Александрия Египетская

Эллинистическая культура

Древнегреческие поэты о шедеврах греческого искусства.

(Платон, На “Афродиту” Праксителя[160])

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)– знаменитый философ – хотя и считал поэзию, наряду с музыкой, риторикой и проч., одним из низших видов деятельности, т. к. она приносила людям не Благо, а удовольствие, однако на досуге сочинял стихи (эпиграммы).

В Книдос однажды пришла по вспененному морю Киприда[161],
Чтоб увидать наконец изображенье свое,
И, оглядевшись кругом в огражденном приделе, вскричала:
“Где же Пракситель мог мою подсмотреть наготу?”
Нет, запретного он не видел; резец Афродите
Придал тот образ, каким воспламенен был Арей[162].

(Перевод О. Румера)

 

(Леонид Тарентский, “Эрот” Праксителя )

Леонид Тарентский талантливый поэт ( III в. до н.э. ) эпохи эллинизма – покинул родной Тарент после завоевания его римлянами и оставшуюся жизнь провел в скитаниях. Сохранилось около 100 его эпиграмм, рисующих главным образом жизнь простых людей – ремесленников, рыбаков, пастухов и т.д.

В Феспиях[163] чтут одного лишь Эрота, дитя Афродиты,
И признают только тот образ Эрота, в каком
Бога познал сам Пракситель, в каком его видел у Фрины
И, изваяв, ей как дань собственной страсти поднес...

(Перевод Л. Блуменау)

 

(Асклепиад Самосский, На бюст Александра Македонского)

Асклепиад Самосский(III в. до н.э.) – один из наиболее известных поэтов александрийской эпохи. До нас дошло около 40 его эпиграмм, в которых поэт воспевает любовь и наслаждение жизнью. Именем Асклепиада назван стихотворный размер – большой и малый асклепиадов стих.

Полный отважности взор Александра и весь его облик
Вылил из меди Лисипп[164]. Словно живет эта медь!
Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
“Землю беру я себе, ты же Олимпом владей”.

(Перевод Л. Блуменау)

(Посидипп, На Фаросский маяк)

Посидипп ( III в. до н.э. ) – греческий эпиграммист эллинистической эпохи, родом из Сицилии.

Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей[165]!
Нет сторожей, как на острове, нет и утесов в Египте,
Но от земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество верст видная путнику днем;
Ночью же издали видят плывущие морем все время
Свет от большого огня в самом верху маяка,
И хоть до Таврова Рога[166] готовы идти они, зная,
Что покровитель им есть, гостеприимный Протей.

 

(Страбон, География, XVII, 7 – 10)

Страбон (около 64 г. до н.э. – около 23 г. н.э.) – греческий географ и историк, уроженец понтийского города Амасии. С юных лет Страбон путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии, Африке и всюду вел тщательные наблюдения, которые впоследствии пригодились ему при написании своего главного труда – “Географии” в 17 книгах. Кроме того Страбон широко пользовался трудами своих предшественников, знаменитых греческих географов и историков – Эратосфена, Артемидора Эфесского, Гиппарха, Полибия, Посидония, – многие из которых не дошли до нас. Он придерживался того же практически-политического направления в географической науке, самым ярким представителем которого был Полибий: для Страбона география была вспомогательной исторической наукой, предоставляющей возможность властителям и полководцам изучать арену своей деятельности. Цель его труда была грандиозна: он задумал дать географическое описание всей ойкумены и исправить карту мира в соответствии с новыми научными данными, накопившимися после Эратосфена. Хотя не все удалось греческому ученому, по обилию и разнообразию материала труд Страбона не имеет себе равных среди географических сочинений древности.

Выгоды положения города разнообразны; во-первых, площадь его омывается двумя морями: на севере так называемым Египетским морем, на юге же – Марийским озером, которое носит название Мареотиды. Озеро наполняется водой по множеству каналов, проведенных из Нила, как с верховьев, так и со стороны протоков; через эти каналы ввозится гораздо больше товаров, чем с моря, так что гавань на озере в действительности богаче морской гавани; здесь вывоз из Александрии также больше ввоза; об этом может судить всякий, кто побывал в Александрии или в Дикеархии и наблюдал грузовые суда при их прибытии и при отправлении, насколько тяжелее или легче нагруженными они шли туда или оттуда. Вдобавок к большой ценности товаров, отправляемых по обоим направлениям как в морскую гавань, так и в гавань на озере, стоит указать и на целебный воздух. И это также происходит оттого, что страна омывается с двух сторон водами из-за своевременного разлива Нила. Ведь в прочих городах, расположенных на озерах, воздух тяжелый и удушливый, потому что озера в летнюю жару по краям заболачиваются от испарений, вызываемых солнечными лучами. Таким образом, когда такое большое количество загрязненной влаги поднимается вверх, люди вдыхают нездоровый воздух, который и вызывает губительные болезни. В Александрии же в начале лета Нил, становясь многоводным, наполняет озеро и не допускает заболоченной воде заражать поднимающиеся испарения. В это время дуют также этесийские ветры[167] с севера и открытого моря, так что александрийцы летом проводят время весьма приятно.

По очертанию территория города похожа на хламиду[168]; длинные стороны ее, имея диаметр приблизительно в 30 стадий, с двух сторон омываются водой; короткие же стороны представляют перешейки в 7 или 8 стадий ширины каждый, ограниченные с одной стороны морем, а с другой – озером. Весь город пересечен улицами, удобными для езды верхом и на колесницах, и двумя весьма широкими проспектами, более плефра шириной, которые под прямыми углами делят друг друга пополам. Город имеет прекрасные священные участки, а также царские дворцы, которые составляют четверть или даже треть всей территории города. Подобно тому как всякий царь из любви к пышности обычно прибавлял какое-нибудь украшение к фамильным памятникам, так он воздвигал на собственные средства дворец вдобавок к уже построенным… Все дворцы тем не менее соединены с друг другом и с гаванью, даже те, которые расположены вне гавани. Мусей также является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, экседру[169] и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусее. Эта коллегия ученых имеет не только общее имущество, но и жреца – правителя Мусея, который прежде назначался царями, а теперь – Цезарем[170]. Частью дворцовых помещений царей является так называемое Сема. Это была ограда, где находились гробницы царей и Александра. Ведь Птолемей, сын Лага, успел отнять у Пердикки[171] тело Александра, когда тот перевозил его из Вавилона… Птолемей же перевез тело Александра и предал погребению в Александрии, где оно находится еще и теперь, однако не в том же саркофаге, как раньше, ибо теперешний гроб из прозрачного камня, тогда как Птолемей положил тело в золотой саркофаг…

В Большой гавани, при входе на правой стороне, находятся остров и башня Фарос, а на другой стороне – подводные скалы и мыс Лохиада с царским дворцом. При входе в гавань слева увидишь внутренние царские дворцы, смежные с дворцами на Лохиаде; в них много различных покоев и парков. Под ними расположена искусственно выкопанная и скрытая гавань, являвшаяся частной собственностью царей, так же как и островок Антирродос с лежащей пред ним искусственной гаванью, с царским дворцом и маленькой гаванью. Остров назвали так, как будто он был соперником Родоса. Над искусственной гаванью находится театр, затем идет Посидий, так сказать, изгиб, выступающий от так называемого Эмпория[172] с храмом Посидона… Далее следуют Цезарий, Эмпорий и товарные склады; за ними идут верфи, тянущиеся вплоть до Гептастадия[173]. Таково мое описание Большой гавани и ее окрестностей.

Далее, за Гептастадием идет гавань Евноста, а над ней искусственная гавань, носящая также название “Кибот”; в ней тоже есть верфи. Еще далее вглубь идет судоходный канал, простирающийся до озера Мареотида. За каналом остается еще маленькая часть города, а затем идет предместье – Некрополь – со множеством садов, гробниц и повалов, пригодных для бальзамирования покойников. По эту сторону канала находятся Сарапий и другие древние священные участки… Одним словом, город полон общественных памятников и храмов; наиболее красивым из них является Гимнасий с портиками, более стадии длиной. В центре города находятся здание суда и парки. Здесь же находится святилище Пана, нечто вроде “возвышенности”, созданной руками человека; она имеет форму еловой шишки и походит на скалистый холм; на эту возвышенность ведет винтообразная дорога; с вершины ее можно видеть расстилающийся под ним со всех сторон город. Длинная улица тянется через весь город от Некрополя мимо Гимнасия к Канобским воротам; далее следует так называемый Ипподром и другие прилегающие улицы вплоть до Канобского канала.

(Перевод Г. А. Стратановского)