Из условий договора князя Олега с Византией 907 г.

О киевских князьях Аскольде и Дире

Об основании Киева

О призвании варягов на Русь

О россах (около 949 г.).

§ 9 ...Зимний и суровый образ жизни этих самых руссов таков: когда наступит ноябрь месяц, князья их тот час выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в «полюдье», т.е. круговой объезд и именно в славянские земли Древлян, Дреговичей, Кривичей, Северян и остальных славян, платящих дань руссам. Прокармливаясь там, в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию. (…).

…Корабли-однодревки, приходящие в Константинополь и внешней Руси, идут из Новгорода, в котором сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Смоленска, из Любеча, Чернигова и Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой «Самвата» (?). Данники pyссов — славяне, называемые Кривичами, Полочанами и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору и, обработав их, с открытием навигации, когда растает лед, вводят в ближние озера. Затем, так как озера впадают в Днепр, то оттуда и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, вытаскивают ладьи на берег для оснастки и продают руссам. (…) В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они (русы) спускаются в Витечев, крепость, подвластную Руси. Подождав там 2-3 дня, пока подойдут все ладьи они двигаются в путь и спускаются по названной реке Днепру.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.

 

…Изгнав варягов за море, и не дав им дани, начали сами собой управлять, но не было в них правды, и встал род на род, и воевать начали они между собой. И решили тогда они: «Поищем себе князя, который бы управлял нами и судил по праву». И послали они за море к варягам, к руси. И звали тех варягов русь, а другие называли их свеями, а также нурманами, англичанами, готами. Решили русь, чудь, словени и кривичи и другие: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И вызвались три брата с родами своими, пришли они и старший, Рюрик, сел в Новгороде, а другой, Синеус, в Белоозере, а третий в Изборске (или Ладоге), Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля.

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

 

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой ‑ Щек и третий ‑ Хорив, а сестра их ‑ Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

 

…И было у него (Рюрика) два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата ‑ Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

 

Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно. (…)

…Приходящие сюда (в Константинополь) русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, ‑ сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов.

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.