передавали его великому князю, который доставлял его в Орду.

С такой же точностью были определены отношения князя и к новгородской торговле. Торговля внутренняя и внешняя была жиз­ненным нервом города. Князь нужен был Новгороду не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых его интересов: он должен был давать в своем княжестве свободный и безопасный путь новгородским купцам.

По происхождению своему вече было городским собранием, совершенно однородным со сходами других городов Руси. Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени кня­зем или высшими сановниками, степенным посадником либо ты­сяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфи­скацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т. п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение состав­лялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством дра­ки: осилевшая сторона и признавалась большинством. Иногда весь город «раздирался» между боровшимися партиями, и тогда соби­рались одновременно два веча, одно на обычном месте, на торговой стороне, другое — на Софийской; но это были уже мятежные меж­доусобные сборища, а не нормальные веча. Случалось не раз, раздор кончался тем, что оба веча, двинувшись друг против друга, сходились на большом волховском мосту и начинали побоище, если духовенство вовремя не успевало разнять противников.

Исполнительными органами веча были два высших выборных сановника, которые вели текущие дела управления и суда,— по­садник и тысяцкий. Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, т.е. стоящими на степени, а покинув степенную службу, получали звание посадников и тысяцких ста­рых. Довольно трудно разграничить ведомство обоих сановников: посадники степенные и старые в походах командуют новгородскими полками; тысяцкие делают одни дела с посадниками. Кажется, посадник был собственно гражданским управителем города, а ты­сяцкий — военным и полицейским.

Вече было законодательным учреждением, посадник и тысяц­кий — его исполнительными судебно-административными органа­ми. По характеру своему вече не могло правильно обсуждать предлагаемые ему вопросы, а тем менее возбуждать их, иметь законодательный почин; оно могло только отвечать на поставленный вопрос, отвечать простым да или нет. Нужно было особое учреж­дение, которое предварительно разрабатывало бы законодательные вопросы и предлагало вечу готовые проекты законов или решений. Таким подготовительным и распорядительным учреждением был новгородский совет господ. Новгородский совет в XV в., накануне падения новгородской вольности, состоял более чем из 50 членов. Все они, кроме председателя, назывались боярами. Совет подго­товлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял готовые лроекты законов, не имея своего собственного голоса в законодательстве; но по характеру социально-политического строя Новгорода этот совет на деле имел более важное значение. Состоя из представителей высшего новгородского класса, имевшего могу­щественное экономическое влияние на весь город, этот подготови­тельный совет часто и предрешал вносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы. В истории политической жизни Новгорода боярский совет имел гораздо больше значения, чем вече, бывшее обыкновенно послушным его орудием: это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления.

До XIV в. в Новгороде часто сменялись князья, и эти князья соперничали друг с другом, принадлежа к враждебным княжеским линиям. Под влиянием этих княжеских смен в Новгороде образо­вались местные политические кружки, которые стояли за разных князей и которыми руководили главы богатейших боярских фами­лий города. Но не князья сами по себе вызывали эту борьбу: ими прикрывались важные местные интересы, для которых враждебные Друг Другу князья служили только орудиями или знаменами.

В XIV в. прекращается частая смена князей на новгородском столе; вместе с этим изменяется и характер политической жизни в Новгороде. С татарского нашествия до вступления Ивана III на великокняжеский стол в местной летописи[352] описано более 20 смут; из них всего четыре связаны с княжескими сменами, вызваны были борьбой новгородских партий за того или другого князя; все ос­тальные имели совсем другой источник. Этим новым источником смут, заметно обнаруживающимся с XIV в., была социальная рознь — борьба низших, бедных классов новгородского общества с высшими, богатыми. Новгородское общество делится с тех пор на Два враждебных лагеря, из которых в одном стояли лепшие, или вятшие, люди, как называет новгородская летопись местную бо­гатую знать, а в другом — люди меньшие, т. е. чернь. Само боярство раскололось, и во главе новгородского простонародья стали также некоторые богатые боярские фамилии, отделившись в политической борьбе от своей братии.

Новгородское боярство оставалось руководителем местной поли­тической жизни во все продолжение истории вольного города. Благодаря тому с течением времени все местное управление пе­решло в руки немногих знатных домов. Из них новгородское вече выбирало посадников и тысяцких; их члены наполняли новгород­ский правительственный совет, который, собственно, и давал на­правление местной политической жизни. Так вольный город при демократических формах своего устройства стал аристократической республикой, и местное общество, вечно неспокойное и недовер­чивое к своей знати, во все время своей политической вольности оставалось в руках немногих знатных фамилий.

Непримиренные противоречия политической жизни Новгорода стали роковой причиной внутреннего разрушения его вольности. Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого сча­стливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. Новгород рано освободился от давления кня­жеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и поли­тическим центром громадной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом. Дух свободы и предприимчивости, полити­ческое сознание «мужей вольных*, поднимаемое идеей могущест­венной общины «господина Великого Новгорода», — нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка.

Природа Новгородской земли открывала населению обильные источники обогащения. Но богатства распределялись с крайней неравномерностью, которая, закрепившись политическим неравен­ством, разбила общество на дробные части и создала социальную рознь, глубокий антагонизм между имущими и неимущими, между правящими и работающими классами. Смуты, какими эта рознь наполняла жизнь Новгорода в продолжение веков, приучали сте­пенную, или равнодушную, часть общества не дорожить столь дорого стоившей вольностью города и скрепя сердце или себе на уме обращаться к князю, от него ждать водворения порядка и управы на своевольную вечевую толпу и своекорыстную знать.

Неурядицы и злоупотребления, шедшие из Новгорода в приго­роды и волости, побуждали их стремиться к обособлению, а местная автономия давала к тому возможность, и Новгород не обнаружил ни охоты, ни уменья привязать их к себе крепкими правительст­венными узами либо прочными земскими интересами. Крупные области Новгородской земли издавна стремились оторваться от своего центра: Псков уже в XIV в. добился полной политической независимости; отдаленная новгородская колония Вятка с самых первых пор своей жизни стала в независимое отношение к мет­рополии; Двинская земля также не раз пыталась оторваться от Новгорода. В минуту последней решительной борьбы Новгорода за свою вольность не только Псков и Вятка, но и Двинская земля не оказали ему никакой поддержки или даже послали свои полки против него на помощь Москве.

Мы видели, как много содействовало успехам новгородской вольности политическое обособление Новгорода от княжеской Руси. Но оставалась экономическая зависимость от Низа, от центральной княжеской Великороссии. Это заставляло его поддерживать посто­янно добрые отношения к Низовой Руси[353]. Суздальские князья, враждуя с Новгородом, легко вынуждали у него покорность, за­держивая в Торжке обозы с хлебом, направлявшиеся в Новгород. Потому новгородцы не могли быть долго во вражде с низовыми князьями: по выражению летописца, тогда «ни жито к ним не идяше ниотколеже». В Новгороде начиналась дороговизна, наступал голод: простонародье поднималось на бояр и заставляло их идти на мировую с князем. В 1471 г. прекращение подвоза хлеба Ива­ном III и восстание простого народа в Новгороде довершили тор­жество Москвы, начатое победой на Шелони[354]. Но Новгород не умел и не мог приобрести себе искренних и надежных друзей ни среди князей, ни в Низовой Руси. Чужой для князей, точнее, ничей, но богатый Новгород был для них лакомым куском, воз­буждавшим их аппетит, а новгородское устройство было для них Досадным препятствием, мешавшим воспользоваться этим куском. Разнообразные причины рано поселили и в населении княжеской Руси очень враждебное отношение к Новгороду. Эти причины были: своеобразный политический быт Новгорода, частые походы новго­родских «молодцов»[355], разорявших встречные города Низовой Руси по Волге и ее притокам, ранние и тесные торговые и культурные связи Новгорода с немецким католическим Западом и, более всего, союз с литовским королем-папежником. Вот чем объясняется ра­дость, с какою Низовая Русь приветствовала разгром Новгорода при Иване III. Здесь на новгородцев привыкли смотреть как на крамольников и вероотступников, вознесшихся гордостью.

Наконец, существенным недостатком новгородского устройства была слабость военных сил. Новгороду рано, особенно с XIII в., пришлось вести многостороннюю внешнюю борьбу со шведами, ливонскими немцами, Литвой и русскими князьями, из-за него соперничавшими. В этой борьбе Новгород выработал себе военное устройство с тысяцким во главе. Главную силу составляло народное ополчение, полк, набиравшийся на время войны по разрубу, раз­верстке, из обывателей главного города, пригородов и сельских волостей. С половины XIV в. во внешних отношениях Новгорода наступило затишье, изредка прерывавшееся столкновениями на западных границах. Но он не воспользовался столетним покоем, чтобы обновить и усилить свое военное устройство, напротив, по-видимому, допустил его до упадка в привычной надежде среди соперничавших князей всегда найти себе союзника. В последние годы независимости новгородцы больно почувствовали свой недо­смотр. В походе 1456 г. 200 москвичей под Русой наголову разбили 5 тысяч новгородских конных ратников, совсем не умевших биться конным строем. В 1471 г., начав решительную борьбу с Москвой и потеряв уже две пешие рати, Новгород наскоро посадил на коней и двинул в поле тысяч 40 всякого сброда, гончаров, плотников и других ремесленников, которые, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывали. На Шелони 4 !/г тысяч московской рати было достаточно, чтобы разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.

Таковы недостатки новгородского государственного строя и быта. Не подумайте, что я изложил их, чтобы объяснить падение Нов­города. Новгород при лучшем политическом устройстве мог бы вести более упорную борьбу с Москвой, но исход этой борьбы был бы все тот же: вольный город неминуемо пал бы под ударами Москвы.

3. КОНЕЦ НОВГОРОДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ[356]

Княжеские междоусобия и смуты в Москве и в Литве на время освободили Новгород от давления с той и другой стороны, чем продлили его самобытное существование[357].

Великий Новгород, однако, мало воспользовался обстоятельст­вами для укрепления этой самобытности. Обычные явления подоб­ных народоправлений, т. е. притеснения бедных людей богатыми и знатными и вражда первых к последним, вызывали смятения и нарушали мирное течение жизни. Жалобы на недостаток правого суда и обиды от богатых бедным, вражда простого народа к боярству, партии, раздиравшие вече, явное ослабление воинского духа, вы­тесняемого духом торгашества,— все эти внутренние причины спо­собствовали падению самобытности; однако важнейшая его причина заключалась в усилении Москвы, борьба с нею собственными сред­ствами сделалась невозможною. Литовская партия начала дейст­вовать.

Ничто так не свидетельствует о внутреннем упадке Великого Новгорода, как полный недостаток мужей, которые бы выдвинулись в эту эпоху своими талантами. В самое критическое время в его истории на переднем плане является женщина, которая своею энергией и усердием к делу новгородской самобытности затмевает всех современных ей новгородцев. То была Марфа, богатая вдова посадника Борецкого, мать двух сыновей, Димитрия и Федора. Хотя знатные женщины, а в особенности богатые вдовы, пользо­вались в Новгороде большим почетом и влиянием, чем где-либо -в остальной Руси, однако, повторяю, нельзя не обратить должного внимания на то, что в эту знаменательную эпоху здесь во главе патриотической партии является именно женщина.

Партия Борецких принялась возбуждать чернь с помощью под­купов, вина и разных убеждений. Увлеченное партией Борецких, вече решило признать своим князем короля Казимира[358] и отправило к нему посольство, во главе которого были два старых посадника, Димитрий Борецкий и Афанасий Астафьевич. Это посольство за­ключило с королем договорную грамоту почти на тех же условиях, на которых были основаны договоры с великими князьями мос­ковскими. Только прибавлена была статья относительно неприкос­новенности православной веры.

Получив известие об этом договоре, Иван III поступил с свой­ственными ему расчетом и осмотрительностью. Прежде, нежели предпринять поход, он не однажды отправлял к новгородцам послов, призывал их к исправлению и обещал их жаловать, увещевал не отступать к латинскому государю[359]; указывал на пример Византии, которая стояла до тех пор, пока сохраняла благочестие, и как заключила унию с латиною, так и впала в руки поганых турок[360]. Московское правительство затрагивало чувствительную струну в русском народе и давало союзу Новгорода с Литвою вид измены православию.

Увещания подействовали на значительную часть новгородцев, но партия Борецких заглушила их голоса на вечах.

Война сделалась неизбежна.

Иван III послал две передовые рати: одна должна была идти к Русе и напасть на Новгород с запада; другая пошла на Волочек и Мету, чтобы ударить с востока. Великий князь велел служить молебны и раздавать милостыни нищим. Сам он усердно молился в Успенском соборе перед Владимирскою иконою Богородицы. На­конец торжественно выступил из Москвы с главною ратью.

Что же выставил Великий Новгород против этих ратей, надви­гавшихся на него с разных сторон?

Надежда на литовскую помощь оказалась обманутою. Нереши­тельный Казимир не принимал никакого участия в войне Новгорода с Москвою.

Превосходство было на стороне москвитян; их полки, закаленные в походах, были предводительствуемы опытными воеводами. Нов­городское ополчение состояло из разных ремесленников, которые большею частью были набраны силою, если они и были опытны, то разве только в своем любимом кулачном бою; из предводителей никто не выдался талантом и энергией. Большое число новгородцев пало или взято в плен.

Шелонский бой совершился 14 июля 1471 года.

Великий князь вожакам литовской партии велел отрубить го­ловы, именно Димитрию Борецкому, Васипию Селезневу, Еремею Сухощеку и Киприану Арбузьеву. Несколько знатных людей послал в московские тюрьмы, а мелких отпустил.

Подписаны были договорные грамоты. Великий князь возвращал Новгороду завоеванные города; Новгород обязался уплатить 15500 рублей. Иван отправил в Новгород воеводу, чтобы привести к присяге жителей на соблюдение мирного договора. По совершении присяги он двинулся в обратный поход.

Неудачная война с Иваном III и Коростынский мир[361] повели за собой еще более ожесточенную вражду партий. Началась анархия. Новгородцы, не надеясь на собственных судей, стали ездить в Москву со своими исками. Зимою 1477 года прибыли с челобитьем подвойский Назар и вечевой дьяк Захария[362]. Они называли великого князя «государем», а не «господином», как прежде. Тогда Иван отправил в Новгород бояр спросить: «какого государства хотят новгородцы?»

Народ был ошеломлен. Вече не называло Иоанна государем. Вспомнили о боярах, которые ездили судиться к великому князю, без пощады изрубили топорами. Иван Васильевич не счел нужным Доискиваться истины; ему важен был удобный предлог. Он начал жаловаться, что новгородцы отпираются от своих слов. В конце сентября 1478 года Иван Васильевич послал в Новгород с объяв­лением войны, 9 декабря выступил в поход. Как только вступили московские полки в Новгородскую землю, так начали жестоко разорять ее.

Войска обложили Новгород со всех сторон. Для новгородских властей оставался один путь переговоров, возможность торговаться об условиях сдачи.

Через бояр великий князь отвечал: «Вечу и посадникам в Новгороде не быть; все государство нам держать». Этот ответ смягчен был обещанием не делать вывода[363] из Новгородской земли, не вступаться в боярские отчины и суду оставаться по старине[364]. Партия сторонников Москвы взяла верх; отправили посольство сказать, что вече и посадника отлагают; только повторяли челобитье о вотчинах, выводе. Новгородское боярство, жертвуя народоправ-лением, хлопотало теперь единственно о своих сословных интересах. Великий князь дал согласие на эти условия.

По окончании переговоров Иван Васильевич велел составить целовальную или присяжную запись. Вече перестало существовать, бояре и купцы присягали на владычном дворе[365], а по концам приводили к присяге черных людей. Потребовали также присяги от вдовых боярынь, так как в Новгороде они пользовались значи­тельными правами. На Ярославовом дворе вместо веча теперь помещены были два великокняжеских наместника; на Софийскую сторону великий князь также назначил двух бояр. Затем, не стес­няясь только что данным помилованием покорившимся новгород­цам, великий князь велел схватить вожаков противной ему партии и отправить их в московское заточение, а имения их отписать на себя. В числе схваченных находилась и знаменитая Марфа Борецкая[366].

Печальную картину представлял Великий Новгород и вся его область после этого похода. Множество людей погибло от меча, болезней, голода и холода. Несмотря на такое истощение сил, вольнолюбивые новгородцы не могли скоро помириться с потерею самобытности. Уже в следующем 1479 году доброхоты донесли ве­ликому князю, что Новгород тайно сносится с Казимиром литов­ским. Иоанн вопреки своей обычной медлительности поспешил в Новгород. Опять пошли раздоры партий; многие граждане уходили в стан к великому князю. Московские пушки, направляемые Ари­стотелем[367], громили стены, а помощь ниоткуда не являлась.

Легкомысленно начав восстание, новгородцы не сообразили того, что в случае неудачи они лишаются и тех немногих льготных условий, на которых сдались Иоанну несколько месяцев тому назад. Великий князь после усмиренного восстания обошелся с ними уже как самодержавный государь со своими подданными. Он велел схватить главных крамольников и подвергнуть их пытке; более сотни мятежников казнены, их имения отобраны на государя. До тысячи семейств купеческих и боярских он разослал из Новгорода, до 7000 семейств черных людей также разместил по московским городам и посадам. На место же выселенных людей прислал из своих городов детей боярских и купцов. Подобные переселения возобновлялись несколько раз.

Так прекратились самобытность и народоправление Великого Новгорода. Объясняя причины сравнительно легкой победы, которая досталась Москве, и становясь на сторону ее великой объедини­тельной задачи, история, однако, не может отказать в своем со­чувствии многим сторонам новгородской самобытной старины, а также тем страданиям и великим жертвам, с которыми сопряжено было выполнение этой задачи.

4. О НОВГОРОДСКОЙ ВОЛЬНОСТИ И МОСКОВСКОМ САМОДЕРЖАВИИ[368]

ВXV и даже в начале XVI века развитие событий в России отличалось еще такой нерешительностью, что оставалось неясным, который из двух принципов, определяющих жизнь народную и жизнь политическую в стране, возьмет верх: князь или община, Москва или Новгород. Свободный от монгольского ига, великий и могучий Новгород, привыкший считать себя суверенным, богатый благодаря оживленной торговле, которую он вел, метрополия, имев­шая широкую, разветвленную сеть владений по всей России,— Новгород всегда ставил права общины выше прав князя. Москва — удел, верный своим князьям, — поднявшаяся милостью монголов на развалинах древних городов, заселенная племенем, никогда не знавшим настоящей общинной свободы Киевского периода,— Мос­ква одержала верх. Но у Новгорода также были основания надеяться на победу, этим и объясняется ожесточенная борьба между обоими городами, как и зверства, совершенные Иваном Грозным в Нов­городе. Россия могла быть спасена путем развития общинных уч­реждений или установлением самодержавной власти одного лица. События сложились в пользу самодержавия, Россия была спасена; она стала сильной, великой — но какой ценою? Это самая несча­стная, самая порабощенная из стран земного шара; Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни.

Оправившись мало-помалу от учиненного монголами разгрома, русский народ очутился лицом к лицу с царем, с неограниченной монархией, гнет которой был особенно тяжким благодаря влиянию, приобретенному ею под сенью ханской власти. Царь стал могуще­ственнее всех других князей, вместе взятых, и населения городов. Найдя крамольников, будь то князья или города, он подчинял их своей власти. Новгород крепко держался, но в конце концов пал; вечевой колокол в качестве трофея был перевезен в Москву. Веча умолкали одно за другим, во всем государстве наступала глубокая тишина, цари становились самодержавными.

 

 

К текстам «Берестяные грамоты» (стр. 155)

1. Попробуйте объяснить содержание и обстоятельства написания каждой из грамот.

2. Каким представился Вам, исходя из писем, обобщенный образ жителя Нов­города? Что присуще «новгородскому» характеру?

3. Могут ли помещенные здесь тексты грамот в какой-то мере помочь нам впонимании проблем взаимоотношений Москвы и Новгорода, причин падения независимости Новгорода в XV в.?

. Текст грамоты № 10 (стр. 156) —это, видимо, древнерусская загадка. По­пытайтесь ее разгадать. Примите к сведению, что некоторые ученые предлагают искать ответ в известных сюжетах Библии. ;

К тексту «Политический строй Великого Новгорода» (стр. 159)

1. Нарисуйте план Великого Новгорода, пользуясь картой и описанием в текстах всего раздела V.

2. Составьте схему управления Новгородской республики. Кажется ли оно Вамдемократичным?

3. В. О. Ключевский не объясняет причин падения Великого Новгорода. Выделите их сами путем анализа отрывков, посвященных истории Новгородской земли. Разделяете ли Вы уверенность В. О. Ключевского в неизбежности падения «вольного города» Новгорода? Было ли возможным договорное сосуществование Москвы и Новгорода при менее властолюбивом московском правителе?

4. Какова была реакция подданных Московского государства на присоединение Новгорода? Объясните и оцените ее.

К тексту «О новгородской вольности...» (стр. 174)

Каково значение присоединения Новгорода к Московской Руси в 1478г.? Разделяете ли Вы мнение А. И. Герцена? Согласны ли Вы с утверждением, что «Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни»?