Пояснительная записка
Бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Вологодской области
«Кадуйский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО БИОЛОГИИ
Кадуй
ОДОБРЕНЫ
Методической цикловой комиссией по ООД
Протокол № от
Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения 1 курса, обучающихся на базе 9 классов для специальностей СПО и профессий НПО технического профиля. Лабораторные работы содержат описание последовательности действий при проведении опытов, описании биологических объектов, этапов работы с учебной литературой.
Отдельные работы дополнены иллюстрациями и различными вариантами заданий.
Составитель: И.А. Селиванова, преподаватель биологии БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Рецензент: В.И. Лукина, методист БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………... 4
Лабораторная работа №1Каталитическая активность ферментов в живой клетке……………………………………………………………………………….5
Лабораторная работа №2Особенности строения растительной и животной клетки……………………………………………………………………………… 7
Лабораторная работа №3Выявление признаков сходства зародышей позвоночных животных и человека ……………………………………………10
Лабораторная работа №4Типы постэмбрионального развития ……………. 11
Лабораторная работа №5Составление родословных ……………………… 12
Лабораторная работа №6
Решение задач на моногибридное скрещивание………………………………13
Лабораторная работа №7
Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного
ряда и кривой……………………………………………………………………..15
Лабораторная работа №8
Изучение критериев вида……………………………………………………….17
Лабораторная работа №9
Изучение приспособленности организмов к среде обитания…………………18
Лабораторная работа №10
Место человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных…………………………………………………………….19
Лабораторная работа №11
Изучение факторов и этапов антропогенеза…………………………………….20
Лабораторная работа №12
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания…………...22
Лабораторная работа №13
Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем…23
Лабораторная работа №14
Решение экологических задач…………………………………………………..24
Лабораторная работа №15
Экологическая система на примере лесопарка…………………………………30
Лабораторная работа №16
Экологическая система на примере водоема……………………………………31
Литература ………………………………………………………………………..32
Пояснительная записка
Лабораторный практикум составлен на основе примерной программы по биологии (2008 г.) для средних специальных учебных заведений и рассчитан на 16 часов.
Большинство лабораторных работ может быть использовано также для внеаудиторной самостоятельной работы.
Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов. Также в процессе работы развивается наблюдательность студентов, интерес к биологическим исследованиям, формируется умение логически мыслить, работать по плану, анализировать результаты, делать сопоставления и выводы. Оформление результатов работы дисциплинирует мысль студента, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.
Лабораторный практикум включает разнообразные лабораторные работы по всем основным темам курса, предусмотренным программой по биологии.
Проведение таких работ расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний студентов и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при обучении .
Как показывает практика, использование лабораторного практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности студентов.