ВВЕДЕНИЕ

Содержание

Высших учебных заведений

В качестве учебного пособия для студентов

Министерством образования Российской Федерации

Рекомендовано

М.В.Фирсов

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

 

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

 

Зав. редакцией А.И. Уткин

Редактор O.K. Смирнова

Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников

Художник обложки О. А. Яковлева

Компьютерная верстка А.Р. Комлев

Корректор И.Н. Горовая

 

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96

Гигиенический сертификат

№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98

Сдано в набор 11.06.98.

Подписано в печать 22.09.99 Формат 60х90/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 16 Тираж 7000 экз.

Заказ 1915

 

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

 

Государственное унитарное предприятие

издательско-полиграфический комплекс

«Ульяновский дом печати».

432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.


[1] См.: Библейская энциклопедия. Кн. 1-2. М., 1891; Большая Советская Энциклопедия. Т. 46. М., 1940; Большая Советская Энциклопедия. М., 1950. Т. 5; Большая Советская Энциклопедия. М., 1955. Т. 34; Большая Советская Энциклопедия. М., 1957. Т. 40; Великая Отечественная война 1941-1945. Словарь-справочник. М., 1988; Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. М., 1901; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. СПб., М., 1882; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973; Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995; Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах/ Под. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М., 1995; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1982. Вып. 9; Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М.,1985. Т. 2.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1996. Т. 1-4.

[2] См.: Стог А. О общественном призрении в России. СПб., 1818; Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1-3. СПб.. 1901; Благотворительность в России. Т. 1-3. СПб., 1907; Благотворительные учреждения в России. СПб., 1912; Хронология Российской истории. М., 1994. Barker L., Robert.L. Social work dictionary. 1991. NASW Press, P. 221,ChaunuP. La Civilisation de L'Europe classique. Paris: Arthaud, 1966, Duchamp М. La recherche en travail social. Paris, 1989, Jobert В., Muller P. L' etat en action. Paris, 1985; Handel D. Social welfarein western society. N-Y., 1982.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

 

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

«Московский государственный социальный университет»


ББК 65.272+63.3(2) Ф62

 

Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа» научный руководитель доктор исторических наук, профессорВ.И. Жуков

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор B.C. Павлов;

кандидат исторических наук, доцентЛ.В. Бадя

 

Фирсов М.В.

Ф62 История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. - 256 с. ISBN 5-691-00379-8.

В учебном пособии прослежен процесс становления в России общественной помощи и поддержки на главных этапах ее социально-исторического развития, исследован генезис государственных и негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся, выявлены и обоснованы исторические тенденции развития социальной работы.

ББК 65.272+63.3(2)

ISBN 5-691-00379-8

© Фирсов М.В., 1999 © МГСУ, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС », 1999

 


ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 6

Глава 1. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. РОДОПЛЕМЕННЫЕ И ОБЩИННЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ У СЛАВЯН ДО Х в.............................................................................................................................................................................. 13

1. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.................................................................................................................................................................. 13

2. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.............................. 15

Глава 2. КНЯЖЕСКАЯ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА НУЖДАЮЩИХСЯ В Х-Х111 вв. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ................................................................ 26

1. Основные тенденции княжеского попечительства............................................................................................. 27

2. Церковно-монастырская система благотворительности.................................................................................. 33

3. Идеи милосердия в переводной литературе и первых древнерусских сборниках................................. 37

4. «Теория милосердия» в подходах древнерусских книжников........................................................................ 41

Глава 3. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ в XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в................ 51

1. Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся................................................. 51

2. Оформление государственных подходов к призрению различных категорий нуждающихся....... 55

3. «Теории милосердия» в XIV— первой половине XVII вв. (социально-христианские и законодательные тенденции)............................................................................................................................................................................................................ 61

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв. 73

1. Становление общественного и частного призрения в Российском государстве.................................. 73

2. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению............................... 90

Глава 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ПО 1917 г....... 105

1. Российские реформы 60-70-х годов XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения.................................................................................................................................................................................... 105

2. Развитие теоретических подходов к общественному и частному призрению на рубеже Х1Х-ХХ вв. 115

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ с 1917 по 1991 гг................................................................. 133

1. Формирование основ системы социального обеспечения населения..................................................... 133

2. Система социального обеспечения в 1950-1991 гг............................................................................................. 142

3. Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы.................................................... 144

Глава 7. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ................ 151

1. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах........................................................ 151

2. Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в переходный период.... 156

3. Оформление теоретической социальной работы в России на рубеже веков.......................................... 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 172

Вопросы к итоговому контролю........................................................................................................................ 176

Литература............................................................................................................................................................................... 179

Краткий историко-понятийный словарь социальной работы............................................... 185

Синхроническая таблица становления социальной помощи в цивилизационном пространстве мира........................................................................................................................................................... 197


ОТ АВТОРА

 

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как главной помогающей силы.

Интенсивный интерес и практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся возник в последнее десятилетие в контексте проводимых социально-экономических реформ.

Структурный кризис охвативший все сферы жизни общества, усилил потребность в выработке «амортизаторов», позволяющих ослабить социальное напряжение, защитить население от экономических рисков и спадов. Среди них — разработка и реализация такой социальной политики, которая обеспечила определение социальных приоритетов общества, повышение качества жизни людей, создание системы социальной защиты населения.

Социальное реформирование в конце нынешнего века тесно связано с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная защита человека занимает особое место. Современная помощь и поддержка в России наименее защищенных слоев населения связаны с многими важнейшими моментами, такими, как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность в благотворительной помощи, состояние развития той фазы гражданской культуры, при которой социальное образование становится актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда понятно формирование интереса к истории общества как процессу крупномасштабной и долговременной трансформации общности, позволяющей с учетом социоэтнических детерминант создавать систему социальной защиты человека.

Социальная работа в России предстает как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе. Его изучение требует учета различных форм исторического времени, исторической практики и познания. История социальной работы раскрывает историю понятий, ментальных структур общества, политических процессов, формы помощи и поддержки, меняющиеся паттерны клиентов и помогающих субъектов. Комплексный подход, конструирующий социальные исторические миры в их общественной практике и познавательных традициях, является актуальной потребностью данного момента становления социальной работы в нашей стране.

Учебное пособие по истории социальной работы в России охватывает период с древнейших времен по настоящее время. Логика построения учебного пособия вызвана тремя уровнями задач:

— дать представление изучающим данный предмет о своеобразии развития у нас социальной помощи;

— сформировать целостное и ценностное отношение к историческому прошлому России и наследию в области поддержания различных слоев населения;

— раскрыть актуальную проблематику исторического опыта, исторических моделей социальной помощи, сложившихся в России за несколько столетий.


 

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности.

Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшие среди них: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и неразработанность ее в светской историографии. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность». Все это привело к тому, что и в светских и в конфессиональных подходах к концу XIX в. не наблюдалось единой идентификации процесса помощи.

В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные части единого социально-исторического процесса.

Один из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «О общественном призрении» (СПб., 1818). На протяжении первой половины XIX столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых.

Интерес к ранним страницам российской практики помощи и защиты в 70-80-х гг. XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция общественного призрения анализируется с различных точек зрения: мероприятий правительства, законодательства, с позиций историко-статистического подхода.

Параллельно с данным подходом развивается и другой — с точки зрения христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более раннюю общественную традицию, чем государственная, историография христианской благотворительности развивается в этот период по нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности .

На рубеже XIX-XX вв. складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и, обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям .социальной патологии.

При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX — начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды В. Бензина, А. Папкова, С. Рункевича, С. Юшкова. Характерно, что ими изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.

После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.

Новое административное уложение затронуло и городское управление, поставило перед ним ряд задач по призрению разных категорий нуждающихся: бездомных, нищих, безработных. Административно-законодательные меры потребовали более тщательного изучения явлений социального реформирования, отдельных видов поддержки (например, общественной помощи), в результате которого удалось выявить особенности процесса, а также наметить определенные меры в деле практической реализации идей помощи и поддержки. Изучение данного исторического материала имело практическую направленность применительно к определенным административно-законодательным задачам общественного призрения.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. В 70-х гг. начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьей). Появилась целая серия работ историков, раскрывающих сущность данных организаций. В этих исследованиях ученые затрагивают различные области помощи, виды деятельности, складывающиеся в отношении тех или иных групп нуждающихся традиции в культурно-исторической перспективе. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

В начале XX в. появляются фундаментальные работы, посвященные вопросам частной и общественной благотворительности, а также возникает новый научный жанр — исторический очерк.

Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в XVII-XIX вв.

Оформляется предмет исторического познания, в котором находят отражение конкретные социальные явления: история обществ, благотворительных заведений, деятельность отдельных людей. Можно наблюдать историческую реконструкцию прошлого через осмысление тех или иных направлений деятельности общественного призрения и одновременно осмысление социальных процессов через исторический опыт зарубежных стран. Тем самым происходит национальное самоопределение путей развития общественного и частного призрения на рубеже XIX-XX вв. Именно в этом ключе, а не только в чисто прагматическом аспекте применительно к практике общественного призрения осмысляется зарубежный опыт и намечается еще одна историческая сфера познания социальной помощи.

Особое направление в изучении социальной помощи рассматриваемого периода — исследование определенных социальных групп, которые отражали происходящие в стране различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграция, урбанизация, разрушение геополитического пространства и т. п.). Формировалась та специфика исторического видения, которая отличалась от объектного подхода, где эта же тема имела иную интерпретацию. История нравов, поведения, ценностных ориентации мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом научной рефлексии в контексте проблем социальной помощи. Можно сказать, что задолго до оформления в западноевропейской исторической науке как самостоятельного раздела социальной истории, тенденции к изучению «условий жизни» отдельных социальных групп наблюдались в России на рубеже XIX-XX вв.

Дальнейшее изучение исторического опыта социальной помощи и защиты происходит уже в первые годы советской власти в основном с марксистских позиций, историческое прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. Правда, в первое десятилетие еще обращаются к анализу предшествующей практики защиты и поддержки, хотя и критически. В то же время формируются новые традиции в освещении не исторического прошлого, а исторического настоящего, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. В дальнейшем исторический опыт общественной помощи и поддержки не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков. Системные исследования российского опыта помощи и поддержки начинаются лишь в конце 80-х — начале 90-х гг. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Нещеретнего и др.

В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.

Основные проблемы периодизации истории социальной работы, связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания.

Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности.

Во-первых, этот феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социально-исторической перспективе.

Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах.

В-третьих, он имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими субъектами помощи, объектами помощи, идеологией помощи, что в конечном итоге определяет его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.

При рассмотрении способов помощи и взаимопомощи в их культурно-исторической перспективе, можно отметить то особое «социальное поле», где намечаются различные типы взаимодействий между субъектами со своими социальными, этическими, экономическими принципами и законами. Призрение нищих и юродство, инфатицид и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование — явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, свое место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и архаические, родовые, которые являются архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.

Предлагаемая нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой — мы выделяем новую логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе.

Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса. Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.

Таким образом, на наш взгляд, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:

I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.

II. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по XIII вв.

III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.

IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.

V. Период общественного и частного призренияс концаXIX в. до начала XX в.

VI. Период государственного обеспечения c l917г. по 1991г.

VII. Период социальной работы с начала90-х гг. по настоящее время.

Данная периодизация позволяет наметить концептуальную схему исторического процесса помощи и взаимопомощи, не только выделить специфическую «социальную историю» процесса в ее единичности, но в то же время «увидеть» ее в контексте глобальных исторических факторов.

Таким образом, процесс становления социальной работы в России, во-первых, имеет социогенетическую обусловленность, представлен своей историей и генезисом развития в социально-историческом процессе; во-вторых, характеризуется тем, что наряду с оформлением практики помощи осуществляется складывание в единую парадигму специфического познания; в-третьих, можно отметить, что с изменением субъекта помощи, со сменой идеологии в обществе остаются механизмы помощи и поддержки, которые закрепляются в новой исторической реальности; в-четвертых, находит интерпретацию в структурных сценариях, закреплен в массовом сознании, языковых формах и понятийных конструкциях.