Иван IV Грозный и его время
Иван IV родился в 1530 г. в семье великого князя Васили III, от его второй супруги Елены Глинской, дочери князя Глинского выходца из Литвы. После смерти отца в 1533 г. трехгодовалый Иван вступил на великокняжеский престол. В силу малолетства Ивана фактически Московским государством стала управлять его мать, что было не характерно для политической традиции средневековой Руси. В годы правления Елены и после ее смерти постоянно шла борьба за власть между боярскими семьями Бельских, Шуйских и Глинских. В 1538 г. Елена умерла (существует версия, что она была отравлена), и Иван в семь с половиной лет остался круглым сиротой. Бояре, во избежание появления у великого князя друзей старались изолировать его от сверстников. Поэтому детство наследника проходило преимущественно в одиночестве, что не лучшим образом отразилось на его развитии. Ребенок становился замкнутым, робким, необщительным, подозрительным к людям, мнительным, неуравновешенным. Системного воспитания и образования он не получил. Одиночество Иван восполнял чтением. Причем читал он достаточно много, что позволило ему стать одним из лучших московских ораторов и писателей XVI в. Личная жизнь Ивана IV не сложилась. Надо полагать, это обстоятельство не лучшим образом отразилось на управлении им государством. Он был женат семь раз. В порыве гнева убил своего старшего сына. Младший сын Дмитрий, будучи ребенком, погиб в Угличе при загадочных обстоятельствах. В результате наследником Ивана IV стал слабый здоровьем и не подготовленный к управлению государством средний сын, царевич Федор.
Свержение ордынского ига и падение Византийской империи в 1453 г. послужили основой независимости московского государства и активизации его внешней политики. Прежние представления русской политической элиты относительно высшей власти греческих «царей» сменила концепция «Москва – Третий Рим», разработанная игуменом Псковского Елеазарова монастыря Филафеем. Согласно этой концепции, Русь являлась наследницей двух великих империй – Древнего Рима и Византии. Данная преемственность базировалась на религиозном, культурном и политическом наследии, доставшемся Московскому государству. Кроме этого, она подкреплялась и генеалогической связью – браком великого князя Ивана III и Софии Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Из чего следовало, что московские князья выступили прямыми преемниками «второго Рима» – Византийской империи. Эта концепция идеологически закрепила изменение статуса Московского государства и обосновала его новое мировое значение.
Оформление концепции происходило в рамках зарождения отечественной публицистики, одной из ключевых проблем которой в тот период времени стала проблема «самовластья». Данная проблема рассматривалась современниками в рамках богословской традиции. Ее обсуждали как представители ортодоксального направления, так и «еретики». Одним из ключевых аспектов темы «самовластья» был вопрос о пределах царской власти: должен ли государь отчитываться за свои действия перед подданными, или он отвечает за них только перед Богом. Религиозные деятели, анализируя отношениям духовных наставников и представителей светской власти, в большинстве своем придерживались идеи об ответственности государя перед подданными и Церковью. Тем самым они выступали за ограничение власти великого князя и развитие страны по европейскому пути развития.
Альтернативную точку зрения на эту проблему представлял известный публицист того времени Иван Пересветов, являвшийся представителем одного из кланов, близких к великому князю. В своих сочинениях («Большая и Малая челобитные», «Сказание о Магмете-Салтане» и др.) он критиковал сложившуюся систему отношений государя к подданным и настаивал на необходимости усиления его власти. По мнению публициста, только сильная власть являлась залогом процветания государства.
Публицистика по проблеме «самовластья» была хорошо знакома Ивану IV. В силу социального происхождения, замкнутости и скрытности характера юноши идеи И. Пересветова нашли благоприятную почву в его голове. Они формировали в нем представления о сакральном характере власти и ее происхождения от кесаря Августина. Существенным образом этому содействовал и митрополит Макарий, который разрабатывал идеологию русского самодержавия и его особой миссии.
Следует отметить, что идея, поддержанная Иваном IV, имела определенную политическую традицию в русских землях. Еще задолго до образования русского централизованного государства, в Киеве, Владимире и Москве светскими и церковными деятелями были разработаны локальные политические теории о месте соответствующих государственных центров в мире, о наследии ими дел великих императоров и их столиц. В летописях и других сочинениях русские князья сопоставлялись с римскими и византийскими императорами, проводились аналогии между русскими городами и великими столицами древности [78.С. 120].
Кроме этого, с XI в. на Руси получил распространение царский титул применительно к русским монархам, которые обладали или должны были обладать, по мнению современников, высшей властью на Руси. Царский титул служил средством возвеличивания того или иного князя. Исследователи установили использование царского титула на всей территории Руси в XII-XIII вв., за исключение новгородских земель. С XIV в. титул стал использоваться преимущественно в письменных памятниках Северо-Восточной Руси по отношению к великим князьям Твери и Москвы, боровшимся за лидерство в процессе объединения русских земель и организации отпора монголо-татарам. В XV в. он получил довольно широкое распространение. Уже дед Ивана Грозного именовал себя «царем всея Руси». Однако Иван III воздерживался от официального принятия этого титула, и использовал его только в отношениях с представителями Ливонского ордена и некоторыми немецкими князьями. На признание за ним царского титула со стороны соседних государств он не рассчитывал. В целом для великого князя царский титул не имел никакого юридического и государственного значения. Вместе с тем в рамках такого риторического и демонстративного использования царского титула в русских землях был определен состав регалий венчания на царство, которыми «обладал» великий тверской князь: престол, венец, трапеза [79.С. 143].
Коронование Ивана IV царским венцом состоялось 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе Кремля митрополит Макарий возложил на его голову символ царской власти – шапку Мономаха. С новым титулом Иван IV стал на ступень выше европейских монархов. В отличие от своих предшественников великих князей, он был коронован как глава всего христианского мира, основными задачами которого становились защита православных и распространение православия. Важность возложенных на царя задач, по его убеждению и современников, самим Богом, была дополнительным основанием для того, чтобы требовать от подданных абсолютного повиновения. После венчания на царство взрослеющий Иван IV не собирался мириться с ограничением своей власти со стороны бояр, основанным на традициях, и формирующимися политически активными сословиями. Однако для реализации претензий царя на абсолютную власть и признания за ним царского титула со стороны иностранных государей требовалось время.
Иностранцы не были поставлены в известность о венчании на царство Ивана IV. Польские послы в Москве узнали об этом только спустя два года. Бояре проигнорировали требования послов предоставить письменные обоснования и доказательства о принятии Иваном IV царского титула. Они опасались, что поляки, получив письменный ответ, смогут найти аргументы, подвергающие сомнению легитимность принятия Иваном IV столь высокого титула. Специально отправленные в Польшу по этому делу гонцы ограничились устными разъяснениями. Только полтора десятилетия спустя после царской коронации послы константинопольского патриарха доставили в Москву решение вселенского собора, подтвердившее право Иван IV на царский титул. Думается, что данное решение вселенского собора не в последнюю очередь было связано с военными успехами Московского государства (присоединение Казанского и Астраханского царств, победы в первые годы в Ливонской войне). В целом, принятие царского титула Иваном IV было направлено на повышение авторитета царя в первую очередь внутри собственного государства. Она символизировала начало самостоятельного правления Ивана и конец боярской опеки над ним. Во вторую – на межгосударственном уровне. В этом отношении весьма показателен тот факт, что когда на завершающей стадии Ливонской войны велись переговоры о заключении перемирия и возникли разногласия о титулах, Иван IV согласился на то, чтобы в договоре его именовали без царского титула.
Вскоре после принятия царского титула 3 февраля Иван IV женился на Анастасии Романовне из рода бояр Захарьиных - Юрьевых.
Правление Ивана IV началось не в спокойные годы. В государстве росло социальное напряжение, вызванное безответственным правлением бояр. В годы малолетства Ивана добивавшийся власти тот или иной боярский клан, осознавая временность своего пребывания у кормушки, ставил главной целью личное обогащение. Следствием такой «политики» стало резкое увеличение поборов с населения в пользу наместников. Существенно усилилось злоупотребление последними судебной властью. В качестве одного из самых распространенных способов вымогания денег использовалось подбрасывание в богатые дома краденых вещей или трупов; затем обвиненные в воровстве или убийстве лица приговаривались к крупным штрафам. Кроме этого кормленщики за материальное вознаграждение часто оказывали покровительство уголовным элементам.
Ответом на произвол чиновников послужили требования уездных объединений детей боярских и посадских людей передать следственные и судебные полномочия из ведения волостелей и наместников в компетенцию их выборных представителей. В отдельных уездах эти требования удалось реализовать. Однако стоящие у власти боярские кланы стремились не упустить своей выгоды.
Апогеем развивающего кризиса стало восстание жителей Москвы в июне 1547 г. Восстание сопровождалось пожаром, который продолжался в течение 10 часов. Основная территория Москвы выгорела. В результате пожара было уничтожено 25 тыс. домов, погибло около 3 тыс. человек. Виновниками этих бедствий горожане определили родственников царя по материнской линии (Глинских). Царь в спешном порядке вынужден был покинуть столицу. Глинские последовали его примеру и укрылись в подмосковных монастырях. Восстание продолжалось несколько дней. 26 июня горожане двинулись в Кремль с требованием выдать Глинских. По пути они разгромили их недвижимое имущество. В это время Москва оказалась в руках посадских людей. Им удалось схватить одного из главных руководителей государства, дядю царя князя Ю. Глинского. По приговору восставших он был убит, а его тело брошено на торговой площади (так поступали с осужденными преступниками). 29 июня вооруженные горожане двинулись в подмосковное село Воробьево, где находился Иван IV со своим двором. Они потребовали выдать Глинских. Царю и его приближенным стоило больших трудов убедить народ разойтись. Примерно в это же время волна народных выступлений прокатилась и в ряде других русских городов. Причиной этому послужили неурожай, усиление налогового бремени и злоупотребления администрации.
Народные выступления 1547 г. наглядно показали необходимость проведения масштабных преобразований в стране. Для царя и детей боярских стало очевидным, что Московское государство, будучи одним из крупнейших государств Европы, не могло далее управляться с помощью упрощенных методов и схем, приемлемых для удельных княжеств.
Первое время молодой Иван IV вынужден был считаться с ведущей ролью Боярской думы в управлении государством. Постепенно он стал приближать к себе людей реформаторского склада, политически активных деятелей того времени, которые были обеспокоены судьбой Московского государства. К 1549 г. вокруг него собралась небольшая группа единомышленников, в которую вошли: ровесник царя, худородный, но весьма состоятельный дворянин Алексей Адашев, старше их на целое поколение духовник царя священник Сильвестр, московский митрополит Макарий, думный дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, князь Андрей Курбский. Из этих доверенных лиц царь создал в структуре Боярской думе особый орган (Избранная дума). По сути, это был новый орган правления, созданный в качестве противовеса Боярской думе. Впоследствии в одном из своих сочинений А. Курбский на польский манер назвал данное учреждение Избранной радой. Под этим названием оно и вошло в историю. Избранная рада просуществовала до 1560 г. Она стала мозговым центром и проводником преобразований, получивших название «реформы середины XVI в.».
Произвол чиновников и социальные протесты способствовали тому, чтобы в конце 1540-х гг. произошла консолидация правящей элиты вокруг тех сил, которые осознавали необходимость преобразований, связанных с учетом требований населения. Первые важные решения были приняты на созванном в феврале 1549 г. Земском соборе, получившим название «собор примирения». В работе собора приняли участие Боярская дума, представители высшего духовенства, дворянства и верхушки посада. Молодой правитель, озабоченный положением дел в государстве, призвал чиновников и население не прибегать к насилию. Дал слово лично рассматривать все поступающие жалобы. На соборе была согласована программа реформ и принято решение составить новый судебник. Подразумевалось, что новый свод законов будет отражать в первую очередь интересы господствующего социального слоя – детей боярских. В дальнейшем Земские соборы собирались нерегулярно. Они занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. По подсчетам исследователей, в XVI-XVII вв. в России состоялось более 50 Земских соборов. Последние Земские соборы прошли в 80-е годы XVII в.
Сразу после собора 1549 г. царь издал указ, по которому дети боярские были освобождены от суда наместников. В остальном, государственная власть еще пыталась сохранить традиционную систему управления, ограничившись лишь новыми мерами против злоупотреблений наместников. В частности была установлена жесткая ответственность за неправедный суд и взятки: возмещение ущерба пострадавшему, тройное (или двойное) возмещение судебных издержек, заключение в тюрьму. Размеры судебных пошлин четко фиксировались. В очередной раз подчеркивалось, что в суде наместника в обязательном порядке должны участвовать лучшие представители местного населения. Разработчики нового судебника, изданного в 1550 г., требовали письменной записи всех этапов судебного разбирательства, при чем запись следовало делать в двух экземплярах: один должен был храниться у наместника, другой – у представителя местного населения. Как видим, основное внимание законодатели сосредоточили на решении проблемы центрального и местного управления, оставив в стороне вопросы взаимоотношения феодалов и крестьян. Важным положением нового судебника для детей боярских стало то, что они получили право напрямую, минуя наместников, обращаться к царскому суду. [66.С. 52].
Новый судебник усложнил и ужесточил систему наказания, что должно было подчеркнуть всесилие власти над телом и душой обвиняемого. В качестве главных задач наказания ставились устрашение общества и изоляция преступника. Высшей мерой наказания, как и прежде, оставалась смертная казнь. Как правило, казни совершались при большом стечении народа на торговых площадях. Часто выносимые судом приговоры были неопределенными – «бить кнутом нещадно», «быть в казни», «вкинуть в тюрьму» и т.п. Телесные наказания применялись в качестве основной кары и дополнительной. Нередко телесные наказания заканчивались гибелью осужденного. Кроме этого, использовалось отрезание ушей или языка, вырывание ноздрей. Второстепенным и дополнительным наказанием являлись штрафы. Размер штрафов зависел от тяжести проступка и социального статуса потерпевшего. В целом, развитие репрессивного направления в практике судов периода правления Ивана IV исследователи напрямую связывают с процессом централизации государства [66.С. 52].
Центральной власти очень сложно было удержать реформу местного самоуправления в намеченных рамках. Уже в 1551–1552 гг. в отдельных землях Центра и Севера власть на местах стала передаваться выборным представителям местного населения. Эти перемены натолкнулись на сильное сопротивление. После завоевания Казани Иван IV раздал города и волости в кормление отличившимся в боях боярам и детям боярским. Вместе с тем, население не желало подчиняться наместникам. Периодически между ними и населением вспыхивали конфликты, под влиянием которых в 1555–1556 гг. государственная власть приступила к проведению земской реформы. Старая система управления была упразднена на основной территории государства. Она сохранилась лишь в пограничных районах и на землях только что присоединенного Среднего и Нижнего Поволжья. Суд и управление населением на черносошных землях и в городах перешли в руки земских старост и земских судей. Они выбирались соответственно сельскими и городскими общинами. Эти выборные представители населения стали с середины 50-х гг. XVI в. органами власти на местах.
На землях, где преобладало землевладение детей боярских, расширились полномочия выборных представителей местных феодалов – губных старост. Их полномочия были существенно расширены, выйдя за рамки собственно полицейских функций. Так постепенно выборные представители детей боярских становились представителями власти на местах.
Произошедшие перемены свидетельствуют о том, что разные социальные слои русского общества к середине XVI в. представляли собой общности людей с примерно одинаковыми условиями существования, которые осознавали свои особые интересы и были способные заставить власть с ними считаться.
Консолидации населения городов и посадов способствовало фактическое признание государственной властью монопольного права посадской общины на занятия торговлей и ремеслом на территории города. Владения светских и церковных феодалов в городах по-прежнему сохранялись. Однако в них не должны были жить торговцы и ремесленники. Полностью реализовать эти постановления не удалось, но сам факт их появления стал результатом активной борьбы посадского населения за свои интересы.Кроме этого горожане были освобождены от военной службы. В 1550-х гг. на смену военным ополчениям, выставлявшимся городами в случае войны, пришло стрелецкое войско – пехота, вооруженная огнестрельным оружием, которая постоянно несла военную службу. Стрельцы жили на территории городов, но в состав городской посадской общины не входили. Создание постоянного стрелецкого войска стало важным шагом вперед в организации военных сил России. Первое время стрельцов насчитывалось не более трех тысяч человек. Для несения пограничной службы государство привлекло казачество. С разработкой и принятием в 1555-1556 гг. Уложения о службе государство дало помещикам и вотчинникам четкую разнарядку, с какого количества земли они должны выставить вооруженного воина на коне. Закон предусматривал, что при наличии у феодала крупных земельных владений, они обязаны выставлять вместе с собой вооруженных холопов. Феодалы, приводившие людей больше, чем положено, могли рассчитывать на денежную компенсацию, недовыполнившие норму подвергались штрафу.
Процесс формирования и развития представительных органов на местах затронул и духовенство. Решениями церковного собора 1551 г., вошедшего в историю как «Стоглав» (по количеству глав), все приходское духовенство и монастыри были подчинены административно-судебной власти епископов. Важнейшими задачами собора были унификация церковных обрядов, и выработка комплекса мер по улучшению морального облика священнослужителей, чтобы повысить авторитет последних. Собор резко осудил пьянство и разврат среди духовенства, расточительность настоятелей монастырей. Решения собора способствовали консолидации духовенства в особое сословие и обеспечили церкви внутреннюю автономию перед лицом государства. Ранее епископы управляли подчиненными им духовными лицами через своих чиновников – бояр, находившихся «на кормлении» у приходских священников. После решений собора ряд важных функций внутри церковного управления перешел в руки выборных представителей приходского духовенства – «поповских старост». Они должны были наблюдать за образом жизни священников и соблюдением ими норм обрядов, собирать с духовенства налоги в пользу епископа, участвовать в суде архиерейских чиновников. Таким образом, и в среде духовенства ряд важных функций местного управления перешел в руки выборных представителей.
Процесс формирования представительных органов самоуправления в 1550-х гг. свидетельствует, что Московское государство значительно продвинулось на пути образования сословного общества. В структуре общества четко выделились дворяне, посадские люди, духовенство, крестьяне. Каждое из этих сословий имело свою организацию и органы самоуправления, к которым в результате реформ перешел ряд важных функций местного самоуправления. Аналогичные процессы, только в более раннее время, протекали в Европе. Однако на Западе, в отличие от России, развитие органов сословного самоуправления сопровождалось сокращением или прекращением роста чиновничьего аппарата, уменьшением налогового бремени в пользу центральной власти, освобождением дворян от некоторых обязанностей, связанных с несением военной службы.
По подсчетам исследователей, в 1550-е гг. в Московском государстве налоговые сборы увеличились в 4,5 раза. Во многом это стало возможным, благодаря унификации системы налогообложения. Основной единицей поземельного налогообложения стала «большая московская соха» (определенное количество четвертей земли в зависимости от её качества).
Реформы 1550-х гг. сопровождались значительным расширением и укреплением аппарата центральных органов власти. Еще до реформ отдельные отрасли государственного управления, а также управление отдельными территориями стали поручаться боярам. Первоначально такие учреждения назывались «избами» (от названия построек, специально поставленных для них в Кремле), затем – приказами. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Разрядный приказ вел учет военных назначений и занимался организацией вооруженных сил Московского государства, Стрелецкий – стрельцами, Пушкарский курировал артиллерию, Оружейная палата отвечала за оружие и военное снаряжение. Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам за службу, – Поместный приказ, холопами – Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями. Приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца – присоединенным Казанским ханством.
Процессы централизации государства и укрепления на политической арене служилого сословия проходили в условиях обострения сословных и классовых отношений. Конфликты приобретали весьма острую форму. Они проявлялись в разных формах: участие в ересях, побегах, совершение индивидуальных террористических актов, групповые выступления «лихих людей». В складывающейся ситуации центральная власть была кровно заинтересована в создании мощного аппарата принуждения. В него вошли Разбойный, Холопий и Челобитный приказы.
Компетенцию Разбойного приказа определяла Уставная книга, составленная в 1555 г. Этот приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков, регламентировал и контролировал их деятельность. Старосты должны были сообщать в приказ о судьбе имущества казненных разбойников. Приказ призывал население жаловаться на бездеятельность или произвол старост. В случае подтверждения жалобы старосту предписывалось казнить. Помимо борьбы с разбойниками и ворами приказ широко занимался вопросами безопасности и поддержания порядка, контролировал продажу алкоголя в стране, противоборствовал нелегальной продаже алкоголя, боролся с пожарами, следил за чистотой улиц.
Холопий приказ впервые упоминается в 1571 г. Он занимался делами поступления в холопство и рассматривал судебные дела холопов. В 1597 г., после введения заповедных и урочных лет, приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых крестьянах, а также вести переписку об их розыске с воеводами.
Челобитный приказ, учрежденный в 1549 г., играл ключевую роль среди органов центрального управления. Во главе его Иван IV поставил А.Ф. Адашева. Задачей данного приказа было принятие и рассмотрение челобитных на имя царя. Одна часть жалоб по решению А.Ф. Адашева направлялась на рассмотрение царя, другая передавалась в соответствующие учреждения. По сути дела, Челобитный приказ стал высшим контрольным органом страны [66.С. 50].
Одной из важнейших реформ Избранной рады стало ограничение местничества – обычая, возникшего на рубеже XV-XVI вв. и просуществовавшего до 1682 г., который заключался в том, что при назначении человека на государственную должность учитывалась его родословная, а не заслуги перед государем. Местническая система основывалась на прецедентном праве. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях, что их предки. Такая система предоставляла преимущество представителям тех боярских родов, которые раньше перешли на службу московским государям и тем самым были крепче связаны с центральной властью. Так «дело случая» позволило отпрыскам отдельных нетитулованных московских родов оказаться в структуре нового централизованного государства выше удельных князей-Рюриковичей. Вместе с тем в военных походах часто проявлялась полная несостоятельность местнической системы. Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества: 1) знатные юноши, прежде чем занять ответственные руководящие посты, должны были пройти стажировку в войсках, что не считалось прецедентом, 2) был сокращен круг лиц, числившихся на совместной службе, что, в свою очередь, сократило и упростило местнические расчеты [31.С.154-155].
Результаты реформ Избранной рады оказались противоречивыми. С одной стороны были предприняты важные меры для формирования сословий со своими органами самоуправления. С другой стороны значительно был укреплен и расширен аппарат центрального управления, который сосредоточил в своих руках контроль над представительными органами на местах и сконцентрировал мощные материальные ресурсы. Реформы объективно были ориентированы на завершение процесса централизации государства, развитие права и демократии. Они привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам – присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.), успехи в первые годы Ливонской войны. Следует понимать, что более глобальные результаты структурных преобразований следовало ожидать как минимум спустя десятилетия. Столь медленные темпы не устраивали властолюбивого Ивана IV. Ускорить процесс централизации государства можно было только силовым путем, что в корне противоречило концепции реформ.
В январе 1565 г. царь, взяв казну, покинул свою подмосковную резиденцию и выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он отправил два послания для жителей столицы. В первом послании, адресованном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщил об отказе от власти. Он сослался на измены бояр и попросил выделить ему особый удел. Просимый удел Иван IV назвал "опричь" (т.е. кроме). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщил о принятом решении и отметил, что к горожанам у него претензий нет. Этот ход был рассчитан на то, чтобы Иван IV, заручившись поддержкой посада, мог выдвинуть боярам условия, на которых согласен был дальше править Московским государством. Реакция посада оказалась предсказуема. Царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. В результате страна была разделена на две части: опричнину и земщину. Автоматически произошло и разделение дворян на две части. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли: поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экономическом положении районы. Эти земли были отданы дворянам, вошедшим в опричное войско. Состав последнего первоначально был определен в тысячу человек. Содержание опричного войска легло налоговым бременем на население земщины. В опричнине сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были прикреплены собачьи головы и метлы, символизировавшие преданность царю и готовность вымести измену из страны. Царь наделил опричников особыми правами и привилегиями, выделявшими их из массы остальных бояр и детей боярских.
Раскол дворянского сословия был необходим Ивану IV, чтобы обеспечить себе опору для проведения политики ускоренной централизации. Привилегированный статус опричников привел к возникновению противоречий между ними и основной массой дворянства, которая не имела привилегий. Обязанные своим возвышением власти Ивана IV, опричники были кровно заинтересованы в ее сохранении и укреплении. Такое развитие событий говорит о том, что в России в середине XVI в. дворянское сословие находилось на начальной стадии своего формирования и не могло дать организованный отпор насильственной политике Ивана IV.
Опричное войско стало карательным органом царя, необходимым для форсирования процесса централизации. Суть этого процесса для Ивана IV заключалась в физическом устранении или подрыве экономического могущества противников централизации и противников неограниченных прав монарха в лице удельных князей и представителей крупнейших боярских родов.
Установление в стране опричнины сопровождалось открытой ликвидацией неписаных норм, которые традиционно определяли отношения царя и его высокопоставленных вассалов. Если раньше за измену человека можно было наказать только после открытого расследования, во время которого обвиняемый мог сказать все, что считает нужным в свое оправдание, а церковные иерархи имели право добиться помилования для виновных, то теперь царь единоличным решением, без суда и следствия, устанавливал, кто является изменником. Со временем репрессии усилились, а вместе с «изменниками» стали казнить членов их семей и слуг. Новый порядок дал царю возможность лишать родовой собственности и отправлять в новые владения в незнакомые места тех подданных или целые их группы, кого Иван IV считал опасным для своей власти.
Главным объектом опричного террора стали члены княжеских родов – потомков Рюрика, исторически образовывавшие самый верхний, наиболее привилегированный слой в составе дворянского сословия России. Они держали в своих руках наиболее доходные и почетные должности в государственном аппарате, суде и армии. В их представлениях личность царя не была окружена таким ореолом святости, как в глазах других дворян. Они сохранили в своей среде критическое отношение к действиям московских государей, которые, объединяя русские земли, неоднократно нарушали нормы, принятые в отношениях между князьями. Все это располагало к тому, чтобы княжеская аристократия консолидировала вокруг себя дворянское сословие в борьбе за расширение и увеличение его сословных прав. Иван IV, используя по отношению к ним стандартный набор мер, ослабил их влияние и исключил вариант такого развития событий.
Разделение Иваном IV страны на земщину и опричнину привело к тому, что процесс переселения светских землевладельцев затронул многих представителей детей боярских. Переселения проходили в течение всего периода действия опричнины. С их помощью царь существенно ослабил сплоченность уездных дворян. Практиковались случаи когда бывшие землевладельцы не получали новую вотчину взамен утраченной. Кроме этого, в условиях нестабильности и репрессий многие вотчинники стали передавать свои земли монастырям в надежде найти в них спасение. Чтобы предотвратить утечку земельного фонда в пользу церкви, Иван IV указом от 15 января 1562 г. запретил отчуждать вотчины (продажа, обмен, заклад, дача в монастырь). Наследование земли допускалось только по прямой линии и прямым наследникам — сыновьям. В случае бездетности вотчинника его владение отписывалось на государя.
Передел земли, индивидуальный террор, установление и развитие системы круговой поруки в рядах знати стали основными средствами царя в борьбе за усиление личной власти. Огромное внимание Иван IV уделял личной безопасности. Все его резиденции были хорошо укреплены. Александровская слобода превратилась в неприступную крепость. Одновременно царь использовал все более жесткие меры для подавления недовольства бояр.
Волна террора особенно усилилась в 1567 г., когда до царя дошли сведения, что бояре желают видеть на троне его двоюродного брата, князя Владимира Андреевича Старицкого. Одного из руководителей заговора, боярина И.П. Федорова царь лично заколол. Тело его было брошено в навозную яму. После этого опричники объехали принадлежавшие И.П. Федорову владения. Во время объезда они убивали боярских слуг, истребляли скот, сжигали усадьбы, запасы хлеба. Против насилия опричников открыто выступил митрополит Филипп. Во время торжественного богослужения в Успенском соборе он потребовал от царя справедливого суда над обвиненными и наказания клеветников. По указанию Ивана IV собор епископов 4 ноября 1568 г. сместил Филиппа с митрополичьей кафедры, осудил его деятельность. Затем Филиппа заточили в Тверском монастыре, где он был задушен главным палачом царя Малютой Скуратовым. Осенью 1569 г. по принуждению Ивана IV князь В.А. Старицкий вместе с семьей принял яд и погиб [19.С.184].
Удел князя В.А. Старицкого, наряду с Великим Новгородом, был наиболее мощным форпостом децентрализации в Московском государстве. После расправы с семьей князя решение вопроса о насильственной интеграции новгородских земель в состав единого централизованного государства стало делом времени.
Новгород являлся самым крупным экономическим соперником Москвы. В своем управлении Новгород сохранял отдельные черты былой самостоятельности. Так, новгородские наместники вели неформальные сношения с Ливонией и Швецией. Большую роль в управлении городом играл новгородский владыка. Старые органы новгородской администрации сохраняли свои функции и не были реорганизованы. В Новгороде существовал собственный монетный двор. Выпускавшаяся на нем «новгородка» являлась, наряду с «московкой», основной денежной единицей Московского государства.
В начале января 1570 г. Иван IV с опричным войском подошел к Новгороду. Предлогом для выступления в поход послужили сведения о планах новгородцев перейти под покровительство Речи Посполитой. Этот поход по своим масштабам и последствиям стал наиболее опустошительным за время существования опричнины. Административный аппарат, управлявший Новгородской землей, был истреблен почти полностью. Насилию подверглись многие приближенные новгородского архиепископа и новгородские дети боярские. Отряды опричников бесчинствовали и сжигали усадьбы «изменников» вместе с находившимися там запасами хлеба и скотом. Планомерно шло разграбление монастырей. Казна обителей была конфискована, церковные ценности изъяты. Монастырских старцев опричники поставили на правеж, били палками и вымогали деньги. Царь забрал себе все товары, находившиеся в амбарах и лавках на новгородском торге. Дома посадских людей были разграблены опричниками. Таким образом, расправу над «изменниками» царь одновременно совмещал с пополнением собственной казны.
Действия опричников вели к росту злоупотреблений и произволу в стране. К началу 1570-х гг. грабежи и насилия привели к тому, что под угрозой оказалось сохранение элементарного порядка в стране и государственности. В это время обострилось соперничество и среди высокопоставленных опричников. Логическим продолжением событий стала казнь многих видных опричников в 1570-1571 гг. по обвинению в государственной измене и злоупотреблениях. В 1571 г. опричное войско дискредитировало себя в глазах государя и москвичей тем, что не смогло отразить нападение на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад. Осенью 1572 г. Иван IV вынужден был объявить об отмене разделения страны на две части. При этом полного возвращения к прежним порядкам не произошло. Территория опричнины перешла в Государев двор. Земельные права большинства землевладельцев, пострадавших в годы опричнины, не были восстановлены. Осенью 1575 г. царь снова разделил страну на две части. Тем самым, он реанимировал режим опричнины в несколько облегченном варианте. Этот порядок сохранился в стране до смерти Ивана IV (1584 г.).
Политика чрезвычайных мер, проводимая Иваном IV, начиная с 1560-х гг., была характерна в то время для Литвы, Польши и Швеции. Эта политика была продиктована их участием в Ливонской войне. Выросшая в 1561-1562 гг. из локального военного конфликта между странами балтийского региона, война вызвала тяжелые потрясения во всех социальных группах воюющих государств. Общим последствием для них стала демографическая катастрофа: эпидемии, запустение, плен и эмиграция. Польским и литовским военным удалось достаточно хорошо организовать вербовочную деятельность среди крупнейших представителей московской знати с помощью тайных писем с приглашением на службу и обещанием больших милостей. Действия противника способствовали дестабилизации обстановки при московском дворе и стимулировали бегство московской знати в Речь Посполитую. Кроме этого в польско-литовском войске поощрялось пленение знатных противников и внедрение на царскую службу своих агентов, которые поставляли информацию за рубеж. Московское государство гораздо меньше преуспело в такой «гуманитарной» войне. В результате Ивана IV оказался окружен людьми, члены семей которых находились в стане врага. Все это способствовало формированию атмосферы недоверия в окружении царя. В этом отношении борьба с изменой в Московском государстве и деятельность опричников являлись частью войны с Речью Посполитой. Показательно, что Иван IV всерьез рассматривал для себя вариант эмиграции в Англию в случае поглощения Речью Посполитой Московского государства. Никто из известных изменников не вернулся в Московию вплоть до Смуты начала XVII в. [15.С.71-73, 84]
Основным результатом опричнины стало сосредоточение в руках царя всей полноты власти. Иван Грозный уничтожил потенциальную оппозицию себе на долгие годы вперед. Цель опричнины была достигнута, но какой ценой? Стране был нанесен значительный демографический, интеллектуальный, экономический, политический и культурный урон. Многие, прежде процветающие сельскохозяйственные районы, пришли в запустение. Последние годы правления Ивана IV отмечены крупными внешнеполитическими поражениями. В целом Иван Грозный своей политикой чрезвычайных мер заложил основы будущей Смуты начала XVII в.
Отдельно следует отметить изменения оценки деятельности Ивана IV в отечественной исторической науке. К середине XIX в. в дворянской историографии твердо установилось мнение, что Иван Грозный был жестоким и злобным тираном. Во второй половине XIX в. эта позиция была пересмотрена. Родоначальник государственной школы в отечественной историографии С.М. Соловьев предложил рассматривать процесс вытеснения «старых» родовых начал, при всех его жестокостях, как прогрессивный шаг в развитии российской государственности. Необходимо отметить, что ученый, в отличие от своих последователей, ни в коей мере не оправдывал насилия Ивана IV. Он писал: «Не произнесет историк слово оправдания такому человеку» [31.C.129]. Последователи С.М. Соловьева отказались от моральных оценок, посчитав их не научными. Видный деятель исторической науки конца XIX – первой половины ХХ в. С.Ф. Платонов модернизировал концепцию С.М. Соловьева. Согласно его представлениям, Иван Грозный вел борьбу против боярства, являвшегося главным тормозом на пути централизации государства. С незначительными вариациями платоновская концепция получила развитие в работах других советских историков: С.В. Бахрушина, В.И. Корецкого, Р.Г. Скрынникова. Утверждение концепции С.Ф. Платонова в советской исторической науке было продиктовано политическим фактором. Личность царя Ивана Грозного очень импонировала Сталину. В конце 1930-х гг. историки получили негласную команду оправдать террор Ивана IV как государственную необходимость. Стоит отметить, что примерно в это же время сам С.Ф. Платонов был репрессирован. Свою жизнь он завершил в ссылке. С начала 1940-х гг. под давлением ЦК ВКП(б) личность Ивана Грозного стали раскручивать как выдающегося государственного деятеля и патриота.
Оправдание террора Ивана Грозного, восхваление деятельности других сильных царей, полководцев служило для Сталина важным информационным сопровождением для проведения репрессий. С помощью героизации таких личностей в обществе распространялся и утверждался опасный тезис: «цель оправдывает средства». Тем самым режим навязывал гражданам наивное мнение, что счастье народа зависит не от него самого, а от мудрого вождя, которому всячески стараются помешать многочисленные враги.
Принципиально важно отметить, что в эти годы нашелся историк не склонный к компромиссу со своей совестью – Степан Борисович Веселовский. Расплатой за такую позицию послужило то, что большая часть трудов автора, посвященных времени Ивана IV, была опубликована посмертно, а сам историк подвергся жесткой травле в печати.
После ХХ съезда КПСС стало возможным иначе писать об Иване Грозном. Пересмотр прежних концепций оказался для многих историков долгим и мучительным процессом, поскольку они находились в плену устоявшихся стереотипов. Введение в научный оборот новых комплексов исторических источников существенно способствовало пересмотру прежних идей. Историки больше стали отталкиваться от анализа фактов, хотя и с оглядкой на генеральную линию партии. А.А. Зимин в своей книге «Опричнина», изданной в 1964 г., показал нежизнеспособность концепции борьбы дворянства и бояр, как ключевого явления периода правления Ивана IV. В это же время историк С.М. Каштанов доказал ключевую роль опричнины в утверждении крепостничества и ликвидации остатков удельной системы [31.C.129-131].
Впервые в открытой печати о целях и формах насаждения культа Ивана Грозного и положительной оценки опричнины в сталинское время заговорил историк В.Б. Кобрин в конце 1980-х гг. Он сравнил опричнину с ускоренной сталинской индустриализацией 1930-х годов. Важно отметить, что В.Б. Кобрин, признавая ведущую роль опричнины в централизации государства, допускал альтернативный путь достижения той же цели, который представляли реформы Избранной рады. Демократические процессы конца 1980-х – начала 90-х гг. способствовали утверждению в публицистике и массовом историческом сознании российских граждан отрицательного отношения к деятельности Ивана Грозного.