Пояснительная записка

Бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Вологодской области

«Кадуйский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО БИОЛОГИИ

Кадуй

 

ОДОБРЕНЫ

Методической цикловой комиссией по ООД

Протокол № от

 

Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения 1 курса, обучающихся на базе 9 классов для специальностей СПО и профессий НПО технического профиля. Лабораторные работы содержат описание последовательности действий при проведении опытов, описании биологических объектов, этапов работы с учебной литературой.

Отдельные работы дополнены иллюстрациями и различными вариантами заданий.

Составитель: И.А. Селиванова, преподаватель биологии БОУ СПО ВО

«Кадуйский политехнический техникум»

Рецензент: В.И. Лукина, методист БОУ СПО ВО

«Кадуйский политехнический техникум»

 

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………... 4

Лабораторная работа №1Каталитическая активность ферментов в живой клетке……………………………………………………………………………….5

Лабораторная работа №2Особенности строения растительной и животной клетки……………………………………………………………………………… 7

Лабораторная работа №3Выявление признаков сходства зародышей позвоночных животных и человека ……………………………………………10

Лабораторная работа №4Типы постэмбрионального развития ……………. 11

Лабораторная работа №5Составление родословных ……………………… 12

Лабораторная работа №6

Решение задач на моногибридное скрещивание………………………………13

Лабораторная работа №7

Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного

ряда и кривой……………………………………………………………………..15

Лабораторная работа №8

Изучение критериев вида……………………………………………………….17

Лабораторная работа №9

Изучение приспособленности организмов к среде обитания…………………18

Лабораторная работа №10

Место человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных…………………………………………………………….19

Лабораторная работа №11

Изучение факторов и этапов антропогенеза…………………………………….20

Лабораторная работа №12

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания…………...22

Лабораторная работа №13

Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем…23

Лабораторная работа №14

Решение экологических задач…………………………………………………..24

Лабораторная работа №15

Экологическая система на примере лесопарка…………………………………30

Лабораторная работа №16

Экологическая система на примере водоема……………………………………31

Литература ………………………………………………………………………..32

Пояснительная записка

Лабораторный практикум составлен на основе примерной программы по биологии (2008 г.) для средних специальных учебных заведений и рассчитан на 16 часов.

Большинство лабораторных работ может быть использовано также для внеаудиторной самостоятельной работы.

Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов. Также в процессе работы развивается наблюдательность студентов, интерес к биологическим исследованиям, формируется умение логически мыслить, работать по плану, анализировать результаты, делать сопоставления и выводы. Оформление результатов работы дисциплинирует мысль студента, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.

Лабораторный практикум включает разнообразные лабораторные работы по всем основным темам курса, предусмотренным программой по биологии.

Проведение таких работ расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний студентов и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при обучении .

Как показывает практика, использование лабораторного практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности студентов.