Брак и семья

Частная жизнь и быт греков

(Геродот о том, как сикионский тиран Клисфен выбирал себя зятя. История, VI, 126 – 130)

Геродот (484 – ок. 425 гг. до н.э. ) – греческий историк родом из г. Галикарнаса (Малая Азия). Бежав из родного города после неудачного выступления против местного тирана, обосновался на о-ве Самос. Вскоре любознательный галикарнасец пустился в длительные путешествия (между 455 и 444 гг.), посетив Египет, Переднюю Азию (Ассирию, Вавилон, Экбатаны), Финикию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Объездил будущий историк и всю Грецию, и острова Эгеиды, причем подолгу жил в Афинах и был близок к кружку, который возник вокруг Перикла и куда входили такие выдающихся деятели культуры, как философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт Софокл. Заслуги Афин во время греко-персидских войн и достижения этого полиса в культурной сфере в “золотой век” Перикла произвели на Геродота большое впечатление и он сделался поклонником афинской демократии. В 444 г. до н.э. историк принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии на юге Италии (это была инициатива Афин). Вероятно, уже живя в Фуриях, Геродот предпринял путешествие по Западному Средиземноморью. По мнению некоторых исследователей, незадолго до смерти историк вернулся в Афины, где и окончил свой жизненный путь.

Над “Историей Греко-персидских войн” – сочинением, доставившим Геродоту славу “отца истории”, он начал работать, по-видимому, еще во время странствий, но написана она была в Афинах. Здесь он читал отрывки из этого труда перед публикой и здесь же получил за него официальную награду – премию в 10 талантов серебра. Дописывал “Историю” Геродот уже на новой родине, но завершить ее не успел – изложение внезапно обрывается на событиях 478 г. до н.э. Главные источники Геродота – собственные сведения, почерпнутые во время путешествий из расспросов очевидцев, сведущих людей, жрецов, просто местных жителей, официальные документы (и не только греческие), надписи, изречения оракулов, а также сочинения предшественников – поэтов и логографов[100]. От последних Геродота отличает более зрелое отношение к своему труду. В начале его, в знаменитом вступлении, историк четко формулирует цель своего творчества: он будет описывать прошлые события и “великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров”, дабы они не пришли в забвение и не остались в безвестности. При этом автор не только описывает события, но и пытается раскрыть их причинно-следственные связи. “История” Геродота делится на 9 книг, каждая из которой названа по имени одной из 9 Муз (Клио, Эвтерпа и т.д.) – это деление принадлежит, вероятно, александрийским ученым, – сам же историк при случае ссылается на логосы, посвященные отдельным сюжетам (египетский логос, мидийский, скифский и т. д.). Композиционно произведение Геродота можно разделить на две части: в логосах первой дается географическое, этнографическое[101] и историческое описание самих персов, родственных им мидийцев и тех народов, которые были ими завоеваны или которых они пытались завоевать; вторая часть посвящена собственно греко-персидским войнам. В ткань повествования органически вписываются прелестные новеллы (например, о лидийском царе Кандавле, его жене и хитром оруженосце Гигесе, о Солоне и Крезе, о Поликрате, о сватовстве к Агаристе и проч.) – законченный роман в миниатюре, основой которого может быть не только исторический факт, но и местное предание, сказка и т. д. Эти вставки придают своеобразие и изысканную художественность стилю Геродота, но отнюдь не умаляют исторические значение его сочинения. У историка есть своя концепция, объясняющая вражду между эллинами и персами: причину их противостояние Геродот видит в столкновении двух систем – мира свободных греческих полисов с восточной деспотией; победа эллинов в греко-персидских войнах, следовательно, была победой свободы над рабством. Не случаен и решающий вклад Афин в дело освобождения греков, ибо именно в афинской демократии наиболее полно была реализована идея свободы.

…У Клисфена[102], сына Аристонима, … была дочь по имени Агариста. Дочь эту он пожелал отдать в жены тому из эллинов, кого он найдет самым доблестным. На Олимпийских играх Клисфен одержал победу с четверкой коней и велел объявить через глашатая: кто среди эллинов считает себя достойным быть зятем Клисфена, может на 60-й день или раньше прибыть в Сикион. …Тогда все эллины, которые гордились своими предками и родным городом, отправились свататься в Сикион. Для развлечения гостей Клисфен велел устроить конское ристалище и гимнастические состязания.

…Когда эти женихи прибыли к назначенному сроку, Клисфен сначала справился у каждого из них о родном городе и его роде. Затем, удерживая женихов у себя целый год, тиран испытывал их доблесть, образ мыслей, уровень образования и характер. При этом он беседовал с каждым отдельно и со всеми вместе. Для более молодых женихов он устраивал гимнастические состязания, особенно же наблюдал их поведение на общих пирах. Во все время пребывания женихов в Сикионе Клисфен поступал так и при этом роскошно угощал их. Больше всех пришлись ему по сердцу женихи из Афин и среди них особенно сын Тисандра Гиппоклид, которого он ценил не только за доблесть, но и за исконное родство с Кипселидами в Коринфе.

Между тем наступил день свадебного пиршества, и Клисфен должен был объявить, кого из женихов он выбрал. Тогда Клисфенпринес в жертву 100 быков и пригласил на пир женихов и весь Сикион. После угощения женихи начали состязаться в песнях и откровенно-шутливых рассказах. В разгаре пиршества Гиппоклид, который всецело завоевал внимание остальных гостей, велел флейтисту сыграть плясовой мотив. Когда тот заиграл, Гиппоклид пустился в пляс и плясал в свое удовольствие. Клисфен же смотрел на всю эту сцену мрачно и с неприязнью. Затем, немного отдохнув, Гиппоклид велел внести стол. Когда стол внесли, Гиппоклид сначала начал исполнять на нем лаконские плясовые коленца, а затем и другие – аттические. Наконец, упершись головой о стол и подняв ноги вверх, он стал выделывать коленца ногами. Уже при первом и втором танце Клисфен думал хотя и с ужасом, что этот бесстыдный плясун может стать его зятем, но все же еще сдерживался, не желая высказывать свое неудовольствие. Когда же он увидел, как тот исполняет ногами пантомиму, то не мог уже молчать и вскричал: «О, сын Тисандра, ты, право, проплясал свою свадьбу!»…

Клисфен между тем, водворив молчание, обратился к собравшимся с такими словами: “Женихи моей дочери! Вы все мне любезны, и, если бы это только было возможно, я всем вам угодил бы, не отдавая предпочтения одному избраннику и не отвергая остальных. Но ведь дело идет только об одной девушке, и потому нельзя исполнить желание всех. Тем из вас, кто получит отказ, я даю по таланту серебра за то, что он удостоил меня чести породниться со мной, посватавшись к моей дочери, и должен был так долго пребывать на чужбине. А дочь мою Агаристу я отдаю в жены Мегаклу, сыну Алкмеона, по законам афинян”. Мегакл объявил о согласии обручиться с Агаристой, и тогда Клисфен назначил срок свадьбы.

(Перевод Г. А. Стратоновского)